Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Групповая и личностная идентификация молодёжи в сфере музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. В качестве методологической основы работы выделен принцип системности, который позволяет представить музыку как важный фактор формирования взаимодействующих между собой групповой и личностной идентичностей. Диссертационное исследование ориентировано на междисциплинарный подход к изучению молодежной музыкальной идентификации… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.С
  • Глава 1. Музыка как способ формирования социальной идентичности
    • 1. 1. Понятие музыкальной идентичности и его основные концепции. С
    • 1. 2. Способы обращения с музыкой в процессе социальной самоидентификации: групповое и личностное начало. С
    • 1. 3. Роль музыки в установлении сходств и различий в процессе групповой и личностной идентификации. С
  • Глава 2. Взаимодействие групповой и личностной идентичности в музыкальной культуре российской молодёжи
    • 2. 1. Особенности формирования молодёжных групп в контексте музыкальной идентификации. С
    • 2. 2. Роль музыки и музыкальной деятельности в формировании социальной идентичности современной российской молодёжи. С

Групповая и личностная идентификация молодёжи в сфере музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Музыка уже давно из привилегированной формы деятельности стала частью повседневной жизни общества, принимая участие в процессе социальной идентификации как отдельной личности, так и различных групп, особенно молодежных.

Объясняется это тем, что сегодня российское общество представляет собой многоуровневое социальное пространство с разнообразными моделями идентификационных стратегий граждан, самостоятельно осуществляющих выбор социокультурных ориентиров. Разнообразие этих ориентиров служит индикатором как состояния общества в целом, так и молодёжи, в частности, поэтому в последнее время в России внимание социологов направлено на исследование процесса идентификации. В социальных и гуманитарных науках изучение проблемы идентичности востребовано не только в связи с необходимостью адекватного объяснения изменяющихся социальных практик, но и в связи с проблемой воспитания и образования молодёжи, её профессиональной идентификации.

Итак, актуальность музыки для социологического исследования обусловлена, во-первых, усилением роли музыки как активного фактора в социальных процессах, во-вторых, влиянием современной музыки на формирование идентичности, особенно молодёжи. Прежние идентификационные факторы, связанные с традиционными ценностями, потеряли для большинства молодых людей свою значимость, другие, наоборот, стали привлекательными. Одним из таких факторов стал поиск собственного стиля жизни, так свойственный молодёжи, стремящейся к индивидуальной самоидентификации. Музыкальное пространство стало игровым полем, на котором, с одной стороны, приобретаются различные культурные стили, с другой стороны, музыка как сфера объективации культуры стала служить средством измерения воплощённых социальных различий, отражённых в музыкальных жизненных формах.

В процессе слушания музыки её образцы проходят через личностное восприятие, разделяясь на «любимые» и «нелюбимые», поэтому личность вправе пересмотреть музыкальные предпочтения, принятые группой. Следовательно, возрастает роль личности в музыкальной идентификации. Изучение музыкальных предпочтений и их роли в формировании идентичности в молодёжной среде позволяет понять, как происходит взаимодействие групповой и личностной идентичностей в музыкальной идентификации молодёжи.

Степень научной разработанности проблемы. Музыку как социальное явление рассматривали уже во времена Пифагора, Платона, и Аристотеля. А. Ф. Лосев считал, что они видели связь между изменениями в социальной структуре и развитием музыкального искусства и культуры.1 «Всё, относящееся к искусству — это воспроизведение поведения людей, их разнообразных поступков и обычаев при всяких обстоятельствах, путем подражания воспроизводятся все черты этого поведения».2.

Идеи основателя социологии музыки М. Вебера обращаются к таким вопросам, как связь музыки и общества, историческая эволюция отдельных жанров, национальный характер музыкального творчества.3 Как считают современные исследователи П. П. Гайденко и Ю. Н. Давыдов, идеи М. Вебера оказали большое влияние на воззрения Т.Адорно.4 Отправным пунктом в построениях Т. Адорно был принцип тождества истинной музыки и истины общественного состояния.5 На этот принцип ориентируются современные последователи Т. Адорно, в частности, Т.Чередниченко. «Самое существенное, что и сейчас взгляд на музыку, предложенный Т. Адорно, позволяет продуцировать неплохие.

1 Лосев, А.Ф. Тахо-Годи, A.A. Платон. Аристотель./А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. — М.: Молодая гвардия, 2005. — С.207.

2 Платон. Законы. /Платон.//Собрание сочинений в 4-х т.- М.: Мысль, 1994. — Т. 4. — С. 104.

3 Вебер, М. Рациональные и социологические основания музыки / М. Вебер // Избранное. — М.: Юрист. 1994; 704с.

4 Гайденко, П. П. Идея рациональности в социологии музыки М. Вебера //Кризис буржуазной культуры и музыка. — М.:Музыка, 1976. -. Вып.З. С.7−48- Давыдов Ю. Н. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно // Кризис буржуазной культуры и музыка. — М.:Музыка, 1976. — Вып. 3. — С. 49−105.

5 Адорно, Т. Избранное: Социология музыки./ Т. Адорно — М.- СПб.:Университетская книга, 1998. -С. 155. исследования. В качестве наглядного примера можно указать на работу Т. Чередниченко «Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи», изданную в 2002, где панорама музыкальной жизни нашего общества последних тридцати лет дается исходя из социологической концепции Т. Адорно".1.

Следуя традициям Т. Адорно, многие зарубежные исследователи стали рассматривать музыку как социокультурный феномен в контексте массовой культуры (Д. Ловенталь, Д. Макдональд, М. Абраме, Н. Якобе, X.

2 3.

Виленски, Р. Петерсон, А. Хаузер, П. Бергер и Т. Лукман).

С конца 70-х XX века (период становления и расцвета молодёжных субкультур в Англии и США) фокус исследований смещается в сторону молодежной музыки и молодёжных субкультур (Е. Браун, 4 Д. Хебдидж, 5 М.

7 Я.

О’Донелл, Ф. Стюарт, X. Пилкинтон). Под влиянием теории П. Бурдье музыку начинают рассматривать как критерий стиля жизни и стратифицирующий критерий.9.

В рамках структурного подхода такие учёные, как Дж. Шеферд, 10 П. Мартин, 11 А. Беннет, 1 в своих трудах показали, что социальные.

1 Дамберг, С. В. Семенков, B.E. Социология музыки Т. Адорно и современная музыкальная культура./С.В. Дамберг, B.E. Семенков// Журнал социологии и социальной антропологии. — 2004. — Том VII, № 2. -С.176.

2 Lowenthal, L. Historical Perspectives of popular culture // American Journal of Sociology. — 1950, № 55- Macdonald, D. A theory of mass culture/ Ed. by B. Rosenberg and D.M. White // Mass Culture: The Popular Arts in America. — Glencoe, 111: Free Press, 1957; Abrams, M. The Teenage Consumer//London Press Exchange Papers — 1959. — № 55- Jacobs, N. Culture for the millions?/N. Jacobs. — Boston Mass: Beacon, 1959; Wilensky, H. Mass society and mass culture: Interdependence or independence // American Sociological Review. -1964. -№ 29- Peterson, R.A., Berger, D.G. Cycles in symbol production: the case of popular music //Am. Sociol. Rev. -1975. № 40- Hauser, A. The sociology of Art / A. Hauser. — Chicago: University of Chicago Press, 1982. Работы указаны по: Горюнова, Л. О. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи: Дис. к.с.н. — Саратов, 2004. — 181с.

3 Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности/П.Бергер, Т.Лукман. — М.: Медиум, 1995.-323 с.

4 Brown, A. Effects of televised instruction on student music selection, music skills and attitudes // Journal of Research in Music Education. -1978, Vol. 26. — № 4.

5 Hebdige, D. Subculture: The Meaning of Style/ D. Hebdige. -London: Methuen, 1979.

6 O’Donnell, M. Age and Generation/ M. O’Donnell. — London, New York: Tavistock Publications, 1985.

7 Stewart F. The adolescent as consumer // Youth Policy in the 1990s: the way forward / Ed. by J.C. Coleman and C. Warren-Adamson. — London and NY: Routledge, 1992.

8 Pilkington, H. Russia’s Youth and its Culture/ H. Pilkington. — London and New York: Routledge, 1994.

9 Бурдье, П. Структура, габитус, практика./ П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998. — № 2. — С.40−58.

10 Shepherd, J. Music as social text / J. Shepherd. — Cambridge: Polity Press, 1991. Martin, P.J. Sounds and society: Themes in the sociology of music / P.J. Martin. — Manchester: Manchester University Press, 1996. характеристики музыкальной культуры могут быть использованы при анализе социальной структуры общества.

Так, многочисленные отечественные и зарубежные исследования ставят своей целью показать силу воздействия музыки на изменение индивидуальных и социальных характеристик человека и свойство музыки быть катализатором, ускоряющим процесс идентификации и социализации. Исследователями в области психологии музыкального восприятия индивида, такими как Т. Джонстан и К. Шоу, была установлена взаимосвязь музыкальных предпочтений и социальной стратификации, 2 их исследования показали, что музыка является важным средством социальной идентификации человека.3.

В России первые социокультурные исследования музыки стали проводиться уже в 20-е гг. XX в. в русле таких гуманитарных наук как искусствоведение, культурология, психология и эстетика.4 Из-за усиленного идеологического внимания к развитию общественных наук, выразившегося в ряде партийных постановлений, возникла необходимость «реально измерить пульс бытования искусства в народе».5 Одним из первых в социологических исследованиях музыки был ленинградский музыковед и социолог А.Сохор. В своих работах он выделил социальные функции музыки, рассмотрел её характерные особенности, определившие широкую популярность в молодежной среде.6 Большинство его.

1 Bennet, A. After Subculture: critical studies in contemporary youth culture/ A. Bennet. — N.Y.2004; Bennett, A. Popular music and youth culture: music, identity and place. /A.Bennett. — New York: Palgrave Macmillan, 2000.

2 Johnston, Th. F. Power and prestige through music in Tsongaland/ Th. F. Johnston. — Human Relations, 1974. -vol. 27 № 3. — P. 235−246- Shaw C. N., Tomcala, M. A music attitude scale for use with upper elementary schoolchildren// J. of Research in Music Education, 1976. — vol. 24 № 2.

3 Fisher, S., Greenberg, R. P. Selective effects upon women of exciting and calm music//Percept. and Mot. Skills. — 1972. — vol. 34, № 3 — P. 987−990.

Buller, I. D., Olson, P. J., Breen, T. The effect of «happy» versus «sad» music and participation on anxiety// J. of Music Therapy. — 1974. — vol. 11 — P. 68−73- Liu An-Jen. Cross-modality set effect on the perceptions of ambiguos pictures// Bulletin of the Psychonomic Society- 1976. — vol. 7, № 3-P. 331−333.

4 Беляева-Экземплярская, C.H. Исследование психологии современного массового музыкального слушателя // Музыкальное образование. — 1929. — № 3−4- Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки. — М., 1923. Работы указаны по изданию: Назайкинский, E.B. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.

5 Байгот, Е. Г. Музыка как объект социологического анализа./ Е. Г. Байгот // Наука-2009: сб.ст. — Гродно: ГрГУ, 2009.-ч.1. — С.34−35.

6 Сохор, А. О массовой музыке./ А. Сохор// Вопросы теории и эстетики музыки. — вып. 1. — Л., 1974; Сохор, А. О музыке серьезной и легкой/ А. Сохор. — М: Музыка, 1964. — 87 стр.- Сохор, А. Социология и музыкальная культура. / А. Сохор//Вопросы социологии и эстетики музыки. — вып. 1. — Л., 1980. исследований было направлено на выявление зависимости социального статуса, пола, возраста и образования и музыкальных предпочтений. В последующем исследования таких социологов и музыковедов, как А. Коэн, 1 В. Цукерман, 2 Д. Леонтьев, 3 Ю. Фохт-Бабушкин, 4 Г. Кнабе5 внесли большой вклад в социологию музыки.

Появляются специальные диссертационные исследования по социологии.

6 7 музыки таких современных учёных, как JI.O. Горюнова, Б. Ф. Смирнов, Е. М. Куликов, 8 К. И. Чепурова, 9 Д. Б. Табакаев, 10 Е. Б. Борисова.11.

80-е — 2000;е годы — это период формирования музыкальных субкультур в России и важных работ по социологии музыки. Исследователями процессов социализации и поиска идентичности в молодёжной среде в этот период по неформальным признакам в.

12 13 референтных группах стали Т. Г. Исламишина, E. J1. Омельченко, С. И. Левикова, 14 A.A. Барсамова.15 Различные аспекты идентификации и социализации в музыкальном пространстве разрабатываются в.

Коэн, А. Содержание делинквентной субкультуры / А. Коен // Социология преступности. — М.: Просвещение, 1989.

2 Цукерман, B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования/ B.C. ЦукерманМ.: Музыка, 1972.-204 с.

3Леонтьев, Д.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия/ Д.А. Леонтьев// Искусство в контексте информационной культуры / под ред. Ю. С. Зубова. — М.: Смысл, 1997. 4Фохт-Бабушкин, Ю. В. Искусство в жизни молодых поколений России/ Ю.В. Фохт-Бабушкин. -Спб.:Алтейя, 2005. — 320 с.

5 Кнабе, Г. С. Избранные труды. Теория и история культуры/ Г. С. Кнабе. — М., СПб.: Летний садМ.: РОССПЭН, 2006. — 1200 с. бГорюнова, Л. О. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи: Дис. к.с.н. — Саратов, 2004. — 181 с.

Смирнов, Б.Ф. К проблеме типологии слушателей симфонических концертов./ Б.Ф. Смирнов// Социологические исследования. — 2004. — № 10. — С.86−89.

8Куликов, Е. М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры: Дис. к.с.н. — Ставрополь, 2004. — 165с.

Чепурова, К. И. Музыка в структуре социального пространства: Социологический анализ: дис.к.с.н. -Саратов, 2005. -199 с.

10Табакаев, Д. Б. Использование музыкальных средств в современной политике: докторская диссертация. кандидата политических наук: 23.00.02 — Кемерово, 2005. — 337 с. Борисова Е. Б. Музыка как фактор формирования молодёжных субкультур: социологический анализ: Дис. к.с.н. -СПб., 2005.-193С.

12 Исламшина, Т. Г. Молодежные субкультуры./ Т. Г. Исламшина, P.C. Цейтлин, А. Л. Сагалаев. — Казань: Изд-во КГТУ, 1997.-116с.

13 Омельченко, Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры/ Е. Л. Омельченко. — M.: Изд-во ИС РАН, 2000. -261с.

14 Левикова, С. И. Молодежная культура. — М.: Вузовская книга, 2002. — С.3−84.

15 Барсамова, А. А. Молодёжные субкультуры: норма или девиация?/А.А. Барсамова // Россия реформирующаяся. — М.: ИС РАН, 2009. — вып.8. — С.440. исследованиях представителей саратовской социально-антропологической школы J1.0. Горюновой, О. Б. Красновой и И. В. Сергеевой.1.

В связи с ростом и развитием информационных и цифровых технологий, растёт роль СМИ и медиасферы в воспроизводстве и тиражировании культурных ценностей, в том числе музыки. Музыкальный рынок насыщается продукцией самых различных музыкальных стилей и направлений, маркирующих социокультурные и стилевые различия, что позволяет получать более детальную информацию об особенностях процесса идентификации потребителей музыки.

В области социальных наук дискуссии об идентичности приняли две основные формы: психодинамическую и социологическую. Вслед за Э. Эриксоном, у которого впервые понятие идентичности было представлено как динамический процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я», «как чувство личностного тождества и исторической непрерывности"2 и который впервые ввёл понятие «кризис идентичности».3 Теорию идентичности на основе теории самости (self) развивает символический интеракционизм. Дж. Мид утверждал, что, с одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы, законы существования, с другой стороны, индивид сам задает собственное определение в выборе целей, ценностей.4 Последователи Дж. Мида, И. Гоффман5 и Г. Гарфинкель, 6 систематизировали идеи Дж. Мида, акцентируя внимание на многообразии идентичностей и умении сохранять и управлять ими. Проблема обратной социальной зависимости групповой и личностной идентичности поднимается в работах Г. Тэжфела, Дж.

1 Чепурова К. И. Музыка в структуре социального пространства: Социологический анализ: автореф. дис. к.с.н. — Саратов, 2005. — С.4.

2 Эриксон, Э. Детство и общество. / Э. Эриксон — СПб.:ЛЕНАТО ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.-С. 11.

3 Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/Э. Эриксон. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. -С. 105.

4 Mead, G. H. Mind, Self and Society/G. H. Mead. — Chicago, 1976.

5 Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни/И.Гофман. — М.: Канон-пресс-Ц, 2000. -304с.

6 Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии /Г. Гарфинкель. — Спб: Питер, 2007. 335с.

7 Tajfel, H. Social Identity and Intergroup Relations/ H. Tajfel. — Cambridge, 1982; Tajfel, H. Individuals and groups in social psychology/ H. Tajfel // Brit. J. Soc. and Clin. Psychol. — 1979.

1 2 3.

Тернера, B.C. Агеева, В. А. Ядова. В этой связи Г. Тэджфел активно использует понятие социальной категоризации, определяющей конкретное место человека в обществе.4 Среди авторов, исследующих проблему идентичности, следует отметить Ю. Хабермаса, который представляет «Яидентичность» как совокупность личностной и групповой идентичностей, 5 X. Фергюсона, 6 трактовавшего идентичность как «личностный источник значений и опыта"7 и предлагающего в качестве основополагающих современных форм конструирования идентичности сходство (тождество), различие и эмпатию. М. Кастельс под идентичностью понимал «процесс конструирования индивидуального значения (meaning) на основе какого-либо культурного признака или набора культурных признаков, которым отдается предпочтение перед другими источниками индивидуального значения», 8 утверждая примат культурных факторов идентичности и доминирование культурной идентичности над другими составляющими идентичности. Идентичность, по М. Кастельсу, следует отличать от социальной роли: социальные роли определяются нормами, социальными институтами и организациями, идентичность же является источником значения социальных акторов, и конструируется через процесс индивидуализации культуры. Идентичность организует индивидуальное значение личности в обществе, в то время как роли организуют социальные функции индивида.

М. Харниц полагал, что идентичность содержит в себе определение личности как чего-то неповторимого как в социальном окружении, так и.

1 Turner, J.C. A self-categorization theory /J.C.Turner [et al], // Rediscovering the social group: A self-categorization theory. — Oxford: Basil Black-well, 1987.

2 Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы/ В. С. Агеев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — С.201−211.

3 Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности/В.А.Ядов.//Мир России — М. 1995. № 3−4. — С.158−181.

4 Tajfel, Н. Social psychology of intergroup relations/ H. Tajfel// Annual Review of Psychology. — 1982. — № 33. -P. 1−39.

5 Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность/ Ю. Хабермас. — М.:М.: Наука, 1992. — С. 176.

6 Ferguson, H. Self-identity and everyday life/ H. Ferguson. — Routledge, London and New York, 2009. — 224p.

7 Ibid. P. 14−17.

8 Castells, M. The power of identity. Oxf.: Blackwel, 1997. P.6−7. отдельного индивидуума, и решающим при этом является осознание человеком самого себя, в том числе своей «музыкальной идентичности».1.

О нарративной идентичности, важной для понимания личностной идентичности, обусловленной активной авторизацией, творческой работой личности, разработкой и осуществлением её планов и проектов, писали Д. Kapp, М. Сомерс, Г. Гибсон, 2 П. Рикёр, 3 А. МакИнтайр.4.

О связи идентификации и жизненного стиля писали отечественные авторы Л. Г. Ионин и П. С. Гуревич. Л. Г. Ионин констатировал взаимосвязь жизненного стиля с жизненным планом или жизненной стратегией, а также связь жизненного стиля человека с его социальным статусом.5 П. С. Гуревич выявил влияние потребления и рекламы на стиль жизни. Взаимообусловленность жизненного мира и музыкальных предпочтений освещена в работах Е.В. Назайкинского6.

Выбор стиля жизни как средства самовыражения личности приобретает в современном обществе возрастающее значение, особенно среди молодёжи. Это связано не только с плюрализмом ценностей и свободой выбора, но и с потребностями социализации личности.

И всё же в современной литературе недостаточно полно представлены исследования роли музыки в социальной идентификации. Например, даже в таком специальном издании как «Социология духовной жизни» О. Н. Козловой, 7 музыка не стала предметом анализа.

Объект исследования — музыкальная идентификация молодёжи как форма социокультурной идентификации. Harnitz, М. Musikalishe Identitat Jugendlicher und Konflikte im Musikunterricht./R.Muller [et al.] //Wozu Jegendliche Musik und Medien gebrauchen. -Juventa Verlag Weinheim und Munchen, 2002. — P.184.

2 Carr, D. Narrative and the Real World: An Argument for Continuity // History and Theory. — 1986. — Vol. 25. -№ 2. — P. 117−131- Somers, M. R., Gibson, G. D. Reclaiming the epistemological «other»: narrative and the social construction of identity// Social Theory and the Politics of Identity. — Oxford: Blackwell, 1994. — P.37−99.

3 Рикер, П. Время и рассказ/П.Рикер. — СПб.: Университетская книга, 1998. — т. 1−2.

4 Maclntyre, A. The Virtues, the Unity of a Human Life, and the Concept of a Tradition/ A. Maclntyre// Memory, Identity, Community: the idea of narrative in the human sciences. — New York: State University of New York, 2001.

5 Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — С.53.

6 Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия/ Е. В. Назайкинский. — М.:Музыка, 1972. -С.278−279.

7 Козлова, О. Н. Социология духовной жизни/ О. Н. Козлова. -М.:изд-во РГТУ, 2004. -200 с.

Предмет исследования — взаимодействие групповой и личностной музыкальной идентичности молодёжи.

Цель исследования — раскрыть роль музыки и музыкальной деятельности в формировании групповой и личностной музыкальной идентичности современной российской молодёжи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Опираясь на существующие в социологии концепции формирования социальной идентичности, раскрыть содержание процесса музыкальной идентификации. Дать определение понятию «музыкальная идентичность».

2. В рамках социологического подхода выделить групповой и личностный аспекты в процессе формирования музыкальных предпочтений и осуществления музыкальной деятельностивыявить преимущество личностной или групповой музыкальной идентичности в процессе их взаимодействия.

3. Определить группу признаков, выявляющих роль музыки в установлении сходств и различий и раскрывающих личностную и групповую музыкальную идентичность.

4. Исследовать особенности формирования молодёжных групп в контексте музыкальной идентификации.

5. Выявить роль музыки и музыкальной деятельности в формировании групповой и личностной музыкальной идентичности у современной российской молодёжи.

В рамках диссертационного исследования выдвигается гипотеза, согласно которой музыкальная идентификация молодёжи рассматривается как самостоятельный процесс социальной идентификации, основным фактором которого является музыка. Под воздействием музыки происходит формирование музыкальной идентичности, проявляющей себя через музыкальные предпочтения и музыкальную деятельность. В музыкальных предпочтениях и в музыкальной деятельности ярко проявляется взаимодействие группового и личностного аспектов музыкальной идентичности.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования. В качестве методологической основы работы выделен принцип системности, который позволяет представить музыку как важный фактор формирования взаимодействующих между собой групповой и личностной идентичностей. Диссертационное исследование ориентировано на междисциплинарный подход к изучению молодежной музыкальной идентификации с акцентом на совмещение различных областей научного знания, таких, как социология музыки, социальная психология музыкального восприятия, социология молодёжи. Теоретическую основу диссертационного исследования составили социологические концепции представителей символического интеракционизма (У. Джеймс, Дж. Мид, Э. Эриксон), феноменологической школы в социологии (П. Бергер, Т. Лукман), теория Т. Адорно о тесной связи музыки и общества, а так же социологические концепции X. Ферпосона о формировании социальной идентичности через сходство, различие и эмпатию, Дж. Тёрнера о взаимодействии групповой и личностной идентичности, Ю. Хабермаса о коммуникативном действии, М. Кастельса о фундаментальности идентичности перед лицом культурных значений, М. Харница о связи музыкальной социализации и музыкальной идентификации, Т. Мюнха о связи задач личностного развития и функциями музыки.

Применение междисциплинарного подхода позволяет раскрыть содержание процесса музыкальной социализации и выявить взаимодействие группового и личностного аспектов в молодежной музыкальной культуре в России.

Эмпирическую базу исследования составили:

• Эмпирическое социологическое исследование, проведённое диссертантом в 2010 году. Выборка опроса составила 105 человек. Опрашиваемые — школьники и студенты юридического колледжа при.

ННГУ и студенты ННГУ им. Н. И. Лобачевского города Нижнего Новгорода от 15 до 25 лет.

• Результаты применения качественного метода социологического исследования в виде полуформализованного интервью экспертов, среди которых были практикующие музыканты, руководящие и заслуженные работники культуры, преподаватели ДМШ, ДШИ, музыкального колледжа, консерватории города Нижнего Новгорода. Всего 10 человек.

• Эмпирическое социологическое исследование — анкетный опрос, проведённый в 2012 году в Нижнем Новгороде. Выборочную совокупность составили студенты технического и гуманитарного факультетов ННГУ и НГТУ и юридического колледжа при ННГУ от 15 до 25 лет.

Метод анализа данных. Применялся приём группировки и обобщения полученных результатов с последующим социологическим анализом. При анализе полученных данных использовалась программа Microsoft Excel.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертации определяется решением совокупности поставленных задач и полученных результатов исследования.

1. На основе существующих в социологии концепций формирования социальной идентичности, раскрыто содержание процесса музыкальной идентификации. Дать определение понятию «музыкальная идентичность».

2. В рамках социологического подхода, в частности, концепции социальной идентичности Дж. Тёрнера об обратной зависимости между личностным и групповым уровнями социальной идентификации, выделены групповой и личностный эффекты в процессе осуществления музыкальной деятельности, формирующей устойчивый к ней интереспоказано, как при этом происходит переход от личностной музыкальной идентичности к групповой и наоборот.

3. Выявлена роль музыки в установлении сходств и различий через группы признаков, раскрывающих личностную и групповую музыкальную идентичность.

4. Исследованы особенности формирования молодёжных групп в контексте музыкальной идентификации.

5. Выявлена роль музыки и музыкальной деятельности в формировании групповой и личностной музыкальной идентичности у современной российской молодёжи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Музыка способна сохранять культурное значение, что делает её важнейшим критерием формирования социокультурной идентичности на всех этапах социализации у молодёжи. При этом важнейшим условием, формирующим музыкальную идентичность (сходство, различие и эмпатию) помимо музыкальных предпочтений и музыкальных знаний является наличие музыкальной деятельности, способствующей формированию устойчивого интереса личности к музыке. Сегодня преобладают такие способы обращения с музыкой, как аудио-прослушивание музыки на постоянной основе в уединении, обучение музыке в учреждениях музыкального образования, развивающее музыкальную рецепцию и непрофессиональное музицирование в коллективе сверстников или индивидуально. При этом происходит переход от личностной музыкальной идентичности к групповой и наоборот.

2. Музыкальная идентичность у молодёжи (сходство, различие и эмпатия) подвижна, и под воздействием множества как объективных, так и субъективных факторов она может совпасть с групповой музыкальной идентичностью или вновь стать личностной: чем более человек делает акцент на собственном восприятии музыки, чем более сложна его музыкальная деятельность, тем больше он тяготеет к личностной музыкальной идентичности, но на каждом этапе музыкальной деятельности он приближается к групповой музыкальной идентичности, вступая в социальные связи с членами группы.

3. В процессе музыкальной идентификации роль личностной самокатегоризации, основанной на отличии себя как уникального индивида от других членов группы, преобладает над групповыми социокультурными образцами, так как личностный смысл и жизненные сценарии важны для музыкальной идентичности, как фундаментальной, основополагающей реальности в работе со «значением» в музыке. Таким образом, личностная и групповая музыкальные идентичности в процессе музыкальной идентификации находятся в обратной зависимости.

4. Нами установлено, что среди российской молодёжи наблюдается тенденция к утрате интереса к массовым музыкальным мероприятиям и как следствие, снижение роли групповой музыкальной идентификации в молодёжной среде. Кроме того, отсутствие зависимости музыкальных предпочтений у молодёжи от государственных, общенациональных и групповых ценностей и значений в процессе музыкальной идентификации так же свидетельствует о тенденции к формированию личностной музыкальной идентичности у российской молодёжи.

5. Сегодня молодёжь предпочитает квалифицированное, профессиональное обучение в учреждениях института образования другим формам обучения музыке, что способствует развитию музыкальной рецепции и постепенному росту общей музыкальной культуры молодёжи, что не может не сказаться на процессе её музыкальной идентификации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в раскрытии механизмов становления и развития молодежной музыкальной идентичности, которая может проявляться как на групповом, так и на личностном уровне.

Исследование показало, что сегодня кризис идентичности является одной из наиболее актуальных проблем российской молодёжи. В связи с этим изучение музыкальных предпочтений как отражения социальной идентификации кажется перспективным направлением для исследований в области социологии музыки, дающим дополнительную информацию для принятия обоснованных решений в сфере культурной и образовательной политики государства. Данная работа расширяет представление о роли музыки в процессе самоидентификации и самоопределения современного молодого человека.

Материалы диссертационного исследования могут быть полезны при разработке вузовских лекционных курсов: «Социология культуры», «Социология молодежи», «Социология музыки». Диссертационный материал и выводы можно использовать для подготовки различных учебных спецкурсов по общей социологии, социологии социальных процессов. Научные положения и результаты диссертационного исследования могут стать основой для дальнейших исследований при разработке этой темы.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования являются обобщением теоретических и практических исследований, проводившихся автором.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 11 публикациях автора общим объемом 3,55 п.л.

Апробация диссертации проводилась автором в рамках ряда научных конференций: международная научно-практическая конференция «Девиация и делинквентность: социальный контроль» (2006 г., Н. Новгород, ННГУ им. Н. И. Лобачевского) — межрегиональная научно-практическая конференция «Культура, технология, цивилизация: региональные аспекты взаимодействия» (2007г., Дзержинск, Дзержинский политехнический институт) — международная научно-практическая конференция «Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития» (2007 г., Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского) — региональная научно-практическая конференция «Антропологический потенциал культурогенеза» (2007 г., Н. Новгород, ННГУ им. Н. И.

Лобачевского) — на международной конференции «Современные проблемы социально-гуманитарных наук» (2008 г., Н. Новгород, Гуманитарный институт), межрегиональной конференции «Культурное наследие» (2009 г., Н. Новгород, НГСУ), 38-ом международном академическом симпозиуме, XIII Международной ярмарки идей «Законы физкультурной сферы общества» (май, 2010 г., Н. Новгород, НГАСУ).

Кроме того, диссертант является лауреатом Первого международного конкурса творчества детей и молодёжи «Музыка и электроника», прошедшего в 2006 г. в Москве, и членом координационного совета Международного конкурса «Музыка и электроника" — участником II Открытого Республиканского фестиваля-конкурса исполнителей на электроакустических инструментах «Волшебные клавиши», который проходил в Ижевске в 2007 г. В 2007 и 2012 году диссертант провела курсы повышения квалификации в Государственном образовательном учреждении Нижегородской области «Инновационно-научный ресурсный центр «Культура» для преподавателей ДМШ, ДШИ и средних специальных учреждений — клавишный синтезатор.

Структура диссертационного исследования обусловлена его предметом и целью. Она включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы и приложение. Работа содержит 26 таблиц и три схемы, одна из которых размещена в Приложении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сравнительный междисциплинарный анализ теоретических подходов к музыке на основе социологических методов исследования показал, что современная музыка является фактором формирования музыкальной идентичности личности.

В анализе теории социальной идентичности мы выделили приоритет процесса конструирования идентичности через формы тождественность, различие и эмпатия перед лицом различных культурных свойств и определений, что подчёркивает значимость личностного начала в идентичности, осознания целостности «Я-концепции» и нарративной идентичности, без которых разговор об идентичности немыслим.

Личностная и групповая идентичности находятся в сложном структурном соотношении, позволяющем говорить об их обратной зависимости. Когда мы говорим о музыке, роль личностной самокатегоризации, основанной на отличии себя как уникального индивида от других членов группы, преобладает над групповыми социокультурными образцами, так как личностный смысл и жизненные сценарии важны для музыкальной идентичности, как фундаментальной, основополагающей реальности в работе со «значением» в музыке.

Музыкальная социализация личности связана с музыкальной идентификацией и способствует развитию таких её качеств, которые участвуют в формировании музыкальной идентичности. В музыкальной идентичности взаимозависимость группового и личностного начал проявляется у молодёжи наиболее ярко.

Важнейшим условием, формирующим музыкальную идентичность (сходство/различие/эмпатия) помимо музыкальных предпочтений и музыкальных знаний является наличие музыкальной деятельности или способов обращения с музыкой, которые способствуют формированию устойчивого интереса личности к музыке.

В процессе музыкальной идентификации групповой и личностный эффекты одинаково проявляются в музыкальной деятельности, включающей такие способы обращения с музыкой, как: прослушивание музыки на постоянной основе, коллекционирование пластинок, участие в музыкальной субкультурной группе, чтение литературы о музыке (участие в дискусиях о музыке, общение с экспертами), непрофессиональное музицирование и обучение музыке. При этом происходит переход от личностной музыкальной идентичности к групповой и наоборот.

Музыкальная идентификация личности невозможна без культурного ресурса, имеющего две составляющие: профессиональное занятие и культурную компетенцию, определяющую вкус, ценности и моральное достоинство личности.

Музыкальная идентичность (сходство/различие/эмпатия) подвижна, и под воздействием множества как объективных так и субъективных факторов она может совпасть с групповой музыкальной идентичностью или вновь стать личностной: чем более человек делает акцент на собственном восприятии музыки, чем более сложна его музыкальная деятельность, тем больше он тяготеет к личностной музыкальной идентичности, но на каждом этапе обращения с музыкой он приближается к групповой музыкальной идентичности, вступая в социальные связи с членами группы.

Межгрупповое и межличностное сходство/различие в процессе идентификации в музыкальном пространстве проявляется в шести группах признаков социально значимых музыкальных идентификаторов, связанных с конкретной жизненной практикой и раскрывающих личностные и групповые музыкальные приоритеты: структура музыкальных предпочтенийроль музыки в повседневной жизни, формирующая репертуар слушателяидеологическая дистанцияжанрово-стилевой признак, отношение к экспертному знаниюсоциальные характеристики музыки, выражающие связь со стилем жизни и ценностями человека.

После Второй мировой войны и депрессии, способствовавших стремлению повзрослевших детей к свободе и игнорированию ценностей, приобретенных и оберегаемых предыдущими поколениями, новые ценности находили своё воплощение в субкультурах, имеющих групповые музыкальные предпочтения. Новая и яркая музыка субкультур стала важнейшим идентификаторов для молодёжных групп. Она способствовала музыкальной социализации и приобретению индивидуальной музыкальной идентичности.

Вестернизация в условиях российского постиндустриального общества стала причиной кризиса социальной идентичности, достигшей критического порога в молодёжной среде. В условиях нарушения социальных связей и каналов коммуникации, составляющих основу социальной структуры, музыкальные молодёжные субкультуры способствовали музыкальной социализации и музыкальной самоидентификации молодого человека через музыкальную деятельность, осуществляемую со сверстниками в рамках выбранной субкультурной группы в период затянувшегося личностного роста.

Новая модная одежда с нанесённой на неё музыкальной символикой, как унифицированный культурный код, как средство передачи информации связанной с музыкой субкультурной группы наряду со слэнгом и модной музыкой стала «групповым кодом», призванным подчеркнуть групповую музыкальную идентичность её членов.

Музыка является сегодня критерием формирования музыкальной идентичности у российской молодёжи. Способность музыки сохранять культурное значение делает её важнейшей сферой формирования социокультурной идентичности на всех этапах социализации у молодёжи. При этом важнейшим условием, формирующим музыкальную идентичность (сходство, различие и эмпатия) помимо музыкальных предпочтений и музыкальных знаний является наличие музыкальной деятельности, способствующей формированию устойчивого интереса личности к музыке.

Музыка, как часть повседневной жизни и способ общения, присутствует в социальном окружении молодого человека, осознающего неповторимость своих личностных и музыкальных качеств, и способствует формированию музыкальной идентичности в том числе через музыкальные предпочтения ближайшего социального окружения (родственники, сверстники, друзья, сокурсники).

Материалы нашего эмпирического исследования показали, что сегодня социальное окружение по мере личностного роста утрачивает влияние на формирование музыкальных предпочтений у молодёжи. Более характерным становится самостоятельный выбор, а такие способы обращения с музыкой, как аудио-прослушивание музыки на постоянной основе в уединении, обучение музыке в учреждениях музыкального образования, развивающее музыкальную рецепцию, способствующее постепенному росту общей музыкальной культуры молодёжи и музыкальной идентификации, а так же непрофессиональное музицирование (в коллективе или индивидуально) являются определяющими факторами в процессе её музыкальной идентификации.

Проследив динамику в предпочтениях различных способов восприятия музыки (в уединении или в социальном окружении) мы сделали вывод о постепенной утрате интереса к массовым музыкальным мероприятиям у молодёжи, а значит о снижении групповой идентификации. Отсутствие зависимости музыкальных предпочтений респондентов от государственных, общенациональных и групповых ценностей и значений в процессе музыкальной идентификации так же свидетельствует о снижении роли групповой музыкальной идентификации в молодёжной среде и о высоком уровне личностной музыкальной идентичности опрошенных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- С.201−211.
  2. , В. С. Психология межгрупповых отношений /В.САгеев.- М.: Изд-во МГУ, 1983.-144с.
  3. , Т.В. Избранное: Социология музыки /Т.Адорно. СПб.: Университетская книга, 1998. — 445с.- ISBN 5−7914−0041−1.
  4. , Т.В. Философия новой музыки /Т.ВАдорно. М.: Логос, 2001.-352с.
  5. , Э.К. Молодежь и музыка сегодня/ Э. К. Алексеев, П. Ф. Андрукович, Г. Д. Головинский//Социальные функции искусства и его видов М.: ОГИ, 1980, — С.210−248.
  6. , Э.К., Андрукович, П.Ф., Головинский, Г. Д. Вопросы социологии искусства/ Э. К. Алексеев, П. Ф. Андрукович, Г. Д. Головинский. М.: Наука, 1979. -352с.
  7. , Ю.В. Культура как интегратор социума / Ю. В. Ананьев. Н. Новгород: Изд-во НГАСА, Общероссийская Академия человековедения, 1996.-171с.
  8. Антология тендерных исследований. Сб. пер./Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Мн.: Пропилеи, 2000. — 384с.
  9. Ю.Аркадьев, М., Чередниченко Т. Беседы о постсовременности/ М. Аркадьев, Т. Чередниченко.- М.: Музыкальная академия, 1998. № 1.-С.3−12.
  10. П.Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев.-J1.: Музыка, 1971.- 376 с.
  11. , Е.Г. Музыка как объект социологического анализа/Е.Г. Байгот//Наука-2009: сборник научных статей. Гродно: ГрГУ, 2009. -Ч.1.- С.34−35.-ISBN 978−985−515−158−7.
  12. , A.M. От разбитого поколения к контркультуре: парадоксы молодёжного протеста в США / A.M. Байчоров. Мн.: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1982.- 142 с.
  13. , Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.- 616с.
  14. , Г. С. Лекции по методологии социологических исследований/ Г. С. Батыгин. М.: Аспект пресс, 1995.- 286с.- ISBN 5−7567−0016−1
  15. Бауман, 3. Индивидуализированное общество/ 3. Бауман. М.: Логос, 2002.- 324с.- ISBN 5−940 101−55−0-Х.
  16. , Г. С. Самосознание человека как культурно-созидательного существа. Три уровня сложности задач/ Г. С. Батищев //Человек и культура. М., 1984. — № 5.- С.4−40.
  17. Белановский, С. А. Индивидуальное глубокое интервью / С. А. Белановский.- М.: Наука, 1993. 220с.
  18. , В.В. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров. Дисс. На соискание учёной степени кандидата психологических наук.- Москва, 2005. 249с.
  19. , В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости./В. Беньямин//Избранные эссе/ под редакцией Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996. — 240с.
  20. , В.П. Музыка и личность: опыт социально-философского анализа /В.П. Беляев, А. И. Луганкин // Проблемы формирования советского человека: сб. ст. Свердловск, 1986.- С.49−67.
  21. , К. Пионеры эмпиризма в музыкальной науке / К. Блаукопф. -М.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2005.- 318с. ISBN: 978−5-87 991 029−2.
  22. , Е.Б. Музыка как фактор формирования молодёжных субкультур: социологический анализ /Е.Б.Борисова// Дис. канд. социол. Наук. СПб., 2005. — 193с.
  23. , О.О. Музыкальное образование в школе: планы и реальность.- Елец: Муза, 2003.-156с.
  24. , П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998.-т.1.- № 2.-С.44−59.
  25. , A.A. Российская рок-музыка 1970−1980 гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дисс. .канд. культурологии А. А. Васильева. Челябинск: Челябинский Гос. Ун-т, 1999. — 186с.
  26. , М. Рациональные и социологические основания музыки // М. Вебер//Избранное.- М.: Юрист. 1994.- С.469−550.
  27. , М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.- 822с.
  28. , А. Субкультуры /А.Верная. Электронный ресурс. Режим доступа// http://www.subcult.ru/, свободный. — Заглавие с экрана.
  29. Вопросы социальной теории: человек в поисках идентичности/под ред. Ю. М. Резника и М. В. Тлостановой. М.: Ассоциация 2010.- т.4 — 528с. -ISBN5−901 493−16−8.
  30. Выготский, J1.C. Психология искусства/Л.С.Выготский. М.: Искусство. 1986.-573с.
  31. , П.П. Идея рациональности в социологии музыки М. Вебера/ П. П. Гайденко // Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1976 -Вып. 3.- С.7−48.
  32. , Т.Б. Этнокультурная специфика музыкального восприятия: Дис. канд. искусствоведения/Т. Б. Гальцева. М., 1994.- 178с.
  33. Г. Исследования по этнометодологии/Г. Гарфинкель -СПб: Питер, 2007. 335с.
  34. , М.В. Искусство как социологическое явление //Некоторые современные концепции в западной социологии искусства. М., 2004.-С.84−90.
  35. , Г. Д. Что такое социология музыки /Т.Д. Головинский. -М.: Музыкальная жизнь, 1986.-№ 22.- С.6−8.
  36. , А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учебное пособие / А. С. Готлиб.- М.: Флинта: МПСИ, 2005.- 384с.- ISBN 5−89 349−760−0.
  37. , JI.O. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи /JI.O. Горюнова// Дис. канд. социол. наук Саратов, 2004.- 181с.
  38. , И. Представление себя другим в повседневной жизни/ И. Гофман. М.: Канон-пресс-Ц, 2000. — 304с.- ISBN: 5−93 354−006−4
  39. , П.С. Музыка и борьба идей в современном мире /П.С. Гуревич. -М., 1984.-128с.
  40. , Ю.Н. Арьергардные бои музыкального «авангарда»/ Ю. Н. Давыдов // Кризис буржуазной культуры и музыка.- М.: Музыка, 1983.-вып.4-С.67−125.
  41. , Ю.Н. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно / Ю. Н. Давыдов // Кризис буржуазной культуры и музыка. М, 1976.-вып.3.- С.49−105.
  42. , Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс/ Ю. Н. Давыдов.- М.: КомКнига, 2010.- 368с.-ISBN: 978−5-484−1 084−4.
  43. , С.В., Семенков, В.Е. Музыка как феноменом повседневности/ С. В. Дамберг, В. Е. Семенков // Звучащая философия. Сборникматериалов конференции. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.- С.73−78.
  44. , C.B., Семенков, В.Е. Социология музыки Т. Адорно и современная музыкальная культура/С.В. Дамберг, В.Е. Семенков// Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. -Том 7.- № 2.-С.173−181.
  45. , Е.В. Важный шаг в развитии социологии музыки: К выходу в свет книги К. Блаукопфа «Музыка в меняющемся обществе». /Е. В. Дуков //Советская музыка.- 1986. № 6.- С.108−115.
  46. , В.А. Культура постиндустриального города / В.А. Есаков// Справочник руководителя учреждения культуры.- М.: ОАО «Типография», 2008.- № 1.- С.64−71.
  47. , Д.В., Леонтьева, О.Т., Мяло, К. Г. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло. М.: Музыка, 1989.-302с. ISBN 5−7140−0117−6.
  48. , Д. В. Сборник статей /Д.В. Житомирский.- М.: Советский композитор, 1981.- 392с.
  49. , Г. В. Психология воспрития музыки. Подходы, проблемы, перспективы /Г.В. Иванченко. М.: Смысл, 2001.- 336с.
  50. , Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения//Г.В. Иванченко // Психология 2001.- № 1. — С. 72 — 81.
  51. , Л.П. Идентификация и инсценировка/Л.П. Ионин // Социол. исслед. 1995. № 4.- С.3−4.
  52. , Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие./ Л. Г. Ионин. М.: Логос, 2000.- 431с.- ISBN 5−88 439−052−1
  53. , С.Н. История культурологических теорий /С. Н. Иконникова.- СПб: Питер, 2005.-474с.
  54. , Т.Г., Максимова, O.A., Салагаев, А. Л. Молодёжные субкультуры. Казань: КГТУ, 1997.- 116с.
  55. , A.A. Анализ экспертного знания и социальной роли эксперта как автономная предметная область современных социальных исследований науки / A.A. Кожанов// Социологические этюды: сборник статей аспирантов.- М.: ИС РАН, 2006. С.293−305.
  56. , И.В. Самосознание культуры /И.В.Кондаков // Общественные науки и современность.- 2001. № 4.-С. 138−148.
  57. , В. Третий пласт / В. Конен //Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994, — 239с.
  58. , Н.В. Восточноевропейский путь развития: социокультурные контуры /Н.В. Коровицына. М.:Алгоритм, 2003.-284с.
  59. , А.И., Луков, В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы /А.И. Ковалева, В .А. Луков.- М.: Социум, 1999. 351с.
  60. , В. Эмо. /В. Козлов, — СПб.: Амфора, 2007. 392с. -ISBN 978−5367−0058
  61. , Е.И. Обзор зарубежных работ по проблеме восприятия музыки. /Е.И. Красникова //Вопросы психологии. -1981.- № 2.- С.150−155.
  62. , П. О типах слушателей современной российской поп-музыки в молодёжной аудитории /П. Лебедев //Вестник общественного мнения. -М.: Левада-центр, 2007, — № 5(91).- С.48−54.
  63. , Е.Ю., Сергеев, B.B. Человек и музыка: влияние музыкальных жанров на формирование личности в условиях мегаполиса / Е. Ю. Ладенкова, В. В. Сергеев. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.-60с.
  64. , С.И. Молодежная субкультура/С.В. Левикова. М.: Фаир-Пресс, 2004.-608С.- ISBN: 5−8183−0759-Х.
  65. , С.И. О готах, готике и большом российском обществе/ С. И. Левикова // Общественные науки и современность.- 2006.-№ 4.- С. 155 165.
  66. , А.Ф., Тахо-Годи, A.A. Платон-Аристотель /А.Ф. Лосев, A.A. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 2005.-383с.
  67. , А.Ф. Музыка как предмет логики/ А.Ф. Лосев//Форма-Стиль-Выражение. М.: Мысль, 1995. — 944 е.- ISBN 5−244−795−5.
  68. , В.Ф. Элитарная и массовая культура внутренне близки/В.Ф. Матвеев/Юбщественные науки и современность. -1991.-№ 1.-С.61−65.
  69. , Н.П. Рок как субкультура молодежи./Н.П. Мейнерт. Электронный ресурс. Режим доступа httphttp:// otherreferats.allbest.ru/ sociology/293.html, свободный. — Заглавие с экрана.
  70. , А. Социодинамика культуры/А. Моль. М.:Прогресс, 1973.-406с.
  71. , И.Л. Идеологическая функция музыки/И. Л. Набок. Л.: Музыка, 1987.-78с.
  72. , Е.В. О психологии музыкального восриятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972.-384с.
  73. , Е. Джаз как явление музыкального искусства. К историивопроса. /Е. Овчинников. М., 1984. — 66с. 80.0вчинников, Е. Рок-музыка. История. Стили / Е. Овчинников. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. — 48 с.
  74. , В.И. Психология музыкального восприятия/В.И. Петрушин.-М.:Академический проект, 2008. 400 с.
  75. Платон. Государство/ Платон//Собрание сочинений в 4тт. М.: Мысль, 1994.- т. 3.- 657с.
  76. , А. Идентичность «На."/А. Сарна. Электронный ресурс. -Режим доступа http://filosfak.ru/, свободный. Заглавие с экрана.
  77. , В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. /В. Е. Семёнов. СПб.: СПбГУ, 1995.- 200с.
  78. , С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России./С.А. Сергеев// Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции 13−14.02.1996 г. Казань: Форт-Диалог, 1996.-С.43−50.
  79. , Б.Ф. К проблеме типологии слушателей симфонических концертов/Б.Ф. Смирнов//Социологические исследования. 2004. -№ 10.- С.86−88.
  80. , П.А. Человек. Цивилизация, Общество/ П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 543с. — ISBN 5−250−1 297−3.
  81. , П.А. Дальняя дорога. Автобиография /П.А. Сорокин. М.: Московский рабочий, 1992. — 303с.
  82. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе/ под ред.Н. А. Шматко. М.:ИС РАН, 1992.- 72с.
  83. Современный философский словарь/под общ.ред. д.ф.н., проф. В. Е. Кемерова.-Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск «ПАНПРИНТ», 1998.-1064с. -ISBN 3−932 173−35-Х.
  84. Социология в России / под редакцией Ядова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1998. 722с.
  85. , А.Н. Социология и музыкальная культура /А.Н. Сохор. М.: Советский композитор, 1975. — 202с.
  86. , А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки. /А.Н. Сохор//Музыка в социалистическом обществе. Л., 1969.
  87. , А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки/А.Н. Сохор. Л.: Советский композитор, 1980.- вып. 1. — 296 с.
  88. , В.Я. Молодёжь и культура /В.Я. Суртаев. СПб.: СПбГУКИ 1999.-224с.
  89. , В.Я. Социология молодежного досуга / В. Я. Суртаев.- СПб.: СПбГУКИ, 1998. 222с.
  90. , И.А., Селиверстова, H.A. Московская аудитория концертов классической музыки/ И. А. Сурина, H.A. Селиверстова.// Социологические исследования. 1996.-№ 11.- с.129−131
  91. , В. Стилевые метаморфозы рока или путь к третьей музыке /В.Сыров. Н. Новгород: Издательство ННГУ. — 1997. — 209с.
  92. , Д.Б. Использование музыкальных средств в современной политике: докторская диссертация. кандидата политических наук: 23.00.02. Кемерово, 2005. — 337с.
  93. , Г. М. Социокультурный анализ формирования и развития молодёжных субкультур Текст. /Г.М. Таниева//Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского.-2009.-№ 2.-С.73−80.
  94. , Г. М. Музыкальные аспекты социальной идентификации в молодёжной среде Текст. /Г.М. Таниева/ЛЗестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского.-2011 .-№ 1 .-С.86−93.
  95. , Г. М. Музыка как критерий социальной идентификации Текст. /Г.М. Таниева//Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского.-2011.-№ 4.-С. 74−81.
  96. Таниева, Г. М. Вопросы гуманизации в сфере образования /Г.М. Таниева//Антропологический потенциал культурогенеза: Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- Н. Новгород: ННГУ-НИСОЦ, 2007. С.333−335.
  97. , Г. М. Современные музыкальные технологии в системе музыкального образования молодежи /Г.М. Таниева// Культура. Технология. Цивилизация. Сборник научных статей.- Н. Новгород: издательство НГТУ, 2007.- С. 135−138.
  98. , Г. М. Социокультурный и духовный потенциал современной семьи/Г.М. Таниева//Семьи и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития/Под общей редакцией З. Х. Саралиевой. -Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008. С.457−459.
  99. , Г. М. Исторический союз музыки и спорта/Г.М. Таниева//Законы физкультурной сферы общества. 38-ой международный академический симпозиум. Материалы XIII Международной ярмарки идей. Нижний Новгород: Издатель Гладкова, 2010. — С.110−112.
  100. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовное развитие личности. В диапазоне гуманитарного знания/Ю.У. Фохт-Бабушкин// Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. СПб.: С.- П. философское общество, 2001.- с. 282−294.
  101. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство в жизни людей /Ю.У. Фохт-Бабушкин. СПб.: Алтейя, 2001.- 558с.
  102. Фохт-Бабушкин, Ю. В. Искусство в жизни молодых поколений России/Ю.У. Фохт-Бабушкин.- СПб.: Алтейя, 2005.- 319 с.
  103. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Введение// Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. М.: Наука, 2008, — 336с.
  104. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б.В.Маркова- СПб.: Наука, 2000. 380с. — ISBN 5−02−26 810−0.
  105. , H.A. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс /H.A. Хренов.- М.: Аграф, 2007.- 406с.
  106. , B.C. Музыка и слушатель /B.C. Цукерман// Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. — 204с.
  107. , Т. Музыкальные увеселения: культура радости вчера и сегодня /Т. Чередниченко //Новый мир.- 1994.- № 6.- С.205−217.
  108. , Т. Музыка в истории культуры/Т. Чередниченко. -Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. 344с.
  109. , К.С. Музыка, как средство формирования музыкальных сообществ/К.С. Шаров//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2005. — 20с.
  110. , Н. Проблемы национального и интернационального в музыке / Н. Шахназарова //Советская музыка. 1989. — № 5.- С.5−12.
  111. , Т.Б. Символика молодежной субкультуры / Т. Б. Щепанская СПб, 1993.- 341с.
  112. , Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т. Б. Щепанская. М.: ОГИ, 2004. — 286с.- ISBN 5−94 282−108−9
  113. , Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  114. Brown, M. Charles Musical Responses to Oppression and Alienation: Blues, Spirituals, Secular Thrash, and Christian Thrash Metal.- Music international Journal of Politics, Culture and Society-1995.- Vol 8, No. 3.
  115. Bunke, K. Musik, Median und Enwicklung im Fugendalter/ R. Muller, P. Glogner, S. Rhein, J.Heim. Wozu Jegendliche Musik und Medien gebrauchen.- Juventa Verlag Weinheim und Munchen. 2002.- ISBN 3−77 990 479−9.
  116. Castells, M. The power of identity. Oxf.: Blackwel Pablishers, 2003. -560p. — ISBN: 9 781 405 107 136
  117. Eder, K. The Cognitive Representations of Sociogical Account of the Cultural Basic of Modern Class Sosiety//Social Structure and Culture/Ed.by Hans Haferkamp. Berlin, N.Y.: de Gryeter, 1989.
  118. Encyclopedia of Sociology. University of Kansas, Lawrence. Managing Editor Rhonda J. V. Montgomery. Second edition. Macmillian Reference USA. 2000.- Vol.2.
  119. Ferguson, H. Self-identity and everyday life.- Routledge, London and New York, 2009, — ISBN 0−203−177-X.
  120. Finkelstein, S. How music expresses ideas /S. Finkelstein. New York: International Publishers, 1970. — 128 p.
  121. Griswold, W. Cultures and Societies in a Changing World. London, 1994.
  122. Habermas, J. Communication and Evolution of Society. Boston: Beacon Press, 1979.
  123. Habermas, J. The Theory of Communicative Action. Boston: Beacon Press, 1984. — Vol. 1 .
  124. Harrison, A.K. Sociology and cultural studies.// The routledge companion to philosofy and music. Routledge Taylor and Francis Group London and New York, 2011.
  125. Harnitz, M. Musikalishe Identitat Jugendlicher und Konflikte im Musikunterricht.//R. Muller, P. Glogner, S. Rhein, J. Heim. Wozu Jegendliche Musik und Medien gebrauchen.- Juventa Verlag Weinheim und Munchen. 2002. ISBN 3−7799−0479−9.
  126. Hebdige, D. Subculture, The Meaning of Style.- London: Methuen. 1979.
  127. Henze, N. W. Musik und Politik: Schriften und Gespraeche 1955−1975. -Munchen. 1976.
  128. Horkheimer, M. and Adorno, T.W. Dialectic of Enlightenment, trans. J. Cumming, New York: Continuum. 1993.
  129. Johnston, Th. F. Power and prestige through music in Tsongaland. Human Relations /Th. F. Johnston. 1974. — vol. 27 (3).
  130. Lacourse, E., Claes, M. & Villeneuve, M. Heavy metal music and adolescent suicidal risk. Journal of Youth and Adolescence.- 2001.-vol.30 (3).
  131. Maclntyre, A. The Virtues, the Unity of a Human Life, and the Concept of a Tradition. L. P. Hinchman and S. K. Hinchman (eds) Memory, Identity, Community: the idea of narrative in the human sciences. New York: State University of New York, 2001.
  132. Mead, G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1976.
  133. Muunch, T. Musik, Median und Enwicklung im Fugendalter //R. Muller, P. Glogner, S. Rhein, J. Heim. Wozu Jegendliche Musik und Medien gebrauchen. Juventa Verlag Weinheim und Munchen. 2002. — ISBN 3−77 990 479−9.
  134. O’Hear, A. Verstehen and Humane Understanding. Cambridge: Cambridge University Press. 1996.
  135. Peterson, R.A. and Bennett, A. Introducing Music Scenes / A. Bennett and R.A. Peterson // Music Scenes: Local, Translocal, and Virtual, Nashville.-Vanderbilt University Press, 2004.
  136. Risman, D., Glaser N., Danney R. Lonely crowd: the study of american character.- New York, 1950.
  137. Simmel, G. Philosophie des Geldes. Aufl. Berlin: Dunker & Humbolt, 1900.
  138. Somers, M. R., Gibson G. D. Reclaiming the epistemological «other»: narrative and the social construction of identity/C. Calhoun (ed.) // Social Theory and the Politics of Identity. Oxford: Blackwell, 1994.
  139. The Routledge companion philosophy and music. Edited by Theodore Gracyk and Andrew Kania. Routledge Taylor and Francis Group London and New York, 2011.
  140. Tajfel, H. Social stereotypes and social groups / J.C. Turner., H. Giles (eds.). Intergroup behavior. Oxford: Basil Blackwell, 1981.
  141. Tenbruck, F.H. Reprasentative Kultur // Sozialstrukiur und Kultur / Hrsg. H. Hafertkamp. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1990.
  142. Wacquant, L. Pierre Bourdieu// Key sociological thinkers / Ed. By R. Stones. London: Macmillan, 1998. P.P. 217−218, 220−229. (Перевод M.B.Масловского).
Заполнить форму текущей работой