Диагностика развития общества
Латентность (L — latency), осуществляющая в живых организмах невидимую функцию генетического кода, обеспечивая скрытое поддержание и воспроизводство конкретных социальных реалий. Если имеется в виду социальная система, то латентность предполагает «поддержание культурного образца» (связанного главным образом с языком), а также мотивацию людей, осознаваемую и не осознаваемую, к его сохранению… Читать ещё >
Диагностика развития общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Консенсус в отношении нормативного порядка — фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанных норм и ценностей следуют общие цели, которые и определяют направление движения в конкретных ситуациях. Так, например, в западном обществе члены конкретного предприятия разделяют цель эффективного производства на фирме, которая следует из общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества. Средства воплощения целей в конкретные действия — роли. Любой современный социальный институт предполагает наличие целой комбинации ролей. Между нормами и ролями имеет место процесс взаимопроникновения: нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что в итоге создает основу для консенсуса и социального порядка.
Исходя из того, что консенсус является важнейшей общественной ценностью, Парсонс усматривает главную задачу социологии в диагностике институализации ценностей в социальной системе. Когда ценности институализированы и поведение индивидов структурировано сообразно им, возникает состояние социального здоровья — стабильного «социального равновесия».
Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям. Напротив, Парсонс считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя определенная степень равновесия необходима для жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения Парсонс представляет как «подвижное равновесие». Так, если изменится взаимоотношение общества со своей средой, то это приведет к переменам в социальной системе в целом. Процесс «подвижного равновесия» может затрагивать не только части, но и все общество.
Парсонс полагал, что по определенным критериям в виде типовых переменных можно диагностировать, имеем ли мы дело с традиционным или современным обществом (разумеется, находящемся в динамике). Это следующие переменные:
- • «эффективность» — «аффективная нейтральность»;
- • «диффузность» — «специфичность»;
- • «партикуляризм» — «универсализм»;
- • «аскрипция»[1] — «достижение»;
- • «ориентация на коллектив» — «ориентация на себя».
Нетрудно видеть, что, по существу, эти типовые переменные построены вокруг способов, с помощью которых люди на микроуровне решают самые жизненно важные вопросы: «Как индивиды получают вознаграждение?» и «Следует ли членам общества самим искать пути реализации своих интересов или же это сделают социальные группы, к которым они принадлежат?» По характеру выбора в каждом случае можно судить о развитии общества, представляющего макроуровень социума в целом.
Согласно Парсонсу выборы в пользу первых составляющих дилемм — аффективное™, диффузное™, партикуляризма, аскрипции, ориентации на коллектив — характерны для традиционных обществ, в то время как выборы в пользу противоположных составляющих — аффективная нейтральность, специфичность, универсализм, достижение, ориентация на себя — свойственны исторически более современным обществам. По его мнению, социальная эволюция обществ предполагает движение ко все большему увеличению в действиях индивидов выборов второго типа. Если же общество окажется не в состоянии двигаться в этом направлении, в нем начинаются болезненные тенденции в виде стагнации. Так, общество, в котором статусы в основном предписаны, а также слишком сильны ориентации на коллектив, препятствует наиболее способным индивидам проявлять творческую инициативу и выполнять важные социальные роли. Вместе с гем Парсонс допускал, что выборы в пользу первых составляющих дилемм не исчезнут полностью даже в наиболее развитых обществах (есть значительная возможность их сохранения в семье)[2].
Функциональная сетка AGIL: диагностика жизнеспособности социума. По Парсонсу, функция позволяет, с одной стороны, выявить важность элементов, частей внутри любой системы, а с другой — понять то, как сама система взаимодействует с ее окружением. «Понятие функции, — пишет он, — имеет решающее значение для понимания любых живых систем, обозначая определенные черты, во-первых, взаимодействия системы с окружением, во-вторых, внутренней дифференциации самой системы»[3].
Парсонс считал, что любая система, чтобы быть жизненной и эффективной, должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:
- 1) адаптация (А — adaptation), которая предполагает приспособление системы к ее внешней среде;
- 2) целедостижение (G — goal attainment), означающее, что система должна вырабатывать цели и достигать их;
- 3) интеграция (/ — integration), которая предполагает способность системы осуществлять внутреннюю регуляцию и координацию элементов системы действия;
- 4) латентность (L — latency), осуществляющая в живых организмах невидимую функцию генетического кода, обеспечивая скрытое поддержание и воспроизводство конкретных социальных реалий. Если имеется в виду социальная система, то латентность предполагает «поддержание культурного образца» (связанного главным образом с языком), а также мотивацию людей, осознаваемую и не осознаваемую, к его сохранению.
Функциональную сетку AGIL Парсонс использует на всех уровнях — будь то социальная система, институты или организации общества. Например, если у политической партии возникли существенные проблемы с интеграцией членов или видением целей своей деятельности, то весьма вероятно, что она прекратит существование.