Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема синтеза макро и микро социологии в теоретической концепции Пьера Бурдье

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В пятидесятые-шестидесятые годы во французской философии были наиболее ярко представлены три влиятельных направления: феноменолого-экзистенциализм (объединявший «Феноменологию духа» Г. В. Ф. Гегеля и феноменологию Э. Гуссерля, Ф. Ницше и С. Кьеркегора, М. Мерло-Понти и М. Хайдеггера, проводниками которых в университетской среде были Ж. Валь, А. Кожев и Ж. Ипполит), структурализм и марксизм. Под… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Макро- и микроуровни теоретизирования в социологии
  • 2. Фундаментальные вопросы теоретической концепции Пьера Бурдье
  • 3. Проблема синтеза макро- и микросоциологии в теоретической концепции Пьера Бурдье
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Проблема синтеза макро и микро социологии в теоретической концепции Пьера Бурдье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема курсовой работы «Проблема синтеза макрои микросоциологии в теоретической концепции Пьера Бурдье» очень актуальна на сегодняшний день. Эта тема, содержит в себе проблематику теоретической концепции П. Бурдье, идущей в разрез с классической социологией макрои микро уровня.

Анализ концепции П. Бурдьё, уже в силу самих ее основополагающих принципов, требует рассмотрения ее происхождения и, хотя бы в самом общем виде, той интеллектуальной и социальной ситуации во Франции, которая составляла условия возможности становления его как ученого. П. Бурдьё учился он в Париже в одном из самых престижных высших учебных заведений Высшей педагогической школе, куда поступил несмотря на огромные для выходца из «народных классов» трудности. П. Бурдьё учился на отделении философии; его однокурсником был известный философ Ж. Деррида, а учителями Л. Альтюссер, Г. Башляр, Ж. Кангильем, А. Койре и М. Фуко. В его студенческие годы в социальных науках сначала безраздельно господствовала философия, а затем наибольший авторитет получила антропология. Французская философия структурировалась тогда оппозициями: Ж.-П. Сартр Ж.-К. Леви-Строс, Ж.-П. Сартр Р. Арон, Ж. Батай Э. Вейль. Несмотря на то, что именно во Франции социология впервые стала университетской дисциплиной и имела прочные академические традиции, в качестве учебного курса в то время она не получила должного развития и считалась непрестижной специализацией. Свой выбор в пользу социологии П. Бурдьё объясняет стремлением к серьезности и строгости, желанием решать не отвлеченные познавательные задачи, но анализировать реально существующее общество и его действительные проблемы средствами социальных наук. На отход П. Бурдьё от философии повлияли, в том числе, работы М. Мерло-Понти «Гуманизм и террор» (1947) и «Приключения диалектики» (1955), в которых предпринималась попытка применить универсальные философские категории к анализу современных политических явлений.

В пятидесятые-шестидесятые годы во французской философии были наиболее ярко представлены три влиятельных направления: феноменолого-экзистенциализм (объединявший «Феноменологию духа» Г. В. Ф. Гегеля и феноменологию Э. Гуссерля, Ф. Ницше и С. Кьеркегора, М. Мерло-Понти и М. Хайдеггера, проводниками которых в университетской среде были Ж. Валь, А. Кожев и Ж. Ипполит), структурализм и марксизм. Под влияние феноменолого-экзистенциализма в пятидесятые годы попали многие молодые философы: М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида. Именно в этом философском контексте следует анализировать становление социологической концепции П. Бурдьё. Многие социологи (по большей части, преподаватели социологии и философии) находят истоки вдохновения П. Бурдьё в трудах К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и Э. Кассирера. Это, несомненно, не лишено основания, но все же представляет собой весьма упрощенный взгляд, ограниченный университетской программой. Безусловно, можно проследить, как корни социологической концепции П. Бурдьё восходят к классикам, но это не означает, что она исчерпывается комбинацией положений, принадлежащих основополагающим социологическим учениям. Скорее следует говорить о критическом прочтении не только классических социологических трудов, но и социологических и философских работ современников. По выражению самого П. Бурдьё, он читает «вместе с автором против него», пытаясь восполнить К. Маркса М. Вебером, М. Вебера Э. Дюркгеймом, Э. Кассирера М. Хайдеггером, Ж.-К. Леви-Строса Ж.-П Сартром… Следует отметить, что П. Бурдьё впитал и преодолел, буквально подверг «снятию» (в гегельянском смысле этого слова) многие социологические и философские течения XX века, поскольку они возбуждали его неподдельный интерес, и поскольку ни одно из них не могло полностью его удовлетворить. Отношение П. Бурдьё к современным направлениям философии и социологии, а также интеллектуальная атмосфера во Франции в середине XX века последовательно раскрыта им в книге «Паскалевские размышления» (1997). Здесь мы находим персонализированные ответы на вопросы о взаимодействии философии и социологии, а также квинтэссенцию интроспективного социоанализа, развиваемого в более ранних работах обобщающего характера: «Вопросы социологии» (1980), «Начала» (1987), «Ответы» (1992), «Практические доводы» (1994). Подобного рода рефлексия над истоками и основаниями собственных работ, в частности, анализ сходства и различий своей позиции с взглядами Л. Альтюссера, Л. Витгенштейна, Г. Гарфинкеля, И. Гофмана, Ж. Делеза, Э. Кассирера, К. Леви-Строса, Т. Парсонса, Ж.-П. Сартра, М. Фуко, Ю. Хабермаса, А. Шюца, Н. Элиаса, представляет особый интерес. Он помогает читателю контекстуализировать теорию П. Бурдьё, объективировать условия ее становления. Глубокое освоение, разрыв и преодоление вот основные механизмы, приведшие французского социолога к формированию собственного «синтетического» направления, названного впоследствии «генетическим структурализмом».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Асп Э. К. Введение в социологию. СПб., 2000
  2. П. Начала. — M.: Socio-Logos, 1994
  3. П. Социология политики: — М.: Socio-Logos, 1993.
  4. П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: 5. Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995
  5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т.: Т. 3: Философия духа / Отв. ред. Е. П. Ситковский. — М.: Мысль, 1977
  6. А.Б. Семь лекций по истории социологии. М, 1999
  7. Григорьев С. И, Растов Ю. Е. Учебное пособие «Основы современной социологии» М., 2002
  8. Ю.Л. Начало социологии. М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2000
  9. . Социология в пространстве точек зрения // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетея, 1999
  10. А. Пьер Бурдье. Вечный бой с агентами невежества // Новое время, № 13, 2002.
  11. И.Г. Назначение человека / Пер. с нем. В. М. Брадиса и Т. В. Поссе // Фихте И. Г. Сочинения: В 2 т.: Т. 2. / Пер. с нем.; Сост. и примеч. В. Волжского. СПб.: Мифрил, 1993
  12. Н.А. Габитус в структуре социологической теории //Журнал социологии и социальной антропологии, том 1, № 2, 1998
  13. Н.А. Введение в социоанализ Пьера Бурдье. Бурдье П. Социология политики, М.: Socio-Logos, 1993.
  14. Н.А. Горизонты социоанализа // Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетея, 2001.
  15. Н.А. На пути к пракической теории практики. Послесловие к книге П. Бурдье Практический смысл. 2001 г. www//bourdieu.name/sites/
  16. Юм Д. Исследование о человеческом познании / Пер. С. И. Церетели // Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Пер. с англ.; Примеч. И. С. Нарского. М.: Мысль, 1996
  17. Политическая социология: Учебник/ред. Ж. Т. Тощенко. — М.: Юнити-ДАНА, 2002
  18. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004
  19. Социология: Учебник/П.Д. Павленок. — М., 2002
  20. История теоретической социологии. В 4-х т. т.4. Отв. Ред. Давыдов Ю. Н. М., 2002
  21. К вопросу о структуре современного социологического знания. Молевич Е. Ф. статья. http://vestnik.ssu.samara.ru
Заполнить форму текущей работой