Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество
Диссертация
Российское общество в той или иной мере использует возможности социального образования для интеграции в социум детей-инвалидов с опорой на особенности и свойства данной социальной группы. Между тем, детская инвалидность представляет собой более тяжелое явление, чем взрослая, препятствуя полноценному социальному контактированию, формированию познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ОБЩЕСТВО
- 1. 1. Социальное образование детей с инвалидностью: структурно-функциональный анализ
- 1. 2. Дети с инвалидностью как нетипичные индивиды
- 1. 3. Образовательный потенциал детей с инвалидностью в условиях их интеграции в общество
- ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ХОДЕ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО (НА ПРИМЕРЕ г. СТАВРОПОЛЯ)
- 2. 1. Субъекты социального образования детей с инвалидностью
- 2. 2. Социальная образованность детей с инвалидностью в процессе социокультурной интеграции в общество
- 2. 3. Направления развития социального образования детей с инвалидностью для их социокультурной интеграции в общество
Список литературы
- Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. -М.: Русские словари, 1999. 157с.
- Агеева Н.В. Социальные представления о людях с инвалидностью как фактор их интеграции в современное российское общество: Автореф. дисс.канд. соц. наук. — Ставрополь, 2006. — 22с.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: ВЛАДОС, 2003. -362с.
- Андреева О.С., Лузин С. Н., Лаврова Д. И. Профессиональная реабилитация инвалидов. -М.: ФЦЭРИ, 2003. 237с.
- Анкета инвалида: результаты опроса. — Ставрополь: Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, СКСИ МОСУ, 2000. 4с.
- Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т. 2. Теория и методология. Словарь. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. — 241с.
- Ачилъдиева Е.Ф. Городская многодетная семья // Социс. 1996. -№ 9. — С.79−83.
- Бабенко С. С. Социокультурный потенциал трансформации общества // Журнал исследований социальной политики. 2006. — № 7. — С. 11−13.
- Бабкин Н.И. О принципах высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. — № 1. — С. 16−18.
- Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. — 245с.
- Бергер П.Л. Общество в человеке //Кравченко, А. И. Социология. Хрестоматия. М., 1998. — 337с.
- Бергер 77., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 323с.
- Беседина И. Формирование социальной компетентности // Человеческие ресурсы. 2000. — № 2. — С.25−28.
- Большой толковый социологический словарь (Collins). Т.2: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. — 527с.
- Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Образование и культура. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. С.201−211.
- Бочарова В.Г. Развитие социального образования в России в контексте международного опыта // Обучение социальной работе: состояние и перспективы: материалы Международных конгрессов Школ социальной работы.-М., 1997.-237с.
- Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 310с.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения/ М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. — 446с.
- Волков Ю.Г., Мостовая И. В. Социология / Под ред. проф. В. И. Добренькова. М.: Гардарики, 1998. — 244с.162
- Вылегжанина Т. Какие времена — такие нравы.: Опыт исследования «Социокультурный портрет подростка» / Т. Вылегжанина // Библиотека. -2001.-№ 10.-С. 32−33.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.- общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 334с.
- Гайсина Г. И. Образование как социокультурный феномен. М. Уфа, 2000.-248с.
- Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. — Л., 1984. — 285с.
- Горяченко Е.Е. Территориальная общность в изменяющихся условиях // Социологические аспекты перехода к рыночной экономике (Материалы к XIII социологическому конгрессу): В 3-х ч. — Новосибирск, 1994. — 4.1.1. С.121−123.
- Григорьев С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Набережные Челны, 1996. — Вып. 2. С.57−60.
- Григорьев С.И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. Социология. Основы модернизации социального знания. — М.: Гардарики, 2006. — 285с.
- Гудонис В. Интеграция лиц с нарушенным зрением // Дефектология.- 1993. —№ 4. — С.13−15.
- Дворянчикова И.А. Семья инвалида как объект социологического исследования // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: В 3-х т. М.: Альфа, 2003. — Т. З — С. 192−193.
- Дементьева Н.Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М.: Изд-во института социальной работы, 1996. — 328с.
- Демина Л.Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. — М.: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. 323с.
- Демпси К, Фореман П. Обзор подходов в образовании к людям с аутизмом // Международный журнал по изучению инвалидности по развитию и образованию. 2001. — № 48. — С. 103−117.
- Денисова O.A. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 2007. —12с.
- Джонсон Б.В., Сорокин П. А. Социокультурные тенденции нашего времени // Социс. 1999. — № 6. — С. 11−13.
- Ъ9. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? // Социс. 1992. -№ 5. — С. 103−106.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. — 357с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.-338с.
- Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э.Дюркгейм. -СПб., 1912.-487с.
- Жуков В.И. Социальное образование в контексте развития мировой цивилизации. Ученые записки РГСУ. М.: изд-во ГОУ ВПО РГСУ, 2007. -№ 4. — 232с.
- Зайцев ДВ. Интегрированное образование как направление модернизации системы образования России // Интеграция образования. 2003. -№ 4. — С.27−28.
- Зайцев Д.В. Семья как фактор социальной интеграции ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями // Известия Саратовского университета. 2002. — Т. 2. — Вып. 1. — С. 105−112.
- Зайцев Д.В. Социально-образовательная интеграция нетипичных детей: современные тенденции и перспективы // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: В 3-х т. — М.: МГУ, 2003. Т. 2. — С.594−595.
- Зайцев Д.В. Специальное образование детей с нарушениями интеллекта: Монография. Саратов: изд-во ГОУ ВПО СГУ, 2001. — 250с.
- Заславская Т.Н. Социальная неравновесность переходного общества // Общественные науки и современность. — 1996. — № 4. — С.9−12.
- Зиммелъ Г. Как возможно общество? // Теоретическая социология: антология / сост. и под общ. ред. С. П. Баньковской: В 3-х ч. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. 4.1. — С.314−333.
- Зиммелъ Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Избранное. Созерцание жизни: В 2-х т. — М.: Юрист, 1996. — Т. 2. — С. 486 500.
- Зотова A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология. — 1997. № 6. -С.22−24.
- Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / Фонд «Бюро экономического анализа». -М., 1999. № 3. — С.42−44.
- Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекцион-ное) образование. Аналитический обзор / Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 2001. — 242с.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. -М.: Логос, 1996. 351с.
- Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб.: Питер, — 2007.370с.
- История социологии в Западной Европе и США / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 576с.
- Капитонов Э.А. История и теория социологии. М.: ПРИОР, 2000. -368с.
- Карпова Г. Г. Проблемы и перспективы инклюзивного образования инвалидов в современной России // II Всероссийский социологический конгресс: В 3-х т.-М.: Эслан, 2002. Т. 3.- С.215−217.
- К ван Дам. Некоторые особенности образования по социальной работе // Журнал исследований социальной политики. — 2007. — № 4. — С.67−68.
- Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2001. -№ 2. — С. 15−18.
- К независимой жизни. Книга для людей с инвалидностью, организаций и специалистов, работающих в области проблем инвалидности. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000−2005 годы». М., 2001 — 249с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. -2002.-№ 2.-С. 22−31.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова / Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2001. — 360с.
- Кравченко А. И Социология. М.: Академический проект, 2002.261с.
- Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. М.: Академия, 1997.516с.
- Серия Гуманитарные науки. 2005. — № 1. — С.45−47.166
- Куликова Т.И. Психолого-педагогические стратегии развития субъ-ектности современного подростка / Т. И. Куликова // Научное обозрение. — 2007. — № 4. — С.188−196.
- Кураков Л.П. Интегрированное образование: Истоки и итоги: В 2-х кн. Чебоксары: Изд-во ГОУ ВПО ЧТУ, 2000. — Кн.1 — С.358−359.
- КухарчукД.В. Социология. -М.: Юрайт-Издат, 2006. -402с.
- Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социс. — 2000. — № 7. С.3−12.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.И Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990.-331с.
- Ларионова Л. Что делается на Ставрополье для решения проблем детей-инвалидов // Ставропольская правда, от 30 ноября 2010 года.
- Левин К Практика социальной работы с семьями детей с инвалидностью. — Виннипег (Канада), 2004. 258с.
- Личность как деятельностный субъект // Социология. Тематический словарь / Под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов нД: Феникс, 2001. — 233с.
- Луман Н. Общество как социальная система. — М.: Логос, 2004.454с.
- Лунев Ю.А., Чернышев A.C. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологи. Курск: изд-во КГПУ, 1999. — 373с.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2002. — 405с.
- Мардахаев Л.В. Содержательно-дидактическая модель высшего социального образования педагогической ориентации // Социальная работа: теория, технология, образование. — 1997. — № 1. — С.34−37.
- Маркова О.Ю. Образованность в системе ценностей культуры современного человека // Человек: соотношение национального и общечеловеческого / Сб. материалов международного симпозиума. Вып. 2 / Под ред. В. В. Парцвания. СПб, 2004. — С. 181−184.
- Маркович Д. Общая социология. Ростов н/Д: изд-во Рост, ун-та., 1993.-372с.
- Маслова Т.Ф. Социокультурная интеграция в контексте современных социальных реалий: Монография. Ставрополь: изд-во СКСИ, 2006. -155с.
- Маслова Т.Ф. Социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество на рубеже XX—XXI вв.еков (на примере Ставропольского края): Автореф. дисс. д-ра соц. наук. Ставрополь: изд-во НОУ ВПО СКСИ, 2009.-44с.
- Маслова Т.Ф., Ткаченко B.C., Шаповалов В. К. Концепция исследования интеграции людей с инвалидностью в общество // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика / Под ред. В. К. Шаповалова. М.: Муравей, 2006. — С.73−80.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-344с.
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2003.-336с.
- Медведева З.П. Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме // Дефектология. — 2001. № 3. — С.67−69.
- Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. — 1992.-№№ 2−4.
- Мид Д. Г. От жеста к символу / Г. Мид // Американская социологическая мысль. М.: изд-во ГОУ ВПО МГУ, 1994. — С.213−225.
- Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 2000. — 264с.
- Михайлова Л.И. Социология культуры. М.: Дашков и Ко. — 2008.396с.
- Москвичева Н.А. Альтернативные модели социализации детей-инвалидов в современном обществе: социально-философский анализ: Авто-реф. дисс.канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 2007. — 18с.
- Мочалова Е.К. Исследование качества жизни подростков-инвалидов | // Е. К. Мочалова, С. А. Валиуллина / Материалы X съезда педиатров России
- Пути повышения эффективности медицинской помощи детям". М., 2004. — С.80−84.
- Набойченко Е.С. Формирующее пространство как условие развития социальной компетентности детей с врожденной патологией // Гуманитарные науки. Психология. 2004. — № 3. — Вып.7. — С.57−59.
- Никитин В.А. К вопросу о содержании и критериях эффективности высшего социального образования // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. — № 1. — С.57−59.
- Никитин В.А., Медведева Г. П. Направления и проблемы развития социального образования // Журнал исследований социальной политики. -2007. — № 4. — С.54−57.
- Николаева Л.А. Социальная адаптация и интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями // Работник социальной службы. — 2004. — № 2. — С.52−55.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Российское педагогическое агентство. 1996. — 374с.
- Олпорт Г. Принцип «редукции напряжения»: Сб. Психология личности. Тексты. -М., 1982. С. 106−107.
- Отчет о результатах деятельности главы города Ставрополя и администрации города Ставрополя за 2009 год // http://www.dumast.ru/legislation/resh/resh.php?zag= 187.
- Павленок П.Д. Содержание и приоритеты высшего социального образования с ориентацией на социальную работу // Социальная работа: теория, технология, образование. 1997. — № 1. — С.22−23.
- Пальчева A.C. Работа со средствами массовой информации. Пособие для организаций инвалидов. — М., 2009. — 113с.
- Панов А.Н. Если ваш ребенок не такой как другие. М., 1997.254с.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. — М., 2000.522с.
- Парсонс Т. Система современных обществ /Пер. с англ. JT. А. Седова и А. Д. Ковалева- научн. ред. пер. М. С. Ковалева- Ин-т «Открытое общество». — М.: Аспект Пресс, 1997. — 270с.
- Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002. — 832с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти. Ростов-на-Дону, 1996. — 258с.
- Печенкин В.В., Зайцев Д. В. Проблемы образования в представлениях инвалидов // Социс. 2008. — № 3. — С.92−97.
- Политика противодействия безработице / Ф. Т. Прокопов, Т. М. Малеева. М., 1999. — 234с.
- Положение в г. Ставрополе семей, воспитывающих детей с инвалидностью: общественный доклад / Сост. B.C. Ткаченко, Г. В. Маковкина, А. Э. Гапич. Ставрополь: Сервис-школа, 2005. — 232с.
- Положение детей в Ставропольском крае. Ежегодный доклад. -Ставрополь, 2009.
- Положение детей в Ставропольском крае. Ежегодный доклад. — Ставрополь, 2010.
- Понятийный аппарат педагогики и образования / Сборник научных трудов. М., 2005. — 337с.
- Потапова О.Н. Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями в современной России (региональный аспект): Автореф. дисс. .канд. соц.наук. Саратов, 2007. — 27с.
- Приступа E.H. Воспитание социально здоровой личности как социально-политическая и социально-педагогическая задача // Социальная политика и социология. — 2006. — № 1. С. 115−117.
- Пылин В.В. Муниципальное управление: Правовые аспекты. М.: Норма, 2006. — 277с.
- Резник Ю.М. Человек и общество (опыт комплексного анализа) // Личность. Культура. Общество. 2000. — Вып. 3−4. — С.57−62.
- Ритцер Д. Современные социологические теории. — СПб.: ПИТЕР, 2002. 275с.
- Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех. М.: изд. РООИ «Перспектива». ЮНЕСКО, 2007. — 228с.
- Симен-Северская О. В. Особенности первичной социализации людей с инвалидностью // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика / Под ред. Шаповалова B.K. — М.: Муравей, 2006. — С.65−67.
- Синцова JI.K. Социально-философский анализ социального воспитания: теоретико-методологический аспект: Автореф. дисс. д-ра филос. наук. — Барнаул, 2007. — 17с.
- Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Социс. 2005. — № 5. -С. 124−127.
- Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Под ред. Л. Г. Гусляковой, С. Г. Чудовой. М.: Аспект Пресс, 2002. — 238с.
- Слот В., Спанярд X. Помощь подросткам на пути к самостоятельности // Вестник психосоциальной и* коррекционно-реабилитационной работы. 2000. — № 3. — С.80−88.
- Смагина М.В. Насилие над детьми в семье как социокультурное явление современной России: Автореф. дисс.канд. соц. наук. Ставрополь, 2006. — 26с.
- Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с I, ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Консорциум «Социальное здоровье России». — 1997. — № 2. С.51−56.
- Солодянкина О.В. Междисциплинарный подход к социальному образованию // Философия. Психология. Педагогика. Вестник Удмуртского университета. -2009. -Вып.2. С. 113−114.
- Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой / Под общей ред. В. В. Сапова. М.: Academia- LVS, 2005. -588с.
- Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992 — С.427−504.
- Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 1999.-384с.
- Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвина. М: ИНФРА-М, 2001. — 313с.
- Социологическая энциклопедия: В 2-х т. — М.: «Мысль», 2003. — Т.2. — 375с.
- Социология. Тематический словарь / Под ред. Ю. Г. Волкова. — Ростов нД: Феникс, 2001. 382с.
- Становова О. Серьезные задачи решать профессионалам / О. Становова- Управление социальной защиты // Социальная работа. — 2005. -№ 3. — С.48−49.
- Старовойтова Л.И. Социальное образование и просвещение в современном обществе // Ученые записки РГСУ. М.: изд-во РГСУ. — 2007. -№ 4. — С.38−40.
- Степухович C.B. Социальная идентификация инвалидности. -Саратов: изд-во СГТУ, 2000. 368с.
- Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — № 4. — С.25−28.
- Ткаченко B.C. Общество и проблемы инвалидности: Монография.
- Ставрополь: Сервисшкола, 2006. 111с.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М.: Канон, 1998. — 525с.
- Учурова С.А. Групповая учебная работа как способ развития социальной компетентности учащихся: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. — 14с.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995).
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1986.-590с.
- Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С.437 — 438, С.633−634.
- Холопенко H.A. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов: различные подходы к пониманию инвалида. — М.: Аспект Пресс, 2009. 228с.
- Хорни К. Культура и невроз: Сб. Психология личности. Тексты. — M., 1982.-С.97−105.
- Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации. -М.: «Дашков и Ко», 2010. 592с.
- Шмидт В.Р. Междисциплинарный подход к проблеме социальной эксклюзии // Журнал-исследований социальной политики. 2004. — № 1.1. С.15−17.
- Шпагина A.B. Независимая жизнь для лиц с ограниченными возможностями // Российская энциклопедия социальной работы / Институт социальной работы / под ред. A.M. Панова: В 2-х т. — М., 1997. — Т.2. — С.23−26.
- Штинова Г. Н. Социальное образование как целостное явление и педагогическая категория // Понятийный аппарат педагогики и образования / Сб. науч. тр. М.: Изд-во Министерство образования Российской Федерации, 2005. — С.107−108.
- ШюцА. Формирование понятия и теории в общественных науках / Американская социологическая мысль. М.: изд-во ГОУ ВПО МГУ, 1994. -485с.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. -Саратов, 1997.-272с.
- Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов. Саратов, 2003. — 332с.
- Ясная Л. Семьи, воспитывающие детей с особыми проблемами // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования / Сб. научных трудов и проектных материалов. М., 1995. — С.224−225.1. Анкета специалиста
- Назовите конкретную проблему семей с детьми-инвалидами, на решение которой Вы, как компетентный специалист, обратили бы свое особое внимание
- Какие качества, по Вашему мнению, присущи инвалидам (как взрослым, так и детям) в большей степени?
- Какие качества, по Вашему мнению, присущи инвалидам (как взрослым, так и детям) в меньшей степени?
- Из, каких источников Ваше учреждение чаще всего получает информацию о детях, с которыми предстоит работать?
- Если такая работа ведется, перечислите, пожалуйста, наиболее значимые мероприятия:2.
- Как Вы считаете, какой процент детей, обслуживаемых Вашим учреждением, в будущем сможет: а) продолжить обучение в обычной школеб) освоить какую-то профессиюв) устроиться на работуг) создать семьюд) полностью интегрироваться в общественную жизнь
- Оцените способность детей-инвалидов, обслуживаемых Вашим учреждением, заниматься. (отметьте выбранный вариант ответа галочкой’I^
- В драматических и танцевальных кружках В спортивных секциях Участвовать в конкурсах и олимпиадах Реализовать себя в музыке, живописи Не способны Затрудняюсь ответить
- Как Вы считаете, какие качества отличают детей-инвалидов, которые имеют возможности развития, в том числе за пределами семьи?
- Считаете ли Вы инвалидов (как взрослых, так и детей) достаточно активными в общественной жизни? а) даб) скорее да, чем нетв) скорее нет, чем даг) нетд) затрудняюсь ответить
- В чем нуждается Ваша организация для эффективной работы?
- По Вашему мнению, детям с какими заболеваниями Ваше учреждение должно оказывать помощь в первую очередь?
- Это компетенция нашего учреждения Это компетенция общественных организаций Это компетенция государственных специальных детских учреждений Это компетенция лечебно- профилактических учреждений
- Дети, имеющие отставание в развитии2. Дети с нарушениями: 1. снижение слуха 2. слепота, слабо-видение 3. церебральные и спинальные параличи 4. генетические синдромы (Дауна, Ушера и др.) 5. врожденные аномалии 6. деформация конечностей
- Дети родителей, имеющих психиатрические заболевания1. дети, подвергающиеся насилию 2. родителей, страдающих алкоголиз- мом, наркоманией 3. молодые мамы до 17 лет 4. дети беженцев
- Какое образование получают дети-инвалиды, живущие в специальных учреждениях? а) начальноеб) среднее общеев) среднее профессиональноег) курсовое обучение профессиид) индивидуальное обучение профессиие) другой вид образования
- Отметьте для себя испытываемые чувства к клиентам с инвалидностью цифрами от 1 до 8 (1 — наиболее редко, 9 — наиболее часто):а) состраданиеб) сопереживаниев) жалостьг) доброжелательностьд) сочувстви ее) уважениеж) личную ответственностьз) равноправие
- Представляете ли Вы родителей, имеющих ребенка-инвалида, как потенциальных работников общественной организации? а) да, представляюб) скорее да, чем нетв) скорее нет, чем даг) нет, не представляюд) затрудняюсь ответить
- Если не способна, то почему?
- Если инвалидам трудоустроиться сложно, либо невозможно, то по какой причине?
- Считаете ли Вы совершенным законодательство по решению проблем детей с инвалидностью? а) да —" переход к в.27б) нет —> переход к в.26
- Если нет, в каком совершенствовании нуждается законодательство?
- Можете ли Вы назвать какие-то действия со стороны государства, способствующие улучшению положения детей-инвалидов?
- Что, по Вашему мнению, мешает людям с инвалидностью интегрироваться в общество со стороны самих инвалидов?
- Что, по Вашему мнению, мешает людям с инвалидностью интегрироваться в общество со стороны самого общества?
- Назовите основные проблемы детей-инвалидов, которые, по Вашему мнению, «не перекрываются» существующей системой помощи им, и остаются в силу этого нерешенными
- Что такое, по Вашему мнению, «социальное образование»?
- Что, по Вашему мнению, оно призвано обеспечить? а) высокий уровень развития интеллектаб) высокий уровень социальной образованностив) высокий уровень развития творческих способностейг) другое
- Что такое, по Вашему мнению, «социальная образованность»?
- Как Вы считаете, нужно ли социальное образование детям-инвалидам?а) да, нужно —> переход к в.34б) скорее да —> переход к в.34в) скорее нет—> переход к в.35г) нет, не нужно—> переход к в.35д) затрудняюсь ответить —> переход к в.35
- Как вы считаете, в чем заключается роль социального образования детей-инвалидов?
- Что именно Вы бы изменили в позиции семей с детьми-инвалидами?
- Какое учреждение, по Вашему мнению, может осуществлять социальное образование?
- Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:1. Ваш возраст2. Пол3. Уровень образования: а) высшееб) неполное высшеев) среднее специальноег) начальное профессиональное
- Укажите, кем Вы работаете?
- Сколько времени Вы работаете в указанной должности?
- Скажите, пожалуйста, сколько лет Вашему ребенку?
- Учится ли Ваш ребенок? Если да, то где? а) Дома —> переход к в. 3б) в специальной школе для детей с инвалидностью —> переход кв. 3в) в коррекционном классе обычной школы —"• переход кв.4г) другое —" переход кв. 4
- Как вы считаете, смог бы Ваш ребенок обучаться в обычной школе?
- Как бы Вы оценили успеваемость Вашего ребенка? а) отличноб) хорошов) удовлетворительног) неудовлетворительно
- Скажите, пожалуйста, нуждается ли Ваш ребенок в дополнительной помощи при освоении учебных заданий?
- Есть ли у Вашего ребенка друзья вне семьи? а) даб) нет
- Как часто в Вашей семье происходят ссоры, конфликты? а) не бываетб) редков) скорее часто: г) частод) затрудняюсь ответить
- Как Вы считаете, в качестве кого готов участвовать Ваш ребенок в развлекательных мероприятиях городского уровня? а) <в качестве лидера, ведущегоб) в качестве рядового участникав) в качестве зрителяг) затрудняюсь ответить
- Как Вы относитесь к совместным играм на спортивных или игровых, площадках Вашего ребенка и детей-не-инвалидов?
- Скажите, пожалуйста, ведете ли Вы беседу со своим ребенком о выборе будущей профессии?
- Кем хочет стать Ваш ребенок?
- Как. вы считаете, какие знания для будущей" взрослой жизни^ могут быть полезны Вашему ребенку?
- Как вы считаете, какие умения для будущей взрослой жизни могут быть полезны Вашему ребенку?
- Как вы считаете, какие навыки для будущей взрослой жизни могут быть полезны Вашему ребенку?
- Ориентируется ли Ваш ребенок в городской обстановке самостоятельно? а) да, ориентируется самостоятельно —> переход кв. 18б) ориентируется при поддержке со стороны—> переход кв. 17в) нет, самостоятельно не ориентируется -" переход кв.17
- Кто помогает ему ориентироваться в городской обстановке?
- Насколько самостоятелен Ваш ребенок в быту? а) он может самостоятельно одеваться, делать уборку в комнате, ухаживать за своими вещамиб) он стремится к самостоятельности, но я помогаю емув) практически все это я делаю без его участия
- Знает ли Ваш ребенок о своих правах и обязанностях в семье?
- Знает ли Ваш ребенок о своих правах и обязанностях в общественных местах?
- Знает ли Ваш ребенок о своих правах и обязанностях при получении профессиональной помощи?
- Как Вы считаете, что препятствует развитию в Вашем ребенке необходимых для его независимой жизни качеств (например, самостоятельности, уверенности в себе и др.)?
- Какие занятия Вы проводите со своим ребенком?
- Даете ли Вы своему ребенку сложные задания?
- Что Вы делаете для того, чтобы научить своего ребенка самостоятельности?
- На кого Вы рассчитываете при получении помощи в поддержании здоровья Вашего ребенка? а) на самих себяб) на специалистовв) свой вариант
- Продолжите фразу: я обучаю своего ребенка только тому,.а) что сам (-а) считаю необходимым для негоб) что сам (-а) считаю необходимым для него, но учитывая мнение специалистов, которые работают с нашей семьейв) что важно и значимо для моего ребенка
- Как Вы оцениваете будущее своего ребенка? а) в основном, оптимистичноб) скорее оптимистично, чем пессимистичнов) скорее пессимистично, чем оптимистичног) пессимистичнод) Затрудняюсь ответить
- Как Вы считаете, сможет ли Ваш ребенок трудоустроиться в будущем?
- Что, по Вашему мнению, способно изменить жизнь Вашего ребенка в лучшую сторону?
- Что, по Вашему мнению, нужно Вашему ребенку для его успешной будущей жизни в обществе?
- Знаете ли Вы свои права и обязанности в сфере получения профессиональной помощи и услуг?
- Нужна ли Вам информация об образовательных учреждениях для детей-инвалидов?а) да, нужнаб) нет, не нужнав) затрудняюсь ответить
- Какие наиболее острые проблемы у Вашего ребенка Вы видите?
- Что надо делать немедленно для решения этих проблем?
- Что надо обязательно. изменить, но чуть позже?
- Имеет ли Ваш ребенок проблемы при овладении вербальными средствами общения (речь), в том числе вследствие дефектов речи? а) даб) нетв) затрудняюсь ответить
- Имеет ли Ваш ребенок проблемы при овладении невербальными средствами общения (жесты, мимика), в том числе вследствие дефектов речи? а) даб) нетв) затрудняюсь ответить
- Какие физические проекты надо реализовать?
- Чему бы Вы хотели, чтоб научили Вашего ребенка в учреждениях образования и культуры?
- Чему бы Вы хотели, чтоб научили Вашего ребенка в учреждениях социальной защиты?
- Что, по Вашему мнению, способно изменить внутренний мир Вашего ребенка в лучшую сторону?
- Как Вы считаете, нужно ли детям с инвалидностью преподавать науку «Умение жить в современных условиях»?
- Профессия (для работающих):6. Состав Вашей семьи: а) полная семья (с обоими родителями)-б) полная расширенная семья (с обоими родителями, бабушкой и/или дедушкой)-в) неполная семья (с одним из родителей)-г) многодетная-д) другой вариант
- Опросный лист интервью с родителем
- Тема 1. «Социокультурные качества ребенка с инвалидностью».1. Вопросы:
- Расскажите, пожалуйста, о талантливых сторонах личности своего ребенка с инвалидностью. Как Вы их развиваете?
- Что, по Вашему мнению, может препятствовать развитию его способностей и талантов?
- Тема 2. «Родители как субъекты социального образования».1. Вопросы:
- Что, по Вашему мнению, нужно развивать в Вашем ребенке, чтобы он смог вести независимую жизнедеятельность в социуме?
- Расскажите, пожалуйста, о культурном воспитании Вашего ребенка, которое Вы реализуете?
- Каким социальным знаниям Вы обучаете своего ребенка?
- Каким социальным умениям Вы обучаете своего ребенка?
- Какие социальные навыки Вы прививаете своему ребенку?1. Тема 3. «Ресурсы семьи».1. Вопросы:
- Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы достаточным свой личный опыт для того, чтобы развивать в Вашем ребенке данные социальные знания, умения и навыки?
- Какие факторы, препятствующие развитию в Вашем ребенке необходимых для его независимой жизнедеятельности социальных знаний, умений и навыков, Вы можете назвать?
- Кто или что помогает Вам в уходе за Вашим ребенком с инвалидностью? (выберите из предлагаемого перечня) а) родственникиб) друзьяв) специалистыг) помощь Богад) друго е
- Приведите пример благоприятных условий для развития ребенка с инвалидностью в семье.
- Могли бы Вы сказать, что в Вашей семье созданы такие условия?1. Тема 4. «Ресурсы среды».1. Вопросы:
- Как Вы считаете, что способно изменить общественное мнение в отношении людей с инвалидностью?
- Какие условия нужно создать в Вашем городе, чтобы Ваш ребенок с инвалидностью чувствовал себя уверенно и свободно?
- Какому типу организаций Вы отдаете предпочтение в сфере решения проблем Вашего ребенка с инвалидностью — государственным или общественным организациям города?
- Достаточно ли Вам той социальной информации о проблемах Вашего ребенка, которую предоставляет СМИ, учреждения социальной защиты, специалисты? Какую информацию Вы хотели бы получить дополнительно?
- Тема 5. «Понимание сущности социального образования».
- Что Вы понимаете под «социальным образованием»? Для чего оно, по Вашему мнению, нужно?
- По Вашему мнению, нужно ли развивать идею социального образования инвалидов, либо это является очередной пафосной идеей?
- Как Вы считаете, необходимо ли внедрять социальное образование инвалидов в деятельность уже известных Вам социальных учреждений, занимающихся решением проблем людей с ограниченными возможностями?
- Как Вы относитесь к социальному образованию детей-инвалидов? Считаете ли Вы, что программы социального образования помогут им стать полноценными и интегрированными членами общества?
- Как Вы считаете, возможно ли создание и реализация программ социального образования детей-инвалидов в г. Ставрополе? Кто, по Вашему мнению, должен их разрабатывать, а кто осуществлять?
- Профессия (для работающих):6. Состав Вашей семьи: а) полная семья (с обоими родителями)-б) полная расширенная семья (с обоими родителями, бабушкой и/или дедушкой)-в) неполная семья (с одним из родителей)-г) многодетная-д) другой вариант
- Сколько в Вашей семье детей?1. Сведения об интервью1. Дата1. Время1. Место1. Интервьюер
- Опросный лист интервью со взрослым инвалидом
- Тема 1. «Быть или не быть инвалидом».1. Вопросы:
- Расскажите, пожалуйста, о себе. Где Вы родились? В какой семье (полная/неполная, семья военнослужащего, многодетная семья, с членом семьи инвалидом, и др.)?
- Вопрос адресован для тех, кто не является инвалидом с детства.
- Расскажите, пожалуйста, чем Вы занимались до наступления инвалидности (учеба, работа, увлечения)?
- Когда Вы впервые узнали об инвалидности, кто сообщил Вам обэтом?
- Была ли поддержка со стороны близких Вам людей в преодолении проблем, связанных с заболеванием?
- Чем для Вас является инвалидность? Дайте свое определение.
- Какое занятие для Вас является основным по жизни?
- Чему бы Вам хотелось научиться сейчас в своей жизни?
- Тема 2. «Стандартные проблемы нестандартных людей».1. Вопросы:
- Что Вы знаете о своем заболевании? Откуда Вы получили информацию о нем?
- Вопрос адресован для тех, кто не является инвалидом с детства.
- Были ли у Вас какие-то планы, которые Вы хотели реализовать до тогомомента, как узнали об инвалидности?
- Вопрос адресован для тех, кто не является инвалидом с детства. Продолжали ли Вы и дальше идти к намеченной цели? Если да, то кто (или что?) Вам в этом помогал?
- Получаете ли Вы помощь со стороны государственных структур, и, если да, то какого рода?
- Удовлетворены ли Вы количеством и качеством этой помощи?
- Владеете ли Вы компьютером?
- Есть ли у Вас возможность доступа к работе на компьютере?
- Испытываете ли вы сейчас какие-то особо сильные затруднения? Если да, то в чем?
- Какое средство массовой информации Вы предпочитаете, и почему?
- Тема 3. «Прошлое и настоящее: что изменилось?».1. Вопросы:
- Как Вы считаете, в чем заключалось основное преимущество того времени, в котором прошло Ваше детство, и в чем основное преимущество нынешнего века?
- Вопрос для людей средних лет и пожилых.
- Какие, на Ваш взгляд, существовали препятствия в получении профессиональной помощи во времена Вашей молодости, а какие существуют сейчас? Что изменилось, а что осталось прежним?
- Вопрос адресован для тех, кто не является инвалидом с детства.
- Изменились ли Ваши представления о жизни с того момента, как Выстали инвалидом?
- Вопрос для людей средних лет и пожилых.
- Вспомните, пожалуйста, что для Вас являлось особенно ценным во времена Вашей молодости?
- Тема 4. «Роль семьи в жизни человека с инвалидностью. Ценностные ориентации инвалида».1. Вопросы:
- Что (или кто) Вам помогает реализовать себя в жизни?
- К кому Вы обратитесь в случае возникновения каких-либо трудностей (к родственникам, друзьям, специалистам, знакомым)?
- Тема 5. «Позиционирование инвалидом себя в обществе. Социокультурный статус инвалида».1. Вопросы:
- Если бы Вам предложили стать членом НКО, занимающейся решением проблем инвалидов, чтобы Вы ответили?
- Что Вы понимаете под «интеграцией»?
- Считаете ли Вы себя интегрированным членом общества?
- Как, по Вашему мнению, к Вам относятся остальные члены общества — не-инвалиды?
- Как бы Вы оценили уровень своей активности в общественной жизни города (от 1 до 10 возможных баллов)?
- Как бы Вы оценили уровень активности других инвалидов в общественной жизни города (от 1 до 10 возможных баллов)?
- Считаете ли Вы себя свободным человеком?
- С чем для Вас связываются благоприятные условия развития?
- Какие качества, по Вашему мнению, помогли Вам в трудной жиз-.. ненной ситуации преодолеть имеющиеся барьеры?
- Тема 6. «Представления инвалидов о социальном образовании».
- Что Вы понимаете под «социальным образованием»? Для чего оно, по Вашему мнению, нужно?
- По Вашему мнению, нужно ли развивать идею социального образования инвалидов, либо это является очередной пафосной идеей?
- Как Вы считаете, необходимо ли внедрять социальное образование инвалидов в деятельность уже известных Вам социальных учреждений, занимающихся решением проблем людей с ограниченными возможностями?
- Как Вы относитесь к социальному образованию детей-инвалидов? Считаете ли Вы, что программы социального образования помогут им стать полноценными и интегрированными членами общества?
- Как Вы считаете, возможно ли создание и реализация программ социального образования детей-инвалидов в г. Ставрополе? Кто, по Вашему мнению, должен их разрабатывать, а кто осуществлять?
- Чтобы Вы пожелали всем людям с инвалидностью в преодолении своих жизненных проблем?•"!> «Ь •,!> чЬ> «1» <1> «1» «Ъ фф ф ф ^ ф ф ф ^ ^ лрч ф ^ «р ф ар 1|(^ ^ ^ ф ф ф ф ф ф ф ^ ф ф ф ф ф ф ф «т* ф ф ф1. Карточка интервью