Метод развития — способ взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся, направленной на решение задач развития индивидуальности ребенка, сущностных сфер личности.
Характеристика сущностных сфер личности достаточно полно раскрывается в книге О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк «Основы педагогики индивидуальности», которая будет являться нашей понятийной основой. Интересна для методики дополнительного образования и идея А. М. Новикова, который отмечает: «Развитие психических процессов обучающегося происходит либо параллельно с процессами воспитания и обучения, либо целенаправленно. В первом случае развитие психических процессов осуществляется через методы обучения и воспитания. Во втором случае — при целенаправленном развитии памяти, внимания, эмоций, пожалуй, единственным методом является тренировка»1.
Опираясь на мысли вышеназванных авторов, рассмотрим какие способы используют современные педагоги дополнительного образования для развития сущностных сфер личности: интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др., вторгаясь и в область психологии ребенка.