Основы профилактики преступлений несовершеннолетних
Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних призваны осуществлять индивидуальную профилактическую работу на установленных законом основаниях в отношении отдельных категорий несовершеннолетних, предусмотренных рассматриваемым федеральным законом. Несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением… Читать ещё >
Основы профилактики преступлений несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Профилактика преступности несовершеннолетних является обязательным и центральным элементом прогрессивной государственной политики в области борьбы с преступностью в целом.
Международно-правовые стандарты закрепляют исключительную важность установления в национальных системах нрава современного правового механизма профилактики преступности несовершеннолетних.
В российском законодательстве такой механизм установлен в Федеральном законе от «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Наличие специального нормативного правового акта, регулирующего вопросы профилактики преступности несовершеннолетних, отражает пристальное внимание со стороны государства к вопросам благополучия и нравственного развития подрастающего поколения, что следует только приветствовать.
В структуру вышеназванного федерального закона входят:
- — глава I «Общие положения»;
- — глава II «Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- — глава III «Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа»;
глава III. 1 «Рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел»;
— глава IV «Заключительные положения».
В главе I указанного федерального закона раскрываются основные понятия, закрепляются основные задачи профилактики, приводятся основные принципы деятельности по профилактике, определена система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 1 рассматриваемого федерального закона профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Одним из основных элементов профилактики является индивидуальная профилактическая работа, т. е. деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Среди основных задач деятельности, но профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выделяются следующие (ст. 2):
— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- — социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- — выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Выполнение указанных задач осуществляется строго в соответствии с принципами:
- — законности;
- — демократизма;
- — гуманного обращения с несовершеннолетними;
- — поддержки семьи и взаимодействия с ней;
- — индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- — государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- — обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Статья 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет структуру системы профилактики следующим образом:
- 1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- 2) органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;
- 3) органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- 4) органы опеки и попечительства;
- 5) органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
- 6) органы управления здравоохранением;
- 7) органы службы занятости;
- 8) органы внутренних дел;
- 9) учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Как видно из приведенной структуры, субъектный состав системы профилактики является довольно широким и затрагивает большую часть направлений жизнедеятельности несовершеннолетнего (образование, здоровье, социальное обеспечение, право на труд и т. д.). Вместе с тем в указанной системе отсутствуют такие важные субъекты профилактической деятельности, как должностные лица, производящие предварительное расследование преступлений несовершеннолетних, чье функциональное назначение в рассматриваемой системе мы раскроем ниже.
Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних призваны осуществлять индивидуальную профилактическую работу на установленных законом основаниях в отношении отдельных категорий несовершеннолетних, предусмотренных рассматриваемым федеральным законом.
Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» среди лиц, в отношении которых субъектами системы профилактики осуществляется индивидуальная профилактическая работа, выделяются в том числе следующие категории несовершеннолетних:
- — несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- — несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- — несовершеннолетние обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения.
Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении вышеназванных категорий несовершеннолетних в соответствии со ст. 6 указанного федерального закона являются обстоятельства, закрепленные в следующих документах:
- — заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- — приговор, определение или постановление суда;
- — постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
- — документы, определенные рассматриваемым федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- — заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Глава II Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет основные направления деятельности субъектов системы профилактики, их компетенцию, основные задачи и цели деятельности. Рассмотрим некоторые из них.