Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальный стиль руководителя в формировании управленческой команды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.А.Толочек и др.) и стиля руководства (А.Л.Журавлев, Е. С. Кузьмин, А. А. Русалинова, Р. Х. Шакуров и др.). Развитие новых информационных технологий и прогрессивных стратегий управления определили социальный заказ на разработку проблематики ко-мандообразования в зарубежной социальной психологии (R.Beard, W. Byham, W.G.Dyer, C. Manz, L. Moran, J. Orsburn, E. Salas, H. Sims, S. Tannenbaum, R… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. Состояние разработанности проблемы исследования
    • 2. Стиль руководства и индивидуальный стиль формирования руководителем управленческой команды
    • 3. Теоретическая модель и методы исследования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ 96 УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ
    • 1. Типология индивидуальных стилей руководителя в ко-мандоформировании
    • 2. Зависимость процесса формирования управленческой команды от психолого-акмеологических особенностей лич- 127 ности руководителя
    • 3. Условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию индивидуального стиля руководителя в формировании 149 управленческой команды
  • Выводы по второй главе

Индивидуальный стиль руководителя в формировании управленческой команды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

В современный период развития российского общества, характеризующийся резкой интенсификацией управления, усложнением управленческих систем, бурным переустройством общественной жизни, существенно усиливается значимость совместной деятельности управленческих групп в организациях различного уровня и сфер деятельности. Организации, добивающиеся высоких результатов, отличаются от других главным образом тем, что имеют более эффективное коллективное руководство. Рост значимости этого фактора в последние годы обусловлен также существенным возрастанием субъективной составляющей в управлении, которое, по крайней мере, в нашей стране, связано прежде всего с изменением экономических и политических реалий организации всего общества, которое, с одной стороны, вызвало рост и развитие организационных структур нового типа, а, с другой, расширило возможности самореализации субъектов управления на целевом, смысловом и мо-тивационном уровнях.

Все это выводит на первый план не только проблему подбора, оценки и подготовки руководителей, но и проблему формирования их окружения в организации и, прежде всего, управленческой команды, способной эффективно решать организационно-управленческие задачи — новой общности в персонале управления, особой формы самоорганизации профессионалов в любых сферах деятельности.

Управленческие команды, обладающие неаддитивным совокупным профессионально-управленческим потенциалом, выступают особым фактором повышения эффективности деятельности предприятий и организаций. Именно командная форма организации работы является наиболее эффективной при решении новых нестандартных управленческих задач, позволяет объединить формальные и неформальные рычаги управленческих воздействий в процессе организационного функционирования.

Вместе с тем, как показывают исследования, именно в этом большинство руководителей испытывают сегодня значительные затруднения. Так, из 420 руководителей различных организационно-управленческих структур, опрошенных нами, 64% отметило, что ис.

N ' пытывают серьезные трудности в подборе и формировании своего ближайшего окружения в организации, не владеют технологиями формирования эффективных команд, 75% опрошенных отметили недостаток теоретико-практических знаний в сфере командоформи-рования, 32% обращают внимание на сложности выработки эффективного индивидуального стиля в организации командного взаимодействия.

Состояние разработанности проблемы исследования.

Управленческие команды как объект самостоятельного научного исследования появились относительно недавно, хотя кадры организаций, как фактор эффективного управления, изучаются давно (В.В.Бойко, Е. Е. Вендров, И. П. Волков, Е. С. Жариков, А. Г. Ковалев, Р. Л. Кричевский, А. Ю. Панаскж, В. Г. Панферов, Б. Д. Парыгин, А. Л. Свенцицкий, А. В. Филиппов, А. У. Хараш, А. С. Чернышов и др.). Не менее длинную историю имеют и исследования, посвященные изучению коллективных форм организации совместной деятельности v '.

А.И.Донцов, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, А. Н. Лутошкин, А. С. Макаренко, А. С. Морозов, Р. С. Немов, Л. И. Новикова,.

A.В.Петровский, Л. И. Уманский, В. В. Шпалинский и др.), индивидуального стиля деятельности (Б.А.Вяткин, Е. А. Климов, В. С. Мерлин,.

B.А.Толочек и др.) и стиля руководства (А.Л.Журавлев, Е. С. Кузьмин, А. А. Русалинова, Р. Х. Шакуров и др.). Развитие новых информационных технологий и прогрессивных стратегий управления определили социальный заказ на разработку проблематики ко-мандообразования в зарубежной социальной психологии (R.Beard, W. Byham, W.G.Dyer, C. Manz, L. Moran, J. Orsburn, E. Salas, H. Sims, S. Tannenbaum, R. Wellins, J. Wilson, J. Zenger и др.). Вместе с тем, первые отечественные исследования, посвященные именно проблеме теории и практики формирования эффективных управленческих команд, появились лишь ко второй половине 90-х годов. На сегодняшний день отсутствует единая типология команд, теоретико-эмпирические исследования разнородны и во многом фрагментарны. При этом практически отсутствуют исследования, отражающие ' особенности формирования управленческих команд руководителями, отличающимися по своим индивидуально-психологическим, личностным и личностно-профессиональным характеристикам. Единичны работы, описывающие конкретные технологии оптимизации процесса командоформирования. А стили деятельности руководителей в этом процессе вообще не были объектом самостоятельного исследования. ч 4.

Состояние разработанности проблемы позволяет говорить о ее сложности, и необходимости использования для ее решения системного, комплексного подхода, основанного на разумном сочетании современных методов и процедур отбора и комплектования команды, обучающих технологий в области групповой работы, гибких и экономичных диагностических программ, направленных на решение специализированных научно-практических задач. В качестве такого подхода, как нам представляется, может выступать психоло-го-акмеологический подход уже доказавший свою эвристичность при решении широкого круга научно-практических задач ч '.

КААбульханова, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. Ю. Панасюк, Ю. В. Синягин, Е. А. Яблокова и др.).

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена:

• во-первых, необходимостью совершенствования современных систем управления, и, следовательно, совершенствования деятельности субъекта управления;

• во-вторых, недостаточной теоретической и эмпирической разработанностью проблемы поиска и формирования эффективного индивидуального стиля командного взаимодействия;

• в-третьих, необходимостью разработки конкретных методически процедур, обеспечивающих оптимизацию деятельности руководителя в процессе командофбрмирования.

В соответствии с этим целью диссертационного исследования выступило обоснование возможности выделения индивидуальных стилей формирования руководителем управленческой команды в организации, анализ используемых им в практике управленческой деятельности конкретных технологий командоформиро-вания, их краткая характеристика и взаимосвязь с различными психолого-акмеологическими показателями деятельности и личности руководителя.

Объектом исследования выступила управленческая деяч ' тельность руководителей, связанная с формированием управленческой команды.

Предмет исследования — индивидуальные стилевые особенности деятельности руководителей в процессе формирования управленческой команды.

Гипотезы исследования:

При подборе персонала в управленческую группу руководитель использует индивидуальную систему приемов и способов, которую можно рассматривать в качестве важной стилевой характеристики его деятельности.

Эффективным инструментом анализа индивидуального стиля деятельности руководителя в процессе формирования управленческой команды выступает психолого-акмеологический подход, позволяющий комплексно рассмотреть анализируемую проблему в парадигме психолого-акмеологических знаний, рассматривая индивидуальный стиль как структурный элемент в структуре профессионализма управленца.

Существует сложная взаимосвязь между индивидуальным стилем управленческой деятельности руководителя и стилевыми особенностями формирования им управленческой команды.

Выявление психолого-акмеологических факторов и условий, обусловливающих индивидуальные стилевые особенности формирования руководителем управленческой команды выступает важным условием повышения эффективности управленческой деятельности, поскольку они являются основными составляющими, определяющими общий стиль управленческой деятельности, алгоритм продуктивного решения профессиональных задач, характер целей, которые ставит перед собой руководитель, осуществляя управленческие функции.

Оптимизация индивидуального стиля руководителя в процессе формирования управленческой команды может быть обеспечена путем специальной целенаправленной работы в русле психолого-акмеологического подхода, расширяющей представления о возможных стратегиях и тактиках индивидуального стиля, алгоритмах и ак-меологических технологиях командоформирования, акмеологиче-ских программах самосозидания в этом процессе, рефлексии своей позиции в командном взаимодействии.

В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:

Провести анализ литературы по проблеме индивидуального стиля управленческой деятельности, поиска и выявления алгоритмов эффективного командного взаимодействия в организационном функционировании, психолого-акмеологического анализа управленческой деятельности.

В ходе теоретико-эмпирического исследования личности и деятельности руководителей по формированию управленческих команд выделить систему приемов и способов, реализуемых руководителями и на этой основе построить типологию индивидуальных стилей командоформирования.

Выявить характер взаимосвязи между индивидуальным стилем формирования руководителем управленческой команды, стилем управленческой деятельности руководителя, его индивидуально-психологическими и личностно-профессиональными особенностями.

Наметить конкретные пути и способы оптимизации индивидуального стиля руководителя по формированию управленческой команды.

В русле психолого-акмеологического подхода разработать ак-меологические технологии, направленные на повышение эффективности индивидуального стиля руководителя по командоформи-рованию.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, а также психологическая теория деятельности и деятельностного опосредствования психического развития (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, ААБодалев, А. В. Брушлинский,.

B.В.Давыдов, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Р. Л. Кричевский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, Б. Д. Парыгин, Б. Ф. Поршнев,.

C.Л.Рубинштейн и др.) — личностночэриентированный подход к развитию личностифундаментальные работы, рассматривающие категории «деятельность», «управленческая деятельность», «индивидуальный стиль деятельности» в различных ее аспектах: психологическом (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,.

A.А.Бодалев, В. В. Давыдов, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, С. Л. Кандыбович, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, ч '.

B.С.Мерлин, А. Л. Никифоров, С.Л.Рубинштейн) — социально-психологическом (Г.М.Андреева, А. Г. Асмолов, А. И. Донцов, Б. Д. Парыгин, Б. Ф. Поршнев, и т. д.), основных положений акмеологии (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Ф. Ю. Панасюк, Ю. В. Синягин, Е. А. Яблокова и др.). Исследования проводились с учетом ряда известных теорий и подходов — теории психологической готовности к деятельности (Ф.Генов, А.А.Деркач), ч ' психосемантического подхода (А.Г.Шмелев), теории установки (А.Г.Асмолов, Ю. М. Жуков, А. А. Кроник, В. С. Магун, А. С. Прангишвили, В. А. Ядов и др.), лидерства и руководства (А.Л.Журавлев,.

A.А.Ковалев, Р. Л. Кричевский, ААРусалинова, А. Л. Свенцицкий, Р.Х.Шакуров).

В качестве методов исследования применялись теоретические — теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, ретроспективный анализ и эмпирическиенаблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок. Для решения основных задач исследования нами использовалась специально разработанная анкета, направленная на выявление предпочитаемых руководителем приемов и способов организации внут-рикомандного взаимодействия, стандартизованное интервью и доверительная беседа с руководителями. Для изучения особенностей стиля руководства нами использовалась методика определения индивидуального стиля руководства А. Л. Журавлева в модификации.

B.П.Захарова. При изучении особенностей индивидуальной страте * гии в процессе формирования руководителем управленческой команды нами использовался также опросник Ю. В. Синягина, разработанный для определения отношения руководителя к целям и задачам организации и косвенного выявления стратегии командоформи-рования.

В ходе обработки результатов использовался статистический анализ данных с применением компьютерных программ «EXCEL» и «Statistica for Windows' 95».

Эмпирическая база и основные этапы исследования.

В качестве эмпирической базы исследования выступили руководители государственной и негосударственной сфер управления, кадровый резерв, слушатели курсов повышения квалификации РАГС.

Общая численность принявших участие в исследовании составила более 300 человек в возрасте от 24 года до 72 лет.

Работа строилась в три этапа. На первом этапе исследования (1996;1997гг.) проводились анализ литературы по проблеме, разработка теоретических положений, постановка целей и задач исследования;

На втором этапе (1997;1998гг.) продолжалось изучение литературы, проведено первичное пилотажное исследование, позволившее построить обобщенную модель и разработать схему эксперимента;

На третьем этапе (1998;2001 гг.) проведено основное экспериментальное исследование, обобщены и проанализированы полученные результаты.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

В исследовании впервые на основе теоретического анализа в рамках психолого-акмеологического подхода выделены компоненты профессионализма руководителя в формировании управленческой команды (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский, социально-перцептивный и рефлексивный), проанализирована система приемов, способов и конкретных акмеологических технологий (интеллектуальных, социально-психологических, социально-перцептивных, организаторских, коммуникативных, конструктивных, рефлексивных, аутопсихологиче-ских, когнитивных), используемых руководителем в процессе формирования управленческой команды.

Выделены условия и названы факторы (жизненная стратегия руководителясубъективная модель управленческой деятельностиЯ — концепция руководителяуправленческая концепция руководителяиндивидуально-психологические и личностно-профессиональные особенности субъекта формирования управленческой командысфера управленческой деятельностиопыт и навыки управленческой деятельностиособенности корпоративной культуры организации), влияющие на этот процесс.

На основе проведенного анализа построена типология индивидуальных стилей деятельности в процессе командоформирова-ния (покровительствующий, партнерский, объединяющий' и формально-деловой). Даны содержательные характеристики и показаны отличия как на формально-динамическом, так и на мотивацион-но-целевом уровнях, что позволило выработать акмеологическую программу созидания индивидуального стиля деятельности руководителя в процессе командоформирования.

Показано, что индивидуальный стиль деятельности руководи ' теля в процессе формирования управленческой команды может рассматриваться как фактор, определяющий характер и особенности управленческой деятельности руководителя существенно влияющий на ее эффективность.

Установлена взаимосвязь между индивидуальным стилем командоформирования и стилем управленческой деятельности руководителя. Показано, что эта зависимость носит сложный и нелиней ' ный характер. Опосредующим звеном в этой взаимосвязи выступает индивидуальная стратегия формирования команды.

Выявлена взаимосвязь между индивидуальным стилем формирования руководителем управленческой команды и психолого-акмеологическими и личностно-профессиональными особенностями управленца, такими как отношение руководителя к целям и задачам организации, система его жизненных ценностей, опыт управленческой деятельности, особенности управленческой концепции, характеристиками «Я» концепции, индивидуальной ролевой позицией в управленческом функционировании. '.

Доказательно представлено, что в качестве эффективных путей оптимизации процесса командоформирования выступают: управленческое консультирование организаций и первых руководителей, групповое обучение руководителей командной работе, а также специально организованные тренинговая подготовка и индивидуальное психолого-акмеологическое консультирование руководителей.

Установлено, что использование специально разработанный семинар-тренинг программно-целевой направленности, основанный на акмеологических стратегиях самопознания, саморазвития, созидания руководителей выступает эффективным средством оптимизации индивидуальной позиции руководителя в командоформиро-вании.

Показано, что результатами тренинговой работы выступает расширение спектра алгоритмов и акмеологических технологий, используемых руководителями при формировании управленческой команды, осознание собственных возможностей и ограничений в командной работе, позволяющее более эффективно решать вопросы командоформирования на стадии подбора, овладение навыками экспресс — оценки предполагаемых кандидатов на привлечение к работе в управленческой команде, повышающее эффективность ролевого позиционирования и подбора членов команды. Практическая значимость исследования Полученные в исследовании данные могут быть использованы для изучения мотивации и прогноза выбора руководителем конкретных приемов, способов и акмеологических конкретных технологий в процессе формирования управленческой команды, диагностики и анализа степени личностной ориентированности руководителя в профессиональной деятельности, построения акмеологической модели его индивидуальной карьеры с учетом выявленных особенностей, прогноза стилевых характеристик и эффективности реализач ' ции управленческих функций, создания авторских программ лично-стно-профессионального развития.

Разработанные в ходе исследования методики, направленные на выявление индивидуального стиля деятельности руководителя в процессе командоформирования могут быть использованы для самокоррекции индивидуального стиля и методов управления в процессе оценки эффективности деятельности руководителя и перспектив его дальнейшего профессионального роста.

Разработанный в процессе исследования тренинг-семинар руководителей может быть использован в процессе профессиональной подготовки и переподготовки руководителей различных уровней и сфер управления.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, а также математическими методами обработки и анализа данных с помощью различных компьютерных программ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на методологических семинарах кафедры Московского акмеологического.

N ' института, научно-практических конференциях Международной академии акмеологических наук, психолого-акмеологических чтениях аспирантов и соискателей кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ (19 972 001гг.).

По теме диссертации опубликовано 3 научные работы. <

Результаты исследования нашли свою реализацию в системе управления ряда государственных и негосударственных организаций Липецкой, костромской, Владимирской, Воронежской и др. областей.

Результаты проведенной работы использовались при диагностике руководителей ряда учреждений г. Москвы (1998;2000гг.) с последующим анализом и практическими рекомендациями по оценке управленческого и творческого потенциала руководящих кадров.

Материалы исследования составили основу семинара-тренинга «Оптимизация индивидуального стиля формирования управленческой команды».

Основные положения, выносимые на защиту.

В анализе особенностей управленческой деятельности руководителя важным элементом выступает изучение индивидуальных особенностей формирования им управленческой команды, алгоритмов и акмеологических технологий используемых им в этом процессе, выступающих важным индикатором и средством прогноза эффективности управления.

Эффективный анализ индивидуального стиля деятельности руководителя по формированию управленческой команды может быть обеспечен в рамках системного, комплексного и интегративно-го психолого-акмеологического подхода, позволяющего рассмотреть этот процесс в контексте профессиональной жизни руководителя.

Возможно выделение индивидуальных стилей деятельности в процессе командоформирования (покровительствующий, партнерский, объединяющий и формально-деловой), отличающихся способом подбора, отбора и набора членов командыролевым позиционированием и координацией совместной деятельности членов управленческой командыхарактером принятия групповых решенийособенностями целеполагания, распределения ответственности между членами управленческой команды, установления и регулирования внутриорганизационных и внутрикомандных отношенийнормотворчеством и формированием корпоративной культурыспосо ' бами контроля и оценки деятельности членов командымотивированием членов команды и персонала организациипланированием совместной деятельностиконтролем над информационными потоками.

Между индивидуальным стилем управленческой деятельности руководителя и стилевыми особенностями формирования руководителем управленческой команды существует сложная взаимосвязь, детерминированная отношением руководителя к целям и задачам организации, системой его жизненных ценностей, опытом, управленческой концепцией, Я — концепцией, индивидуальной ролевой позицией в управленческом функционировании.

Индивидуальный стиль формирования руководителем управленческой команды рассматривается в качестве существенной составляющей всей деятельности руководителя, определяющей общий стиль и характер его работы, особенности функционирования организационно-управленческой структуры. Основой индивидуального стиля командоформирования выступает индивидуальная стратегия управленческой деятельности руководителя, фиксирующая его отношение к целям и задачам организации, смысловую основу его деятельности.

Оптимизация деятельности руководителя по эффективному командоформированию возможна в русле психолого- | акмеологического подхода на основе организации целенаправленной работы по рефлексии руководителем своей эффективной позиции в этом процессе на основе самоанализа индивидуально-психологических и личностно-профессиональных особенностей, ов- { ладения руководителем алгоритмами и акмеологическими техноло- { гиями организации внутрикомандного взаимодействия. Оптимиза- { ция процесса формирования управленческой команды может быть обеспечена за счет развития у руководителя способности К’гибкому изменению стиля в зависимости от стоящих перед организацией задач и этапа организационного развития.

В основу оптимизации деятельности руководителя по формированию управленческой команды может быть положена рефлексивная технология по осознанию структуры своих собственных задач, осознанию ориентаций и, при необходимости, их коррекция, основывающаяся на этом осознании.

Акмеологическая программа созидания индивидуального стиля деятельности руководителя в процессе командоформирования включает следующие акмеологические технологии, обеспечивающие оптимизацию индивидуального стиля руководителя в формировании управленческой команды: социально-психологические, социально-перцептивные, организаторские, коммуникативные, конструктивные, рефлексивные, аутопсихологические и интеллектуально-когнитивные.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

В целом, проведенный во второй главе диссертационного исследования анализ деятельности руководителя по формированию ' управленческой команды позволил выявить основные функциональные элементы этой работы, вплетенные в общий контекст управленческой деятельности. В качестве таких элементов в рамках сформулированной в первой главе исследования теоретической модели были выделены: подбор, отбор и набор членов командыролевое позиционирование и координация деятельности членов управленческой командыпринятие групповых решенийцелепола-ганиераспределение ответственности между членами управленческой командыустановление и регулирование внутриорганизацион-ных и внутрикомандных отношенийнормотворчество и формирование корпоративной культурыконтроль и оценка деятельности членов командымотивирование членов команды и персонала организациипланирование совместной деятельностиконтроль за информационными потоками.

Исследование показало, что отличия в характере реализации этих функций выступают основой для выделения индивидуальных стилей командоформирования, в качестве которых выступают покровительствующий, объединяющий, партнерский и формально-деловой.

Результаты серии эмпирических исследований, направленных на выявление зависимости выделенных стилей формирования управленческой команды в организации с такими психолого-акмеологическими характеристиками субъекта управления как возраст, стаж управленческой деятельности, особенности Я — концепции руководителя, его субъективной позиции в системе организационных отношений, исполняемой им индивидуальной роли показали наличие сложной взаимосвязи между выделенными индивидуальными стилями командоформирования и стилями руководства, традиционно выделяемыми при этом ориентациями руководителей на «дело» или на «отношения». Эточ позволило сделать вывод о том, что основой того или иного стиля командоформирования выступают разные субъективные управленческие модели руководителей. На основе результатов специального исследования было показано, что характер этой концепции в значительной степени зависит от возраста руководителя, что определяет жизненную динамику индивидуального стиля формирования руководителем управленческой команды. Кроме того, проведенное исследование показало, что существуют устойчивые взаимосвязи между образом «Я» руководителя, его профессиональным «Я», самооценкой, оценкой перспектив карьерного роста, самоуважением, уровнем притязаний, принятой профессиональной ролью и конкретным способом формирования команды.

В целом, проведенное эмпирическое исследование показало, что соотношение стиля формирования управленческой команды, отдельных элементов Я — концепции, психолого-акмеологических особенностей личности руководителя — возраста, стажа работы, стажа управленческой деятельности, субъективной ролевой позиs ' цией, общей жизненной стратегии руководителей проявляется в значимой взаимосвязи: между индивидуальной биографией, опытом управленческой деятельности и конкретным стилем формирования управленческой командымежду системой устойчивых жизненных стратегий, тактик и способов становления образа «Я» руководителя, объективными требованиями конкретной организации и стилем командоформированиямежду особенностями формирования инди ' видуального стиля формирования управленческой команды и половозрастными особенностями личностимежду степенью принятия руководителем управленческой задачи, направленностью на различные аспекты межличностных отношений и индивидуальным стилем командоформирования.

Проведенное исследование позволило говорить о том, что невозможно выделить универсальный эффективный стиль командоформирования. Оптимизация процесса формирования управленческой команды должна строиться на способности к гибкому изменению стиля в зависимости от стоящих перед организацией' задач и этапа организационного развития.

Кроме того, в основе оптимизации деятельности руководителя по формированию управленческой команды должна быть положена рефлексивная технология по осознанию структуры своих собственных задач, осознанию ориентаций и, при необходимости, их коррекция, основывающаяся на этом осознании. ' Наконец, оптимизация деятельности руководителя в анализируемом нами направлении предполагает овладение руководителем различными технологиями командоформирования.

Результаты формирующего эксперимента, построенного на основе сформулированной теоретической модели требований к профессионализму руководителя в процессе формирования управленческой команды позволили выделить следующие акмеологиче ' ские технологии, обеспечивающие оптимизацию индивидуального стиля руководителя в формировании управленческой команды: социально-психологические, социально-перцептивные, организаторские, коммуникативные, конструктивные, рефлексивные, аутопсихо-логические и интеллектуально-когнитивные.

Результатами тренинговой работы, как показало специально проведенное исследование, выступило расширение спектра алгоритмов и технологий, используемых руководителями при формировании управленческой команды, осознание собственных возможностей и ограничений в командной работе, позволяющее более эффективно решать вопросы командоформирования на стадий подбора, овладение навыками экспресс оценки предполагаемых кандидатов на привлечение к работе в управленческой команде, повышающее эффективность ролевого позиционирования и подбора членов команды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что она подтвердила выдвинутые гипотезы и позволила полупить ряд новых научных результатов. Теоретико-методологический анализ проблемы, проведенный в рамках психолого-акмеологического подхода, позволил выделить и описать систему приемов, способов и конкретных технологий, используемых руководителем в процессе формирования им управленческой команды.

Анализ результатов исследования способствовал выделению внешних и внутренних условий и^ факторов, влияющих на процесс командоформирования, построению типологии индивидуальных стилей деятельности в этом процессе.

В работе даны содержательные характеристики индивидуальных стилей деятельности руководителя по формированию команды, выделены и проанализированы четыре основных стиля (покровительствующий, партнерский, объединяющий и формально-деловой), сформулированы их отличия на (формально-динамическом и на мо-тивационно-целевом уровнях. Полученные данные экспериментальной работы позволили показать, что индивидуальный стиль деятельности руководителя в процессе формирования управленческой команды может рассматриваться как фактор, определяющий характер и особенности управленческой деятельности руководителя, существенно влияющий на ее эффективность и установить взаимосвязь между индивидуальным стилем командоформирования и стилем управленческой деятельности руководителя. Показано, что эта взаимосвязь носит достаточно сложный и нелинейный характер, определяемый индивидуальной стратегией формирования.

N i команды руководителем.

Проведенное исследование также позволило зафиксировать взаимосвязь между индивидуальным стилем формирования руководителем управленческой команды и психолого-акмеологическими и его личностно-профессиональными особенностями (между отношением руководителя к целям и задачам организации, системой его жизненных ценностей, опытом управленческой деятельности, особенностями индивидуальной управленческой концепции, собственной Я — концепции руководителя, его ролевой позицией в управлении организацией).

Все это позволило наметить и апробировать пути оптимизации деятельности руководителя в процессе формирования управленческой команды: управленческое консультирование организаций и первых руководителей, групповое обучение руководителей’командной работе, а также специально организованная тренинг-подготовка и индивидуальное психолого-акмеологическое консультирование ч / руководителей.

Специально организованная работа на основе семинара-тренинга руководителей показала, что ее результатами выступает расширение спектра алгоритмов и технологий, используемых руководителями при формировании управленческой команды, осознание собственных возможностей и ограничений в командной работе, позволяющее более эффективно решать вопросы командоформич / рования на стадии подбора, овладение навыками экспресс оценки предполагаемых кандидатов на привлечение к работе в управленческой команде, повышающее эффективность ролевого позиционирования и подбора членов команды.

Полученные в исследовании данные позволяют изучить мотивацию и сделать прогноз выбора руководителем конкретных приемов, способов и конкретных технологий в процессе формирования ч «управленческой команды, провести диагностику и анализ степени личностной ориентированности руководителя в профессиональной деятельности, построить модели его индивидуальной карьеры с учетом выявленных особенностей.

Проведенное исследование, подтвердив выдвинутые гипотезы, показало эффективность работы по изменению управленческой позиции руководителей в процессе формирования управленческой команды и позволило наметить некоторые перспективные пути работы по оптимизации индивидуального стиля деятельности руководителя в процессе командоформирования, среди которых более детальный анализ и описание индивидуальных стилей руководителей в процессе формирования управленческих команд, анализ эффективных алгоритмов и технологий, характерных для каждой из выделенных групп стилей командоформирования, психолого-акмеологический анализ условий и факторов, обусловливающих преобладание конкретного стиля, оценка эффективности стилей в зависимости от сфер деятельности и этапа организационного разч ' вития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева С., Сивер-цев М. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером (психологическое пособие для политиков). -М.: Антиква, 1993.-221с.
  2. К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299с.
  3. В. С. Тесты в социологическом исследовании. -М.: Наука, 1982.
  4. B.C. Становление «Я «-концепции в управленческой деятельности* руководителей. Дисс. доктора психол. наук. М., 1999.
  5. В. С., Базаров Т. Ю., Скворцов В. С. Методика составления социально психологической характеристики для аттестации кадров.-М.: МГУ, 1986. — 34 с.
  6. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: 1990.
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  8. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами./Под ред. А. В. Филиппова, М., 1989.
  9. А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. Технологическая школа бизнеса. 1993.
  10. Н. А. Модель управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 37−49.
  11. . Г. Психология и проблемы человекознания. Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-384 с.
  12. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1968.-339 с.
  13. Г. М. Социальная психология. М., МГУ 1988.
  14. О. С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. — 310 с.
  15. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. -М.-Новгород: Изд-во С.Е.Т., 1995.-272с.
  16. С. А., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др. Методы акмеол’огических исследований. Кострома: Управление образов., 1994. — 102 с.
  17. Н. П. Психология подбора и расстановки кадров. Ярославль, 1982.-124 с.
  18. К.Г., Бунгард В. Саморегулирующиеся рабочие группы: их организация и опыт деятельности // Иностранная психология. 1994. Том2.№ 1(3). С. 29−34.
  19. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал 1994. — N 3. — С.99−105.
  20. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977.-263 с.
  21. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.:Мысль, 1976.-158с.
  22. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.-104 с.
  23. А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1990.-367с.
  24. Г. К. Критика современных 'буржуазных концепций лидерства. М., Мысль, 1978.
  25. Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство подчинение» в условиях производственного коллектива // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  26. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: Учебное пособие. М.: ИПК госслужбы, 1996.
  27. Г., Бухгольц К. Стиль работы и образ жизни руководителя. М., Экономика, 1985.
  28. А.В., Конюхов Н. И. Теоретические и методологические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии.-М.:ВПА, 1982 72 с.*
  29. Е.Ю. Информационно методическое обеспечение процесса командообразования, — Диссер. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. — М., МГУ, — 1998 г.
  30. Е.П. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. -М., 1990.
  31. В. В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 62−78.
  32. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. М., 1991. — 162 с.
  33. В. А. Системные взаимосвязи личностных свойств. Вестник ЛГУ, 1984. — № 23, — выпуск 4.
  34. Е.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию Калужский государственный педагогический университет. — Калуга, 2000. — 97с.
  35. Д.Я. «Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива», П., 1979.
  36. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168с.
  37. В.В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей. Вопросы психологии, 1984, N4, с. 102−107.
  38. Д., Воротина Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург. 1992.
  39. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! 2-е изд. -Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1989. — 190с.
  40. .С. К проблемам развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 1989 № 2.
  41. .С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
  42. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -21 бс.
  43. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Санкт-Петербург, 1999.
  44. Е.Е. Психологические проблемы управления.М., 1969, 159 с.
  45. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Мзд-во МГУ, 1995. -415 с.
  46. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. -Л.:Лениздат.- 1989. 222с.
  47. Вудкок Майк, Френсис Дейв. Раскрепощенный менеджер.: Пер. с англ. -М.: Дело, 1991.-320с.
  48. А. Система «директор-педагог»: единомышленники, противники, равнодушные, / ж. Директор школы, № 2, 1994, С. 10−17.
  49. В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982. -167 с.
  50. Д.М. Организация и управление. -М.: Наука, 1970.- 382с.
  51. В., Колобов А. Управленческая команда и мотивация работников./ Человек и труд, N 1,1993.
  52. Н.В., Кузьмин Е. С. Опыт изучения производственных коллективов // Социология в СССР М., 1966. Т.2. с.46−71.
  53. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала, М., 1993.
  54. А.С. Социально-психологическое исследование отношения к новому члену группы. Автореф.дисс. канд.психол. наук. М., 1980.
  55. Государственная служба в России (опыт организации и кадрового обеспечения). Нижний Новгород, 1994. — 212 с.
  56. М. Суперкадры. М.: Дело, 1993. — 208 с.
  57. Г. А. Психодиагностическое исследование индивидуальных особенностей управленческой деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. МГУ, 1994.
  58. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.
  59. А. С. Гуманитарные технологии в системе развития профессионализма госслужащих / В сборнике «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы». М.: Изд-во РАГС, 1996. — С. 86−118.
  60. А. С., Козлов В. В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. М., 1993. — 201 с.
  61. А. А. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993. — 137 с.
  62. А. А., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы / В сборнике «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы». М.: Изд-во РАГС, 1996.-С. 20−38.
  63. А.А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. М. РАГС. — 1999.
  64. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.:РАУ, 1993. — 31 с.
  65. А. А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности, М., 1995. — 187 с.
  66. А.А., Синягин Ю. В., Морозов А. Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя. Москва, РАГС, 1999. 103с.
  67. А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993. — 264 с.
  68. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: Луч, 1993. — 23 с.
  69. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров.-М.: изд-во РАГС, 1996.-129с.
  70. М.П., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. М., 1993.
  71. В.Л. Власть и коммуникация в организациях//Социологические исследования, 1995, N6, с.145−147.
  72. А.И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984.-208с.
  73. И. А. Самосовершенствование личности. Р. — Д.: РГУ, 1977. — 85 с.
  74. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1990, ч.1−2.
  75. Е., Поварницина С. Психологические типы и формирование команды, /ж. Директор школы, № 1, 1995, С. 28−36.
  76. Е. С. О принципах, методах и условиях оценки способностей к интеллектуальной работе // НОТ и управление в научно-исследовательских и проектных учреждениях. М., 1975. — С. 92−100.
  77. Е.С. Вступающему в должность, М., Знание, 1985.
  78. Е.С., Шигаев А. С. Психология управления в хоккее. М., 1983.
  79. Ю.М. Эффективность делового общения М., 1988.
  80. А. Л. Социально-психологические проблемы управления / В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. — С.46−57.
  81. А.Л. Взаимосвязь личности руководителя и стиля руководства в условиях совместной деятельности коллектива// Совместная деятельность: методология, теория, практика.- М.: Наука, 1988.
  82. А.Л. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллективам» /Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М., 1979.
  83. И.В. Стратегии подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя. Дисс. канд.психол.наук. М., 1996.
  84. ., Седерберг С. Вызов лидеров.-М., 1996.
  85. А.И. Экономическая психология. М., 1987.
  86. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: МГУ, 1995.-224 с.
  87. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. 200 с.
  88. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от психологических свойств нервной системы. (К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта).-Казань: Издательство Казанского Университета, 1969.-278С.
  89. Е.А. Психология профессионализма. М.-Воронеж: институт практической психологии, 1996. -400с.
  90. А.Г. Руководителю о работнике. М., Экономика, 1988.
  91. Г. М. Психология корпоративного управления. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Государственная академия управления. М., 1995.
  92. Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
  93. Коллектив, личность, общение: словарь социально-психологических понятий /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1987
  94. Н. И. Методологические проблемы биографического исследования психологии личности курсантов // Вчсборнике научных статей N2 19. — М.: ВПА, 1981.-С. 307−325.
  95. Н.И. Словарь справочник практического психолога. М., 1996.
  96. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М., 1996. — 378 с.
  97. М.А. Управленческая команда как субъект управленческой деятельности. Автореф. Дисс. Канд. Социол.наук. М., 1999. — 24с.
  98. В.И. Управление формированием и развитием коллектива. -М.: РАГС, 1996.-90 с.
  99. Г. М. Тип личности и предпочитаемый стиль руководства. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Академия управления. М., 1993
  100. А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995. 207с.
  101. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., Политиздат, 1985.-431С.
  102. Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы.-М., 1996.-361с.
  103. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. -М.: МГУ, 1985.-224с.
  104. Р.Л. Если вы руководитель. — М.: Дело, 1996.-381С.
  105. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
  106. Е.С. Основы социальной психологии. -Л.: ЛГУ, 1967.-173с.
  107. И. Психотехнология и эффективный менеджмент. Технологическая школа бизнеса. М. 1992.
  108. Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.-149 с.
  109. Н. В. Профессионализм личности преподавателя. М.: АПН, 1990.-149 с.
  110. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: НИЦРТМ. 1993.
  111. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.-216 с.
  112. В., Гительмахер Р. Приборы в социально-психологическом исследовании (учебное пособие). Иваново. 1985.
  113. Г., О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 2, М., Прогресс, 1981.
  114. Кунц Г., О. Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ. М., 1981., т.1,-495 с.
  115. Дж. Как сформировать команду менеджеров/ Проблемы теории и практики управления. N 2, 1993
  116. Л. Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСН, 1994. — 242 с.
  117. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 345 с.
  118. Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности // Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  119. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-448 с.
  120. . Ф. Человек в системах управления. М.: Просвещение, 1967. -287 с.
  121. А.Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива. В сб.: Эмоциональные потенциалы коллектива. 1977. с.68−69.
  122. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание к руководству и использованию. (Под ред. А.Ф. Кудряшова). Петрозаводск: Петроком, 1992. -327 с.
  123. Л.П. Стиль руководства коллективом //Регуляция социально 'психологического климата трудового коллектива/ Под ред. Б. Д. Парыгина.- Л.:1. Наука, 1986.
  124. А.С. Соч. в 7-ми т., т. 5. -М., 1960.
  125. С.Ф. Менеджер за работой.М., Молодая гвардия, 1989.
  126. В. Шеф и его команда. СПб: Питер Ком, 1998. — 256с.
  127. А.В. Исследование структуры личностных свойств в связи с эффективностью групповой деятельности. В сб.: Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Смоленск. 1979.С.28−41.
  128. B.C. Оценка кадров управления в капиталистическом производстве /оценочные структуры в США/.Саратов, 1983.-125 с.
  129. В.Н. Управленческая команда (команда руководителя) в сфере госслужбы. //Государственная служба. № 0. — 1999.- С.59−65.
  130. А.К. Психология профессионализма.-М.Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.-308с.
  131. А.К. Психология труда учителя. -М.:Просвещение, 1993.-192с.
  132. B.C. Психология индивидуальности. Москва-Воронеж, 1996. -445 с.
  133. B.C. Взаимосвязь развития индивидуальности и развития коллектива как фактор стабильности кадров. В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983.
  134. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело ЛТД, 1995.-704с.
  135. Методы акмеологического исследования. /Под ред. Анисимова С. А., Деркача А. А., Конюхова Н. И. М., 1994. — 291 с.
  136. В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров (Монография). М.: РАГС, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995.-260 с.
  137. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., МГУ, 1981.
  138. Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе: Подход к новой политической ориентации. М., 1958. 289с.
  139. В.Н. Психология отношений. -Москва-Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-356с.
  140. Р.С. Психологические критерии и условия эффективности работы коллектива. -М.: Педагогика, 1982. 64 с.
  141. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллективов. М., 1984.
  142. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М., 1988.
  143. Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
  144. Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение /Перевод с англ. -СПб: Издательство «Питер», 2000.-448 с.
  145. Н.Н. Межличностные отношения. Л. Изд-во ЛГУ, 1979.-152с.
  146. Общая психодиагностика. (Методические указания). /Автор-составитель О. В. Белова. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. http://www. nsu. ru/psvch /internet/.
  147. Организация и психология работы с кадрами управления. Методические рекомендации, часть 1 и 2. М. 1992.
  148. Ю.П. Подбор и подготовка кадров в условиях нового хозяйственного механизма. М., 1989.
  149. Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС и ВА им. Дзержинского, 1995. — 387с.
  150. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.-112с.
  151. О.М. Система ценностей и структура личности. -Л. -Автореферат канд. дисс.-1979.
  152. .Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971.
  153. Н. Торговец и попугай. М., 1992.
  154. А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., 1984.-272 с.
  155. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. -255с.
  156. В.А. Личность в психологии.-М.- Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, — 1996.-512с.
  157. К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1979. -218 с.
  158. С.Е. Методика совместимости личности и малой группы. // Методики социально-психологической оценки личности и группы. / Под ред. А. Л. Журавлева, В. Е. Семенова, Е. В. Тугаревой, В. А. Хащенко, М., 1990. С. 21−29.
  159. И.Б. Об оптимальном соотношении компонентов структуры деятельности руководителя //Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами, — М.: 1974.
  160. Л.Н., Чичканов В. П. Эффективность труда руководителя . М., Мысль, 1988.
  161. В.А. Психология духовности профессионала.-М.: Изд. дом «Русский врач», 1997. -296с.
  162. В.А., Цуварев В. И. К вопросу о психологическом отборе профессионалов.// Психологический журнал.-1988.-№ 3.-С. 10−24.
  163. Г. Х., Подвойский Г. А. «Стиль и методы руководства», Сборник, М&bdquo- 1985.
  164. А.И. Организации: системы и люди. М., 1983.
  165. Природа ребенка в зеркале автобиографии: учебное пособие по педагогической антропологии /Под ред. Б.М.Бим-Бада и О. Е. Кошелевой. М.: УРАО, 1988.
  166. Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979
  167. Психологический словарь / Под. ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. -421 с.
  168. Психология в управлении. Сборник/Сост. А. М. Зимичев. Л., Лениздат, 1983.
  169. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. М., 1996.
  170. Рабочая книга практического психолога /Под ред. А. А. Декача. М., 1996.
  171. Н.В. Социально-психологический анализ стиля руководства. Ав-тореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук.- М., 1980.
  172. С. Л. Основы общей психологии. 3-е изд. М.: Педагогика, 1989.-432 с.
  173. С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии, 1960. № 3. — С. 3 — 15.
  174. А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом //Трудовой коллектив как объект и субъект управления.- Л.: ЛГУ, 1980.
  175. Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. с 15-го изд.-М.: Экономика, 1995.-335с.
  176. А.Л. Социальная психология управления. -Л.: ЛГУ, 1986.-175с.
  177. В.И. Формирование индивидуальных стратегий организаторской деятельности руководителя. // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Хащенко, М., 1990. С. 180−186.
  178. И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии. //Наука о человеке. -М&bdquo- 1989. -С.127−146.
  179. Серван-Шрейбер П. Десять портретов. М. Международные отношения. 1993.
  180. СинкД.С. Управление производительностью. М., 1989.
  181. Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. -М.: РАГС, 1996.-118с.
  182. Ю.В. Руководитель организации и его команда. М.-Ульяновск: фирма DARp, 1996.-112с.
  183. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехно-логии.-М., 1996.
  184. Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. М.:ИКА «Москва», — 1990.-88с.
  185. Э.Е. Как управлять персоналом.- М.: Экономика, 1995.-239с.
  186. С. Ю., Варламова Е. П- Рефлексивно-инновацион-нуй подход к подготовке управленческих кадров. /Вопросы психологии, 1995, № 1. С. 6069.
  187. С. Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-иновационный процесс: модель и метод изучения //Психология творчества: общая, диференциальная, прикладная. С. 54−91.
  188. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. -М.: Луч, 1993. -63с.
  189. Стиль работы и образ жизни руководителей./Рук.авт.колл. К.Ладензак. М., Экономика, 1985.
  190. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л. Машиностроение. 1989.
  191. С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: Фолиум, 1996. 218 с.
  192. Тичи, Ноэл, Девана, Мари-Анна. Лидеры реорганизации. М., Экономика, 1990.
  193. В.А. Триада управления и стиль руководства // Социальные исследования. 1992. № 1.
  194. В.А. Стили профессиональной деятельности. М., Смысл, 2000. 199с.
  195. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. -М.: Дело, 1995.
  196. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980.-160с.
  197. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. //Коллектив и личность. М., 1975.
  198. Управление и проблема кадров./Под ред. Г. Х. Попова и Г. А. Джавадо-ва.- М.: Экономика, 1972.-175с.
  199. Управленческое консультирование. /Под ред. Милана Кубра. -М.: Интерэксперт.- Т. 1, — 1992.-350С.
  200. Управленческое консультирование. / Под ред. Милана Кубра. М., Интерэксперт, т. 2, 1992.
  201. К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М.: Сентябрь. — 144с.
  202. К.М. Руководитель и ближний круг. М., 2000.
  203. Д.И. Психология развивающейся личности. Москва-Воронеж, 1996. 512 с.
  204. Филиппов А. В. Психология изучения «человеческого фактора» в управлеs i
  205. НИИ // Психол.ж. -1984. N 1. — С.35−45.
  206. А.В. Работа с кадрами. М., Экономика, 1990.
  207. А.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. М., 1989.
  208. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичева и др.-М.-1983.-840с.
  209. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М., 1987.
  210. Э. Бегство от свободы. М., 1995.
  211. Э. Иметь или быть? Пер. с англ. -М.:Прогресс, 1990.-330с.
  212. Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента. -М.:Фонд «За экономическую грамотность», 1992.-287с.
  213. А.У. Руководитель, его личность и деятельность. -М.: Знание. 1981.
  214. X. Мотивация и деятельность.В 2-х т. -М.:Педагогика, 1986.-Т.1 -408с., Т.2−391 с.
  215. X., Ламерс Ф. Совершенствование персонала // Иностранная психология. 1994. Том 2. № 1(3). С. 52−59.
  216. А. Курс предпринимательства. -М.: Международные отношения, 1993.-349с.
  217. Л. Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование/и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.
  218. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 189с.
  219. В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1974,-64 с.
  220. В.Д. Психология деятельности и способности человека.: Учебное пособие для вузов.-М.:изд. корп. «Логос», 1996.-320с.
  221. И.П. Подготовка и принятие управленческого решения функция научного управления обществом. // Научное управление обществом. М. 1969. Вып. 3. С. 192−219.
  222. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом.- М.: Педагогика, 1982.
  223. Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: руководитель и педагогический коллектив.- М.: Просвещение, 1990. 210с.
  224. Е.П. Автоматизированная система оценки индивидуального стиля руководства. // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В.А. Ха-щенко, М., 1990. С. 116−125.
  225. В.А. Кадровый потенциал системы управления.М., 1985.-128 с.
  226. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. — 244 с.
  227. А.Г. Основы психодиагностики. Ростов- Дон: Феникс, 1996.-541 с.
  228. X. Отбор персонала // Иностранная психология. 1994. Том2. № 1(3). С. 35−43.
  229. В.В., Садовникова Л. Б. «Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами», Кишинев, 1989.
  230. Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности. Вопросы психологии, 1984, N2, С.107−112.
  231. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-212с.
  232. Юнг К. Психологические типы. / Под ред. В. Зелинского, С.-П. Ювенита.-М.: Издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995.-716с.
  233. Е.А., Боровикова Н. В. Инновационные технологии социально-ориентирующего и профессионально-развивающего обучения. Развивающаяся психология основа гуманизации образования. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — Часть 1. — 288с.
  234. . Карьера менеджера.:Пер. с англ. -М.:Прогресс, 1990.:384с.
  235. Е.А. Педагогический ансамбль школы.- М.: Знание, 1987.
  236. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованиюнаучного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40−53.
  237. Board Robert D. The Psychoanalysis of Organizations. L., 1978.
  238. Bray Douglas W. & Grant, Donald L. The assessment centr in the measure1. N 'ment of potential for business management. By Douglas W. Bray and, Donald L. Grant, Washington, American psychological assoc, 1966.
  239. Douglas Tom. Groups: Understanding people gathered together. Tavistock Publications. London & New York, 1983.
  240. DuBrin, Andrew J. The breakthrough team player. American Management Assotiation. New York. 1995.
  241. Eddy.Williom, B. The manager and worleing group. 1985.-192p.
  242. Fiedler F.E. The contingency model and the dynamics of leadership process // Advances in experimental social psychology. V. II. N.Y., 1978.
  243. Forsyth, Donelson R., Group dinamics: Brooks/Cole Publishing Company. Pacific Grove, California. 1990.
  244. Hackman J. R., Morris C.G. Group tasks, group interaction process and group performance effectiveness// Small group and social interaction. V. 1. London, 1983.
  245. Handbook of Organizational Behavior/ Jaw W. Lorsch, editor. New York. 1987.
  246. Hersey P., Blanchard K. Management of Organizational Behavior, 4th ed. (Englewood Cliffs, N. J/: PrenticeYall, 1982.
  247. Hoopes, Margaret M., Harper James M. Birth Order Roles & Sibling Patterns in Individual & Family Therapy Rockville, Maryland, 1987.
  248. Katzenbach, Jon R., Smith Douglas K. The wisdom of teams: creating the high-performance organization. Harvard University Press. 1994.
  249. Kayser Thomas A. Building Team Power: How to Unleash the Collaborative1. N '
  250. Genius of Work Teams: New York, 1994.
  251. Martin, Don. Team Think: using the sports connection to develop, motivate, and manage a winning buisiness team. Edited by Renee Martin. A Dutton Book. New York, 1993.
  252. Nilson, Carolyn D. Team Games for Trainers. Mc-Graw-Hill, Inc. New York, San Francisco .1993.
  253. Parker Glenn M., date. Cross-Functional Teams: working with allies, enemies, and other strangers 1sted. San Francisco, 1994.
  254. Reber Artur SI Dictionary of Psychology. Penguin Books. 1995.
  255. Reddin W. J. Managerial Effectiveness. McGraw-Hill, 1970.
  256. Rosen, Ned. Teamwork and the Bottom Line. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1989.
  257. Scholtes Peter R. The Team Handbook: How to Use Teams to Improve Quality: Joiner Assotiates Inc. 1995.
  258. Self-directed work teams: the new American challenge / Jack D. Orsburn.(et al.). New York, 1990.
  259. Wellins, Richard S. Inside teams: how 20 world-class organizations are winning through teamwork: Jossey-Bass Publishers. San Francisco. 1994.
  260. Yukl, G.A. Leadership in organizations. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1981.
  261. Zander A. The purposes of groups and organizations. San Francisco: Jossey-Bass. 1985.
Заполнить форму текущей работой