Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Глоссарий. 
Социология воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование личности — 1) процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости; 2) объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает… Читать ещё >

Глоссарий. Социология воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Агенты социализации — группы или социальные контексты, в рамках которых осуществляются важнейшие процессы социализации.

Адаптация социальная — активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Взаимодействие — состояние, представляющее связь педагогических явлений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их свойств и качеств; нормальный, естественный параметр любого социального феномена в его отношении к другим; всеобщая универсальная их черта, вне которой они не могут быть познаны и поняты как педагогические феномены, а их действие — как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Влияние — действие, оказываемое воспитателем на воспитанников, приводящее к изменениям каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания.

Воспитание — 1) целенаправленный и организованный процесс формирования личности; создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности; передача общественноисторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду; 2) в узком педагогическом смысле В. — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В узком социальном смысле под В. понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни; 3) в широком педагогическом смысле В. — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В широком социальном смысле В. — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовного наследия человечества.

Воспитание духовное — воспитание души, духовной культуры. Исстари его отождествляли с религиозным воспитанием. По своей сущности оно отражает направленную деятельность по развитию и воспитанию человека в определенной культуре, отражающей духовную близость людей, общества, государства.

Воспитание нравственное — воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры), для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими в повседневной жизни и деятельности.

Воспитание политическое — целенаправленная деятельность по воспитанию политической культуры личности. Проявляется в определенной политической позиции личности, которая определяет ее взгляды, отношения и действия человека.

Воспитание половое — целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, смысл которой — воспитание здоровой и целостной личности мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, подготовка их к семейной жизни.

Воспитание правовое — формирование у граждан правового сознания и правопослушного поведения.

Воспитание семейное — воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими.

Воспитание социальное — это процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовнонравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Воспитание трудовое — воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитания в труде.

Воспитание умственное — формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

Воспитание физическое — педагогически организованный процесс формирования физической культуры личности как важнейшей части ее разностороннего развития. Осуществляется в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития. В процессе В. ф. развиваются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, чуткость в работе, привычка к порядку и т. д.

Воспитание художественное — формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им; развитие потребностей в художественнотворческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Воспитание этическое — целенаправленная деятельность, ориентированная на усвоение воспитанниками правил хорошего тона, формирование у них культуры поведения и отношений.

Воспитанник — человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный или учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

Воспитанность — качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.

Воспитательная система — это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.

Воспитательное пространство — специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления человека. Выделяют три ведущих В. п.: социальное (мир значений), индивидуальное (мир смыслов) и пространство взаимодействия или пространство культуры (мир ценностей).

Воспитательные организации — специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

Воспитательные технологии — продуманная во всех деталях модель совместной деятельности, содержащая систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях.

Воспитуемость — подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Гармоничное развитие человека — соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органичное единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и функций его сознания, поведения и деятельности.

Гендер — это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимодействие между собой, и поэтому Г. еще и показывает способ социального конструирования этих отношений в обществе; это социокультурная характеристика пола в определенный конкретно-исторический период развития общества. Три составляющие: природная, культурно-историческая, прижизненно-социальная.

Гендерная адаптация (полоролевая адаптация) — фаза полоролевой социализации, социально-психологическое приспособление к существующим в обществе тендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе полоролевой адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психической реальности и поведения с природной сущностью своего и другого пола, с характером взаимоотношений между полами, сложившимися в данном обществе.

Группа сверстников — дружеская группа, состоящая из индивидов одного возраста и социального статуса.

Гуманизация воспитания и обучения — реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них.

Девиантное поведение — 1) система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм; 2) социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т. д.). Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые «наклеивается ярлык» девиантных.

Дезадаптация — это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Детоцентризм — стиль воспитания ребенка, в основе которого лежат культ ребенка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению.

Деформация личности — изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение.

Деятельность педагогическая — профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

Дифференцированный подход в воспитании — осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания с учетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности.

Дошкольное воспитание — это семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.

Духовность — индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматривается как душевность).

Жизненная ориентация — умение человека разбираться в окружающей обстановке, выделять и выбирать для себя наиболее оптимальное направление жизненного пути.

Жизненная позиция личности — наиболее выраженные основные компоненты ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации,.

Знание — результат познания, совокупность научных сведений из соответствующей области; это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Идеал — образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.

Идентификация — один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т. п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. В концепции 3. Фрейда, к примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его И. с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей родителей и формированию «сверх-я» (суперэго) как внутреннего механизма самоконтроля.

Индивидуальность — уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуальнопсихических особенностей.

Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, сконностей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебновоспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Качества личности — совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде.

Комплексный подход — принцип, предполагающий взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков.

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Культура личности — совокупность внутренней культуры, ядром которой является духовность, и внешней культуры (общение, поведение, внешний вид), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация.

Культурное воспроизводство — передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению. К. в. подразумевает механизмы, с помощью которых непрерывно во времени сохраняется культурный опыт. Одним из основных механизмов К. в. в современных обществах является процесс обучения, который происходит не только на официальном уровне. Особенно сильное влияние на К. в. оказывает «скрытая программа» — аспекты поведения, которым индивиды обучаются на неформальном уровне.

Культурные универсалии — ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

Личность — 1) феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием; 2) система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в Л. не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства.

Личностный подход — индивидуальный подход социального педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному субъекту воспитательного взаимодействия, помогающий ему в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении.

Макросистема — постоянство формы и (или) содержания систем низшего порядка (микро-, мезо-, экзо-), которые существуют или могут существовать на уровне культуры как целого вместе с системами верований или идеологий, лежащими в основе такого постоянства.

Мезосистема — структура взаимоотношений двух или более сред, в которых развивающаяся личность активно участвует (например, для ребенка это отношение между его домом, школой и соседской группой сверстников, а для взрослого — между семьей, работой и общественной деятельностью).

Меры воспитания — совокупность действий, направленных на достижение определенной цели воспитания. К ним можно отнести меры поощрения, наказания, организации деятельности.

Метод — способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

Методика — способ достижения определенной цели; совокупность способов целесообразного поведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения, осуществление воспитательной деятельности.

Методология — учение о научном методе познания, принципы и способы организации теоретической и практической деятельности человека.

Методы воспитания — 1) общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор М. в. зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение М. в. выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности; 2) совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Механизмы социализации — это 1) совокупность агентов социализации; 2) социально-психологические механизмы; 3) социально-педагогические механизмы.

Микросистема — структура деятельностей, ролей межличностных отношений, переживаемых развивающейся личностью в данном конкретном окружении, с его характерными физическими и материальными свойствами.

Мировоззрение — система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природе и обществу.

Модель воспитания — своеобразие в подходах к определению цели, средств, условий и методики осуществления воспитания.

Мораль — нравственность, правила нравственного поведения, система норм поведения; форма нормально-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей.

Мотивация — система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.

Навык — умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.

Наказание — средство воздействия на того, кто совершил проступок, преступление; средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила поведения.

Народное воспитание — объективно закономерное явление жизни того или иного народа, назначение которого состоит в обеспечении преемственности связи поколений, осуществляющейся в соответствии с целями народной педагогики.

Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Норма социальная — предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, это скорее «ожидаемое» поведение. Нормы предполагают наличие легитимности.

Они осваиваются в процессе социализации индивидов на основе интернализации и обеспечиваются механизмами социального контроля. Отклонение от норм наказывается санкциями. По Парсонсу, нормы являются основой социального порядка, институциализированного в обществе и интернализованного индивидами.

Нравственность — 1) особая форма общественного знания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Образование — передача знаний от одного поколения к другому посредством прямого обучения. Хотя образовательные процессы существуют во всех обществах, но только в современную эпоху О. приняло массовую форму — обучение в особой образовательной среде, в которой индивиды проводят несколько лет.

Объект воспитания — тот (те), кому адресованы целенаправленные или стихийные воспитательные влияния, поддержка, помощь: ребенок, подросток, молодой человек, группа или коллектив, неформальные объединения.

Отношения межгрупповые — субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп. О. м. отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности.

Патология социальная — несоответствие человека в социальном развитии (недостаточное развитие) социальной норме.

Педагог — лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель лицея, колледжа, техникума, вуза и т. д.) или разрабатывающее проблемы педагогики как науки.

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека.

Педагогика социальная — педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие, его воспитание.

Перевоспитание — воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие, изменение каких-то привычек, нормы правил поведения, общения.

Поведение социальное — внешнее проявление деятельности, в которой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам.

Познание — приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Понимание — умственное, символическое овладение, возможность ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать, рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-либо.

Правила воспитания — прикладные рекомендации по реализации требований того или иного принципа воспитания.

Призвание — свойство личности, формирующееся на основе интереса к определенной деятельности, стремления успешно выполнить ее и проявления способностей к ней.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания; в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Развитие — изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Развитие личности — 1) процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых, тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности; 2) изменение ее количественных и качественных свойств. Р. л. — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта.

Развитие социальное — процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни в целом или в отдельных ее компонентах — социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах ит. д.

Родственные отношения — отношения, связывающие индивидов узами кровного родства, либо брака, либо отношениями усыновления (удочерения). Хотя по определению Р. о. связаны с браком и семьей, на деле они гораздо шире и не ограничиваются только семьей и браком. В большинстве современных обществ некоторые социальные обязательства, относящиеся к Р. о., выходят непосредственно за рамки института семьи, а во многих других обществах родство имеет огромное значение для большинства аспектов социальной жизни.

Ролевое воспитание — форма социализации, при которой молодые люди приобретают навыки поведения и аттитюды, которые понадобятся им во взрослой жизни для соответствия своему институционализированному социальному положению.

Роль социальная — 1) социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение социальных ролей деформированы; 2) связанная с определенной позицией индивида в социальной системе (социальным статусом) совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура.

Самоактуализация (самореализация) — высшая жизненная потребность индивида, под которой А. Маслоу понимает стремление человека к выявлению своих потенциальных возможностей, проявлению его способностей становиться всем, чем он захочет, достижению своих целей, проявлению своей общечеловеческой и личностной сущности.

Самовоспитание — 1) сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания; 2) сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

Самообразование — специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Самооценка — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

Саморазвитие — собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, — в процессе естественного физиологического, психического и социального развития.

Самостоятельность — волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.

Свободное воспитание — концепция воспитания, согласно которой ребенок должен развиваться сам и ему для развития нужны лишь благоприятные условия. Игнорирует необходимость специальной помощи ребенку со стороны взрослых.

Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этом отношении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Поскольку супружество и родительство получают социальную санкцию, моральное и правовое узаконение, а вместе с ними общественную и государственную поддержку, С. выступает и как социальный институт.

Семейное воспитание — воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). Теория С. в. — органическая часть социальной педагогики (социокультурная среда воспитания — средовая педагогика). Она включает проблемы: социокультурная среда семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др.

Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятия; происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира.

Содержание образования и воспитания — система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником служит все многообразие культуры.

Сознание — высшая форма отражения объективного мира, свойственная только человеку. С. возникает в ходе общественноисторического развития на основе трудовой деятельности, является продуктом высокоорганизованной материи — головного мозга человека.

Социализация — процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (нормы, установки, образцы поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как процесс, и как результат.

Социальная среда — социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макрои микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соцбытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Социальное воспитание — целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности.

Социология воспитания — наука, исследующая воспитательные силы общества, процессы социализации человека, воспитание как социальный институт.

Среда воспитания — совокупность природных и социальнобытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его как личности. Включает в себя среду семьи, улицы, образовательного учреждения и пр.

Стиль — метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения, например, стиль обучения, стиль воспитания.

Субкультура детская (подростковая, юношеская)— 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создавать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми.

Такт педагогический — чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащегося. Проявляется в умении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками, уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования.

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью.

Творчество педагогическое — оригинальное и высокоэффективное решение педагогом учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения.

Теория воспитания — раздел общей педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности.

Техника педагогическая — совокупность педагогических средств и приемов, которыми владеет педагог и которые позволяют ему эффективно решать педагогические задачи.

Толерантность — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации.

Труд — целесообразная деятельность людей, направленная на создание потребительских стоимостей; один из основных видов активности человека наряду с игрой, познанием, общением.

Трудновоспитуемость — сознательное и бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, отклонения психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики воспитанников, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.

Трудовое воспитание — воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность.

Умственное воспитание — формирование знаний, умений, навыков и основ мировоззрения, развитие мышления учащихся и привитие культуры умственного труда.

Усвоение — процесс воспроизведения индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности.

Установка социальная — состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций, поведению в них.

Учение — действия того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения; целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке, хранению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание.

Феноменологическая модель образования — предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающегося, бережное и уважительное отношение к его интересам и потребностям.

Формирование личности — 1) процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости; 2) объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.

Характер — совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его отношениях, поведении, деятельности.

Целеполагание — постановка цели субъектом деятельности.

Целесообразность педагогическая — наибольшее соответствие выбранного подхода (варианты действий, технологии, методы, средства) воспитательной деятельности для достижения оптимального результата в данной ситуации.

Цель воспитания — рассматривается, как правило, с двух позиций: в глобальном выражении — идеал совершенного человека (идеал достижения) с точки зрения данного общества, семьи, воспитателя, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности.

Ценности — представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Различия в Ц. являются ключом к пониманию культур. На индивидуальные Ц. сильное влияние оказывает специфика данной культуры.

Ценности социальные — рассматриваются в широком и узком смысле: в широком смысле — наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком смысле — нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.

Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного, несущественного.

Школа — учебно-воспитательное учреждение; выучка, достигнутый в чем-то опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт; направление области науки, искусства; система обязательных учреждений; общеобразовательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе и основы художественной культуры.

Экзосистема — среда, не вовлекающая развивающуюся личность в качестве активного участника, но влияющая на ее жизнедеятельность (опосредованное влияние на социализацию личности).

Этапы процесса обучения — последовательные стадии организации процесса обучения: 1) диагностика обучающихся; 2) планирование; 3) создание условий; 4) реализация; 5) оценивание и 6) коррекция обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой