Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная и психологическая реабилитация военнослужащих — участников конфликтов в постсоветском пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации использованы материалы социологических опросов, проведенных ВНИИ МВД (массив N = 200 респондентов, представителей Московского, Псковского и Ярославского ОМОНа, дислоцированного в г. Грозном и Моздоке в 1-Ш -1995 г.) и участников осетино-ингушксго конфликта 1992 г., проведенного РАТМОданные Ассоциации воинов-интернационалистов и статистика Международного общества по изучению… Читать ещё >

Содержание

  • СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТОВ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  • Введение. 5~
  • Глава I. Методологические основы исследования конфликтов и их последствий для воинов участников
    • 1. 1. Анализ зарубежного и российского опыта изучения конфликтов и их последствий для Участников
    • 1. 2. Понятие конфликта. Методы их изучения структура и динамика вооруженных
  • Конфликтов
    • 1. 3. Конфликты в постсоветском пространстве
  • Прикладное использование теоретической модели конфликта
  • Глава II. Российская армия как социальный институт. Особенности кризиса, факторы и причины 58 89 дезадаптации
    • II. 1. Признаки системного кризиса в российской армии
  • Н.2. Понятие социально-психологической дезадаптации, ее уровней
    • 11. 3. Роль адаптацирнного порога в появлении психологических травм и мотивационных изменений у 79 комбатантов
    • 11. 4. Классификация психологических травм и мотивационных изменений у российских солдат и офицеров, служивших в зонах вооруженных конфликтов
  • Глава. Ш. Социальная и психологическая реабилитация военнослужащих-участников боевых действий в зонах конфликтов
    • III. I. Постконфликтная реабилитация военнослужащих, ее методика
  • Ш. 2. Система социальной и психологической реабилитации: реальность и возможности. Характеристика правовой проработанности проблемы

Социальная и психологическая реабилитация военнослужащих — участников конфликтов в постсоветском пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Анализ современных процессов мирового развития свидетельствует о том, что XX век войдет в историю как век войн и конфликтов. Распад Советского Союза в конце нашего столетия стал самым знаковым показателем этого. Крушение социалистического лагеря и СССР радикально изменили миропорядок.

Его фундамент раньше составляло противостояние СССР и США — двух супердержав, что, в свою очередь, поддерживало биполярную систему мира. С её крахом стали выдвигаться новые требования к формированию принципов устройства многоярусной, многополюсной системы. Поскольку раньше отношения двух держав-" тяжеловесов" являлись схемой взаимоотношений других государств, тяготеющих к американской или российской военно-блоковой группировке, то с исчезновением Союза перестали решаться по-старому вопросы взаимоотношений государств на мировой арене. Появились проблемы, требующие совершенно нового подхода в взаимоотношениях как между давними историческими партнерами, так и вновь возникшими — государственно-национальными, этическими и другими образованиями на международной сцене.

На первый план выдвинулись вопросы:

— утверждения национальной и государственной независимости «новых стран» ;

— предотвращения дальнейшего территориального и этнонационального деления появившихся государств;

— построения суверенных и равноправных отношений с другими странами и, прежде всего, соседями;

— поиска «арбитра» в межгосударственных отношениях, действующего в новых условиях на основе международного праваформирования «новой» экономики в сегодняшних переходных,.

1 * постпереходных" условиях, поиски путей её реформирования как главного условия выживания;

— сохранения военного и экологического равновесия, когда потенциал для решения названных проблем оказался у многих стран постсоветского периода практически нулевым;

— резкого снижения жизненного уровня населения и, как правило, снижения рождаемости и увеличения смертности.

Как сказано в Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: «Мир не стал более простым, бесконфликтным и безопасным. Мировая система ищет новую точку равновесия единовременно в трех глобальных пространствах: геополитическом, геостратегическом и геоэкономическом» 1. Это положение получило дальнейшее развитие в новой концепции национальной безопасности России (1999 г.).

Нужно отметить, что эти наиболее общие и масштабные проблемы не исключают и другие, от решения которых также зависит жизнеспособность новых государственных образований.

Большие и малые, общие и специфические, но нерешенные в целом проблемы современного состояния международной системы порождают особые формы конфликтных отношений, которые проявляются в экономической экспансии, культурных модернизациях, в возрастании роли фундаменталистских принципов различных религиозных конфессий и др. Очевидно, что идет процесс выработки новой парадигмы жизни человечества. Понятно, что в этих условиях конфликты, причины их появления, особенности развития, способы урегулирования представляют чрезвычайно важный предмет для научного анализа, поскольку должны помочь улучшить «практику» сегодняшней жизни мирового сообщества.

Однако актуальность и важность изучения темы конфликтов сама по себе была бы ничтожна, если она не учитывала бы последствий вовлечения в конфликтную борьбу её, * участников. Практика конфликтных войн двух последних десятилетий показывает.

1 Б. Н. Ельцин. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. — М. 1996. — С.5. адекватность названной проблемы вопросам жизни и смерти. Причем, не только государств, отдельных народов, наций, но и семьи, личности, каждого человека.

Даже беглый ретроспективный взгляд на историю зарождения, развития и урегулирования социальных конфликтов, показывает, что практически в каждом из них участвовал вооруженный контингент. Военнослужащие, солдаты и офицеры, выполняли особые функции, играли специфическую роль и оказывались, в конце концов, наиболее уязвимой в физическом и моральном отношениях стороной, которая несла основную тяжесть всех последствий.

Об этом свидетельствуют конфликты не только на территории нашей страны, в так называемом постсоветском пространстве, (что является непосредственно темой данного исследования), но и события как недавнего прошлого: американо-вьетнамская война, война в Афганистане, операция «Буря в пустыне», курдско-турецкий конфликт и т. д, события на Балканах: сербско-хорватский и косовский конфликты.

Во всех названных и прочих случаях для военнослужащих складывались чаще всего негативные, далеко идущие последствия не только в психологической сфере, но и в социальной, материальной, культурной, медицинской. Но кроме этих, видимых всем последствий экстремальных воздействий, имелись и скрытые, которые становились явными, как через несколько месяцев после действий в зоне конфликтов, так и через более длительный период. Особенно это относится к появлению различных психосоматических расстройств с устойчивой тенденцией к длительности и, зачастую, неизлечимости, даже у тех, кто смог адаптироваться в свое время к прямому воздействию экстремальности в зонах конфликтов (постгравматическая фаза). Следовательно, вопросы реабилитации (даже медико-психологической) уже выходят за личностные рамки и становятся острыми вопросами как нынешнего, так и будущего поколения, и социума в целом.

Попутно заметим, что есть у данной проблемы и другой аспект. События лета 1999 г. в Югославии однозначно показали всю жесткость сегодняшнего мира и наметившуюся новую тенденцию к его переделу. Налицо стремление у стран НАТО и, в первую очередь, США сформировать моносистему управления, влияющую на все точки земного шара, и тем странам, в том числе России, которые хотят сохранить самостоятельность, национальный суверенитет, необходимо срочно осмыслить и разработать теорию преодоления последствий социальных конфликтов для военных.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется необходимостью изучения социально-психологических условий дезадаптации и/или успешной адаптации военнослужащих к экстремальности в зонах конфликтов и реадаптации к неэкстремальным условиям нормальной жизни, разработке комплексной системы социально-психологической реабилитации как на этапе донозологических* нарушений, так и после периода клинической реконвалесценции2 (в тех случаях, когда он присутствовал).

Оценка актуальности темы исследования заключается также в ее направленности на решение задач стабильности общества, снятие социальной напряженности, установление мира и согласия, а, следовательно, улучшение качества жизни.

Степень научной разработанности проблемы. Отечественный и зарубежный опыт по теории конфликта и методике его урегулирования огромен: он ведет начало от Аристотеля. Эта проблема прослеживается в работах Гоббса, Гегеля, К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, который по праву считается автором конфликтной модели развития общества.

К оппонентам названных ученых можно отнести И. Блау, К. Боулдинга, Р. Даля, Л. Козера, Л. Крисберга, С. Липсета, А. Рапопорта и др., которые делали упор на изучение перехода от конфликта к консенсусу.

Богат отечественный опыт исследования конфликтов. Мы подробно остановимся на направлениях работ российских ученых, наиболее близких к изучаемой нами проблеме. Так, конфликтам в области межэтнических отношений посвящены труды С. А. Арутюнова, Л. МДробижевой, А. Г. Здравомыслова, А. В. Дмитриева, В. Н. Иванова,.

Дозонологические (медицинский термин) формы пограничных состояний характеризуются нарушениями психологической адаптации и проявляются симптомами физической н психической слабостисреди лиц с таким вариантом дезадаптации нередки вегетативные нарушения и ситуационные гиперстенические и гипотемические реакции.

Реконвалесценция (медицинский термин) — период выздоровления.

В.Н.Кудрявцева, Э. А. Паина, Л. С. Рубан, Э. Н. Ожиганова, Э. И. Скаку нова, В. Г. Смолянского, Е. И. Степанова, В. А. Тишкова, Ж. Т. Тощенко и др.

Процесс протекания военных и вооруженных конфликтов раскрывается в работах И.Н.ВАрцибасова, В. М. Барынькина, О. А. Белькова, Ю. И. Дерюгина, С. А. Егорова, Ю. Ф. Клименко, В. Н. Ксенофонтова, В. А. Махонина, В. Е. Насиновского, Д. М. Проэктора, В. В. С ер ебрянн икова, С. В. Смульского, В. И. Сперанского, В. С. Ткачева, М. А. Шахова и др.

В зарубежной науке наиболее полно вопросами военных и вооруженных конфликтов занимается С.Энтлое. Следует также отметить огромный вклад, сделанный социологами исследовательского комитета «Армия и общество» Международной социологической ассоциации и одноименного международного семинара в разработку гражданско-военных отношений и социальных институтов, а именно: Э. Вайбол, К. Гибсон, Э. и Ш. Дэвис, Л. Миллер, Д. Сигала, Д. Шредера, Д. Эвант, А. Белкина, Л. С. Рубан, В. О. Рукавишникова, Н. А. Чалдымова и др.

В то же время проблема адаптации военнослужащих в постконфликтных ситуациях (имеется в виду период после окончания боевых действий) изучен недостаточно и фрагментарно. Исследователи не дают комплексной проработки данной проблемы, а рассматривают ее узкоспециально: с позиций медицины — А. Н. Глушко, А. Г. Маклаков, Б. В. Овчинников;

— с позиций психологии — в частности, зарубежными учеными П. Делором, А. Дюссером и Э. Гюаном был введен в 50-е годы термин «социальной дезадаптации" — среди отечественных авторов, работающих по данной проблеме, стоит особо отметить.

A. А.Налчаджяна.

Психологическому анализу индивида в экстремальной ситуации посвящены труды Ю. А. Александровского, Л. Г. Дикой, О. С. Лобастова, A.B. Махныча,.

B.И.Медведева, Л. И. Спивак, С. А. Шапкина и боевой деятельностиР.А.Абдурахманова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, А. Г. Караяни, Е. Ф. Осипенко, A.B. Ответчикова, В.В.

C.И.Съедина, Л. Тарховой и др., которыми сформулирована концепция психологической подготовки военнослужащих для ведению эффективных боевых действий в условиях современной войны и теория психологических последствий боевой обстановки.

Психологической подготовке призывников посвящены работы Дьяченко М. И., В. И. Варварова, JI.E. Мерзляка, A.B. Барабанщикова, В. П. Давыдова, В. Ф. Феденко и др.

Характеристика армии как социального института дается в работах И. В. Образцова, С. С. Соловьевароль армии в политической жизни обществаН.В.Нарыкова, А. И. Панова, Пашенцева, В. В. Чебанахарактеристика социальной защиты военнослужащих — А. В. Коровникова, В. С. Торохтий и др.

Однако разработки этих направлений в таком узком ракурсе не дают комплексной увязки вышеназванных компонентов. На наш взгляд, нужна комплексная социально-психологическая адаптация, учитывающая и реальную социальную среду, ее воздействие на субъект и возможность обратного влияния субъекта на его окружение, так и необходимость учета психологического состояния участников военных конфликтов и в ходе боевых действий, и в различные периоды после окончания военных конфликтов, причем не пассивное наблюдение за военнослужащими, а активный поиск средств и методов для успешной адаптации и реадаптации, преодоление негативного воздействия различного рода фрустраторов и формирование личности, психологически стабильной и устойчивой к негативному воздействию среды, обладающей навыками самоконтроля и сдерживания агрессивного поведения, которое может быть направленного как против других, так и против себя.

Объектом исследования являются военнослужащие-участники конфликтов на территории бывшего СССР.

Предмет исследования: процесс социально-психологической дезадаптации, реабилитации, адаптации и реадаптации военнослужащих с «постконфликтным синдромом» .

Выборка: квотная, пропорциональная, со связанными параметрами: возраст, род деятельности, срок службы, воинская специализация. Массив авторского самостоятельного лонгитюдного исследования составил — 123 респондентов-участников боевых действий в ИКАО, Приднестровье, Чечне, Таджикистане. Массовый опрос — 396 респондентов.

Группы подразделялись в зависимости от количества участвовавших в конфликте, причем из расчетных групп выделялись фокус-группы: 1- военнослужащие срочной службы оперативных частей внутренних войск МВД- 2 — контрактники оперативных частей внутренних войск МВД- 3 — бойцы ОМОНа (сержанты и офицеры).

Исследование проводилось в несколько этапов: 1 — в ходе боевых действий методом включенного наблюдения и выборочного опроса- 2- после окончания боевых действий — анкетирование: а) в течение первых 2−3 месяцев после вывода из зоны боевых действийб) в течение 8−10 месяцев после первого обследованияв) в течение года.

Опрос фокус-групп на примере воинского контингента Астраханской области был лонгитюдным.

В диссертации использованы материалы социологических опросов, проведенных ВНИИ МВД (массив N = 200 респондентов, представителей Московского, Псковского и Ярославского ОМОНа, дислоцированного в г. Грозном и Моздоке в 1-Ш -1995 г.) и участников осетино-ингушксго конфликта 1992 г., проведенного РАТМОданные Ассоциации воинов-интернационалистов и статистика Международного общества по изучению посттравматических стрессовых расстройств, а также результаты исследований российских и зарубежных ученых о психическом состоянии военнослужащих при их деятельности в экстремальных условияхматериалы периодической печати о социально-психологическом статусе комбатантов при возвращении к нормальной жизни.

Цель исследования: на основе анализа процессов дезадаптации в условиях боевого конфликта и экстремальных ситуаций, а также в условиях мира после прекращения военных действий, определить систему реабилитации военнослужащих, социально-психологическую сущность, принципы, содержание и структуру данной 4 системы.

Поставленной цель обусловила следующие исследовательские задачи:

— раскрыть сущность, содержание, структуру и комплексность системы социальной и психологической реабилитации военнослужащих с «постконфликтными» синдромами;

— типологизировать и определить причины дезадаптации военнослужащих как во время участия в конфликтах, так и в мирной жизни;

— разработать методику социально-психологической реабилитации воинского контингента, участвовавшего в разрешении конфликтов, на основе авторской классификации морально-психологических травм участников и мотивационных изменений их деятельности.

Методика исследования. Методика исследования вбирала в себя методы включенного наблюдения, беседы, устные и письменные массовые опросы (в т.ч. и в форме экспресс-интервью и анкетирования), экспертные опросы, контент-анализ личных дел военнослужащих, участников боевых действиймногофакторное и проективное тестирование, естественный эксперимент, психологические тренинги.

Теоретико-методологической базой изучения стали принципы материалистического детерминизма социально-психических явлений, принцип единства психики и деятельности, идеи личностно-социально-деятельностного подхода, разрабатываемого в общей и военной педагогике и психологии, а также принципы развития, конкретно-исторического подхода, диалектического единства теории и практики в процессе научного познания, системного подхода.

Проблема, рассматриваемая в диссертационной работе находится на стыке ряда наук: социологии, психологии, военной и политической наук, психотерапии и т. д.

Важное значение для диссертационного анализа, проведенного в данном исследовании имели работы, посвященные психологическому анализу боевой деятельностиразработанная М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовичем, Е. Ф. Осипенко, С. И. Съединым и др. концепция психологической подготовки военнослужащих к ведению эффективных боевых действий в условиях современной войны и теория психологических последствий боевой обстановки1.

Научная новизна. Впервые проведено комплексное исследование, посвященное социальным и психологическим проблемам реабилитации, а значит — сохранения не только профессионального здоровья военнослужащих, принимавших участие в постсоветских конфликтах, но и полноценности их качеств, как членов общества. Показана взаимосвязь, с одной стороны, состояния макросреды (социума) и микросреды (армейского коллектива) и их влияния на состояние здоровья и мироощущения личности военнослужащего, а с другой стороны — взаимосвязь психологических особенностей военнослужащего и деятельности его в экстремальных условиях и в постстрессовом периоде.

На основе проведенных социологических исследований впервые сформулировано понятие личностного адаптационно-дезадаптационного порога, обосновано его значение для сохранения физического и морального здоровья военнослужащего.

Разработаны и аргументированы основные социальные принципы успешной реабилитации военнослужащих с «постконфликтными синдромами» — это организация обществом системы реадаптации на основе создания условий для реализации у реабилитируемых защитно-адаптивных форм поведения: через формирование благополучной информационной среды, разработки законодательной базы, объединения в систему медико-психологических центров (в том числе обучающих самокоррекции), социальной защиты семей военнослужащих и др. См. М. И. Дьяченко: Адаптация к экстремальной ситуации // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. — Тбилиси: Мсуниереба, 1971, — 419 сон же, Л. А Кандыбович. Психологические проблемы готовности и деятельности. — Минск. Изд-во БГУ, 1976 — 175 сон же.Е.Ф Осипенко., Л. Е Мерзляк. Психологические основы деятельности командира. / Под ред.И. Г. Павловского — М. Воениздат, 1978; он же, Е. Ф Осипенко, Л. Е. Мерзляк, С. И Съедин. и др. Психологические воздействия боевой обстановки. — М. МО РФ, 1992; М. А Котик. Психология и безопасность — Таллинн Валгус, 1981 — 408 е.- А. И. Столяренко. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. — М.: Воениздат. 1972; 176 с. С И. Съедин, P.A. Абдурахманов. Психологические последствия боевой вахты. — М.: Воениздат. 1972 — 176 с. С. И. Съедин, P.A. Абдурахманов. Психологические последствия боевой обстановки. — М. 1992 — 67 с.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Сущность социальной и психологической реабилитации военнослужащих заключается в создании целого комплекса определенных условий в обществе в области социальной морали, информации, законодательства, медицине, системе социальной защите для реадаптации дисгармонической личности к обычным условиям.

2. Основной фактор дисгармонии личности офицера и солдата в экстремально-конфликтной ситуации и при возвращении к обычной жизни — это невозможность реализации защитно-адативного поведения в социуме.

3. Главными объективными причинами дезадаптации личности военнослужащего являются, с одной стороны кризис в обществе и армии, специфика постсоветских конфликтов, прежде всего — необходимость воевать «против своих» (т.е. участие в карательных и полицейских акциях не свойственных по статусу действующей армии), а с другой — личностно-особенные характеристики военнослужащего, его адаптационный потенциал, способные оказать воздействие на сохранение физического и эмоционального здоровья, либо их потерю при действиях в экстремальной ситуации в зонах конфликтов.

Практическая значимость исследования определяется его внедрением в практику. Выводы, вытекающие из диссертационного материала и проверенные в ходе проведения учебных тренингов, позволяют повысить эффективность процесса социально-психологической реабилитации военнослужащих после их участия в зонах конфликтов. Методика (приведенная в тексте диссертации и приложении) психологической реабилитации может быть использована для профилактики «постконфликтных синдромов», а также для реставрации и повышения боеспособности частей и подразделений, возвращения в мирную жизнь полноценных членов общества.

Материал работы и рекомендации могут стать базовым пособием при организации деятельности личного состава в конфликтно-экстремальных условиях. Основные положения работы могут учитываться в деятельности военного психолога. Эмпирический и методический материал, изложенный в диссертации, может быть применен в процедурах профессионального отбора кандидатов на контрактную службу, для психологического прогнозирования профессионального здоровья военнослужащего.

Полученные результаты могут использоваться при чтении лекций и проведении практических занятий по психофизиологии и психологии в системе Вооруженных Сил Министерства Обороны Российской Федерации.

Выводы исследования были переданы в Комитет по обороне Федерального Собрания Государственной Думы и, на наш взгляд, могут сыграть определенную роль при подготовке проектов новых нормативных и методических законов и документов, постановлений законодательной и исполнительной власти.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в частях г. Астраханив реабилитационных центрах и санатории «Байкал» для воинов-интернационалистовв выступлениях на заседаниях кафедры социологии и психологии Астраханского Технического университета, на Седьмых социологических чтениях «Социальная политика и социология: реалии и новые идеи», проведенных под эгидой Министерства труда и социального развития Российская Федерация, Московского государственного социального университета и Академии социологии и управления, а также в процессе обсуждений на Парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 1996 г. по теме «Российская система социальной реабилитации ветеранов и инвалидов локальных войн и боевых действий» .

Структура работы.

Цель и задачи исследования

определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, списка литературы и приложения.

Выводы по третьей главе.

Исследование динамики реабилитации российских военнослужащихучастников вооружённых конфликтов, свидетельствует о возможности выделения в ней ряда взаимосвязанных периодов (фаз). Один из них характеризуется эйфорическим духовным состоянием военнослужащих, следующим из того, что они остались живы. В этот период военнослужащие — участники боевых действий, не замечают реальных жизненных проблем. В социальном отношении они обладают внутренней установкой на активную жизненную позицию, уважение к себе и следование функционирующим в обществе нормам.

Второй период, длящийся от 8 до 10 месяцев, можно констатировать как «разочарование» военнослужащих. Он определяется реальным восприятием жизненных ситуаций, в том числе проблемами бытового, служебного и морального характера. При этом для такого периода жизнедеятельности военнослужащихучастников вооружённых конфликтов, характерно воздействие внутриличностных детерминантов, преимущественно психофизиологического и психобиологического свойства.

Третий период после 10−18 месяцев участия в боевых действиях относится к -«восстановлению». Для него свойственно возвращение военнослужащих к своей активной служебной деятельности на основе социальной психологической устойчивой мотивации и нравственной саморегуляции. Между тем следует заметить, что сохраняется значительное число проблем социальной адаптации воинов к новым условиям их деятельности. Необходимо также иметь в виду, что процесс социальной и психологической реабилитации российских военнослужащих, с одной стороны, должен опираться на правовую базу, в которой есть пробелы, а с другой — на понимание и духовную поддержку всего общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Необходимость социально-психологической реабилитации возникает всегда, когда на военнослужащих оказывается экстремальное воздействие. В структуре психики наблюдаются необратимые процессы, ведущие, в конце концов, к дисгармонии развития личности. Экстремальные воздействия приводят к резкому снижению социального компонента в структуре личности и узконаправленному, суженному развитию всех структур психики. Правильно организованная система социально-психологической реабилитации способствует восстановлению нормальной деятельности, боеготовности солдат и офицеров и уменьшает негативные последствия посттравматических стрессовых расстройств.

2. Возникновение экстремальности в вооруженных конфликтах, так же как и ее снятие, вынуждает личность перейти от дезадаптации к принципиально новому типу деятельности: адаптации (реадаптации). Эффективность как первой, так и второй зависит от адаптационного порога личности. На I этапе ведущей потребностью этой деятельности выступает потребность в самоутверждении. В постконфликтной ситуации трудности реадаптации становятся источником посттравматических стрессовых расстройств (РТЗО), появляется постконфликтный синдром.

3. Система социально-психологической реабилитации военнослужащих должна строиться на реабилитации медико-физиологической, психолого-реабилитационной и собственно социальной. Последний компонент составляют социальная защита военнослужащих, воевавших в зонах конфликтов, льготы в трудоустройстве, образовании, получении жилья, повышение пенсий и создание условий для получения необходимого медицинского инвентаря. Едва ли не самым главным элементом социально-психологической реабилитации становится законодательная база, юридическая защита комбатантов.

4. Система социально-психологической реабилитации военнослужащих с постконфликтным синдромом должна строиться на принципах:

— целенаправленность: приведение личности в гармоничное состояние готовности к профессиональной деятельности;

— целостность: социальную реабилитацию следует проводить вкупе с психологической и сопровождать медико-терапевтической;

— преемственность: выводы и оценки каждого из этапов реабилитации должны* базироваться на предыдущих и служить фундаментом для следующих;

— динамичность: психосоциальная реабилитация должна проводиться на всех трех этапах непрерывно: «эйфория», «разочарование», «восстановление» ;

— многоуровневый подход: использовать не только личностные, социально-психологические и физиологические методы воздействия, но и влияние макросреды и микросреды.

5. Для создания системы социально-психологической реабилитации необходимо к содержательному наполнению организационное и кадровое обеспечение.

6. Разработанная теория процесса «дезадаптация — адаптация — реадаптациясоциально-психологическая реабилитация» и понятийная схема дают возможность в дальнейшем обратить большее внимание на методологические принципы и позволяют обосновать новые актуальные направления дальнейших теоретических и прикладных исследований.

Наиболее перспективными представляются следующие направления в русле тематики данной диссертационной работы:

— осмысление и практическая реализация системы реабилитации не только в целом, но и для конкретных видов и родов войск (сухопутных, ВВС, ВМФ и др.);

— разработка и обоснование методов психологической коррекции военнослужащих в реальных условиях деятельности, включая экстремальные;

— выяснение не только миротворческой роли армии в зонах локальных конфликтов, но и ее конфликтогенной роли;

— определение путей взаимодействия военных психологов и врачей в решении задач сохранения профессионального здоровья военнослужащих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. / Под ред. Шаповалова В.А.- Ставропол, гос. ун-т. Ставрополь, 1996.4.1. 1996. — 153 с.
  2. В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. / Под ред. Шаповалова В. А. Ставрополь, 1996.4.2. 1996. — 168 с.
  3. В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социол. исслед. 1996. — № 12. — с.43−49.
  4. C.B. Межэтнические и межконтинентальные конфликты в современном мире: (По взглядам зарубежных экспертов) // Зарубеж. воен. обозрение. 1994. — № 7. — с.16−21.
  5. Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И. Психогении в экстремальных условиях. М. — Медицина. — 1991. — 96 с.
  6. Американская социологическая мысль: Тексты / Мертон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А.- Сост. Кравченко Е.И.- Под ред. Добренькова В. И. М.: Междунар. Ун-т бизнеса и упр., 1996. — 557 с.
  7. Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ: Ежегодник, 1994 / Редкол.: Здравомыслов А. Г., Матвеева* С.Я., Чепуренко А. Ю. М.: ИНФОРМАТ, 1994. — 202 с.
  8. Г. М. Социальная психология. M., 1996. — 408 с.
  9. А.Я. Проблемы конфликтологии // Философ, науки. 1996. — №№ I-4. -с.75−81.
  10. Артемьева Е. Ю, Ковалев Г. А., Семилет Н. В. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений // Вопр. психол. 1988. — № 6. — с. 13−21.
  11. В.М. Военные конфликты объективная реальность современного мира // Геополитика и безопасность. — 1995. — № 3. — с.69−74.
  12. В.М. Оценка эффективности мер по разрешению военных конфликтов на ранних фазах их развития // Воен. мысль. 1996. — № 2. — с.2−8.
  13. A.C., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург: Глагол, 1995. — 94 с.
  14. Д. Салман Радуев: с первомайским приветом: (Беседа с С. Радуевым) // Огонек. 1997. — № 18. — с.24−27.
  15. Д., Дьюкс Ф. Конфликт: практические подходы к управлению, урегулированию и разрешению: Реферат / Подгот. Е. И. Васильева. Социал. и гуманит. науки: Реф. журн. Отеч. и зарубеж. лит. Сер. 11. 1994. — № 3. — с.55−60.
  16. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 181 с.
  17. .С. Нравственное сознание личности. Психологическое исследование. М.: Знание, 1985. — 142 с.
  18. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. — 300 с.
  19. А.Е., Варшавский Л. Е. Конфликты на глобальном и локальномуровнях: Экономико-математические методы и модели исследования стабильности // Отв. ред. В.Л.Макаров- РАН, ЦЭМИ. М., 1995. — 55 с.
  20. Л.Н. Конфликтогенные факторы в Российской Федерации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология. 1995. — № 3. — с.95−100.
  21. В контексте конфликтологии: Сб. / Ин-т социологии РАН. М., 1997. — 202 с. Вольфсон Э. Н. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов всех спец. / Кузбас. гос. техн. ун-т — Кемерово: Кузбас. гос. техн. ун-т, 1997. — 75 е., с.71−73.
  22. Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задача Н Вопр. психол. 1995.-№ 2.-с. 19−30.
  23. .А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психол. журн. 1997. № 3. -с.126−141.
  24. К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопр. философии. 1997. — № 6. — с.3−24.
  25. И.Б. Избр.тр. М.: Медицина, 1964. — 145 с. Гвоздев В. П. О некоторых вопросах социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск и сотрудников МВД: Ответы на вопр. читателей. // Пенсия. — 1997. — № 7. — с.42−44.
  26. И.Я., Юсупов P.M. Социометрия конфликта / РАН, Санкт-Петербург. ин-т информатики и автоматизации. СПб., 1994. — 76 с.
  27. Е.М. Конфликтология: Лекция / МВД РФ. Респ. ин-т повыш. квалификации работников МВД РФ. 2-е изд. — 1994. — 23 с.
  28. Ю.Б. Введение в общую психологию. М. — 1988. — 48 с.4
  29. Р.Б., Когаловская A.C., Марушкин Ю. Б. Конфликт: СоциальноVпсихологический аспект. Иваново, 1995. — 167 с.
  30. A.B. Типология политических конфликтов. Воронеж. — 1997. — 152с.
  31. А.Н., Овчинников Б. В. и др. О проблеме психофизиологической реабилитации // Воен. мед. журн. 1994. — № 3. — с. 46−48.
  32. A.A., Соснин В. А., Степанов Е. И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психолог, журн. 1996. — № 2. — с.110−128.
  33. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 223 с.
  34. Р. Элементы теории социального конфликта / Пер. В. М. Степаненковой // Социол. исслед. 1994. — № 5. — с. 142−147.
  35. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994. — 30 с. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Соц. — полит, журн. — 1997. — № 1. — с.202−217.
  36. М.И., Осипенко Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. М., МО РФ, 1992. — 180 с.
  37. .Н. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996. — 58 с.
  38. B.C. Правовая конфликтология. Владимир. 4.1. 1998. — 127 с. Задача управления конфликтами в социальных системах / С. П. Никаноров, З. А. Кучкаров, А. Г. Коваль, А. В. Костюк // Системное упр. — пробл. и решения. — 1995. — № 3. — с.28−40.
  39. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Автореф. докт.дисс., 1987.-48 с.
  40. Здраво мыслов А. Г. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки / Редкол.: А. Г. Здравомыслов, А. А. Иудин, В. Г. Кузьминов и др. -Нижний Новгород, 1994. 80 с.
  41. Г. Е., Орлов Г. П. Социология. М., 1995. — 300 с.
  42. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Пособие для студентов вузов. М., 1994. — 317 с.
  43. А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие для вузов. М., 1996. -319 с.
  44. А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. — 286 с.
  45. В.Д., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. — 348 с.
  46. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. ст. / Под ред. М. Б. Олкотт, В. Тишкова, А.Малашенко. М., 1997. — 490 с.
  47. В.Н. Конфликтология: проблемы становления и развития // Соц.-полит. журн. 1994. №№ 7−8. с.50−62.
  48. В.Н. Ксенофонотов В.Н, Мир и война: человеческое измерение. М. ИСПИ РАН, 1996. 120 с.
  49. B.C. Инвалид и реабилитационный процесс: О формировании новой гос. службы реабилитации инвалидов. // Социальное обеспечение. 1998. — № 3. -с.13−14.
  50. И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопр. психол. 1989. № 2. — с.90−97.
  51. A.M. Чеченский кризис: провал российской политики на Кавказе. -М., 1995.-44 с.
  52. А.Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений.: Дисс. канд. псих. наук. М., 1993. — 207 с.
  53. .Д. Психотерапия. М., 1985. — 140 с.
  54. Р.И. Социальная реабилитация населения в поствоенный период: управленческий аспект: на примере абхазо-грузинской войны 1992−1993 гг. // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. М., 1996. — 22 с.
  55. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.28 с.
  56. Конфликты в условиях системных изменений в странах Восточной Европы. -М., 1994.- 167 с.
  57. Конфликты и согласие в современной России: Соц.-фил.анализ / Ин-т филос. РАН. -М, 1998. -160 с.
  58. У.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. JI. 1978.-242 с.
  59. В.А. Рискующим жизнью социальные гарантии: Соц. защита военнослужащих в Чечне. // Армейский сб. — 1997. — № 11.-е. 80−85.
  60. A.A. Этническая конфликтология: Этнические аспекты локальных конфликтов у азиатских границ России в последней четверти XX века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра полит, наук. Спб., 1996. — 43 с.
  61. В.Н. Политическая культура и реальности европейской безопасности // Армия и общество. 1999. № 1, — с.34−40.
  62. В.Н. Соотношение политики и ядерной безопасности: эволюция взглядов // Армия и общество. 1999. № 3. — с.66−73.
  63. В.Н. Эволюция взглядов на войну и реальности времени. Новогорск.// Введение в геополитику АТЗ МЧС РФ. 1998. с. 110−132. Отв. Редактор Федоренко В.Н.
  64. В.Н. Проблемы и перспективы российской конфликтологии // Социол. конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. 1994. -№ 7.-с. 8−14.
  65. Локальные войны и вооруженные конфликты начала 80-х годов. М., 1983.72 с.
  66. Р., Ахмадов Р. Чеченская трагедия. М. Вып.1, 1995. — 80 с. Малышева Л. В. Конфликты на Кавказе: региональное и международное измерение. — M., 1996. — 37 с.
  67. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.286 с.
  68. А.Г. Психофизиологическая реабилитация военнослужащих, находящихся на стационарном лечении по поводу боевых ранений и заболеваний // Отчет Военно-медиц.Акад. ~ 1987. — 104 с.
  69. A.B. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности//Психол. журнал 1991. -Т.2. -№ 1, — с. 66−76.
  70. А.Н. Социология конфликта. Куляб, 1995. 342 с.
  71. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982 — 100 с.
  72. Международный опыт разрешения этнических конфликтов / Общ. ред.: Коппитерс Б., Ремакль Э., Зверев А. М., 1997. — 304 с.
  73. Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности: Сб. статей. // РАН. Отв. ред. Э. Х. Панеш. СПб., 1994. — 165 с.
  74. О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
  75. Г. В. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах // Мировая экономика и между нар. отношения. 1997. № 2. — с. 12−22.
  76. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск в условиях реформирования Вооруженных Сил России. Пермь., 1998. — 249 с.
  77. Муранов А, Армия должна быть защищена законами: Беседа с начальником Упр. воен. судов Министерства юстиции Российской Федерации А.Мурановым. // Ориенгир. 1997. — № 12. — с. 1−8.
  78. A.A. Социально-психическая дезадаптация личности. Ереван. 1988.- 121 с.
  79. В.Е. Вооруженные конфликты: Поиск решений. М., 1996. — 126с.
  80. Новые социальные движения в России: (По материалам рос.-фр.исслед.): Сборник статей. М.: ИМЭМО РАН, 1994. — 550 с.
  81. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М., 1995. — 360 с.
  82. A.B. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. М., 1991. — 200 с.
  83. A.B. Развитие личности с позиций социальной психологии // Borip. психол. 1984. № 4. — с. 15−29.
  84. Политические кризисы и конфликты 50 60-х годов в Восточной Европе: Сборник статей. — М., 1993. ~ 229 с.
  85. Политология: Учебное пособие / Авт.кол.: Краснов Б. И., Ануфриева Е. А., Беляев A.A. и др.- Под ред. Краснова Б. И. М., 1995. — 394 с.
  86. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социол. исслед.1994. № 5. — с. 141−147.
  87. Правовые аспекты чеченского кризиса: Материалы семинара «Правовые аспекты чеченского кризиса», март 1995 г., Москва. / Отв. ред. Кравченко H.A. М., 1995.- 190 с.
  88. Практикум по общей психологии // Под ред. А. И. Щербакова. М., 1979. — 300с.
  89. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы («круглый стол») / Подгот. М. К. Эффендиев // Социол. исслед. 1997. — № 2. — с. 77−94.
  90. К.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. -М., 1995.- 198 с.
  91. Н.И. Психология личности. М., 1987. — 420 с. Рогозин Д. Е. Решающая битва с «третьим лишним», или локальные войны в сценарии глобальных конфликтов // Российская Федерация. — 1997. — № 3. — с.52−54.
  92. Л.М. Конфликты гражданского общества: экзистенциальная дилемма современной России. М., 1996. — 94 с.
  93. Л.М. Социальные конфликты в современной России в аспекте формирования гражданского общества // Социал. конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. 1994. — № 6. — с. 22−30.
  94. Россия и Чечня, 1990−1997 годы: Документы свидетельствуют / Отв.ред.: Еременко И. Н., Новиков Ю. Д. М., 1997. — 264 с.
  95. Российские вооруженные силы в чеченском конфликте: Анализ. Итоги. Выводы: По материалам открытой российской и зарубежной печати. М., 1995. -221 с.
  96. Л.С. Развитие конфликта консенсуса в полиэтнических регионах: *
  97. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра соц. наук. М., 1997. — 48 с.
  98. Л.С. Чеченский узел Кавказского кризиса. М., 1996. — 227 с. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973. — 275 с.
  99. В.О. Социальная динамика и социальная напряженность в обществе переходного периода // Демография и социология. Вып.2. Личность и семья в эпоху перемен. 1994. с. 25−43.
  100. В.О. Социология переходного периода // Социол. исслед. 1994. № 6. — с. 8−9.
  101. Л.А. О природе этнонационального конфликта // Соц.-полит, журнал 1995. — № 5. — с. 216−219.
  102. М.В. Этнический статус: Конфликтологический анализ социального феномена. Краснодар, 1997. — 172 с.
  103. Э.И. Этнонациональные конфликты и политическая стабильность России. «Этнополис. Этнополитический вестник России», 1992. — № 2, — 48 с.
  104. Н. Социология, М., 1994. — 215 с.
  105. С.В. Идентификация военного конфликта (методологический и теоретические ориентиры) // ПОЛИС: Полит, исслед. 1995. — № 4. — с. 158−161.
  106. Современная зарубежная социология: (70 80-е годы). — М., 1993. — 210 с.
  107. Н.Г. Война, которую не могут забыть. // АиФ 1991. — № 28.
  108. М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Мировая экономика и междунар. отношения. 1996. — № 1.-е. 11−23.
  109. Социальные конфликты в современном обществе / С. В. Пронин, А. П. Давыдов, Л. Я. Машезерская и др.-М., 1993.-е. 151−154.
  110. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах: Материалы науч.конф., г. Москва, 15−17 мая 1996 года. ~М., 1996.-283 с.
  111. Социальная психология // Под ред. П. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., 1975.-380 с.
  112. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. M., 1995. — 112 с.
  113. В.И. Конфликтогенные факторы социальной напряженности // Соц.-полит.журнал 1996. — № 2. — с. 152−162.
  114. Е.И. Конфликтология переходного периода: духовно-мотивационный аспект: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. M., 1996.-52 с.
  115. Е.И. Конфликтология переходного периода: Методологические, теоретические, технологические проблемы: по результатам исследовательских проектов. М., 1996. — 288 с.
  116. Т.В. Социальный конфликт: возникновение и методы разрешения // Проблемы теории и практики упр. 1994. — № l.-c. 116−120.
  117. С.И., Абдурахманов P.A. Психологические последствия боевой обстановки. М., 1992. — 38 с.
  118. Э.Р., Тронова Л. С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. Казань, 1996. — 235 с.
  119. Л. «Черная дыра травмы» и ее жертвы: О психологических травмах солдат, вернувшихся с войны. // Соц. защита. 1997. — № 6. — с. 81−86.
  120. Л.Н. Политическая конфликтология. М., 1996. — 38 с.
  121. O.K. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992. — 328 с.
  122. B.C. Психолого-педагогическое обеспечение социальной работы с семьей военнослужащих. М., 1997. — 376 с.
  123. Тоталитаризм: Исторический опыт Восточной Европы: Сборник статей. -М., 1995.-297 с.
  124. В.Г. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 212 с. Хесли В. Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий // ПОЛИС: Полит, исслед. — 1996. — № 6. — с. 39−51.
  125. В.Г. Битва за потерянных солдат: О проблеме поиска пропавших в Чечне российских солдат. И Ориентир. 1997. — № 11. — с. 48−51.
  126. И., Бочаров Л., Чернышов И. Заложники «боры»: Ими оказались воины, попавшие в эпицентр социально-политических катаклизмов // Ориентир. 1977. — № 2. -с. 12−17.
  127. Чеченский кризис: Аналит. обозрение. Отв.ред.: Л. А. Беляева. М., 1995. — 73с.
  128. Чеченский кризис в массовом сознании населения Северного Кавказа: Аналитический отчет по результатам социологического исследования. Краснодар, 1995.-36 с.
  129. Чеченский кризис: Испытание на государственность / Ред. В. Ш. Амерханов. -М., 1995.- 157 с.
  130. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал, 1996. Т. 17. -№ 1.-е. 19−34.
  131. В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.280 с.
  132. В.А. Введение в военную конфликтологию: Учебное пособие / Академия пограничных войск РФ. М., 1996. — 87 с.
  133. Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. 1994. — №№ 2,4. — 59 с.
  134. Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн. 1−2. М.: Весь мир, 1997. — Кн. 1.-323 е., кн. 2.-201 с.
  135. П.И. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция суицидального поведения военнослужащих. СПб., 1997. — 259 с.
  136. Allhan A.L. Sociology and the Periphery. Theories and Issues. Toronto: Garamond Press, 1989.
  137. Cohen S. What Is Really Happening in Russia? // The Nation. 1992. March 2. -p.259−264.
  138. Dahl R.A. Modern Political Analys. Englewood Clitts (New Jersey), 1963. 148 p. Dahrendorf R. The Modern Social Conflict: an Essay on the Politics of Liberty. L., 1988. -421 p.
  139. Deutsch M. The resolution of conflict. Constructive and destructive processes. -Hew Haven and London. 1973. 326 p.
  140. Eysenck H. The structure of personality. N.Y., 1961. 128 p. Huant E., Dussert A. La pathologie fuuctionrelle Mulien et agaption. Paris. — VI, 23, Escoledewedecinem, 1959, — 88 p.
  141. Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven (Conn.), 1968.321 p.
  142. Mitchell C.R. The Structure of International Conflict. L., 1981. 148 p. Rappoport A. The Origins of Violence: Approaches to the Study of Conflict. N.Y., 1989. 190 p.
Заполнить форму текущей работой