Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психоаналитическая ориентация. 
Социальная психология: современная теория и практика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Бсннис и Г. Шепард считают, что развитие группы происходит благодаря преодолению помех на пути установления валидной коммуникации. Основная помеха — это ситуация неопределенности, ситуация, в которой участники находятся на старте тренинга. Неопределенность касается и вопроса о власти в группе (кто будет лидером?), и вопроса о взаимозависимости (вопрос о тесноте эмоциональных связей членов… Читать ещё >

Психоаналитическая ориентация. Социальная психология: современная теория и практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психоанализ прежде всего ассоциируется с именем 3. Фрейда. Психоаналитическое направление в современной зарубежной социальной психологии является очень значимым, но не получило широкого распространения. Попытки построения социально-психологических теорий в рамках этого направления связаны с именами Э. Фромма и Дж. Салливана. Некоторые вопросы социальной психологии получили свое развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Можно выделить такие социально-психологические проблемы, решаемые в рамках психоанализа, как проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами, и проблема источников социальной активности личности.

В рамках этого течения стала развиваться практика проведения Т-групп (групп тренинга), где используются механизмы воздействия людей друг на друга. Напомним также, что психоанализ дал толчок новому психологическому течению — гуманистической психологии (представители А. Маслоу, К. Роджерс).

Г. М. Андреевой подчеркивается важность учета влияния психоанализа на данную область психологии. Так, современные психоаналитические представления о групповых процессах основываются на социально-психологических взглядах 3. Фрейда, выраженных в работах «Массовая психология и анализ человеческого Я».

  • (1921), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно»
  • (1922). В названных работах 3. Фрейд не занимается психопатологией, а сосредоточивается на нормальной личности, ее структуре. Обращается он и к вопросам социальной психологии, социологии, философии, истории.

Анализируя групповые процессы, 3. Фрейд использует приемы аналогии и экстраполяции действия психологических механизмов в семье на любую социальную группу. Любая группа живет по тем же законам, по которым живет любая семья. В этом смысле 3. Фрейд не проводит различия, в частности, между малой и большой группами. Специфически понятые семейные связи оказываются в равной мере прототипом групповых отношений в том и другом случаях.

3. Фрейд утверждает, что в группе основными механизмами, связывающими людей, являются механизмы идентификации (уподобление себя другому) и десексуализированного либидо. Либидо — сексуальное влечение, энергетический резерв, который есть у человека, который придает динамику человеку. Десексуализованное лишено сексуальной энергетики, т. е. не предполагает достижения сексуальной цели. Достигнув сексуальной цели, группа должна распасться, но группа сохраняется, потому что остальные члены нс являются сексуальными партнерами, но эмоциональное влечение сохраняется.

По 3. Фрейду, сущность любой группы — это эмоциональные либидонозные связи. Очень важным в группе является отношение к лидеру. Группа — это совокупность людей, которые принимают лидера за идеал. Если они идеализируют лидера, значит, идентифицируются с ним, а затем идентифицируются друг с другом. В структуре первичной группы он выделяет две линии отношений:

  • 1) отношение рядового члена группы к лидеру (идеализация, идентификация);
  • 2) отношение между рядовыми членами группы.

Отношение к лидеру является связью 1 -го порядка. Если бы не было отношений к лидеру, то не было бы отношений между членами и не будет идеализации лидера, не будет идентификации в группе, считает 3. Фрейд. Он особо рассматривает лидера. Лидер — это человек, у которого отсутствуют эмоциональные привязанности к кому бы то ни было, кроме самого себя. Он никого не любит. Именно отсутствие эмоциональных привязанностей делает его независимым и самоуверенным. У других членов группы этих качеств нет, они зависимы и привязаны. Лидер характеризуется нарциссизмом, и благодаря этому он и становится лидером группы.

В своих взглядах на природу группы 3. Фрейд дает подробную характеристику отношению к лидеру. Члены группы могут как принимать лидера и отождествлять (идентифицировать) себя с ним, так и наоборот, испытывать враждебность по отношению к нему, т. е. отношение к лидеру амбивалентно. Таким образом, идентификация является защитным механизмом Я членов группы. Отношение к лидеру совпадает с отношением ребенка к отцу (аналогия с Эдиповым комплексом: сын — рядовой член группы, а отец — лидер). Влияние лидера на группу, по 3. Фрейду, — гипнотическое [см.: Андреева, Богомолова, Петровская, с. 243].

Таковы основные моменты групповой психологии 3. Фрейда, которые в том или ином виде воспроизводятся современными последователями психоанализа в зарубежной социальной психологии.

Обратимся теперь к анализу концепций групповых процессов последователей Фрейда.

В контексте психоаналитической ориентации можно обозначить:

  • 1) динамическую теорию функционирования группы В. Байона;
  • 2) теорию группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда;
  • 3) трехмерную теорию интерперсонального поведения В. Шутца;
  • 4) теорию авторитарной личности Т. Адорно.

Динамическая теория функционирования группы В. Байона.

Его опыт как практикующего психоаналитика (вел группы психоанализа) привел к идеям, которые помогли создать его теорию. В. Байон предлагает рассматривать группу как макровариант индивида. По его мнению, группы обладают теми же характеристиками, что и отдельно взятая личность: потребностями, мотивами, эмоциями и целями. Проведение такой аналогии позволяет выдвинуть второй тезис: групповая жизнь протекает на двух уровнях. Первый уровень — выполнение какой-либо из задач рационально и осознанно. Второй уровень (иррациональный) — это неосознаваемые вклады членов группы в создание групповой субкультуры (системы групповых норм, групповых мифов, групповой истории). Эти два уровня групповой жизни необязательно находятся в гармоничном отношении друг с другом, они могут находиться в состоянии конфликта. Если возникает конфликт, то действуют групповые защитные механизмы, которые аналогичны индивидуальным.

Теория группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда. В основе теории лежит опыт наблюдений за процессами, происходящими в Т-группах, или группах социально-психологического тренинга.

Поясним специфику Т-групп. Цель группы социально-психологического тренинга — совершенствование социально-психологической компетенции участников группы в ходе обучения знаниям, умениям и навыкам в сфере межличностных отношений. Формой проведения занятий является групповая дискуссия, предметом обсуждения — реальные отношения между участниками группы. В ходе дискуссии анализируются процессы, которые происходят в этой группе. В результате такого анализа каждый участник начинает лучше понимать собственные мотивы, собственные фрустрации, окружающих и то, что мешает успешному общению. Каждый участник получает возможность апробировать различные способы снятия помех общения. Необходимо, чтобы в группе была установлена валидная коммуникация, которая предполагает, во-первых, что каждый участник группы может открыто сообщать о своих переживаниях и чувствах. Во-вторых, каждый участник воспринимает свое место в системе существующих отношений в соответствии с восприятием других людей, т. е. каждый адекватно воспринимает отношение группы к себе. В группе должен соблюдаться принцип «здесь и теперь», т. е. участники в ходе встречи обсуждают только настоящую ситуацию, а не то, что происходит вне группы. Отлаженная обратная связь и атмосфера психологической безопасности становятся условиями изменения отношений и установок человека. В группе должно произойти «размораживание», т. е. участники группы должны отказаться от привычных способов поведения и восприятия окружающих людей. За Т-группой закрепляется тренер. Его функции заключаются в обеспечении атмосферы доверия. Он должен демонстрировать группе желаемую модель поведения, т. е. вести себя открыто, терпимо, являться идеальным участником группы. Тренер не дает ответов или подсказок группе.

В. Бсннис и Г. Шепард считают, что развитие группы происходит благодаря преодолению помех на пути установления валидной коммуникации. Основная помеха — это ситуация неопределенности, ситуация, в которой участники находятся на старте тренинга. Неопределенность касается и вопроса о власти в группе (кто будет лидером?), и вопроса о взаимозависимости (вопрос о тесноте эмоциональных связей членов группы). Первичным считается вопрос о лидере, а затем вопрос о характере взаимоотношений между участниками группы. Авторы выделяют две фазы группового развития и внутри каждой фазы выделяют по 3 подфазы. Т-группа фактически проходит 6 этапов развития.

I фаза:

  • 1- я подфаза: начинается с того, что группа ждет, когда тренер возьмет на себя лидерские полномочия, но тренер отказывается от этих полномочий, и, как следствие, в группе возникает напряжение, некая обида и неудовлетворенность. Этот отказ становится началом групповой дискуссии. Члены группы обсуждают вопрос: что они будут делать и зачем. Начало дискуссии означает переход к следующей подфазе.
  • 2- я подфаза: группа начинает выбирать лидера.
  • 3- я подфаза: вопрос о лидере решается или нет; кто-то из претендентов либо становится лидером, либо нет; если лидер выдвигается, группа продолжает свое существование, если нет, то она распадается. Заканчивается 1 фаза.

II фаза:

  • 4- я подфаза начинается с эмоционального отреагирования или «всеобщей любви». Участники группы демонстрируют положительное отношение друг к другу. В ходе групповой дискуссии решается вопрос о групповых нормах, взаимоотношениях, взаимодействиях. Всегда формируются два лагера: сторонники близких эмоциональных отношений и сторонники дистанцированных эмоциональных отношений.
  • 5- я подфаза: сторонники близких отношений — это сторонники демократического стиля взаимоотношений, а дистанцированных отношений — это сторонники авторитарного стиля управления. Завершением данной подфазы становится решение вопроса о характере отношений в группе в зависимости от того, какой лидер был выбран.
  • 6- я подфаза: подфаза оценивания, дается оценка каждому участнику группы.

Как видим, отношения «группа — лидер» являются первичными и детерминируют отношения «группа — группа». Возможными вариантами развития в Т-группах авторы рассматривают недостижение конечной цели, задержку группы на стадии развития на неопределенное время или распад группы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой