Портфолио для самостоятельной работы
Ежегодно проводить фестиваль профессиональных и любительских видеофильмов по различным аспектам здорового образа жизни. Размещение рекламных щитов, пропагандирующих здоровый образ жизни, на улицах, в парках и других общественных местах. Определите и обоснуйте, какие виды интервью, рассмотренные в данном параграфе, можно отнести к качественным методам. Выберите несколько правильных ответов… Читать ещё >
Портфолио для самостоятельной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задания к параграфу 10.1. Понятие интервью и его виды.
- 1. Расскажите, что представляет собой метод интервью в сравнении с другими методами опроса.
- 2. Расскажите о типологии интервью. Раскройте особенности важнейших видов интервью.
- 3. Определите и обоснуйте, какие виды интервью, рассмотренные в данном параграфе, можно отнести к качественным методам.
Задания к параграфу 10.2. Организация интервью и этапы его проведения.
1. Ниже приводится образец плана интервью, направленного на изучение проблем детского и подросткового травматизма. Прочитайте его и проанализируйте особенности данного интервью. К какому виду его можно отнести?
Какие типы вопросов применяются в приведенном плане интервью? Какими вводными и заключительными вопросами вы бы дополнили его?
Согласны ли вы с таким порядком размещения вопросов или расположили бы их иначе (более удобно, в расчете на проведение с помощью одного бланка интервью нескольких респондентов и с учетом возможности регистрации ответов 5—7 опрошенных на одном листе)? Предложите свой (дополнительный и измененный) вариант плана интервью.
План интервью.
- (для изучения проблем травматизма среди детей и подростков)
- 1. Считаете ли вы себя осторожным человеком?
- 1. Да;
- 2. Нет;
- 3. Затрудняюсь ответить.
- 2. Были ли у Вас травмы за последний год?
- 1. Да, были;
- 2. Нет, не были;
- 3. Затрудняюсь ответить.[1][2][3][4][5][6]
- 9. Укус / собаки, змеи,_;
- 10. Поражение электротоком;
- 11. Тепловой удар;
- 12. Солнечный удар;
- 13. Другое:_;
- 14. Затрудняюсь ответить.
- 4. Какой характер носили повреждения и сколько раз они были получены (отметьте)?
- 1. Легкие травмы /_раз;
- 2. Средние травмы /_раз;
- 3. Тяжелые травмы /_раз.
- 5. При каких обстоятельствах были получены травмы? (Возможно несколько ответов.)
- 1. Упал с дивана, кровати / сонный, играя, прыгая,_;
- 2. Играл, работал с ножом, пилой, лопатой,_;
- 3. Порезался стеклом / разбил банку, бутылку, наступил на
стекло_;
- 4. Защемил пальцы дверыо;
- 5. Прикоснулся к горячему / вода, пар, утюг,_;
- 6. Проглотил инородное тело;
- 7. Вдохнул инородное тело;
- 8. Упал с лестницы, качелей, дерева,_;
- 9. Подрался;
- 10. Дорожно-транспортное происшествие;
- 11. Другие обстоятельства / укажите :_.
- 6. Кто оказывал первую помощь при наиболее тяжелых травмах? (Возможно 2—3 ответа.)
- 1. Врач;
- 2. Учитель;
- 3. Родители;
- 4. Друзья;
- 5. Соседи;
- 6. Случайные люди;
- 7. Сам себе;
- 8. Никто;
- 9. Другое_.[7]
- 2. Изучите перечень мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Подготовьте полуформализованное интервью с целью выяснения популярности данных мероприятий среди студентов вашей группы.
Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни среди населения:
- 1. Трансляция по радио и телевидению передач о здоровом образе жизни.
- 2. Проведение ярмарок здоровья, дней здорового образа жизни в городе, учебных заведениях, на предприятиях.
- 3. Выпуск буклетов, плакатов, брошюр о здоровом образе жизни.
- 4. Размещение рекламных щитов, пропагандирующих здоровый образ жизни, на улицах, в парках и других общественных местах.
- 5. Ежегодно проводить приуроченные к Всемирному дню здоровья встречи с известными спортсменами в поддержку здорового образа жизни.
- 6. На базе социальных и медицинских центров проводить встречи со специалистами учреждений здравоохранения, известными людьми, ведущими здоровый образ жизни.
- 7. Ежегодно проводить фестиваль профессиональных и любительских видеофильмов по различным аспектам здорового образа жизни.
- 8. Ввести обязательный курс «Здоровый образ жизни» в учебные планы образовательных учреждений всех типов.
- 3. Выберите в своей группе интервьюера, респондента и экспертов. Проведите полуформализованное интервью по указанной выше теме. Постарайтесь учесть все этапы его проведения.
Экспертная группа контролирует процесс интервьюирования и оценивает его по трехбалльной шкале. Дайте обоснование своей оценки, ответив на следующие вопросы:
- • Сколько времени ушло у интервьюера на установление контакта с респондентом?
- • Какие трудности возникли с объяснением цели интервью?
- • Какие вопросы задал респондент по поводу проводимых интервью?
- • Насколько раскованно вел себя интервьюер?
- • В каких местах у респондентов появлялся повышенный интерес или, наоборот, раздражение, утомление, безразличное отношение к вопросам?
- • Замечал ли интервьюер изменение отношения к нему, как на это реагировал?
- • Какие приемы использовал интервьюер для стимулирования интереса респондента к проводимому исследованию?
- • Давались ли дополнительные пояснения по вопросам?
- • Насколько изменились характер и темпы опроса к концу беседы?
- • Как прореагировал респондент на окончание беседы?
- • Предъявлял ли респондент претензии к содержанию интервью?
- • Был ли респондент искренен в ответах на вопросы интервью?
- • Следовал ли интервьюер определенным этапам процедуры проведения интервью?
Задания к параграфу 10.3. Требования, предъявляемые к интервьюеру.
- 1. Расскажите о преимуществах и недостатках интервью в сравнении с другими методами опроса.
- 2. Ответьте, какие требования предъявляются к интервьюеру.
- 3. Составьте перечень ошибок, которые могут иметь место в ходе проведения интервью. Объясните, почему они возникают.
Итоговый тест.
- 1. Выберите несколько правильных ответов из предложенных. Среди функций интервью выделяют следующие:
- • информативную;
- • атрибутивную;
- • воспитательную.
- 2. Заполните пропуск.
Ретроспективное интервью имеет целью_.
- • изучить мнение людей по поводу текущих событий;
- • оценочное воспроизведение прошлых фактов участниками или свидетелями ситуаций.[8]
- • интервью экспертов;
- • ретроспективное интервью.
- 4. Заполните пропуск.
Формализованное интервью представляет собой_.
- • свободную беседу;
- • беседу по заранее составленному плану.
- 5. Заполните пропуск.
В полуструктурированном интервью_список основных вопросов.
- • предусмотрен;
- • не предусмотрен.
в. Заполните пропуск.
Биографическое интервью — разновидность_.
- • формализованного интервью;
- • полуструктурированного интервью.
- 7. Выберите несколько правильных ответов из предложенных. По способу общения социолога и респондента различают:
- • личное интервью;
- • фокусированное интервью;
- • телефонное интервью.
- 8. Заполните пропуск.
Типы и композиция вопросов, используемых в интервью, _в анкетном опросе.
- • такие же, как;
- • другие, чем.
- 9. Выберите правильный ответ.
При проведении интервью на поведение респондента влияет стереотип восприятия?
- • нет;
- • да.
- 10. Выберите правильный ответ.
Можно ли проводить интервью в людных помещениях при посторонних?
- • да;
- • нет.
- 11. Заполните пропуск.
Выделяют_этапов в проведении интервью.
- • четыре;
- • пять.
- 12. Установите соответствия между понятиями и их содержанием.
- • Нарративное интервью
- • Лейтмотивное интервью
- • Фокусированное интервью
- • отслеживание динамики одного и того же аспекта на протяжении равных периодов его существования
- • углубление в определенную тему и ее конкретизация
- • свободное повествование о жизни рассказчика
- 13. Выберите несколько правильных ответов из предложенных.
По цели исследования выделяют интервью:
- • разведывательное;
- • контрольное;
- • нарративное;
- • основное.
- 14. Выберите несколько правильных ответов из предложенных.
По процедуре проведения различают:
- • однократное интервью;
- • интервью по месту жительства;
- • многократное интервью.
- 15. Заполните пропуск.
Прожективное интервью имеет целью_.
- • изучить мнение и оценки людей по поводу текущих событий;
- • выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям.
- 16. Выберите несколько правильных ответов из предложенных.
По количеству опрашиваемых респондентов интервью может быть:
- • индивидуальным;
- • групповым;
- • массовым.
Итоговое задание.
Подготовьте эссе (5—7 страниц) на одну из указанных тем:
- 1. Стратегия и тактика проведения интервью в социальной работе.
- 2. Искусство задавать вопросы.
- 3. Социальный работник и клиент: проблема установления доверительных отношений в процессе интервью.
- 4. Надежность информации, сообщаемой респондентом в интервью.
Рекомендуемая литература
Основная литература
- 1. Белановский, С. А. Глубокое интервью: учеб, пособие / С. А. Белановский. — М.: Никколо М, 2001.
- 2. Мертон, Р. Фокусированное интервью / Р. Мертон, М. Фиске, П. Кендалл. — М.: Институт молодежи, 1991.
Дополнительная литература
- 1. Шикун, А. И. Социологический практикум: учеб, пособие / А. Й. Шикун. — Мн.: Амалфея, 2000.
- 2. Darlington, Y. Qualitative Research in Practice: Stories from the Field / Y. Darlington, D. Scott. — Maidenhead: Open University Press, 2002.
- 3. The Handbook of Social Work Research Methods / ed. Bruce Thyer. — 2nd ed. — L.: Sage Publication Ltd., 2010.
- 4. Hardwick, L. Doing Social Work Research / L. Hardwick, A. Worsley. — L.: Sage Publication Ltd., 2011.
- [1] Какие виды повреждений вы получили? (обведите кружком номера ответов и подчеркните или допишите уточнение): 1. Перелом / руки, ноги,_; 2. Ушиб / головы, колена,_; 3. Порез / руки, стопы,_;
- [2] Ранения / локтя, колена,_;
- [3] Вывих / руки, ноги,_;
- [4] Ожог / руки, ноги,_;
- [5] Обморожение / уха, носа,_;
- [6] Отравление (чем?)_;
- [7] Ваш возраст? 1. 7−9 Лет; 2. 10−12 Лет; 3. 13−15 Лет; 4. 16−18 Лег.
- [8] Выберите несколько правильных ответов из предложенных. По целевому назначению выделяют: • прожективное интервью; • интроспективное интервью;