Песочная терапия с детьми и подростками
Одним из методов, активизирующих фантазию и позволяющих бессознательному стать видимым, является метод песочной терапии. Дж. Атертон рассматривает композиции на песке как спонтанные трехмерные сознательные ответы на вопросы внутреннего бессознательного голоса. Она пишет, что созданные в песочнице образы являются терапевтичными, поскольку они не нуждаются в интерпретации или переводе в сознание… Читать ещё >
Песочная терапия с детьми и подростками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучив материал, представленный в данной главе, студенты будут: знать
- • историю развития метода песочной терапии и его возможности;
- • специфику использования данного метода в диагностической и терапевтической работе с детьми и подростками;
уметь
- • осуществлять анализ песочных композиций; владеть
- • основными понятиями и принципами, используемыми в различных направлениях песочной терапии (юнгианской, гештальт-терапии и сказкотерании).
В настоящее время в психологической работе с детьми используются различные методы и техники, большинство из которых связаны с творческим самовыражением (рисование, лепка, игра, инсценировка, сочинение сказок и многое другое). Проблемы и трудности детей (впрочем, как и взрослых) находят свое символическое выражение в продуктах творчества. Порождаемые образы и метафоры одновременно являются и симптомами внутреннего состояния человека, и средствами его гармонизации.
Одним из методов, активизирующих фантазию и позволяющих бессознательному стать видимым, является метод песочной терапии. Дж. Атертон рассматривает композиции на песке как спонтанные трехмерные сознательные ответы на вопросы внутреннего бессознательного голоса. Она пишет, что созданные в песочнице образы являются терапевтичными, поскольку они не нуждаются в интерпретации или переводе в сознание. Они также не нуждаются в истолковании, чтобы изменить порядок и равновесие в душе. Образы целительны независимо от того, понимаем мы это или нет. Они несут в себе свои собственные значения, связанные с нашей реальной жизнью[1].
Для ребенка игра с песком является естественным способом самовыражения. Детский юпгиапский психотерапевт Дж. Аллан сравнивал притягательность песка для детей с магнитом: «Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек»[2].
Суть процесса песочной терапии состоит в том, что в песочнице (подносе определенного размера и цвета) с влажным или сухим песком клиент создает ландшафт и располагает миниатюрные предметы. В процессе создания песочной композиции, проигрывания истории, по мнению К. Г. Юнга, происходит высвобождение заблокированной энергии и активизация возможности самоисцеления, заложенной в человеческой психике[3].
В настоящее время существует несколько направлений песочной терапии. Получив изначально методологическое обоснование в русле юнгианского анализа, песочная терапия в процессе своего развития обрела различные модификации в других направлениях (гештальт-терапии, символдраме, психосинтезе, сказкотерапии и т. д.). В связи с возникшими методическими различиями в проведении песочной терапии, на международной конференции в Сан-Франциско в 1995 г. была принята следующая классификация: Sandplay (с большой буквы) означает классическую форму юнгианской песочной терапии, a sandplay (с маленькой буквы) — это различные модификации метода[4].
- [1] См.: Atherton J. Sand Therapy-Dreams Made Visible //Journal of the Irish Association ofHumanistic and Integrative Psychotherapy. № 59. Autumn 2009.
- [2] Аллан Дж. Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках. С. 245.
- [3] См.: Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998.
- [4] См.: Сакович Н. Л. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006.