Общие принципы построения психокоррекционной работы.
Проблемы классификации и специфика проявлений аномалий развития
Психологическое консультирование — «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми». Связана с понятием «норма» и определяется как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя из его возрастных… Читать ещё >
Общие принципы построения психокоррекционной работы. Проблемы классификации и специфика проявлений аномалий развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Не отнимай ни у кого убеждений, способствующих его счастью, если не можешь дать ему лучших.
К. Лафатер
Виды психологической помощи: определение, структура
Взаимосвязь понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психопрофилактика». Специфика, цели, уровни психопрофилактики.
Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи:
- 1) психопрофилактику;
- 2) психокоррекцию;
- 3) консультирование;
- 4) психотерапию.
Психопрофилактика — область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций»[1].
Психологическая коррекция — «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют „оптимальной“ модели»[2].
Психологическое консультирование — «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми»[3].
Психотерапия — «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических»[4]. (Этот вид психологической помощи в рамках данного учебного пособия не исследуется.).
Отличия каждого из видов помощи ярко видны при их сравнении по следующим параметрам: цель психологического воздействия, применяемые методы, качество результата (см. табл. 1).
Подготовка специалистов осуществляется в высших учебных заведениях и включает в себя теоретические и практические компоненты. К основным теоретическим компонентам профессиональной подготовки психолога относят: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов личности, этапов ее развития, специфики кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов, и особенности психологической помощи на каждом из них. Практические профессиональные навыки отрабатываются во время практикумов, супервизорства, мастер-классов, а также во время посещения по личной инициативе будущими специалистами обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо также для будущей успешной профессиональной деятельности прохождение «чистилища» в виде индивидуальной психотерапии и групповых тренингов личностного роста с целью решения собственных психологических проблем. Т. е. специалист должен обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и психологическим здоровьем. В результате синтеза этих областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать участие в балинтовских группах, а также членство в каком-либо профессиональном сообществе, например, в Профессиональной Психотерапевтической Лиге (ППЛ).
Кроме того, что специалист должен быть специалистом, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если Вы сейчас, на некоторое время, отвлечетесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то, возможно, Вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни Ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помогли, спасли в сложной ситуации. Чем же обладал этот замечательный человек?
Таблица 1
Виды психологической помощи
№. | Вид психологической помощи. | Цель психологического воздействия. | Методы. | Результат. |
1. | Психопрофилактика. | Предупреждение или нивелирование возможных психических нарушений в развитии и/или функционировании личности. | Информирование населения. Массовые обследования населения. Психологическая поддержка. | Отсутствие или нивелирование психических нарушений в личностном развитии. |
2. | Психокоррекция. | Связана с понятием «норма» и определяется как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных и культурологических требований. | Выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист. | Коррекция особенностей психического развития, которые не соответствуют норме. |
3. | Психологическое консультирование. | Осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. | Специально организованная беседа. | Осознание клиентом истинной причины проблемы и наилучших способов ее разрешения. |
4. | Психотерапия: | Гармонизации взаимоотношений клиента с самим собой и социумом. | ||
клиническая. | Гипноз, аутотренинг, внушение, самовнушение, терапия рациональная. | Смягчение или ликвидация имеющейся симптоматики. |
Окончание табл. 1
№. | Вид психологической помощи | Цель психологического воздействия | Методы | Результат |
Личностно ориентированная. | «Различные варианты анализа конфликтных переживаний больного"*. | «Изменение в отношении клиента к социальному окружению и собственной личности"**. |
* Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 543—544.
** Там же.
Задание
- 1. Какими личными качествами должен обладать человек, в обществе которого Вы чувствовали бы себя психологически комфортно?
- 2. Какими из этих качеств обладаете Вы?
- 3. Какие упражнения, по Вашему мнению, помогут развить данные качества?
Исследователи в области психологии в разное время выделяли личные качества, по их мнению, необходимые специалисту для успешного осуществления психологической помощи клиентам. В результате получился следующий список: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность, самосознание и рефлексия. Рассмотрим подробнее каждое из них.
Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека»[5]. Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны — оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение, обязательное при оказании психологической помощи, сделает более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).
- [1] Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М., 2002. —С. 470.
- [2] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 246.
- [3] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 288.
- [4] Там же. — С. 543.
- [5] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 784.