Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование доверия населения к российской банковской системе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Есть данные о показателях работы коммерческого банка, которые важны для его клиентов. Эти показатели входят в поле понятий «надежность», «доверие» клиентов к банку, но не совпадают с этими категориями. Эти факторы следующие: надежные гарантии сохранности вкладов — 83,1%- быстрота и качество обслуживания — 56,8%- полнота информации о финансовом положении банка — 43,2%- высокое качество и выгодные… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Теоретико-методологические основы понимания доверия к банковской системе как социального феномена
  • РАЗДЕЛ П. Социологический анализ уровня доверия российским банкам в общественном мнении
  • РАЗДЕЛ Ш. Концептуальное обоснование путей роста доверия к банковской системе страны

Формирование доверия населения к российской банковской системе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из наиболее важных, острых и насущных проблем в социально-экономической жизни российского общества является проблема доверия к рыночным преобразованиям, к создаваемым рыночным структурам, и прежде всего формирование авторитета банковской системы.

В условиях коренных перемен, происходящих в российском обществе, когда все старое — мораль, ценности, устои и т. п. — отбрасывается, а новое еще не сформировалось, когда под влиянием происходящих экономических и политических перемен начался всеохватывающий процесс движения к многообразию видов предпринимательской деятельности и изменению функций существовавших экономических институтов и структур большинство населения оказалось неподготовленным к этим процессам к умелому взаимодействию с рыночными структурами и эффективному использованию их в своих интересах. Ломка стереотипов, переосмысление ценностей, глобальные перемены в российском обществе, произошедшие за последние несколько лет, — все это привело к утрате одного из важнейших и необходимых качеств любых социальных отношений — доверия между субъектами этих отношений.

Непонимание большинством россиян сути происходящих процессов и управленческих решений также не способствует формированию рыночных структур, развитию предпринимательства, становлению банковского дела. Более того, для нормальной, продуктивной деятельности рынка экономическим структурам необходима поддержка и содействие их функционированию со стороны всего населения, что возможно лишь при существовании устойчивого доверия. К обычным, традиционным сложностям становления авторитета обновляемых экономических структур в настоящее время добавляются такие, как падение уровня жизни, острота социальных проблем, расслоение населения и т. п. И это тоже негативно сказывается на авторитете власти и доверии к существующим рыночным структурам.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

— наличием острейшего противоречия между объективно необходимым кредитом доверия к рыночным структурам и, в частности, банковской системе и реальном его дефиците среди большинства населения;

— необходимостью определения условий, средств и факторов достижения достаточного потенциала доверия;

— необходимостью выявления направлений и методов разработок механизмов укрепления доверия.

Состояние научной разработанности проблемы. Сущность проблем, складывающихся под влиянием недоверия к банкам, с точки зрения социологии управления на данный момент раскрыта явно недостаточно. До настоящего времени феномен доверия к банковской системе понимался узко, как чисто психологическое явление, практически без учета его многоаспектного влияния на все стороны банковской деятельности, на экономическое положение населения. Социологи крайне редко участвовали в анализе рассматриваемой проблемы. Это, безусловно, не способствовало системному осмыслению проблемной ситуации.

Всю имеющуюся по исследуемой теме литературу можно условно разделить на три части. В первую группу можно включить серию книг и бронпор по социологии управления и по социологии организаций, в которых процессы, происходящие в социально-экономической сфере, рассматриваются главным образом как институционализированные формы, имеющие объективные предпосылки, сложную структуру и функционирующие во внешней и внутренней средах с высокой степенью неопределенности. Различные аспекты этой проблематики представлены в работах В. Л. Доблаева, Ю.Д. Крас-овского, H.H. Ладутько, А. И. Пригожина, Э. А. Смирнова, A.B. Шмелькова и др. В более широком контексте социального управления обществом актуальны для изучаемой проблемы работы Г. В. Атаманчука, В. Г. Афанасьева, Т. М. Дридзе, B.C. Дудченко, Г. И. Осадчей, Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко и др.1.

Во вторую группу можно включить серию книг и брошюр по типам и разновидностям социально-экономических, социально-политических и социально-психологических отношений между социальными субъектами. Авторами этих книг являются Л .Я. Аверьянов, С. Ф. Анисимов, Е. В. Белкин, В. Э. Бойков, Д. В. Валовой, Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина, М.А., В. М. Шепель и другие.2.

В третью группу можно включить серию книг и брошюр конкретно по социальным проблемам функционирования банковской системы, формирования доверия к банкам. К ним можно отнести работы А. Р. Алавердова, В. И. Бовыкина, М. М. Задорнова, В. И. Делягина, Ю.Г. ОдеговаР.В. Рывкина, Г. А. Явлинского и других.3.

1 Атаманчук Г. В. Управление — социальная ценность и эффективность. — М., 1995; Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. — М., 1975; Дридзе Т. М. Прогнозное социальное проектирование. — М.: Наука 1994; Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. — М.: Инфра-М, 1997; Осадчая Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. — М., 1996; Пригожин.

A.И. Современная социология организаций. — М., 1995; Смирнов Э. А. Основы теории организации. — М.: ЮНИТИ, 1998; Тощенко Ж. Т., Харченко C.B. Социальное настроение. -М.: Академия, 1996 и др.

2 Аверьянов Л .Я. Социология: что она знает и может. — М.: Социолог, 1993; Бойков.

B.Э. Экономическое сознание на перепутьи: социологический анализ//Социально-политические науки. — 1990. — № 7- Валовой Д. В. Экономика в человеческом измерении. — М., 1988; Заславская Т. И, Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории. -Новосибирск, 1994; Шепель В. М. Управленческая антропология. — М., 1999, и др.

J Алавердов А. Р. Управление персоналом в коммерческом банке. — М, 1997; Бовыкин В. И. Формирование финансового капитала в России. — М.: Наука, 1984; Делягин М. Г. Экономика неплатежей: Как и почему мы будем жить завтра. — М., 1997; Одегов Ю. Г. и др. Управление персоналом банка. Учебное пособие. — М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 1996; Рывкина Р. В. Между социализмом и рынком. Судьба экономической реформы в России:

Однако в названных работах главное внимание направлено на экономическую сторону проблемы, в то время как социальные ее аспекты либо только обозначаются, либо совсем не рассматриваются.

Именно социология управления как научная специальность имеет возможность наиболее полного анализа феномена доверия к банкам, влияющего не только на укрепление банковской системы, но на экономику в целом, на все виды социальных отношений. В кризисных условиях потребность в комплексном изучении данной проблемы приобретает все большую актуальность.

Разработка и применение научной плодотворной концепции по формированию доверия к отечественной банковской системе является на данный момент первостепенной не только теоретической, но и практической задачей.

Цель исследования — определить пути, условия и факторы, способствующие эффективному становлению доверия населения к банкам.

Задачи исследования:

— осуществить теоретико-методологический анализ феномена доверия населения к банковской системе в качестве базы управленческого влияния на формирующиеся рыночные отношения;

— выявить особенности отношения населения страны к банкам и банковской системе, разработать его типологию, определить этапы формирования доверия и его характеристики;

— проанализировать конкретный процесс формирования доверия к банковской системе страны на примере типологических ситуаций (август 1998 года и отношение вкладчиков и населения к банку СБС-Агро);

Учебное пособие для вузов. — М, 1994; Явлинский Г. А., Михайлов А. Ю., Задорнов М. М. 400 дней доверия. — М: Недра, 1990 и др.

— построить теоретическую модель формирования доверия к банковской системе в общественном сознании, сравнить ее с реальной моделью и на этой основе предложить направления формирования доверия к банковской системе страны у россиян с учетом специфики сложившейся социально-экономической ситуации;

— выработать научно-практические рекомендации по оптимизации процессов становления доверия населения к банковской системе.

Объект исследования — феномен доверия населения к банковской системе современной России.

Предмет исследования — условия и факторы формирования доверия населения к банковской системе.

Теоретико-методологическую базу исследования составили теоретические положения классической и современной социологии и экономики, позволяющие рассматривать макросоциальные процессы, к которым, несомненно, относится и процесс формирования доверия населения к рыночным структурам, как результат сложнейшего взаимодействия политической, экономической, социальной, культурной и других важнейших сред общества.

Методы исследования:

— общенаучные методы формальной логики, системный анализ и обобщение;

— массовый анкетный опрос;

— контент-анализ научной литературы и публикаций печати;

— метод экспертных оценок (метод интервью);

— метод наблюдения (метод включенного наблюдения);

— качественный и количественный анализ полученных результатов.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических опросов и мониторинговых социальноэкономических и психологических исследований, осуществленных под руководством или при непосредственном участии автора в последние годы.

Первые исследования по проблемам отношения к банковской системе, в которых участвовал автор, следует отнести к 1996 году. Основу исследования составил массовый анкетный опрос населения в ряде регионов Российской Федерации: Москве, Московской, Свердловской, Костромской и Челябинской областях. В выборочную совокупность было включено свыше 3 тысяч респондентов.

В дальнейшем ежегодно с 1997 года по настоящее время исследования проводились в Москве. В выборочную совокупность включалось по 300 респондентов. В 2000 году был проведен экспертный опрос ученых, социологов, экономистов, психологов, государственных служащих, специалистов в данной проблеме — всего опрошено 215 человек. Также в 2000 году были опрошены по специальной анкете 500 сотрудников банков.

При проведении массовых анкетных опросов применялась случайная, пропорциональная, квотная выборка. Расчетная надежность выборки 95%.

Результаты, полученные соискателем лично, и их научная новизна заключается в следующем:

— выявлена диалектика связи субъектов банковской деятельности, основанная на согласовании их экономических интересов и экономической, моральной ответственности друг перед другом. Она заключается в том, что показан феномен влияния доверия к банковской системе на экономическое поведение населения, который формируется в процессе и результате взаимодействия банковских структур и населения и основывается на достижении взаимных интересов;

— определены основные условия и факторы формирования доверия к банковской системе в современной России, важнейшими из которых являются рост доверия к кадрам управления банками, преодоление дифференциации доверия к зарубежным и российским банкам;

— раскрыто содержание и установлен прямой характер связи доверия между субъектами банковской системы и эффективностью банковской деятельности;

— выявлены факторы возможного роста доверия к банковской системе: социально-экономические, психологические, правовые и нравственные;

— определена динамика изменения мотивов достижения доверия в общественном мнении россиян в отношении к отечественной банковской системе;

— установлены различия в формировании отношения доверия к банковской системы у специалистов банковского дела и у простых граждан, а также различия в понимании надежности банка у специалистов банковского дела в зависимости от типа их личности (на примере рационального и эмоционального типа личности).

— разработана теоретическая модель комплексной оценки доверия населения к банковской системе, включающей оценку банковской системы и составляющих ее структур в общественном мнении.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

— выявление и уточнение содержания и значения доверия к банковской системе позволяет утверждать, что этот феномен сочетает в себе, с одной стороны, чисто духовную категорию доверия, веры, с другой, — экономическую, непосредственно и опосредованно оказывающую влияние на приток денежных средств в банковскую систему со стороны физических и юридических лиц, на эффективность банковской деятельности в целом;

— полностью достичь сбалансированности и гармонии в отношениях субъектов банковской деятельности и высочайшей эффективности этой деятельности без взаимного доверия невозможно;

— анализ и моделирование возможных путей формирования доверия к банковской системе со стороны населения должны базироваться как на социологических, так и на экономических и психологических теориях управления обществомоптимальным, с точки зрения обеспечения успешного функционирования банковской системы, предстает диалектическое сочетание использования социальных, экономических, моральных и психологических возможностей формирования доверия к ней;

— представляется существенным различать «объективные» показатели надежности банков, банковской системы, в том числе опирающиеся на предыдущий успешный опыт сотрудничества субъектов банковской деятельности, и «субъективные» показатели, основанные на интуитивном психологическом восприятии надежности банковских структур и отраженные в индивидуальном и общественном сознании, в общественном мнениипри этом они могут не совпадать;

— представляется особо важным видеть различие в формировании доверия к банковской системе страны у различных типов личностей (с рациональным и эмоциональным типом личностей, с ведущей метапрограммой достижения и ведущей метапрограммой избегания, у специалистов банковского дела и у не специалистов и др.);

— важным способом усиления доверия к банковской системе выступает не простое «рекламное» воздействие на общественное мнение, а системное управленческое влияние на основе разработанной концепции доверительных отношений субъектов банковской деятельности;

— рост доверия к банковской системе зависит от целого ряда условий и факторов, важнейшими из которых выступают: формирование партнерских субект-субъектных отношений на основе баланса интересов населения и банков, открытость и надежность банковской системы, ответственность банков, положительный опыт функционирования отечественной банковской системы.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что созданная концепция доверительного отношения к субъектам банковской деятельности может быть положена в основу работы по формированию доверия к банковской системе страны. Основные теоретические, концептуальные положения могут быть использованы для:

— формирования представлений о механизме формирования доверия к банковской системе в общественном мнении;

— практического использования в банковской и законотворческой деятельности;

— подготовки учебных пособий по курсам экономической социологии, психология, теории социального управления.

Некоторые теоретические выводы, практические советы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, были реализованы в банковских структурах, где проводились исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в шести публикациях. Выводы и результаты исследования были доложены на международной конференции «Психология общения 2000: проблемы и перспективы», на трех региональных научно-практических конференциях и пяти семинарах-совещаниях различного уровня.

По заказам и просьбам местных органов власти, банковских структур автором подготовлено шесть аналитических записок и рекомендательных материалов по вопросам повышения доверия к банковской системе. Некоторые из предложений автора по совершенствованию работы банков легли в основу.

— 12 решения вопросов, обсужденных на региональных и муниципальных уровнях власти.

Предложения, выводы, материалы исследования использовались автором в лекциях, выступлениях, отдельных изданиях.

Диссертация обсуждалась на кафедре социологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Структура диссертации определяется логикой исследования. Диссертация состоит из Введения, трех разделов, Заключения, Списка использованных источников и литературы.

Однако выводы из этой выявленной зависимости нужно делать осторожно. Дело в том, что вкладчики с метапрограммой избегания неудач в большинстве своем чаще оказываются мелкими. В то же время вкладчики с метапрограммой достижения в большинстве своем чаще оказываются крупными.

Проблема осложняется и тем, что формирование доверия протекает по-разному у того или иного типа личности.

Поэтому при формировании доверия к банковской системе России было бы неверно ориентироваться только на клиентов с метапрограммой избегания. Необходимы усилия по формированию доверия у лиц с различными метапрограммами, с различными типами личности.

При формировании доверия к банковской системе у российского населения необходимо изменение роли и значимости основных информационных потоков. Основными источниками информации о банковской системе должны стать результаты научных исследований, средства массовой информации, система межличностных отношений. В настоящее время в России падает роль и значимость традиционно высокозначимых для формирования общественного мнения средств массовой информации как фактора формирования особого отношения населения к банкам. Население все отчетливее понимает, что средства массовой информации обсаживают интересы банков, хотя встречаются и относительно независимые средства массовой информации. Разобраться в потоке противоречивой информации о банковской системе, о каждом банке может только специалист. Поэтому вполне закономерно, что в процессе формирования мнения по поводу надежности банковской системы, отдельных банков население стало особо ориентироваться на мнение специалистов, тех лиц, кто непосредственно работает в банке.

Такие же результаты получены и с помощью фокус-группы. Респондентам был задан вопрос: на что бы вы ориентировались, принимая решение положить деньги в тот или иной банк? Ответы обследуемых распределились следующим образом:

69,1% — на мнение знакомых, людей, которым доверяют;

20,9% — на данные, полученные из средств массовой информации, из научных исследований.

10,0% — на иные данные.

По поводу источника «мнение знакомых» заявления респондентов были примерно такие:

Если бы я решила иметь хороший доход от вложенных средств, а не просто их сохранить (здесь я доверяю Сбербанку), то я бы поинтересовалась у знакомых, у лиц, которые уже вложили свои средства в тот или иной банк. Самостоятельно принять такое решение я бы не решилась" .

Я бы обратился за информацией к сведущим знакомым, особенно к тем, кто имеет родственников среди руководства того или иного банка" .

Я бы доверяла только родственникам — специалистам в этом виде деятельности. Кому-то доверять иному в наше время рискованно" .

Исследование в фокус-группе показало, что особым доверием пользуется и информация, идущая от Сбербанка: «Информация из Сбербанка наиболее достоверная, но ее надо сопоставлять с информацией, получаемой по другим каналам. Так, если Сбербанк снижает ставки по вкладам, а другой банк повышает, то это должно настораживать: видимо, слишком плохи дела в этом банке, и текущие деньги ему нужны позарез. Многие банки перед разорением повышали проценты по вкладам» .

Следует отметить, что исследование в фокус-группе показало, что у населения пока нет твердой уверенности в надежности банковской системы страны, особенно в надежности коммерческих банков.

Вот одно из заявлений на этот счет: «Вообще банкам сейчас сложно доверять из-за общей нестабильности. Если уж государство не выполняет полностью своих финансовых обязательств, то что можно говорить о коммерческих банках. Одни сознательно обворовывают население, другие это делают от безвыходности, но нам-то не слаще. Пока у всех существует общее недоверие к банковским операциям» .

На фоне таких высказываний становится яснее, почему большее доверие сейчас внушает мнение специалистов, с которыми человек находится в дружеских, а еще лучше — в родственных отношениях. Поэтому изучение процесса формирования мнения работников банка по поводу надежности банковской системы, их доверия к тому или иному банку играет ключевую роль в формировании общественного мнения на этот счет в стране в целом.

Социологический анализ формирования доверия к банковской системе у банковских специалистов показал, что поведение человека, его выбор могут детерминироваться как нормальными, так и нормативными ценностями. Нормальные ценности в большинстве случаев реально регулируют поведение людей, на них ориентируется большинство нормальных людей. Нормативные ценности — это те, которые предписывают человеку определенное поведение, допустим, доверие своих сбережений определенному банку, но которые не обязательно используются им. В силу этого формулирование нормативных требований нуждается в осмыслении, экспериментальной перепроверке, ибо только так можно создать нормы, установки по доверию к российской банковской системе, которые будут реально влиять на поведение людей.

Есть данные о показателях работы коммерческого банка, которые важны для его клиентов. Эти показатели входят в поле понятий «надежность», «доверие» клиентов к банку, но не совпадают с этими категориями. Эти факторы следующие: надежные гарантии сохранности вкладов — 83,1%- быстрота и качество обслуживания — 56,8%- полнота информации о финансовом положении банка — 43,2%- высокое качество и выгодные условия валютных операций — 40,8%- широта набора банковских услуг — 55,0%- низкий процент по кредитам — 39,7%- строгое соблюдение тайны банковских операций — 45,0%- возможность получать крупные кредиты — 43,0%- хорошие личные отношения с руководством банка — 37,0%- высота процента по вкладам — 32,1%- удобство для клиентуры расположения филиалов банка — 26,0%47. Это показатели, на которые ориентированы потребители банковских услуг. Банковские же специалисты при анализе надежности банков ориентируются на несколько иные показатели.

Исходя из понимания особой важности надежности банков мы остановились на показателях, наиболее часто употребляемых для анализа этой надежности в научных исследованиях и в практических руководствах. Это такие.

47 Уткин Э. А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Нововведения в банковском бизнесе России. М., 1998. — с. 231. показатели, как постоянный рост активов, увеличение числа клиентов, рост благосостояния сотрудников банка, рост авторитетности и престижности банка, рост профессионализма и сплоченности коллектива и т. д.

Для всех лиц характерно большее доверие к государственным структурам. Поэтому поддержка государством банковской системы (при всех издержках этой ситуации) — важный путь формирования доверия населения к банковской системе вообще. С целью проверки выдвинутой гипотезы было проведено социологическое исследование. Работникам банка был задан вопрос: что означает для работников успех банка, каковы признаки его надежности? При этом на этапе пилотажного исследования специалистам задавался открытый вопрос.

После набора типичных ответов был сформулирован закрытый вопрос, где реципиенты могли выбрать тот или иной ответ, наиболее часто встречающийся до этого, а также дописать свой вариант. При этом из имеющихся ответов реципиент мог выбрать не более трех (плюс дописать свой). По результатам опроса были получены по выборке следующие данные:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Доверие граждан к банковской системе, к конкретному банку, с одной стороны, выступает фактором дающим большую свободу при принятии решений, в том числе в критические, кризисные ситуации, с другой стороныфактором, требующим учета при принятии решений прямого и опосредованного воздействия, учета влияния всех последствий на формирование этого доверия.

Учет доверия в системе принятия решений требует не только знаний в области социологии, психологии его формирования, но и развитой интуиции, позволяющей улавливать его динамику, предвосхищать его изменения в результате тех или иных решений. Поэтому наличие интуитивных типов личности, понимающих психологические особенности реакций клиентов банка, всего населения страны, специалистов-социологов и специалистов-психологов в системе принятие решений по развитию банковской системы является важным условием эффективного управления этим процессом.

Доверие к банковской системе настолько важный фактор ее развития, что работа в этом направлении должна включаться в стратегическое планирование. В стратегическом планировании развития банков должны отражаться не только стратегические возможности их развития, система мониторинга и анализ конкурентной среды, стратегический менеджмент, разработка и внедрение новых видов банковских продуктов, инновационная политика. Должна отражаться и работа по созданию должного имиджа банка, по повышению доверия вкладчиков, пользователей банков, положительного отношения всего населения к ним и ко всей банковской системе страны в целом.

Обоснованность решений в сфере управления банковской системы страны в значительной степени зависит от понимания сути, от точности мониторинга динамики доверия населения к банкам. В систему решений на этот счет должны.

— 122 вплетаться данные о состоянии доверия вкладчиков, как к конкретным банкам так и к банковской системе страны в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности/ЛТсихология личности в социологическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления//Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума/Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1986.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения// Проблема общения в психологии. М., 1981.
  4. Абульханова-Славская К. А. Субъект символ российского самосознания//Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995.
  5. Абульханова-СлавскаяК.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии мышления/ЛТсихологический журнал. 1994. Т. 15. № 4.
  6. Л.Я. Социология: что она знает и может. М.: Социолог, 1993.
  7. А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. М, 1997
  8. В.Б. Понимание и социально-познавательный опыт субъекта/Юпыт и его место в социальном познании. Калинин, 1984.
  9. Л.Н. Рефлексия как средство творческого понимания//Автореф. канд. дисс. М., 1988.
  10. В.Н. Многомерная модель политической власти // Обществ. науки и современность. 1991. — № 2.
  11. Американская социологическая мысль. М., 1994.
  12. Американская социология/Под ред. В .И. Добренькова. М., 1994.
  13. А. Психологическое тестирование: пер. с анг. М.: Педагогика, 1982.
  14. В. Банковский кризис откладывается//Известия, 2000. 18мая.
  15. С.С. Политический авторитет и политическое лидерство//Социально-политический журнал, 1993. № 8.
  16. С.С. Политическое сознание и политическое поведение//Социально-политический журнал. 1992. № 8.
  17. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  18. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. -М., 1995.
  19. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования/ИНОН АН СССР. Всесоюзный методологический центр- Российская академия кадрового обеспечения АПК. М.: Экономика, 1991.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
  21. A.A. Управленческая деятельность (практика и резервы организации). М., 1988.
  22. Г. В. Управление социальная ценность и эффективность. — М., 1995.
  23. В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М&bdquo- 1975.
  24. Г. Э. Социальная компетентность личности//Субъект и социальная компетентность личности/Под ред. A.B. Брушлинского. М., 1995.
  25. Г. Э. Типология проблемности социального мышления личности/ЛТсихология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.
  26. H.A. Философская истина и интеллигентская правда//Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. М.: 1990.
  27. Н.Б. Политическое сознание// Общественное сознание и его формы. М., 1986.
  28. В.И. Формирование финансового капитала в России. М.: Наука, 1984.
  29. И.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. -М., 1991.
  30. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  31. В.Э. Экономическое сознание на перепутьи: социологический анализ//Социально-политические науки. 1990. — № 7.
  32. Большой толковый словарь иностранных слов/Под ред. М.А. Надель-Червинской, П. П. Червинского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Т. 1, 2 и 3.
  33. А.О. и др. Определение социологии как общей науки об обществе//Социологические исследования. 1991. № 5.
  34. В.Э. Экономическое сознание на перепутье: социологический анализ//Социально-политические науки. 1990. № 7.
  35. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  36. A.B. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979.
  37. A.B., Поликарпов В. Н. Мышление и общение. -Минск, 1990.
  38. Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.: Знание, 1971.
  39. Ф.М., Галкин A.A. Социология политики. Международные отношения. М., 1974.
  40. Т. Европа на пути в XXI век//Экономика и жизнь. 1994.25.
  41. Д.В. Экономика в человеческом измерении. М., 1988.
  42. В.П. Методология и методика конкретных социолог ических исследований средств массовой информации и пропаганды. -М&bdquo- 1986.
  43. М. Избранные произведения. М., 1990.
  44. М. Избранное. Образ общества. М., 1994.-12 645. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  45. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990.
  46. Власть: Очерки современной политической философии Запада/ В. В. Мшвениерадзе, И. П. Кравченко, Е. В. Осипова и др. М.: Наука, 1989.
  47. Е. Между познанием и предпринимательством/УСвободная мысль. 1994. № 4.
  48. A.A. Формирование и изучение общественного мнения. -М., 1987.
  49. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1991.
  50. Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М.: Высшая школа, 1995.
  51. И.А., Митина A.M. Проблемы целей обучения в современной педагогике. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  52. Вятр Ежи. Социология политических отношений. М., 1979.
  53. А., Френлис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1994.
  54. П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  55. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
  56. М.К. Общественное мнение. М., 1988.
  57. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
  58. .А. Массовое сознание. М., 1987.
  59. .А. Мнение о мире и мир мнений. М.: Политиздат, 1967.
  60. Е.М. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984.-12 762. Гусева A.C., Козлов B.B. Конфликт: структурный анализ. Консультативная помощь. Тренинг. М.: РАГС, 1997.
  61. М.Г. Экономика неплатежей: Как и почему мы будем жить завтра. М., 1997.
  62. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. ML: РАУ, 1993.
  63. И.А. Психология общения и развитие личности// Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  64. Фр. Практическая логика преимущественно для учителей//Под. ред. П. И. Запольского. Спб., 1873.
  65. А.И., Емельянов Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: МГУ, 1984.
  66. Ф.М. Преступление и наказание. М.: 1989.
  67. Т.М. Прогнозное социальное проектирование. М.: Наука1994.
  68. В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. -М.: ИНФРА-М., 1997.
  69. П. Эффективный управляющий. М.-Л., 1997.
  70. Дункер К Психология продуктивного мышления// Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.
  71. А.Л. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственных служащих//Автореф. канд. дисс. М., 1997.
  72. М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования//Социологические исследования. 1983. № 2.
  73. Ю.М. Процессы принятия решения на сенсорно перцептивном уровне//В кн.: Психологические проблемы принятия решения. -М., 1974.
  74. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М., 1985.
  75. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991.
  76. Исследования по психологии восприятия/Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. М.-Л., 1948.
  77. В.Г., Белолипецкий В. К., Понеделков А. В. Профессионализм в системе государственной службы. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНДВШ, 1997.
  78. В.Г. Становление системы государственного и местного управления в современной России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1997.
  79. Н. Кредит на доверие//Известия, 2000. 11 мая.
  80. Как провести социологическое исследование. М., 1990.
  81. И. Соч. Т. 1. -М., 1963.
  82. Н.В. Сущность политического сознания и его особенности при социализме//Автореф. канд. дисс. АОН, 1986.
  83. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974.
  84. Н.М. Власть и авторитет. М., 1973.
  85. Дж.М. Общая теория занятости, денег и процента. М., 1978.
  86. В., Ковальзон М. Формы общественного сознания. М., 1959.
  87. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
  88. Е.А. Психология профессионализма. М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  89. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993.
  90. Л.Н. Проблемы контент-анализа в социологии. М., 1970.
  91. Ю. Психологическая теория принятий решений. М.: Прогресс, 1979.- 12 994. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 1976.
  92. Количественные методы в социологии. М., 1966.
  93. В.Д. К проблеме авторитета в социологической теории. -Л., 1967.
  94. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
  95. Концепция развития Сбербанка России до 2000 г.//Деньги и кредит. 1995,-N4.
  96. П.В. Идея как форма мышления. Киев, 1963.
  97. B.C. Анализ содержания массовой коммуникации//Вопросы философии. 1969. № 5.
  98. B.C. Пирамида мнений. М., 1981.
  99. Ю.Т. Выборочный метод в социологии. М., 1976.
  100. А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие. -М., 1995.
  101. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М.: Инфра-М, 1997.
  102. О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. М., 1995.
  103. В.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М., 1994.
  104. Г. Психология народов и масс. Спб.: Макет, 1995.
  105. Г. Психология социализма. Спб.: Макет, 1995.
  106. О.М. Власть как предмет социально-философского анализа. -М., 1991.
  107. А.Н. Личность. Сознание. Деятельность. М.: Политиздат, 1977.
  108. В.В. Грани коллективизма: Воздействие печати, телевидения, радио на формирование социально активной личности. Львов, 1989.
  109. Логика научного исследования. М., 1965.
  110. ИЗ. Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений//Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989.
  111. И.П. Тип газеты и стиль публикации: опыт социолингвистического исследования. Л., 1989.
  112. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992.
  113. Д. Социальная психология. Спб., 1997.
  114. В.А. Социологические аспекты развития госслужбы//Ежегодник Государственная госслужба в России. М.: РАГС, 1996.
  115. М.К. Беседы о мыншении//В сб. науч. ст. Мысль изреченная. АН СССР, Инт-т филос./Под ред В. А. Кругликова. М.: Изд-во Рос. отк. ун-та, 1991.
  116. Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.
  117. Массовая коммуникация и охрана среды: Опыт социологического исследования. Таллинн, 1987.
  118. А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. гуманит. фонд «Знание», 1996.
  119. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Просвещение, 1972.
  120. Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  121. B.C. Психология индивидуальности/Под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.
  122. Методика использования анализа документов в социологическом исследовании. М., 1989.-131 126. Методологические и методические проблемы контент-анализа. М,-Л» 1973.
  123. Методы акмеологического исследования/Под ред. С. А. Анисимова, Н. И. Конюхова. Кострома, 1994.
  124. Методы сбора информации в социологических исследованиях/Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. Кн. 2. М., 1990.
  125. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.
  126. В. Бразды управления. М., 1977.
  127. H.H. Грядущие десятилетия. Трудности и перспективы. -М&bdquo- 1992.
  128. С. Век толп. М., 1996.
  129. С. Социальные представления: исторический взгляд//Психолог. журнал. 1995. № 2. Т. 16.
  130. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.
  131. Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. М., 1995.
  132. В.М. Политическое сознание: особенности и тенденции. -М., 1991.
  133. В.М. Формирование политического авторитета в процессе выборов в Советы народных депутатов. М., 1991.
  134. В.Г. Основы теоретической социологии: Учебное пособие. Красноярск, 1994.
  135. С. Бог нам спонсор/ЛИзвестия. 2000 г. 6 мая.
  136. А.П., Яновский Р. Г. Два уровня сознания и политическиеубеждения. Новосибирск, 1964.
  137. Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М., 1993.
  138. Обзоры по проблеме человека. Философское понимание человека. -М., 1988.
  139. Общественное мнение и пропаганда. М., 1980.
  140. A.C. Теоретические основы субъектогенеза. Воронеж, 1997.
  141. A.C. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. Воронеж: Изд-во Воронежского гуманитарного института, 1997.
  142. Ю.Г. и др. Управление персоналом банка. Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996.
  143. Д.В. Посттоталитарное сознание и его лидеры/УВестник МГУ. 1995. № 1. Серия «Политические науки».
  144. Опыт и перспективы социологических исследований журналистики: сб. науч. трудов. М., 1984.
  145. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996.
  146. В.И. Структура межличностных отношений: методика и математические методы исследования. Киев, 1975.
  147. .Д. Регулирование социально-психологического климата трудового коллектива. М., 1986.
  148. .Д. Социально-психологический климат коллектива. JL, 1981.
  149. Перле Фредерик. Опыты психологического самопознания (практикум по гештальттерапии)/Перев. М. Тапуша. Гиль-Эстель. М., 1993.
  150. Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.
  151. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  152. Л.А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа//Инновационное обучение: стратегия и практика. -М., 1994.
  153. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, 1996.
  154. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.
  155. Правда и ложь в российском самосознании. В кн. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: 1997. — с. 131 143.
  156. Практикум по социологии/Ре д. И. М. Слепенкова и др. М., 1992.
  157. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
  158. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  159. Проблемы контент-анализа в социологии. Новосибирск, 1970.
  160. Проблемы управления развитием культуры. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1981.
  161. Процесс социального исследования. М., 1975.
  162. П. Что такое собственность? Пер. с франц. Ч. 3. Спб., 1907.
  163. Психологическая специфика сознания больших групп населения России//Под ред. И. Г. Дубова. М., 1993.
  164. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983.
  165. Рабочая книга по прогнозированию/Редкол.: И.В. Бестужев-Лада (отв. ред.). М.: Мысль, 1982.
  166. Рабочая книга социолога. М., 1983.
  167. П. Человек как предмет философии//Вопросы философии. 1989. № 2.
  168. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  169. М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
  170. М.Н. Макросоциология: Методологические очерки. М., 1995.
  171. М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса//Социологические исследования. 1991. № 7.
  172. Р.В. Между социализмом и рынком. Судьба экономической культуры в России: Учеб. пособие для вузов. М., 1994.
  173. И.Н. Системный подход к организации продуктивного мышления. В кн.: исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  174. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990.
  175. Семья и предприятие: грани социально-экономического сотрудничества. Челябинск, Свердловск, Магнитогорск, 1989.
  176. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., 1990.
  177. Смелзер Нейл. Социология. М., 1994.
  178. Э.А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 1998.
  179. Советский энциклопедический словарь. М., 1988 г.
  180. Современная западная социология. Справочник. М., 1990.
  181. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Кабермас: Учеб. пособие. Новосибирск, 1995.
  182. Сознание личности в кризисном обществе//Под ред. акад. РАО К.А. Абульхановой-Славской, члена-корреспондента РАН A.B. Брушлинского, к.п.н. М. И. Воловиковой. ML: Институт психологии РАН, 1995.
  183. В.А. Массовое сознание и власть. М., 1995.
  184. А.И. Служить Отечеству//VIP., 1999.
  185. Р.Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. М.: Тривола, 1996.
  186. П.А. Система социологии. Пг., 1920. Т. 1.
  187. Социальное прогнозирование, планирование, проектирование. Сб. статей/Отв. ред. A.M. Гендин. Вып. 1−13. Красноярск, 1989.
  188. Социальное управление. Словарь-справочник. -М., 1994.
  189. Социологические исследования эффективности журналистики. М., 1986.
  190. Социологический словарь. Минск, 1991.
  191. Социология современности. М., 1996.
  192. Социология труда: Учебник/Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М., 1993.
  193. Становление новой России: власть и общественные ценности//Политическая социология. М., 1992. № 6.
  194. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования//Вопросы психологии. 1985. № 3.
  195. Ю.П. Авторитет руководителя//Промыпшенная социальная психология. Л., 1982.
  196. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  197. В.И. Проблемы взаимодействия социологии и социального прогнозирования. Взаимодействие наук как фактор их развития. Новосибирск, 1988.
  198. С.И. Основы управления. Курс лекций. М., 1995.- 136 208. Тард Г. Законы подражания. Спб.: 1892.
  199. Г. Социальная логика. Спб., 1901.
  200. Э.Д. Виды и функции гипотез в структуре наглядно-действенного мышления//Психологические исследования творческой деятельности. -М., 1975.
  201. Теневая экономика/Сост. Б. А. Дружинин. М., 1991.
  202. Теоретические проблемы психологии личности. Сб. статей/Отв. ред Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1974.
  203. Территориальная выборка в социологических исследованиях. М., 1980.
  204. Технологии политической власти: зарубежный опыт/Б.Н. Иванов, В. Я. Матвиенко, В. П. Патрушев, И. В. Молодых. Киев, 1994.
  205. С.Н. Психология управления: от личности к команде. -Петрозаводск: Фолиум, 1996.
  206. O.K. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  207. Ю.А. Власть и управление в социалистическом обществе. М., 1980.
  208. О. Прогнозы и предпосылки//Социологические исследования. 1987. № 5.
  209. .Т. Возможна ли новая парадигма социологического знания?//Социологические исследования. 1991.
  210. .Т. Социология. Общий курс. М., 1994.
  211. .Т., Харченко C.B. Социальное настроение. М., 1996.
  212. С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989.
  213. В.П. О категориях «общественное бытие» и «общественное сознание». М., 1990
  214. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
  215. A.K. Психология госслужбы. М.: ИДФ «СПА-Консалтинг», 1997.
  216. А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.
  217. Управленческое консультирование/Под общ. ред. Милана Кубра: В двух т. -М., 1992.
  218. Э.А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Нововведения в банковском бизнесе России. М., 1998.
  219. Философский словарь/Под ред. И, Т. Фролова. М, 1996.
  220. Формирование целевой программы развития предприятия. М.: Акад. нар. хоз., 1982.
  221. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  222. Э. Душа человека/Общ. ред., сост. и предисл. П. С. Гуревича. М.: Республика, 1992.
  223. Э. Иметь или быть: Пер. с англ./Общ. ред и послесл. В. И. Добренькова. 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1990.
  224. В. Власть (Основы кратологии). М., 1995.
  225. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том. ун-та- Москва: Барс, 1997.
  226. М.А., Кочарян A.C. Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта/УПсихологические проблемы индивидуальности. Вып 2. JL: Изд-во ЛГУ, 1985.
  227. М.А. Структурный подход в психологическом исследовании мышления//Проблемы философии: основные принципы построения научных теорий. Вып. 77. Киев: Выща шк., 1988.
  228. Л., Зиглер Д. Теория личности (основные положения, исследования и применение). Спб.: Питер Пресс, 1997.
  229. Э. Банкир и власть. М., 1977.
  230. A.A. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: возможности, поиск, ответственность. М., 1989.
  231. H.H. Проектирование выборочного социологического исследования. -КиеЬ, 1986.
  232. В.Д. Психологическая деятельность и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.
  233. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  234. A.B. Технология творческого решения проблем (эвристический подход, или Книга для тех, кто хочет думать своей головой). В двух т. Белгород: Крестьянское дело, 1995.
  235. В.М. Управленческая антропология. М., 1999.
  236. Т. Социальная психология/Общ. ред. и послесл. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1969.
  237. П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979.
  238. В.Э. Проблемы репрезентативности социологической информации (Случайная и неслучайная выборки в социологии). М., 1976.
  239. А.Г. Зрелая личность как субъект многокритериального выбора/Юсновы общей и прикладной акмеологии: Учеб. пособие/Редкол. A.A. Деркач (отв. ред.) и др. М., 1995.
  240. Г. П. Деятельность и понятие деятельности//Материалы 4-го Всесоюз. съезда общества психологов. Тбилиси: Мецниереба, 1971.
  241. Экономика и жизнь. 1994. № 42.
  242. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. -Ростов-на-Дону, 1990.
  243. Юнг К. Психологические типы. Цюрих, 1929.
  244. Г. А., Михайлов А. Ю., Задорнов М. М. 400 дней доверия. М.: Недра, 1990.- 139 255. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии//Социологические исследования. 1990. № 2.
  245. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  246. И.С. Знание и мышление школьников. М.: Знание, 1985.
  247. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения/УВопросы психологии. 1995. № 2.
  248. . Карьера менеджера. М., 1991.
  249. Г. Н. Интеллектуальные ресурсы социальных сил России/УГубернаторское управление в России: история, современность, будущность: Сб. матер. Всерос. конфер. Владивосток, 1997.
  250. Drever L. A dictionary of Psychology/Ed. by H. Wallerstem. Harmodsworth, 1967.
  251. Mead J.H. The Social Psychology: Selected Writings. Chicago, 1956.
  252. Reflection: Turning Experience into Learning/Ed. by D. Boud, R. Keogh, D. Waiktr. L., 1985.
  253. Sternberg R.J. Intellectual Styles. Theory and Classroom Implications. In: Prtssusen B.Z. Learning & Thinking Styles: Class Room, Interaction. Washington DC: Nat. Educ. Association., 1990. P. 18−42.
  254. Kolb D. Experiential Learning/Englewood Cliffs (N.J.), 1984.
  255. Wilson T.D., Schooler J.W. Thinking Too Much: Introspection Can Reduce the Quality of Preferences and Decision. I. of Personality and Soc. Psychology. V. 2, 1991. P. 181−192.
  256. Wyer R.S. Assessment and Correlates of Cognitive Differentiation and integration. I. of Personality. V. 32, 1964. P. 394109.
  257. Zajons R.B. feling Thinking: Preferences Need no Inferences. Amer. Psychologist. V. 35, 1980. P. 151−175.
Заполнить форму текущей работой