Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники получения, цели и методы исследования информации о свойствах личности несовершеннолетнего обвиняемого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ориеюпирующая информация может быть получена главным образом путем проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ): результатов наблюдения за несовершеннолетним обвиняемым; данных, полученных при опросах, и др. Такая информация содержится также в материалах криминалистических учетов, ведущихся в правоохранительных органах, в частности в алфавитном, дактилоскопическом учетах, учете по способу… Читать ещё >

Источники получения, цели и методы исследования информации о свойствах личности несовершеннолетнего обвиняемого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всю информацию о несовершеннолетнем обвиняемом, доступную для получения в рамках расследования уголовного дела, можно классифицировать на входящую в предмет доказывания и информацию, необходимую для выдвижения версий, производства следственных действий, применения мер воспитательно-профилактического характера и других целей, т. е. ориентирующую информацию.

Доказательственная информация, поступающая к следователю из процессуальных источников, уже на первоначальном этапе расследования позволяет уяснить обстановку, способ и механизм совершения преступления, собрать данные для выявления преступника. Ее источниками являются место происшествия, показания потерпевшего, очевидцев, лиц, обнаруживших преступление, и др.

На последующем этапе расследования, когда несовершеннолетний правонарушитель, чаще всего, установлен, информацию о его личности получают из содержания различных документов: вещественных доказательств, показаний родственников, законных представителей, администрации с места учебы или работы несовершеннолетнего обвиняемого, показаний других свидетелей, а также самих обвиняемых.

Имеют свои особенности источники личностной информации, получаемой следователем и на заключительном этапе расследования. Она появляется в результате проведенных следственных действий, выполненных по ходатайствам несовершеннолетних обвиняемых, их законных представителей, адвокатов, других участников уголовного процесса, после ознакомления с материалами уголовного дела.

Ориеюпирующая информация может быть получена главным образом путем проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ): результатов наблюдения за несовершеннолетним обвиняемым; данных, полученных при опросах, и др. Такая информация содержится также в материалах криминалистических учетов, ведущихся в правоохранительных органах, в частности в алфавитном, дактилоскопическом учетах, учете по способу совершения преступления, видеотеках и т. д. Ориентироваться в личностных характеристиках несовершеннолетнего обвиняемого помогают и данные о типичном несовершеннолетнем правонарушителе — его «портрете», составленном на основе научных данных и репрезентативной эмпирической базы, получившей отражение в криминалистической характеристике преступлений несовершеннолетних, профессиональном и жизненном опыте следователя.

Оперативно-разыскная информация, несомненно, важный источник сведений о личности несовершеннолетнего обвиняемого, однако ее надо не только получить, но и умело использовать в процессе расследования. Следует помнить, что оперативно-разыскная информация — это не только сведения об обстоятельствах, подлежащих выяснению в процессе расследования, но и ориентир для выявления новых источников доказательств (очевидцев, других свидетелей и т. д.).

Таким образом, изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого преследует определенные цели, которые традиционно можно разделить на общие и специфические.

Общей целью исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого является всестороннее расследование преступления с выяснением всех обстоятельств, подлежащих доказыванию и установлению в соответствии со ст. 73, 421 УПК РФ.

К специфическим целям изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого относятся поисково-познавательные, тактикопсихологические и воспитательно-профилактические цели.

  • 1. Поисково-познавательные цели стоят в основном на первоначальном этапе расследования преступлений. Они достигаются путем исследования любых изменений в материальной обстановке места происшествия, свидетельствующих о физическом и психическом состоянии несовершеннолетнего в момент совершения преступления, а также материально фиксированных следов, по которым устанавливается тождество лица, их оставившего. Имея в своем распоряжении также информацию о личности типичного несовершеннолетнего правонарушителя, обладая специальными знаниями в области возрастной психологии, следственной интуицией, сопоставив весь этот багаж знаний с наблюдаемой картиной преступления, следователь выдвигает обоснованные версии о лице, совершившем преступление, производит его розыск и задержание.
  • 2. Подготовка и эффективное производство процессуальных действий позволяют достичь тактико-психологических целей исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого. В этом направлении личность изучается для правильного решения организационных вопросов, упорядочивающих работу с несовершеннолетним обвиняемым, и эффективного применения тактических приемов при производстве следственных действий с его участием.
  • 3. Что касается воспитательно-профилактических целей исследования личности несовершеннолетнего обвиняемого, то работа в этом направлении необходима для эффективного воздействия на присущие подростку нравственные качества, способствующие исправлению и недопущению рецидива с его стороны.

Указанные цели исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого охватывают уголовно-правовое (для правильной квалификации, определения справедливого наказания, решения вопроса об освобождении от уголовной ответственности), уголовно-процессуальное (изучение личности как элемента предмета доказывания) и криминалистическое (для выдвижения версий, отождествления личности по оставленным следам, реализации тактических приемов и т. д.) направления. Обозначенные цели можно достичь, используя арсенал методов, отвечающих требованиям закона и соответствующих нравственным принципам. От выбора метода исследования всегда зависит достоверность полученных результатов. К ним относятся общенаучные и частные методы, применяемые в конкретных отраслях знания.

Общенаучные методы применяются в рамках любых научных исследований с учетом особенностей сферы научного и практического познания. При исследовании информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого общенаучные методы представлены на двух уровнях. Первый уровень — накопительный. Здесь происходит сбор информации о конкретной личности, который осуществляется путем наблюдения, беседы, сбора характеризующих материалов, сравнения и др.

Второй уровень — оценочный. На нем в основном применяют такие общенаучные методы, как анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия и др. Причем оба уровня исследования информации постоянно чередуются: собрав определенную совокупность доказательств, следователь или дознаватель оценивает ее и принимает решение, затем происходит дальнейший сбор информации, более глубокий и конкретизированный, который также оценивается следователем, дознавателем и используется в той или иной форме.

Кроме названных, при исследовании информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого используются частнонаучные и специальные методы криминалистики, которые применяются в первую очередь при производстве экспертных исследований, а также в ходе непосредственного общения следователя с несовершеннолетними, попавшими в орбиту предварительного расследования. Обнаруживая, фиксируя и изымая следы предполагаемого преступника с места преступления, т. е. решая поисково-познавательные задачи, следователь применяет физические, химические и другие специальные методы. При изучении личности задержанного несовершеннолетнего подозреваемого используются также методы сравнения, анализа, моделирования и др.

Тактико-психологическая цель исследования личности несовершеннолетнего обвиняемого достигается с использованием как общенаучных методов, так и методов, заимствуемых из психологии, теории игр, конфликтологии, рефлективного управления и других наук. Применяя эти методы, следователь получает и исследует информацию, необходимую для выработки системы наиболее эффективных тактических приемов в различных следственных ситуациях, что невозможно без учета особенностей исследуемой личности несовершеннолетнего обвиняемого.

Исследуя личность подростка в воспитательно-профилактических целях, г. е. решая задачу исправления несовершеннолетнего правонарушителя, следователь использует такие методы, как беседа, моделирование и др.

Практикум

Контрольные вопросы и задания для самоконтроля.

  • 1. В чем сущность и каково значение доказательственной и ориентирующей информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого при расследовании преступлений несовершеннолетних?
  • 2. Назовите источники получения доказательственной информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого при расследовании преступлений несовершеннолетних.
  • 3. Каковы источники получения ориентирующей информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого при расследовании преступлений несовершеннолетних?
  • 4. Расскажите о методах и целях получения информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого при расследовании преступлений несовершеннолетних.

Темы для рефератов и эссе

  • 1. Вопросы моделирования личности несовершеннолетнего по данным о способе совершения преступления.
  • 2. Современные методы получения информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого.
  • 3. Содержание доказательственной и ориентирующей информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого.

Тестовые задания

  • 1. Информацию о личности несовершеннолетнего обвиняемого можно классифицировать:
    • а) на доказательственную и ориентирующую;
    • б) на значительную и незначительную;
    • в) на правдивую и ложную;
    • г) на интересную и неинтересную.
  • 2. На первоначальном этапе расследования источниками информации о личности несовершеннолетнего правонарушителя, входящей в предмет доказывания и имеющей доказательственное значение, являются:
    • а) место происшествия, показания потерпевшего, очевидцев, лиц, обнаруживших преступление и др.;
    • б) сведения, полученные в ходе проведения ОРМ;
    • в) характеристики с мест обучения и жительства несовершеннолетнего лица;
    • г) нет верного ответа.[1]
  • 4. На заключительном этапе расследования источниками информации о личности несовершеннолетнего правонарушителя, входящей в предмет доказывания и имеющей доказательственное значение, являются:
    • а) сведения, полученные в ходе проведения ОРМ, направленных на установление личности несовершеннолетнего обвиняемого;
    • б) содержание различных документов: вещественных доказательств, показаний родственников, законных представителей, администрации с места учебы или работы несовершеннолетнего обвиняемого, показаний других свидетелей, а также самих обвиняемых;
    • в) место происшествия, показания, полученные в ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого;
    • г) следственные действия, выполненные по ходатайствам несовершеннолетних обвиняемых, их законных представителей, адвокатов, других участников уголовного процесса, после ознакомления с материалами уголовного дела.
  • 5. Источником криминалистически значимой информации о личности несовершеннолетнего правонарушителя, не входящей в предмет доказывания и не имеющей доказательственного значения, могут выступать:
    • а) результаты наблюдения за несовершеннолетним обвиняемым;
    • б) данные, полученные при опросах;
    • в) материалы криминалистических учетов;
    • г) данные о типичном несовершеннолетнем правонарушителе;
    • д) все вышеприведенное.
  • 6. Общей целью исследования информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого является:
    • а) всестороннее расследование преступления с выяснением всех обстоятельств, подлежащих доказыванию и установлению в соответствии со ст. 73, 421 УПК РФ;
    • б) получение признательных показаний от несовершеннолетнего обвиняемого;
    • в) решение тактических задач;
    • г) эффективное проведение тактических операций.
  • 7. К специфическим целям изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого относятся:
    • а) поисково-познавательные и тактико-психологические;
    • б) тактико-психологические и воспитательно-профилактические;
    • в) тактико-психологические;
    • г) поисково-познавательные, тактико-психологические и воспитательно-профилактические.
  • 8. Достижение целей изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого обеспечивается применением методов, которые традиционно 11 од раздел я ются:
    • а) на научные и ненаучные;
    • б) на общенаучные и частнонаучные;
    • в) существует только единый научный метод познания;
    • г) нет верного ответа.
  • 9. Методы, заимствуемые из психологии, в основном используются для достижения:
    • а) поисково-познавательных целей;
    • б) тактико-психологических целей;
    • в) воспитательно-профилактических целей;
    • г) не используются вообще.
  • 10. Какой из нижеприведенных методов достижения целей исследования личности несовершеннолетнего обвиняемого нс используется:
    • а) анализа;
    • б) дедукции;
    • в) сравнения;
    • г) метод Хитча-Джека.

Интерактивная форма занятия

Ролевая игра

Из группы студентов выбирается число студентов, соответствующее количеству контрольных вопросов, подлежащих рассмотрению на семинарском занятии. Каждому выбранному студенту предлагается выступить в роли преподавателя, у которого цель — изложить и донести учебный материал до каждого студента. Перед началом выступления студентов каждому из них разъясняется необходимость установления психологического контакта с аудиторией, использования грамотно выстроенной юридической речи, применения жестов и мимики при изложении учебного материала. После каждого выступления слушающим студентам предоставляется возможность задать выступающему уточняющие и разъясняющие вопросы. По окончании всех выступлений студентам предлагается указать на положительные и отрицательные стороны выступавших.

Дополнительная литература Научные монографии, учебные пособия, учебники и т. д.

1. Макаренко, И. А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования / И. А. Макаренко. — М.: Юрлитинформ, 2006.

Научные статьи, тезисы докладов на научно-практических конференциях и т. д.

  • 2. Арсеньева, М. И. Применение автобиографического метода для ретроспективного изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя / М. И. Арсеньева // Социально-психологическое изучение личности несовершеннолетних, совершивших преступления: сб. науч. тр. — М.: Изд-во Всесоюзного ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1977.
  • 3. Дашичев, Д. С. Личностные характеристики несовершеннолетних преступников / Д. С. Дашичев // Юридические науки: теоретический и практический взгляд: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 8 августа 2014 г.). — Уфа: Аэтерна, 2014.
  • 4. Куринова, Я. И. Характеристика личности современного несовершеннолетнего преступника / Я. И. Куринова // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: сб. седьмой Всерос. науч.-практ. конф. — Ростов н/Д: Изд-во РЮИ МВД России, 2010.
  • 5. Легезина, Е. В. Понятие личности несовершеннолетнего преступника, совершающего преступления в составе группы / Е. В. Легезина // Научные исследования высшей школы: сб. тезисов докладов и сообщений на итоговой науч.-практ. конф. (8 февраля 2011 г.). — Тюмень: Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД России, 2011.
  • 6. Макаренко, И. Понятие и условия установления психологического контакта с несовершеннолетним обвиняемым / И. Макаренко //Уголовное право. — 2003. — № 1.
  • 7. Макаренко, И. А. К вопросу о личности несовершеннолетнего обвиняемого / И. А. Макаренко // Человек как источник криминалистически значимой информации: материалы Всерос. межведомственной науч.-практ. конф. — Саратов: Изд-во СЮИ МВД России, 2002. — Ч. 1.
  • 8. Макаренко, И. А. Общая характеристика источников информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого / И. А. Макаренко // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2006. — № 6.
  • 9. Макаренко, И. А. Предпосылки формирования учения о личности несовершеннолетнего обвиняемого / И. А. Макаренко // Криминалистические чтения, посвященные 100-летию со дня рождения проф. Б. И. Шевченко: тезисы выступлений. — М.: МАКС-Прссс, 2004.
  • 10. Макаренко, И. А. Система источников информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого / И. А. Макаренко // Совершенствование следственной и экспертной практики: тезисы докладов и сообщений Междунар. науч.-практ. конф. (10—11 апреля 2008 г.). — Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2008.
  • 11 .Макаренко, И. А. Характеристика обстоятельств, подлежащих установлению при совершении преступления несовершеннолетними / И. А. Макаренко // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики России и стран СНГ: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию со дня рождения профессора, доктора юридических наук, заслуженного деятеля высшей школы Юрия Даниловича Лившица (4 апреля 2014 г.). — Ч. II. — Челябинск: Цицеро, 2014.
  • 12. Очередин, В. Т. Документы как источники сведений о личности несовершеннолетнего обвиняемого / В. Т. Очередин // Уголовно-процессуальные проблемы предварительного следствия и пути его совершенствования: сб. науч. тр. — Волгоград: Изд-во ВСШ МВД СССР, 1985.
  • 13. Очередин, В. Т. Показания свидетелей как источник сведений о личности несовершеннолетнего обвиняемого / В. Т. Очередин // XXVI съезд КПСС и проблемы уголовно-процессуальной и организационной деятельности органов предварительного следствия: сб. науч. тр. — Волгоград: Изд-во ВСШ МВД СССР, 1982.
  • 14. Стребиж, В. В. Применение общенаучных методов с целью эффективного изучения личности несовершеннолетнего преступника /

B. В. Стребиж // Эффективность научно-технических исследований и внедрение их в практику расследования преступлений: межвузовский сб. науч. тр. — Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1987.

15. Тимошенко, С. Е. Источники и средства изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление: теоретический аспект /.

C. Е. Тимошенко // Вестник Омской юридической академии. — 2013. — № 1 (20).

16. Халиуллина, А. Ф. Личность несовершеннолетней обвиняемой как уголовно-процессуальная категория и как объект криминалистического исследования /А. Ф. Халиуллина //Эксперт-криминалист. — 2011. — № 3.

Авторефераты и диссертации на соискание ученой степени

  • 17. Макаренко, И. А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: дис… канд. юрид. наук / И. А. Макаренко. — Уфа, 1998.
  • 18. Макаренко, И. А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / И. А. Макаренко. — Саратов, 2007.
  • [1] На последующем этапе расследования источниками информациио личности несовершеннолетнего правонарушителя, входящей в предметдоказывания и имеющей доказательственное значение, являются: а) место происшествия, показания, полученные в ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого; б) сведения, полученные в ходе проведения ОРМ, направленныхна установление личности несовершеннолетнего обвиняемого; в) содержание различных документов: вещественных доказательств, показаний родственников, законных представителей, администрации с местаучебы или работы несовершеннолетнего обвиняемого, показаний другихсвидетелей, а также самих обвиняемых; г) нет верного ответа.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой