Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие принципы построения психокоррекционной работы. 
Проблемы классификации и специфика проявлений аномалий развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическое консультирование — «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми». Связана с понятием «норма» и определяется как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя из его возрастных… Читать ещё >

Общие принципы построения психокоррекционной работы. Проблемы классификации и специфика проявлений аномалий развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Не отнимай ни у кого убеждений, способствующих его счастью, если не можешь дать ему лучших.

К. Лафатер

Виды психологической помощи: определение, структура

Взаимосвязь понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психопрофилактика». Специфика, цели, уровни психопрофилактики.

Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи:

  • 1) психопрофилактику;
  • 2) психокоррекцию;
  • 3) консультирование;
  • 4) психотерапию.

Психопрофилактика — область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций»[1].

Психологическая коррекция — «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют „оптимальной“ модели»[2].

Психологическое консультирование — «форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми»[3].

Психотерапия — «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических»[4]. (Этот вид психологической помощи в рамках данного учебного пособия не исследуется.).

Отличия каждого из видов помощи ярко видны при их сравнении по следующим параметрам: цель психологического воздействия, применяемые методы, качество результата (см. табл. 1).

Подготовка специалистов осуществляется в высших учебных заведениях и включает в себя теоретические и практические компоненты. К основным теоретическим компонентам профессиональной подготовки психолога относят: знание общих закономерностей психического развития; представление об основных теориях личности; знание типов личности, этапов ее развития, специфики кризисных ситуаций, соответствующих каждому из данных этапов, и особенности психологической помощи на каждом из них. Практические профессиональные навыки отрабатываются во время практикумов, супервизорства, мастер-классов, а также во время посещения по личной инициативе будущими специалистами обучающих тренингов в дополнение к основной программе. Полезно и необходимо также для будущей успешной профессиональной деятельности прохождение «чистилища» в виде индивидуальной психотерапии и групповых тренингов личностного роста с целью решения собственных психологических проблем. Т. е. специалист должен обладать теоретическими знаниями, практическими навыками и психологическим здоровьем. В результате синтеза этих областей он должен определиться с выбором психологического направления, в рамках которого будет в дальнейшем специализироваться. Профессиональному развитию, безусловно, будет способствовать участие в балинтовских группах, а также членство в каком-либо профессиональном сообществе, например, в Профессиональной Психотерапевтической Лиге (ППЛ).

Кроме того, что специалист должен быть специалистом, он должен быть личностью. Еще Фрейд писал о том, что психотерапевтом, по его мнению, может быть любой образованный человек. Само слово «любой», безусловно, вызывает противоречивые ассоциации, однако в своей основной идее эта мысль интересна. И если Вы сейчас, на некоторое время, отвлечетесь от чтения и погрузитесь в волны воспоминаний, то, возможно, Вам вспомнятся некоторые моменты из своей жизни или жизни Ваших близких, когда доброе слово, взгляд, а иногда просто молчаливое участие значимого человека помогли, спасли в сложной ситуации. Чем же обладал этот замечательный человек?

Таблица 1

Виды психологической помощи

№.

Вид психологической помощи.

Цель психологического воздействия.

Методы.

Результат.

1.

Психопрофилактика.

Предупреждение или нивелирование возможных психических нарушений в развитии и/или функционировании личности.

Информирование населения. Массовые обследования населения. Психологическая поддержка.

Отсутствие или нивелирование психических нарушений в личностном развитии.

2.

Психокоррекция.

Связана с понятием «норма» и определяется как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных и культурологических требований.

Выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист.

Коррекция особенностей психического развития, которые не соответствуют норме.

3.

Психологическое консультирование.

Осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.

Специально организованная беседа.

Осознание клиентом истинной причины проблемы и наилучших способов ее разрешения.

4.

Психотерапия:

Гармонизации взаимоотношений клиента с самим собой и социумом.

клиническая.

Гипноз, аутотренинг, внушение, самовнушение, терапия рациональная.

Смягчение или ликвидация имеющейся симптоматики.

Окончание табл. 1

№.

Вид психологической помощи

Цель психологического воздействия

Методы

Результат

Личностно ориентированная.

«Различные варианты анализа конфликтных переживаний больного"*.

«Изменение в отношении клиента к социальному окружению и собственной личности"**.

* Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 543—544.

** Там же.

Задание

  • 1. Какими личными качествами должен обладать человек, в обществе которого Вы чувствовали бы себя психологически комфортно?
  • 2. Какими из этих качеств обладаете Вы?
  • 3. Какие упражнения, по Вашему мнению, помогут развить данные качества?

Исследователи в области психологии в разное время выделяли личные качества, по их мнению, необходимые специалисту для успешного осуществления психологической помощи клиентам. В результате получился следующий список: эмпатия, эмоциональная теплота, позитивное отношение (Карл Роджерс), искренность (Роджерс, Труа), чувство юмора, чувство трагичности бытия (Мигель де Унамуно), конкретность, самосознание и рефлексия. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Эмпатия. Определяется как «постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека»[5]. Однако следует понимать, что мы никогда не можем полностью вчувствоваться в мир другого человека. Но то, что мы можем и должны — оставить в стороне свои мнения, взгляды, опыт и войти в мир другого человека без внесения в него своего собственного мира. Подобное безоценочное отношение, обязательное при оказании психологической помощи, сделает более приятным и полезным общение на любом уровне (личном, семейном, деловом).

  • [1] Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М., 2002. —С. 470.
  • [2] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 246.
  • [3] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 288.
  • [4] Там же. — С. 543.
  • [5] Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — С. 784.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой