Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности организованного досуга учащихся начального профессионального образования в современной России: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Результаты данного исследования обсуждались на: Всероссийской конференции «Россия и регионы» (г. Екатеринбург, 2003) — научно-методологическом семинаре, проводимым Институтом развития профессионального образования (г. Челябинск, 2003) — Международной конференции «Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития» (г. Екатеринбург, 2003… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основания изучения организованного досуга учащихся
    • 1. Досуг и свободное время: специфика и функции. И
    • 2. Дополнительное образование как форма организованного досуга
  • Глава II. Состояние досуга учащихся начального профессионального образования в современной России: специфика, тенденции развития
    • 1. Факторы, влияющие на проведение досуга и типология досуга учащихся начального профессионального образования
    • 2. Потребности учащихся начального профессионального образования в организованном досуге

Особенности организованного досуга учащихся начального профессионального образования в современной России: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс трансформации социальной структуры российского общества закономерно приводит к смене социальных ориентиров, переоценке норм и ценностей. В условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов формируется новая среда обитания, новый образ жизни и новые виды досуговой деятельности. К тому же в ходе углубления социальной поляризации, преодоления тотальной социализации людей, нарастания многообразия индивидуальных моделей жизненастроения меняется представление о содержании досуга.

Если ещё 20−30 лет тому назад одним из лозунгов содержания свободного времени являлось провозглашение «всестороннего развития личности», которое не было связано с реальными условиями существования людей, то сегодня отношение к содержанию досуга изменилось, как изменился и сам досуг.

В современной России содержание досуга очень изменчиво, причем, эти изменения происходят под воздействием бурного развития средств массовой информации, появления индустрии досуга, новых информационных технологий (компьютер, Интернет), социально-экономических и культурных преобразований в обществе. Поэтому досуг теперь всё более требует от личности деятельностей, направленных на саморазвитие. Однако многосторонность и разнонаправленность досуговой деятельности отнюдь не свидетельствует о развитии и саморазвитии личности.

Изменения в сфере досуга проявляются во всех социальных группах общества. Особый интерес представляет рассмотрение досуга учащейся молодежи, такой ее социально-демографической группы, как учащиеся начального профессионального образования (НПО). Ее влияние на экономику, культуру и политическую жизнь общества велико, поскольку из представителей этой социальной группы складывается самый многочисленный трудовой слой. В данной социальной группе по сравнению с другими (школьники, студенчество) менее всего изучены проблемы досуга. На сегодняшний день разрушена система внешкольного (внеучилищного) воспитания. На смену ей пришел институт дополнительного образования, призванный решать проблему организованного досуга учащихся.

В то же время закрываются или переходят на самофинансирование кружки, клубы, секциирастут цены на билеты в кино, театры, на концерты. Вместе с тем, появляются разнообразные культурно-досуговые центры, ночные клубы, Интернет-кафе, фитнес-центры и т. д. Но, к сожалению, они оказываются доступными лишь хорошо обеспеченным учащимся. Досуг учащихся НПО становится всё менее организованным, что приводит зачастую к девиантному поведению: пьянству, наркомании, хулиганству и пр.

Возникает вопрос о том, чем же сейчас заняты учащиеся НПО в свое свободное время, и если и остались в структуре их досуга неизменные виды деятельности, то какие, и каково их место среди остальных досуговых занятий.

Важным условием, обеспечивающим свободу в досуге, являются материальные возможности быта и культуры. Личная свобода в свободное время (в досуге) — это желание самого человека, его возможность распоряжаться им по своему усмотрению. Практически, — это выбор действия, для чего должны быть созданы реальные условия: наличие книг, кинотеатров, мест отдыха, спортивных сооружений и т. д. Свобода здесь заключается не только и не столько в обилии подобных условий а, прежде всего, — в возможности и умении выбрать молодым человеком желаемое. И тут встает вопрос: существует ли такая свобода у современного учащегося НПО.

Не менее важной проблемой является изучение потребностей учащихся НПО в сфере досуга и реализующих их видах деятельности в институте дополнительного образования. В этой связи изучение досуга учащихся НПО в условиях современной России представляется особенно актуальным.

Исследование досуга важно и с теоретической точки зрения. Понятия досуга, свободного времени являются важной частью научного поиска. Теоретические и эмпирические исследования досуга на сегодняшний день немногочисленны, и, поэтому при изучении данного социального явления возникают различные теоретико-методологические проблемы. Следовательно, концепция досуга требует дальнейшей теоретической разработки и эмпирических исследований.

Исследование затронутой в настоящей работе проблематики актуально не только с научной точки зрения, но и с позиций практического использования полученных результатов. Анализ состояния досуга учащихся НПО, факторов его формирования и развития необходимы для разработки молодежной политики в сфере досуга.

Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и её практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования.

Степень научной разработанности темы. Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволяет выделить несколько групп работ. Первую составляют работы, посвященные изучению свободного времени в отечественной социологии: В. А. Артёмова, И. А. Бутенко, Л. А. Гордона, Б. А. Грушина, Ю. А. Дерябина, Г. Е. Зборовского, Э. В. Клопова, А. Э. Мурзина, Г. П. Орлова,.

B. Д. Патрушева, В. Н. Пименовой, В. В. Прокофьева, Г. А. Пруденского,.

C. Г. Струмилина, Б. А. Трегубова и др.

Вторую группу составляют труды по социологии досуга западных социологов: Ж. Дюмазедье, Э. Дюркгейма, М. Вебера, А. Зеломека, М. Каплана, К. Клеефиша, К. Маркса, Д. Нэша, К. Роджека, 3. Фрейда, Ю. Хабермаса и др. В ряде работ затрагиваются отдельные стороны досуга, его функции.

Третья группа работ посвящена изучению образования. Исследование образования, особенностей его функционирования проводились такими учеными, как JI. Н. Андрюхина, Е. С. Баразгова, JL А. Борисова, Г. Е. Зборовский, JI.H. Коган, И. А. Колесникова, Н. А. Люрья, А. В. Меренков, В. Я. Нечаев, Л. Я. Рубина, Ф. Р. Филиппов и др.

Потребностью изучения дополнительного образования как формы организации досуга с позиций институционального подхода вызвано выделение четвертой группы работ. Это, прежде всего, труды, связанные с исследованием методологических основ в анализе социальных институтов: П. Блау, М. Вебера, Т. Веблена, Э. Дюркгейма, Г. Е. Зборовского, Г. Б. Кораблёвой, А. И. Кравченко, Т. Парсонса, Г. Спенсера и др.

В пятой группе работ анализируется институт дополнительного образования, влияющий на организацию досуга учащихся. Разработкой этой проблемы занимались Н. JI. Антонова, В. В. Болова, В. А. Горский, А. В. Коваль, В. Ф. Ломова, В. В. Федотова И. А. Чендева и др.

Признавая большое значение работ названных выше авторов, в тоже время мы считаем, что разработка интересующей нас проблемы, а именно: изучение досуга учащихся НПО в условиях дополнительного образования — может и должна быть продолжена.

Используя научные труды названных авторов, диссертант предлагает один из возможных подходов к решению поставленной проблемы.

Таким образом, актуальность темы и необходимость её развития в отечественной социологии определили цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы состоит в изучении противоречий организованного и неорганизованного досуга учащихся НПО, тенденций его развития.

Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:

— уточнить понятие «досуг»;

— выявить специфику досуга учащихся НПО в современных условиях;

— рассмотреть роль института дополнительного образования в организации досуга учащихся;

— исследовать влияние объективных и субъективных факторов на досуг учащихся НПО и тенденции его изменения;

— на основании теоретического и эмпирического исследования разработать типологию досуга учащихся НПО.

Объектом исследования выступили учащиеся начального профессионального образования г. Челябинска и г. Магнитогорска.

Предметом исследования явились особенности организованного досуга и потребности в нём учащихся НПО.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и концепции классиков социологической и философской мысли, труды современных отечественных и западных социологов, философов, культурологов, посвященных проблемам свободного времени, досуга, института дополнительного образования.

Выявление специфики, структуры, функций досуга потребовало обращения к различным концепциям досуга и свободного времени. Особое внимание привлекли идеи, раскрывающие сущность досуга как социального явления (М. Вебера, Ж. Дюмазедье, К. Роджека, Г. Е. Зборовского, Г. П. Орлова и др.) в анализе досуга учащихся НПО. Теоретической основой стали социологические идеи Г. П. Орлова, Б. А. Трегубова и др.

Методологическую основу диссертации составили принципы социологического и системного анализа, сравнительно-исторического, культурологического подходов.

Системный метод позволяет раскрыть целостность феномена «досуг», выявить взаимосвязи между его структурными элементами, а также проанализировать специфику видов досуговой деятельности и участия в ней учащихся НПО. С помощью сравнительно-исторического метода выявлены изменения в досуге учащихся, произошедшие за последние 20 лет в России, определены тенденции его развития. Принципы культурологического подхода дали возможность изучить ценностную составляющую досуга. Применение общесоциологической методологии и социологических методов позволило проанализировать эмпирические данные (группировка, теоретическая и эмпирическая типология).

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в 2002 -2003 годах в городах: Челябинске и Магнитогорске. Методами сбора первичной информации выступали: анкетный опрос, полуформализованное интервью, анализ документов. Способ организации выборки для анкетного опроса (выборочная совокупность — 1100 учащихся НПО г. Челябинска и г. Магнитогорска) — многоступенчатая, квотная.

В качестве экспертов выступили педагоги дополнительного образования, руководители кружков и секций ПТУ. Всего было опрошено 30 экспертов.

Был проведен анализ документов, программ института дополнительного образования г. Магнитогорска и г. Челябинска.

Помимо данных, полученных автором в ходе решения поставленных задач, в работе использовались результаты исследований других социологов (Г. П. Орлова, Б. А. Трегубова, В. Д. Патрушева и др.).

Научная новизна исследования.

1. Дана авторская трактовка понятия содержания досуга как части свободного времени личности, заполненной деятельностью, направленной на самореализацию и самоутверждение в различных формах самодеятельности.

2. Выявлено, что существенным признаком досуга является взаимозаменяемость занятий, свобода их выбора. Однако свобода здесь всегда ограничена, с одной стороны, наличием возможностей и объективных условий для саморазвития личности, а с другой, — степенью её готовности к данной деятельности. Поэтому свободная деятельность и необходимость являются сторонами диалектического процесса и сосуществуют в досуге.

3. Раскрыто противоречие между потребностью учащихся в организованном досуге и возможностью её реализации в организованных формах. Показано, что на практике преобладают неорганизованные формы досуга, что способствует самоутверждению учащихся в референтных группах, зачастую при отсутствии развития и саморазвития.

4. Исследована роль института дополнительного образования в формировании организованного досуга учащихся НПО. Показано, что в настоящее время применяемые им программы преимущественно ориентированы на развлекательную (гедонистическую), компенсаторную функции и, в меньшей степени, — на познавательную и развивающую.

5. Выделены основные объективные и субъективные факторы, детерминирующие содержание досуга учащихся НПО. К числу ведущих объективных факторов относятся: референтная группа — друзья, сверстникиСМИуровень материального благосостояния.- Главным субъективным фактором выступает наличие ориентации и установок учащихся на активную самореализацию и самоутверждение в свободное время.

6. На основе теоретического и эмпирического анализа разработана типология досуга учащихся НПО. Типообразующими признаками явились следующие: частота участия учащихся в определенных видах досуговой деятельности, их ориентация на эти виды деятельности и затраты времени на эти занятия. Согласно данной типологии выделены следующие три типа досуга: «культурно-творческий», «культурно-потребительский» и «рекреативный».

Научно-практическая значимость работы. Выводы и результаты, проведенного автором исследования, могут быть использованы:

— для дальнейшей теоретической разработки концепции досуга и разрешения методологических проблем его конкретно-социологического исследования;

— для систематизации понятийного аппарата социологического анализа досуга учащейся молодежи, разработки его типологиипри разработке и чтении курсов и спецкурсов «Социология культуры», «Социология духовной жизни», «Социология досуга», «Индустрия досуга и массовая культура», «Социология образования» для студентов социологических, культурологических специальностей;

— для получения эмпирической информации о досуге учащихся НПО и прогнозирования на этой основе тенденций его развития;

— в разработке обоснованной молодёжной политики в сфере дополнительного образования и досуга учащихся НПО.

Апробация результатов исследования. Результаты данного исследования обсуждались на: Всероссийской конференции «Россия и регионы» (г. Екатеринбург, 2003) — научно-методологическом семинаре, проводимым Институтом развития профессионального образования (г. Челябинск, 2003) — Международной конференции «Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития» (г. Екатеринбург, 2003) — Международной конференции «Политическая культура и политические процессы в современном мире» памяти Л. Н. Когана (г. Екатеринбург, 2004) — Международной конференции «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти» (г. Челябинск, 2004).

Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Основное содержание и выводы диссертации нашли отражение в семи научных публикациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы относительно состояния досуга учащихся НПО и роли института дополнительного образования в его формировании.

На наш взгляд, понятие «досуг» и «свободное время» не являются тождественными понятиями.

Под досугом мы понимаем часть времени личности, освобожденную от непреложных обязанностей, дающую возможность добровольного удовлетворения личностью своих потребностей (в развлечении, отдыхе, развитии и т. д.), детерминированную объективными и субъективными факторами.

Существенным признаком досуга является «очищение» его от необходимой деятельности, связанной с рабочим или учебным временем личности.

Специфическим признаком досуговой деятельности в свободное время является взаимозаменяемость занятий, свободы их выбора. Однако мы полагаем, что свобода выбора ограничена действием объективных и субъективных факторов. Поэтому свободная деятельность и необходимость являются двумя сторонами диалектического процесса и сосуществуют в досуге.

Функциями досуга являются: развивающая, познавательная, гедонистическая, компенсаторная, коммуникативная, релаксации, аксиологическая.

Рассматривая характеристики досуга применительно к современному российскому обществу, пришли к выводу о том, что сегодня нельзя говорить о наличии действительно свободного времени в современном обществе, так как отсутствует основная его характеристика — свобода видов досуговой деятельности: изначально внешние условия предопределяют весь набор возможных вариантов, среди которых уже предлагается сделать выбор самому индивиду. Таким образом, можно говорить лишь о наличии свободы выбора из предлагаемых на данный момент видов деятельности. В наши дни особенно сильное влияние на ограничение выбора оказывает материальный достаток человека, так как в связи с коммерциализацией досуговой сферы, появлением индустрии досуга он может просто оказаться лишённым возможности воспользоваться её предложениями.

Под образованием мы понимаем социальный институт, призванный обеспечить процесс прогрессивных изменений и качеств личности.

Социальный институт образования выполняет следующие функции: социализации личности, мировоззренческую, аксиологическую, культурную, обучения, воспитания, сохранение и формирование национального менталитета, экономическую, адаптации, изменения социальной структуры общества.

Дополнительное образование мы рассматриваем как социальный институт, в рамках которого осуществляется образовательная деятельность человека, которая происходит в условиях свободного времени (досуга) и связана со свободным выбором и содержания образования и форм его реализации, а так же с отсутствием жёстких норм и санкций.

Основной ценностью в институте дополнительного образования является человек с его потребностями, интересами.

Дополнительное образование наряду с основными функциями института образования выполняет и присущие лишь ему функции: компенсаторную, индивидуализации личности, гедонистическую, инновационную, предпрофессиональной подготовки, организации досуга учащихся.

Проведенное диссертационное исследование показало, что одной из основных проблем досуга учащихся НПО продолжает оставаться крайне незначительная распространённость активных и содержательных занятий в свободное время (занятий в различных кружках и секциях, получение дополнительного образования, активного физического отдыха и т. д.). До сих пор учащиеся в досуге, как правило, находятся в роли зрителя, созерцателя и очень редко в роли участника, активного деятеля. Этим обеспечивается в лучшем случае самоутверждение человека в референтной группе, как правило, среди друзей, в учебной группе. Вместе с тем, подавляющее большинство респондентов (до 80,0%) испытывает потребность в организованном досуге. Таким образом, исследование зафиксировало противоречие между потребностью учащихся НПО в организованном досуге, направленном на самореализацию, саморазвитие и самоутверждение человека в обществе и социальной группе и преобладающих неорганизованных форм досуговой деятельности.

Сравнительный анализ досуга учащихся НПО за последние 20 лет позволил сделать следующие выводы: ядром (константой) в досуге продолжают оставаться просмотр телепередач, прослушивание аудиокассет, общение с друзьямипоявились новые виды досуговой деятельности: занятие на компьютере, Интернет, посещение дискотек, ночных клубоврезко снизилось посещение учреждений культуры, занятия спортом, чтение книг и журналов, любительские занятияпроизошло резкое сужение коллективных форм досуговой деятельности, повысилась значимость индивидуализации досуга. Значительная часть учащихся реализует своё свободное время самостоятельно, в индивидуальной форме, без специального воздействия каких либо организаторов культурного досуга (ПТУ, института дополнительного образования). Однако проведение свободного времени, когда оно организуется лишь собственными силами учащихся, в наименьшей степени наполнено саморазвитием, что зачастую приводит к асоциальному и девиантному поведению учащихся НПОпреобладающими стали домашние виды досуга, что, с одной стороны, обусловлено меньшими материальными затратами на домашний досуг, а с другой, — появлением новых индивидуальных средств общения и познания: телевидение, компьютер, Интернет, домашние видеотеки. Вместе с тем, учащимся НПО в большей степени сегодня доступно телевидение. К сожалению, российское телевидение в меньшей степени выполняет свою развивающую функцию для подросткаусилилась тенденция к переходу от активных форм досуга к пассивным, от развивающих — к релаксационнымосуществляется переход на виртуальные формы общения в досуге посредством Интернетпроизошло серьёзное ослабление влияния дополнительного образования на организацию досуга учащихся НПО. Вместе с тем, дополнительное образование является ведущей эффективной формой организации досуга, сферой развития и самореализации личности.

Проведённое диссертационное исследование позволило выявить основные факторы, воздействующие на досуг учащихся НПО. К числу объективных факторов мы отнесли состояние экономической системы страны, референтные группы (друзья, семья), институт образования (училище, лицей), институт дополнительного образования, рекламу.

К числу субъективных факторов относятся: уровень материального благосостояния учащихся, наличие (отсутствие) потребностей в видах досуговой деятельности.

Проведённое эмпирическое и теоретическое исследование позволило разработать типологию досуга учащихся НПО. В основе её лежат частота участия в определённых видах деятельности, их ориентация на данные виды деятельности и затраты времени на них. Согласно данным типообразующим признакам, нами выделено три типа досуга учащихся: культурно-творческий (10,1%), культурно-потребительский (28,6%), рекреативный (61,3%).

Проведённый в диссертации анализ позволил разработать следующие рекомендации:

1. Институту дополнительного образования необходимо целесообразнее использовать имеющийся потенциал по вовлечению учащихся в организованные и содержательные формы досуга учащихся с учётом их интересов и потребностей для чего:

— усилить рекламную деятельность с целью привлечения учащихся;

— разработать новые образовательные программы по обучению учащихся иностранным языкам, компьютерной грамотности;

— улучшить материальную оснащённость кружков технического творчества;

— развивать художественно-эстетическое направление в соответствии с интересами учащихся.

2. Профессионально-техническим училищам (завучам по учебно-воспитательной работе) активизировать работу по организации досуга учащихся:

— обновить библиотечный фонд;

— для работы в кружках и секциях привлекать профессиональных педагогов;

— активнее сотрудничать с институтом дополнительного образования (Дворцами учащейся молодёжи «Смена» и «Магнит» и Домом юношеского творчества Челябинской области).

3. Институту развития профессионального образования Челябинской области (лаборатории социологических исследований) проводить мониторинговые исследования организации досуга учащихся НПО.

Мы понимаем, что в рамках одного диссертационного исследования невозможно охватить проблему досуга. На наш взгляд, перспективными темами для дальнейшего исследования могут стать:

— досуг молодёжи в современной России;

— сравнительный анализ досуга российской молодёжи и молодёжи Запада;

— анализ динамики состояния досуга горожан в постперестроечной России;

— индустрия досуга в современной России: тенденции, перспективы развития;

— роль социально-неорганизованного досуга учащихся НПО на формирование девиантного поведения и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. А. «Высокие технологии» и проблемы информационного неравенства в России // Социс. — 2003. № 8.1. С. 121−126.
  2. Ю.П. и др. Социальные институты: содержание, функции, структура.-Свердловск, 1989. 84 с.
  3. Л.М. Дополнительное образование: возможности развития личности // Дополнительное образование. — 2000. № 9. — С. XI-XV.
  4. Н.Л. Дополнительное образование как социологическая проблема: Дис.. канд. соц. наук. Екатеринбург, 1998. — 144 с.
  5. Н.Л. Потребности молодёжи в сфере свободного времени // Кросс-культурные и тендерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, молодёжи. 4.2. Екатеринбург, 2004. — С. 44−48.
  6. В.А., Кутырёв Б. П., Патрушев В. Д. Свободное время: проблемы и перспективы. — Новосибирск, 1970. — 16 с.
  7. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в Росси: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. — № 7.
  8. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург, 1992. 93 с.
  9. П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: пер. с англ. М., 1996. — 168 с.
  10. П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995. — 323 с.
  11. В.А. дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.19 с.
  12. Бестужев-Лада И. В. Проблема свободного времени. Один из вариантов её решения // Наука и жизнь. — 1986. № 1. — С. 48−52.
  13. И.В. Нормативная модель сферы досуга // Социологические исследования. 1989. — № 2. — С. 71−74.
  14. .Н., Зимняя И. П., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России. — 2-е изд. — М., 1999. — 82 с.
  15. И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социс. 1998. — № 7. — С. 82−89.
  16. М. Избранное. Образ общества. — М., 1994. 702 с.
  17. М. Избранные произведения. М., 1990. — 804 с.
  18. М. Основные понятия стратификации // Социс. — 1994. № 5. — С. 147−156.
  19. Т. Теория праздного класса. М., 1984. — 367 с.
  20. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -М., 1987.-184 с.
  21. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодёжи. — Екатеринбург, 1997.-211 с.
  22. В.В. Становление системы образования региона. — Тюмень, 1998.-240 с.
  23. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 3−13.
  24. .С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1998. — 608 с.
  25. Л.А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972. — 268 с.
  26. В.А., Юров О. А. Роль педагога в дополнительном образовании детей // Дополнительное образование. — 2001. № 12. — С. 3−12.
  27. Е.В. Социальная активность рабочего класса службы быта: Автореф. дис.канд. филос. наук. Свердловск, 1988. — 16 с. 28,29.
Заполнить форму текущей работой