Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Показатели, индикаторы и нормативы социального развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К ключевым проблемам следует отнести определение рационального количества показателей. Много — это не значит хорошо, ибо при таком подходе возможны дезорганизация и дезориентация управления всех его звеньев сверху донизу. В период перестройки были предприняты некоторые шаги по упорядочиванию существующих показателей. Если в 1986 г. было 46 тыс. централизованно планируемых показателей… Читать ещё >

Показатели, индикаторы и нормативы социального развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Количественная и качественная характеристики состояния, тенденций и направлений социального развития, применяемые в планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения научно обоснованным требованиям, называются социальными показателями. В наиболее распространенном виде показатели определяются и рассчитываются на базе статистических данных. Чтобы получить более глубокое представление о социальных процессах, проводятся специальные исследования, призванные дать оценку их состояния с точки зрения соответствия потребностям, установкам и ценностным ориентациям людей.

Для определения уровня социального развития используются две группы показателей: общие, по которым можно установить, отстает, опережает или находится на удовлетворительном уровне изучаемый процесс или явление, после чего принимаются меры для усиления или стагнации мер воздействия; нормативные, на основе которых определяется соответствие научно обоснованным требованиям. Эти показатели обычно не совпадают с существующими в стране и регионе, но характеризуют степень развитости или совершенства регулируемого явления. Иногда для сравнения берутся реально действующие показатели социального развития аналогичных объектов. Использование и сопоставление показателей дают возможность определить место изучаемого процесса или явления в рамках более крупных общностей.

К ключевым проблемам следует отнести определение рационального количества показателей. Много — это не значит хорошо, ибо при таком подходе возможны дезорганизация и дезориентация управления всех его звеньев сверху донизу. В период перестройки были предприняты некоторые шаги по упорядочиванию существующих показателей. Если в 1986 г. было 46 тыс. централизованно планируемых показателей, то в 1987 г. их стало в два раза меньше — 22 тыс. В 1988 г. их число уменьшилось до 3,5 тыс. Потом их совсем ликвидировали. Однако полное отсутствие показателей в период перехода к рынку создало проблемы и доказало, что отказ от них способствовал дестабилизации и деформации как экономического, так и социального развития, привел к неоправданному краху многих производств и породил хаос в производственных отношениях.

Анализ практики планирования показывает, что оно эффективно в том случае, если применяется несколько групп показателей.

Первая группа в известной мере опирается на опыт, накопленный при планировании экономического и социального развития на предшествующих этапах. Данные показатели выражаются с помощью количественных характеристик и могут быть спроектированы на несколько лет вперед. Это касается главным образом показателей развития материальной базы, подготовки кадров и т. д.

Вторая группа описывает только качественные характеристики, связанные с тем, что для многих процессов крайне трудно указать точные параметры будущих изменений. Для этого важно использование данных комплексного мониторингового исследования, подобного «Европейскому барометру», охватившему 26 стран Европы и ведущемуся более 15 лет.

Третья группа показателей может быть использована после окончания планового периода для того, чтобы оценить результативность принятых мер. Так, в конце XX — начале XXI в. важное методологическое и методическое звучание приобрели международные рейтинги, которые стали внедряться и использоваться для сравнения развитости стран.

Социальные показатели характеризуют объективно складывающиеся направления развития и свидетельствуют о благоприятных тенденциях или, наоборот, о действии негативных факторов. В этом отношении очень важно использование показателей развития за пяти-, 10-летний и более срок, по которым можно установить степень достижения поставленных целей, возможность их уточнения исходя из конкретной ситуации. На основе характеристики состояния и определения направлений развития вырабатываются меры по стимулированию процессов, в которых общество заинтересовано, и одновременно по ограничению явлений, представляющих предмет заботы, или по стабилизации условий, которые в целом соответствуют назревшим социальным потребностям.

Исторический пример

Тревожит степень социального расслоения, которая продолжает расти. Если в 2000 г. в России было восемь миллиардеров с их суммарным состоянием в 12,4 млрд долл., то в 2012 г. их стало 131 (почти в 16 раз больше) с состоянием в 448,4 млрд долл. (т.е. в 36 раз больше, чем в 2000 г.). Сравните: за этот период, но официальным данным доходы населения выросли в 12 раз (в номинальном исчислении, не считая инфляции). В результате олигарх А. Усманов получил чистый доход в размере 116,2 млрд руб., который адекватен годовым доходам 1071 тыс. пенсионеров или 446,3 тыс. работников здравоохранения или 500 тыс. работников сферы образования. По мнению экспертов, если ввести 40% налог на прибыль, как в США, то страна получит дополнительно 1113 млрд руб., что позволило бы решить многие социальные проблемы, считая удвоение заработной платы учителям и медработникам, и существенное увеличение пенсий[1].

Таким образом, разработка, обоснование и применение социальных показателей направлены на принятие научно обоснованных управленческих выводов, нацеленных на повышение эффективности социального планирования и его действенности при решении как общих, так и специфических социальных проблем.

В социальном планировании активно применяется такая специфическая форма социальных показателей, как индикаторы, которые иногда и исследователями, и практиками выделяются в самостоятельную область измерения уровней социального развития. Традиционной формой индикаторов является классификация по сферам жизнедеятельности человека: труд, общественно-политическая жизнь, культура, быт, межличностное общение.

Во-первых, индикаторы отражают обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 10 (100) тыс. человек. Их применение дает возможность оценить отставание, опережение или соответствие уровня развития социальных процессов в регионе или стране нормативным требованиям.

Во-вторых, они могут выражаться в требованиях, предъявляемых к городским и сельским поселениям. Такие индикаторы связаны с архитектурно-планировочными решениями и необходимостью организации рациональной жизни населения. К их числу следует отнести уровень обеспеченности сельских населенных пунктов школами, киноустановками, пассажирским транспортом и т. д. Применительно к городам это оснащенность и обеспеченность микрорайонов городов всем необходимым для повседневной жизни или характеристика нормативных требований, касающихся каждого горожанина, например норматив зеленых насаждений, обеспеченности торговым и бытовым обслуживанием.

В-третьих, существуют нормы, связанные с использованием системы «человек — человек», иначе говоря, сколько лиц той или иной профессии приходится на 10 (100) тыс. населения, например медицинских работников, учителей, работников культуры и т. д. Практика показывает, что чем меньше это соотношение, тем больше жалоб на качество работы, оперативность, маневренность, социально-психологический климат. Определенной модификацией может быть показатель обеспеченности кадрами в расчете на 1 тыс. населения по видам профессий.

Специфика социальных индикаторов проявляется при их сопоставлении с нормативами. В своей основе индикаторы имеют четкую количественную и качественную определенность, которая представляет собой величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития планируемого процесса. В связи с этим, чтобы установить наиболее эффективное соотношение потребностей и возможностей в социальном развитии, нормативы обычно апробируются сначала экспериментально, а затем и в массовом порядке (например, рациональные нормы потребления).

Нужно отметить огромную регулирующую роль нормативов, которые, по мнению В. В. Коссова, позволили скоординировать действия практически всех участников народнохозяйственного организма, обеспечить единство и согласование ГОСТов, создать единую базу для осуществления научно-технического прогресса. Особую роль играли трудовые нормативы (расчеты потребности в рабочей силе и заработной плате), среди которых важнейшим было соотношение между ростом производительности труда и заработной платой [Косов В. В., 2013, с. 108].

Социальные нормативы, отражая общие закономерности, дифференцируются в зависимости от конкретных природных и социально-экономических особенностей и не могут оставаться неизменными. Они предполагают использование коэффициентов, применение которых особенно важно в трудных природно-климатических условиях, в регионах с различной половозрастной структурой населения. Конкретно-исторический характер социальных нормативов заключается в том, что они отражают возможности и потребности общественного развития па данном этапе и соответственно могут (и должны) изменяться в перспективе.

Очень важно, чтобы социальные нормативы были согласованы между собой, ибо их дисгармония ведет к не меньшим издержкам, чем их отсутствие, как это имеет место в реформируемой России, когда дифференциация в оплате за примерно равный труд достигает огромных размеров, в большинстве случаев из-за причастности людей к различным формам собственности.

Все это позволяет сделать вывод о том, что социальные нормативы — это научно обоснованные количественные и качественные характеристики желаемого состояния социального процесса (или одной из его сторон), полученные на основе учета объективных тенденций и возможностей общества и направленные на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Нормирование касается многих сторон жизни человека: труда, культуры, быта. Однако оно слабо затронуло общественную деятельность, социальное и межличностное общение. Вместе с некоторыми ненормированными аспектами деятельности в сфере труда, культуры, семьи и быта это область тех общественных отношений, которые практически не подвергались количественной оценке. В связи с тем, что, но этим направлениям определение нормативов затруднено, правомерно введение в практику планирования понятия «социальный ориентир», которое выражает наиболее возможную рациональную величину развития общественных процессов, исходя из сложившихся показателей развития аналогичных явлений. На практике нередко используется такой прием: за оптимальную величину принимаются лучшие показатели ряда организаций и объединений. Они становятся в определенном смысле эталоном, т. е. ориентиром. Такие лучшие результаты могут быть приняты в конкретной обстановке за так называемый рабочий оптимум.

Социальные нормативы, индикаторы, нормативы и ориентиры могут быть разработаны для различных уровней социальной организации общества: для сравнения по всей стране или только в определенном регионе, или в отрасли народного хозяйства, или в небольшой группе организаций, в том числе и первичных. Нормативы могут быть дифференцированы в зависимости от социальной структуры общества, так как несомненно, что, например, повышение квалификации и образования в нормативном аспекте будет различаться в зависимости от специфики каждой из социальнопрофессиональных групп. Наконец, социальные нормативы и ориентиры изменяются и будут изменяться на каждом этапе развития не только общества, но и каждого региона, каждого производства.

Большие возможности для совершенствования планирования имеют такие инструменты, как социальная карта региона и социальный паспорт организации, которые констатируют многообразие социальных процессов и изменений на этих уровнях. Данные документы позволяют постоянно осуществлять анализ и сравнение объектов планирования. Особенно отчетливо это проявляется при планировании социального развития города или региона, при рассмотрении состояния их социальной инфраструктуры. Социальная карта или паспорт предполагают использование различных показателей и индикаторов, что вызывается объективной необходимостью учета различий в демографической структуре населения, природно-климатических условий или этнонациональных особенностей. Их применение показывает, какие меры могут быть приняты для решения поставленных проблем.

Опыт социального планирования свидетельствует о том, что обычно в социальной карте или паспорте характеризуются, в первую очередь, социальный состав населения, демографическая ситуация, а затем показатели трудовой, общественно-политической, культурной и бытовой деятельности. Нередко в них находят отражение кадровое обеспечение социального развития и его материально-техническая база, которые могут рассматриваться и анализироваться как по сферам общественной жизни, так и самостоятельно. Эти данные дополняются характеристиками, полученными в ходе социологических исследований.

  • [1] См.: Лукьянчикова Т. Можно ли уменьшить расслоение россиян по доходам? // Человек и труд. 2013. № 11/12.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой