Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Неоязычество в интернет-сети

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сеть формирует личность неоязычников и поэтому становится чрезвычайно важным инструментом поддержки их действий, а также выполняет пропагандистские функции. Неоязычество оказывает влияние на социализацию подростков и также способствует формированию их личности. Они приобретают информацию о теории, практике и истории колдовства, ищут сверстников, интересующихся, например, викки, участвуют… Читать ещё >

Неоязычество в интернет-сети (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неоязычество как религиозно-социальное явление характеризуется отрицанием христианской ортодоксии или христианства в целом в пользу возвращения к языческой религии, доминирующей на данной территории (или даже к чужим религиям) до принятия христианства1. Неоязычество связано с христианством в том смысле, что является религиозным движением, действующим в западном культурном кругу. В общем все неоязычники ориентированы на возрождение прежних (древних) религий этнических меньшинств, а также их системы ценностей и норм. Это движение трудно определить однозначно из-за его антидогматизма, эклектики и разнообразия форм.

Неоязычество — это вера в славянских, кельтских или германских языческих богов. Оно также связано с вуду, или виккой, т. е. культом ведьм, верой в магию. В Сети можно найти целый ряд сайтов, посвященных неоязычеству. Особенности неоязычества идеально вписываются в логику и законы, правящие киберпространством. Характеризуя современное неоязыческое движение, Д. Коуэн назвал его религией открытого кода[1][2], явно намекая на сообщества хакеров, способствующих свободному доступу к лицензионным программам, большей инновационности, а также возможности свободного индивидуального развития. Хакеры создают и дорабатывают разного рода программы, совершенствуют их, а потом предоставляют широкой общественности. Действия неоязычников в чем-то подобны действиям хакеров, ибо свою религию они представляют с помощью общего для всех кода, включающего божества, духов, религиозные практики, молитвы, ритуалы, характерные для различных культур и регионов мира еще со времен палеолита. Они создают собственную, отдельную религию путем особой исторической и культурной реконструкции древних верований. Мифы, ритуалы, пантеон божеств, духов и связанные с ними атрибуты, сакральные вещи в различных группах неоязычников имеют свои особенности.

Неоязычество — религия открытого кода еще и в том смысле, что не запрещает (и даже приветствует) богословские и ритуальные инновации, как индивидуальные, так и выработанные группой. Инновационный потенциал при этом не ограничивается деятельностью духовной (жреческой) элиты или самопровозглашенных гуру. Однако следует отметить, что открытость кода неоязычества отличается от религиозной селективности. В последнем случае христианин может, например, обогатить свою веру элементами буддизма или отбросить то, что ему не подходит. Однако он не может поставить знак равенства между Христом и Буддой, наделяя последнего более низким статусом. Иначе поступают неоязычники, которые допускают изменения даже на самом глубоком уровне, связанные с трасформацией пантеона божеств. При этом каждая группа имеет право на конструирование собственной религии, практик и ритуалов, пантеона божеств и духов.

Неоязычество пытается воскресить древнейшие верования. В нем также можно найти много ссылок как на великие мировые религии, так и на другие новые религиозные движения. Это придает ему эклектичный характер, что является отступлением от провозглашенного следования древней традиции. Неоязычники в конструировании своей веры имеют в своем распоряжении огромное количество доступных источников. Именно в этом смысле оно представляет собой религию открытого кода, отличную от других религиозных традиций, т. е. религий закрытого кода, например православия или саентологии.

Децентрализованная природа Интернета, предоставляемая им свобода благоприятствуют индивидуализму и эклектичности неоязычества. Интернет прекрасно отражает как индивидуальное, так и социальное его измерение. В электронной сети можно принять участие в виртуальных сообществах, с помощью которых совершаются различные действия религиозного характера. Помимо этого пользователи могут открывать свои сайты, вступать в контакт с другими, создавать собственную разновидность неоязыческого направления. В реальном мире такие люди, как правило, имеют намного меньше возможностей общаться с другими язычниками: они учитывают особенности социальной среды и ближайшего окружения, держатся настороже.

Современный язычник — это чаще всего молодой человек, по крайней мере со средним образованием, имеющий автомобиль, телефон или компьютер. Возможно, мы ежедневно встречаем его в лифте, на улице или в автобусе, он может быть нашим соседом или даже членом семьи. Современные язычники — это рассеянное в российском обществе религиозное меньшинство (которое ранее испытывало серьезные затруднения в установлении контактов между единоверцами), которое с помощью Интернета подтверждает свое существование и идентичность.

В международном масштабе есть разные направления язычества, например, Международная языческая федерация (Pagan Federation International, PFI), созданная в Гааге, или Всемирный конгресс этнических религий (World Congress of Ethnic Religions, WCER) — ассоциация, основанная в Вильнюсе. В социальных сетях, например, Facebook или «Вконтакте», существуют профили, облегчающие общение тем, кому особенно близка этническая вера предков. Интернет, кроме общения, выполняет и другую важную роль, а именно помогает язычникам проводить информационные акции. Например, за религию джедаев в Англии и Уэльсе проголосовали 390 127 чел., т. е. 0,7% респондентов, в результате чего она приобрела статус четвертой религии в стране.

Виртуальные сообщества неоязычников отличаются друг от друга не только по размеру или характеру деятельности участников. В некоторых из них членство можно получить очень легко, например, при регистрации, в других требуются специальные знания, часто связанные с организацией ритуала посвящения. Конечно, виртуальные сообщества значительно отличаются от традиционных, встречающихся в реальной жизни. Интернет-сообщества представляют собой группы довольно слабо связанных индивидов, часто живущих в отдалении друг от друга. Интернет способствует поддержанию контактов между ними, изучению верований и совершению ритуалов или иных практик.

Из виртуальных сообществ неоязычников следует отметить Witches Voice — большой сервис, соединяющий людей из разных стран мира, который позволяет найти местные шаманские группы, а также Witches of the World Coven (http://www.paganspace.net /group/ witchesoftheworldcoven). На странице этого сервиса отмечается, что в течение суток его посещают более 48 млн раз.

Сеть формирует личность неоязычников и поэтому становится чрезвычайно важным инструментом поддержки их действий, а также выполняет пропагандистские функции. Неоязычество оказывает влияние на социализацию подростков и также способствует формированию их личности. Они приобретают информацию о теории, практике и истории колдовства, ищут сверстников, интересующихся, например, викки, участвуют в различных виртуальных сообществах. Многие девочки-подростки примеряют на себя роль ведьм. Интернет способствует разнообразным религиозным экспериментам в процессе создания собственной неоязыческой религиозной идентичности.

  • [1] PaszkoA. Neopoganizm // Przeghjd Religioznawczy. 1998. № 3—4. P. 70—71.
  • [2] Cowan D. E. Cyberhange. Modern Pagans on the Internet. N. Y.; L.: Routledge, 2005.P. 30—35.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой