Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие мнемических способностей: Сравнит. 
исслед. 
детей и подростков конца 20-х и нач. 90-х гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные экспериментальные данные позволили раскрыть внутреннюю сторону процесса развития непосредственного и опосредованного запоминания на возрастном отрезке от б до 14 лет. Однако представляет интерес изучение процесса развития памяти в онтогенезе. Интересно было бы проследить появление и развитие операционных механизмов мнемичееких способностей у детей дошкольного возраста (к сожалению… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблема развития мнемических способностей
    • 1. 1. Понятие мнемических способностей
    • 1. 2. Развитие мнемических способностей
  • Глава 2. Экспериментальное изучение развития памяти с использованием функциональной методики двойной стимуляции
    • 2. 1. Планирование эксперимента, методика его проведения
    • 2. 2. Результаты экспериментального исследования
    • 2. 3. Сравнительный а^йё'^азвития мнемических способностей детей' й шдростков конца 20-х и начала 90-х годов
  • Глава 3. Экспериментальное изучение развития памяти с использованием функциональной методики развертывания мнемической деятельности
    • 3. 1. Планирование эксперимента, методика его проведения
    • 3. 2. Характеристика развития функциональных механизмов
    • 3. 3. Характеристика развития операционных механизмов

Развитие мнемических способностей: Сравнит. исслед. детей и подростков конца 20-х и нач. 90-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема развития мнемичес-ких способностей имеет богатую историю, но не теряет своей актуальности для современных исследователей. Изучение памяти осуществляется в таких направлениях, как: развитие мнемичес-ких способностей представителей различных возрастных групп (дошкольники, дети школьного возраста, подростки и т. д.) — развитие непосредственного, опосредованного, непроизвольного, произвольного запоминаниязависимость мнемических процессов от свойств нервной системывзаимосвязь развития памяти с развитием других интеллектуальных способностейзависимость памяти от эмоциональных, волевых и других качеств личности и т. д.

Однако один из аспектов данной проблемы — социокультурный аспект развития мнемических способностей — остается еще недостаточно освещенным. Мы практически не имеем исследований памяти детей и подростков, относящихся к разным культурологическим периодам. Хотя многие авторы (29,60,66,24,96 и др.) указывают на то, что изменения социальной среды являются одним из факторов, который в значительной мере определяет внутреннее развитие способностей, в целом, и памяти, в частности.

В настоящей работе мы поставили задачу воспроизвести исследование развития непосредственного и опосредованного запоминания А. Н. Леонтьева (61), выполненное им в 1929 году. Данное исследование представляется нам наиболее подходящим для сравнительного учения из развития памяти по нескольким причинам: во-первых, экспериментальная работа велась как в плане изучения непосредственного, так и опосредованного запоминанияво-вторых, работа выполнена на большом контингенте испытуемых и охватывает возрастной период от 4 до 28 летв-третьих, она отстоит от нас по времени более, чем на полвека. С тех пор произошли значительные сдвиги в образовании населения, в технике и технологиях, в духовной и материальной культуре общества в целом. Представляется важным выяснить, как изменения в социально-культурном окружении детей и подростков повлияли на развитие их памяти, и сохраняется ли сегодня закономерность, установленная А. Н. Леонтьевым. С другой стороны, появляется возможность привлечь для объяснения данной закономерности теоретический и экспериментальный матерная, накопленный в работах А. А. Смирнова (103), П.И.Зин-ченко (43), В. Я. Ляудис (70,71), 3.А.Голубевой (35), Е. Н. Соколова (105,106) и др. Исследования сенсорно-перцептивной организации человека Б. Г. Ананьева (3) и мнемических способностей В. Д. Шадрикова (111,116) позволяют интерпретировать закономерность развития памяти с позиций современного подхода к мнемическим способностям как функциональной системе, в структуре которой выделяют функциональные и операционные механизмы.

Неразработанность в теоретическом и практическом плане данной проблемы обусловило выбор темы исследования: развитие мнемических способностей (сравнительное исследование детей и подростков конца 20-х и начала 90-х годов)" .

Цель исследования: сравнительное изучение развития непосредственного и опосредованного запоминания детей и подростков на возрастном периоде от 4 до 14 лет.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ исследований по проблемам мнемических способностей., развития мнемических способностей в деятельности.

2. Провести сравнительное исследование развития непосредственного и опосредованного запоминания детей и подростков конца 20-х и начала 90-х годов двадцатого века.

3. Выявить влияние социокультурных факторов на развитие памяти детей и подростков.

4. Рассмотреть процесс развития непосредственного и опосредованного запоминания в контексте исследований операционных и функциональных механизмов мнемических способностей,.

5. Выявить процесс развития операционных механизмов мнемических способностей.

Предмет исследования: закономерности развития непосредственного и опосредованного запоминания с позиций функциональных и операционных механизмов мнемических способностей.

Объект исследования: мнемические способности детей и подростков на возрастном периоде от 4 до 14 лет.

В эксперименте принимали участие дети возраста 4−5 лет (30 человек), 7−8 лет (50 человек), 8−9 лет (52 человека), 10−11 лет (36 человек), подростки 12−13 лет (36 человек), 14 лет (20 человек).

В своем исследовании мы опираемся на теоретические положения отечественной психологии способностей, разработанные.

С.Л.Рубинштейном, идеи развития высших психических функций Л. С. Выготского, исследование развития непосредственного и опосредованного запоминания А. Н. Леонтьева, изучение сенсорно-перцептивной организации человека Б. Г. Ананьева. Теоретической основой в понимании сущности, структуры и генезиса мнемических способностей является концепция способностей В. Д. Шадрикова. Под способностями понимаются свойства функциональных систем, реализующие определенную психическую функцию, имеющие определенную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и реализации деятельности.

Методы исследования: в проведении экспериментальной части были использованы: функциональная методика двойной стимуляции, метод развертывания мнемической деятельности, метод беседы. Исследование организовано методом поперечных срезов. Для обработки данных применялись качественные и количественные методы (средние величины /мода, медиана, средняя арифметическая/, оценка достоверности статистических данных).

Новизна и теоретическая значимость: в исследовании выполнен сравнительный анализ развития непосредственного и опосредованного запоминания детей и подростков конца 20-х и начала 90-х годов, в результате которого был подтвержден общий характер закономерности развития памяти, установленной А. Н. Леонтьевым, и выявлено влияние социокультурных факторов на развитие памяти. Осуществлена интерпретация данной закономерности с позиций современных подходов к памяти как функциональной системе, в структуре которой выделяют функциональные и операционные механизмы. Использование методики развертывания мнемической деятельности позволило выявить процесс развития операционных механизмов мнемических способностей.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике и способствовать дальнейшей разработке методов диагностики и развития мнемических способностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Закономерность развития непосредственного и опосредованного запоминания, установленная А. Н. Леонтьевым, носит общий характер, и сохраняется на другом культурологическом срезе.

2. Общий характер закономерности развития памяти подвергается влиянию социокультурных факторов, что находит отражение в повышении показателей опосредованного запоминания детей и подростков на возрастном периоде от 4 до 14 лет и непосредственного запоминания в возрасте от 4 до 8−9 лет, а также уменьшении показателей непосредственного запоминания у детей и подростков в возрасте от 9 до 14 лет.

3. Процесс развития операционных механизмов мнемических способностей заключается в увеличении количества используемых мнемических приемов и частоты их применениядля детей 6−7 лет характерно применение таких операционных механизмов, как: ассоциация, группировка, выделение опорного пункта, повторениедля детей 8−9 лет — группировка, выделение опорного пункта, ассоциация, перекодирование, достраивание материала, повторение, для подростков 13−14 лет — группировка, выделение опорного пункта, перекодирование, достраивание материала, схематизация, структурирование, повторение.

Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения., трех глав., заключения, списка литературы из 126 наименований. Работа содержит 23 таблицы, 12 рисунков. Общий объем 172 машинописные страницы.

Результаты исследования показали, что испытуемые используют не все операционные механизмы мнемических способностей, их набор индивидуален. Некоторые достигали воспроизведения правильного материала, владея лишь группировкой и выделением опорного пункта, другие — структурированием или аналогией (вариации были различны.), но высокий уровень владения тем или иным приемом позволял им запомнить достаточно сложный материал. У других испытуемых наоборот результат достигался за счет увеличения количества применяемых способов обработки материала. Например, если для запоминания карточки N 3, он использует группировку и выделение опорного пункта, то для.

1 /19 запоминания карточки N 8 этих приемов недостаточно. Происходит включение в процесс запоминания таких способов как структурирование и достраивание материала (например, Вова П.).

Характеризуя мнемические способности школьников 13−14 лет, обладающих высоким уровнем развития функциональных и операционных механизмов, можно отметить следующее: мнемические способности испытуемых данной группы находятся на 3 и 4 уровнях развития функциональной системы мнемических способностей, все 'компоненты которой сформированы. Операционные механизмы представляют собой системы ориентировочных, корректирующих, антиципирующих действий, функционирующие, в большинстве случаев, на уровне мышления.

2 группа — время запоминания от 12 до 30 с.: средний уровень развития функциональных и операционных механизмов мнемических способностей (б человек). Процесс запоминания испытуемых данной группы характеризуется осознанным и целенаправленным применением операционных механизмов, которые включаются в процесс запоминания несколько медленнее, чем у представителей 1 группы. Отличие от представителей 1 группы состоит также в том, что операционные механизмы функционируют в значительной мере на перцептивном уровне, а тенденция к мыслительному уровню обработки материала прослеживалась лишь в ряде случаев и, как правило, в конце эксперимента. Испытуемые с высоким уровнем развития мнемических способностей с самого начала подвергают материал обработке в целях запоминания: группируют, структурируют его и т. д.- тогда как испытуемые 2 группы в начале стремятся к его запечатлению, затем материал начинает обрабатываться, и приходит осознание необходимости использования мнемжеских приемов для запоминания. Выбор операционных механизмов мнемжеских способностей носит в некоторых случаях случайный характер. В самоотчетах испытуемых это отражалось следующим образом: «Старалась запомнить фигуру по линиям, но потом заметила треугольник, он как-то бросается в глаза, и решила, что будет легче запомнить сначала треугольник, а потом остальное» (Лена В., 14 лет). Испытуемые первой группы при запоминании ориентировались не на то, что «бросается в глаза», а с самого начала выбирают структурные единицы запоминания: «Выделила главный треугольник и стала запоминать» (Юля Г., 13 лет).

Умение использовать операционные механизмы мнемических способностей определило количество правильно воспроизведенных карточек испытуемыми 2 группы: в среднем было воспроизведено от 4 до б карточек. Более сложные карточки (N7, N 8, N 9), которые воспроизводились испытуемыми 1 группы, оказались для них трудными для запоминания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование представляет собой попытку рассмотрения общего механизма развития мнемических способностей в деятельности. Понимание развития памяти неотделимо от понимания сущности мнемических способностей. как свойств функциональных систем, реализующих функцию запоминания, сохранения и воспроизведена,. имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в качественном своеобразии выполнения деятельности. Соотнесение мнемических способностей с психическими функциями дало возможность обратиться к проблеме их развития с точки зрения развития функциональной системы, в структуре которой выделяются функциональные, операционные и регулирующие механизмы. Представление развития мнемических способностей как системогенеза функциональной системы мнеми-ческой деятельности позволило охарактеризовать новообразования этой системы (операционные, регулирующие механизмы), их обусловленность определенной зрелостью функциональных механизмов, рассмотреть новообразования зтой системы как качественно новый, специфический уровень развития психики, вбирающий в себя характеристики нижележащих уровней.

В экспериментальном исследовании был выполнен сравнительный анализ развития мнемических способностей детей и подростков конца 20-х и начала 90-х годов, в результате которого было установлено, что закономерность развития непосредственного и опосредованного запоминания, установленная А. Н. Леонтьевым в 1929 году, известная как «параллелограмм развития», характерна и для развития памяти детей и подрост ков современного периода. Этот факт свидетельствует о значимости открытия, сделанного А. Н. Леонтьевым, так как данная закономерность носит общий характер и характеризуется относительной независимостью от культурологических факторов.

Вместе с тем, результатом сравнительного эксперимента явилось выявление особенностей запоминания современных испытуемых по отношению к испытуемым А. Н. Леонтьева. Это выразилось в увеличении показателей опосредованного запоминания и относительном снижении показателей развития непосредственного запоминания, что явилось следствием изменений, произошедших в социально-культурном окружении детей. Данные изменения заключаются в более раннем включении детей и подростков в процесс непрерывного систематического обучения, повышение образованности и культуры населения в целом, изменении образовательного компонента учебно-воспитательного процесса в сторону его увеличения, влиянии средств массовой информации, в частности, радио и телевидения и т. д.

В настоящем исследовании закономерность развития непосредственного и опосредованного запоминания, установленная А. Н. Леонтьевым, была рассмотрена с позиций современных подходов к памяти как функциональной системе. Был сделан и обоснован вывод о том, что процесс развития непосредственного и опосредованного запоминания представляет собой процесс-развития функциональных и операционных механизмов мнемических способностей. Результаты экспериментального исследования показали, что развитие функциональных механизмов мнемических способностей не прекращается с появлением операционных механизмов (т.е. уже в дошкольном возрасте), а имеет место на всем изучаемом возрастном отрезке. Процесс развития операционных механизмов осуществляется за счет увеличения количества используемых способов обработки материала и совершенствования навыков их использования. Для начального этапа развертывания мнемической деятельности (школьники 6−7 лет) характерно использование таких операционных механизмов, как группировка материала, выделение опорного пункта запоминаемого, ассоциации, повторение. Применение данных приемов запоминания осуществляется в большинстве случаев на перцептивнопредставленческом уровне. Процесс запоминания у испытуемых данного возраста регулируется внешними средствами (желанием запомнить), т. е. со стороны мотивации. Мнемические способности детей данной возрастной группы находятся на 2 уровне развития, отличительной особенностью которого является появление и включение операционных механизмов в процесс запоминания. С переходом к школьникам 8−9 лет мы наблюдали развитие функциональных и операционных механизмов мнемичес-ких способностей. Количество применяемых способов запоминания у детей данного возраста увеличивается с 4 до 6. В процесс запоминания включаются операционные механизмы, требующие обработки материала не только науровне восприятия, но и на уровне мышления (перекодирование, достраивание материала). Мнемические способности детей 8−9 лет находятся на 2 и 3 уровнях развития, которые характеризуются дальнейшим развитием операционных механизмов и появлением регулирующих механизмов. В возрасте 13−14 лет развитие операционных механизмов продолжает развиваться в указанных направлениях: их количество увеличивается до 8, а обработка материала осуществляется при доминирующей роли мышления.

Полученные экспериментальные данные позволили раскрыть внутреннюю сторону процесса развития непосредственного и опосредованного запоминания на возрастном отрезке от б до 14 лет. Однако представляет интерес изучение процесса развития памяти в онтогенезе. Интересно было бы проследить появление и развитие операционных механизмов мнемичееких способностей у детей дошкольного возраста (к сожалению, специфика функциональной методики развертывания мнемической деятельности не позволила нам это осуществить), а также развитие функциональных и операционных механизмов у взрослых испытуемых. В этом плане возможно широкое экспериментальное исследование закономерностей развития памяти, ее зависимость и обусловленность условиями жизнедеятельности испытуемых, их индивидуальным опытом и участием в конкретных видах деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.О. Соотношение генетических и социальных компонентов в процессе развития образной памяти человека. //Новые исследования в психологии/, м.: 1982, N1, с, 14−19.
  2. .Г. О проблемах современного человекозна-ния. М.: Наука, 1977,380 с.
  3. А. Психологическое тестирование: в 2 т., т.2, М.: Педагогика, 1982,336с.
  4. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975,448с.
  5. П.К. Социальное и биологическое в природе человека. //"Материалы симпозиума по соотношению биологического и социального в человеке.: М.:1975,с.301−318.
  6. Л. И. Психологическая концепция П.Жане .//Вопр.психологии, 1969, N5, с.
  7. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т., т.4,М.: Мысль, 1984,830с.
  8. А.Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. М.: из-во Моск. ун-та, 1985,103с.
  9. Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980,580с.-
  10. М.Н. Методика определения соотношения первой и второй систем в условиях зрительного запоминания.//Биологические особенности высшей нервной деятельности человекам.: 1956.
  11. Бархотова С, г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников.//Возрастные и индивидуальные различия памяти.М.: Просвещение, 1967, с.112−242.
  12. Н.Я., Хомская Е. Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала./УВопр.психологии, 1984, N3,0.132−139.
  13. А.С., Соколов Л, В. О соотношении биологического и социального в природе человека.//Вопр.психологии, 1994, N1,0.81−92.
  14. А.Н. Соотношение приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. на соиск. уч.ст.канд.психолог.наук. Минск: 1986,18 с.
  15. И.В. Теория и практика деятельности педагогического коллектива в отечественной школе 1920−1930 гг.: Автореф. дисс, на соиск, уч, степ, д-ра педагог. наук, Нижний Новгород:1994,22 с.
  16. П.П. Избран.педагог, и психолог. сочинения: в 2 т., М.:Педагогика, 1979, тЛ, 304 с., т.2,399 с.
  17. П.П. Память и мышление. М.-Л.:Соцэк-гиз, 1935,214 с,
  18. П.П. Психологический анализ припоминания. М.:Учпедгиз, 1940, 25 с.
  19. Д.Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка.//Психолог.служба в вузе: принципы и опыт работы. М.:1993,с, 56−67, — 1 pji-j
  20. M.B. Армирование концепции содержания общественного среднего образования в Единой Трудовой школе РСФСР, М.: Педагогика, 1994, с.
  21. С.П., Ячинина A.C. Формирование способов произвольного логического запоминания у младших школьников. /УВестн.Харьк.ун-та, 1970, N58, Вып.3,с.47−55.
  22. A.B. Зона ближайшего развития субъекта деятельности.//Психол.журн., т.15, N3,1994,0.17−27.
  23. A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977,64с.
  24. Бурешова 0., Буреш Я. Физиология непосредственной памяти. /УВопр.психологии, 1963, N6,с.75−86.
  25. й. Итоги обследования школ 2 ступени.//Народ .просвещение, 1927, N7,с.8−25.
  26. .М. Современная когнитивная психология. М. гйз-во МГУ, 1982,336 с.
  27. Л.Г., Коновалов В. Ф. Электрографические следовые процессы и память.М.:Наука, 1976,166 с.
  28. Л.С. Собрание сочинений- в 6 т., М.:Педагогика, т.1,1982,485 е., т.2,1982,504 с., т.3,1983,368 с.
  29. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения, М. :Педагогика-Пресс, 1993,222 с.
  30. Годфруа 1. Что такое психология: в 2 т., М.:Мир, 1992, Т.1,496 С., Т.2,376 с.
  31. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.М.: Прогресс, 1976,495 с.
  32. Н.М. Самоконтроль в процессах памяти у детей дошкольного возраста:Автореф.на соиск.уч.степ, канд. психолог, наук, М. :1972,175 с.
  33. З.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М. .-Педагогика, 1980,151 с.
  34. З.А. Способности и индивидуальность. М.:Прометей, 1993,306 с.
  35. Р. Основы помологического эксперимента. М.:МГУ, 1982,463 с. 3?. Дружинин В.н. Структура и логика психологического эксперимента.М.:ин-т психологии РАН, 1993,117 с.
  36. Л.М. К вопросу о генезисе операций мнеми-ческого действия.//Проблемы инженерной психологии.М.:ин-т психол. АПН, вып.3,1965.
  37. Л.М. Формирование способов логического запоминания у дошкольников: Автореф. дисс. на соиск.уч.степ. канд.психолог.наук, М.:1966,24 с.
  38. А.К. К вопросу о типах нашей средней школы. //На путях к новой школе, 1928, N12,с.68−79.
  39. В.П., Величковский Б. М., Вучетич Г.Г, Функциональная структура зрительной памяти.М.:из-во МГУ, 1980,271 с.
  40. П.И. Вопросы развития процессов запоминания. //Вопр. психологии, 1960, N6,с.75−86.
  41. П.И. Непроизвольное запоминание.М.: из-во АПН РСФСР, 1961,562 с.
  42. П.И. О непроизвольном и произвольном запоминании в процессе усвоения знаний.//Совет.педагогика, 1960, N5, с, 53−62.
  43. П.И., Ляудис В. Я. Об изучении структуры мнемического действия.//Тезисы докладов на 2 съезде Общества психологов.Вып.1,М.:1963.
  44. С.М. Отпечаток перстня.М.:ЗнаниеД974,223 с.
  45. Иванова И, П. Обучаемость и память учащихся первого класса. /УВопр.психологии, 1980, N3,с, 53−62.
  46. С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе./УВопр.психологии, 1986, N3,c.53−62.
  47. O.A. Уровни памяти человека и их психологические характеристики.//Вопр, психологии, 1984, N6,с, 110−118.
  48. Исследования памяти (ред.H.H.Корж), М.:Наука, 1900, 214 с.
  49. З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте.//Возрастные и индивидуальные различия памяти. М. :Просвещение, 1967, с.15−111.
  50. З.М. Развитие памяти.М. .-Просвещение, 1978, 210 с.
  51. К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева. //Вестн.Моск.ун-та, сер.14,N2,1993,с.
  52. Р. Память человека: структуры и процессы.М.: Мир, 1978,319 с.
  53. Н.К. К вопросу о программах.//На путях к новой школе.1922,N1,с, 3−10.
  54. М. Культура и мышление.М.:Прогресс, 1977,216 с.
  55. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.М.:Прогресс-Универс, 1993,208 с.
  56. А.Н. Опосредованное запоминание детей с недостаточным и болезненно измененным интеллектом.//Вопр.дефектологии, 1928, N4,с.
  57. А.Н. 0 формировании способностей.//Тезисы докладов на 1 съезде Общества психологов.М., 1959, вып.3,с.140−144.
  58. А.Н. Проблемы развития психики,М.:из-во Моек, ун-та, 1983,584 с,
  59. Леонтьев А, Н, Развитие памяти, М,-Л, Учпедгиз Д931,277 с,
  60. Липкина А. И, Самооценка школьника и его память.// Вопр. психологии, 1981, N3,с.79−88.
  61. Литвин Л. Н, Развитие и содержание воспитательной работы в советских дошкольных учреждениях. Л., РГПУ им. А. И. Герцена,!993,90 с.
  62. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии, М.: Педагогика, 1991,296 с.
  63. Ломов Б. Ф, Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984,445 с.
  64. А.Р. Внимание и память.//Материалы к курсу лекций по общей психологии, М.:МГУ, вып.3,1975,104 с,
  65. А.Р. Нейропсихология памяти.М.^Педагогика, 1976, 191 с,
  66. А.Р. Память и строение психических процессов. //Вопр.психологии, 1969, N1,с.145−155.
  67. В.Я. Генетический и структурно-функциональный анклиз памяти в трудах А.Н.Леонтьева.//А.Н.Леонтьев и современная психология.М.:МГУ, 1983, с.178−183.
  68. В.Я. Память в процессе развития,М.:из-во Моск. ун-та, 1976,253 с.
  69. Ляудис В. Я, Психологические проблемы развития памяти. //Исследования памяти.М.:Наука, 1990, с.20−43.
  70. К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании у школьников. //Вопр. психологии памяти.М.:из-во АПН РСФСР, 1958, с.87−109.
  71. К.П. Особенности памяти младшего школьника, //Психология младшего школьника.М.:i960,с.50−92,
  72. К.П. Формирование у школьников умения пользоваться планом текста как приемом осмысленного запоминания, //Развитие логической памяти у детей, М: Педагогика Д 976, 256 с,
  73. Е.С., Рапопорт И. А. Соотношение памяти и волевых качеств личности,//Бопр.психологии, 1980, N1,с, 125−129.
  74. P.C. Психология: в 3 т., М.: Просвещение: Владом, 1995, т, 1, с, 576, т.2,с, 496, т.3,512 с.
  75. Образование в РФ в 1994 году, М: Госкомиздат, Респ. информ. центр, 1995.
  76. Общественное дошкольное образование на современном этапе (ред. М. И. Журавлева.), М. .-Просвещение, 1981,143 с.
  77. Общественное среднее образование в России.М.: Новая школа, 1994, с.
  78. Память и следовые процессы.//Тезисы докладов на 2 конференции по проблемам памяти и следовым процессам. Пущине- на-Оке, 1970,227 с.
  79. Пере-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.:Педагогика, 1991,248 с.
  80. М. К вопросу о системе общеобразовательной школы.// На путях к новой школе.1928,N7−8,с, 12−24,
  81. Платон, Диалог «Тезтет», М. -Л. .-Соцэкгиз, 19:36,191 с.
  82. Познавательная активность в системе процессов памяти (ред. Н. И. Чуприкова.). М.- Педагогика, 1989, с. 192.
  83. Познавательные процессы и способности в обучении (ред. В. Д. Шадриков), М.:Просвещение, 1990,141 с.
  84. Проблемы инженерной психологии, (ред.В. П. Зинченко, Б. Ф, Ломов), М-:ин-т психологии АПН. Психология памяти. Вып. 3,1965, 150 с,
  85. Проблемы психологии памяти (ред.П.И.Зинченко), Харьков: ив-во Харьк. ун-та, 1969,127 с.
  86. Программы ГУСа (На путях к новой школе).1926, N8, с.15−45.
  87. Рибо Т. Память в ее нормальном и болезненном состоянии, СПб, 1884,150 с,
  88. Роговин М. С, Проблемы теории памяти. М:Высшая школа, 1977,183 с.
  89. Рожкова Л. А, Злектрофизиологические исследования следовых процессов.//Автореф.дисс.на соиск.уч.ст.канд.биолог, наук, М.:1985,19 с.
  90. Т.В. О непроизвольном запоминании различных компонентов в зависимости от их роли в деятельности.// Вопр, психологии, 1969, N4,с,
  91. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека (ред.Равич-Щербо И, В,), М: Педагогика, 1988,335 с.
  92. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ, М: Центр социологии образования РАО, 1993,143 с.
  93. С.Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1946,704 с.
  94. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976, 416 с.
  95. Т.В., Мещяриков В, П. Физиологические корреляты закрепления, сохранения и извлечения информации из памяти у человека.//Психол.журн., 1981, N2,т.2,с.79−82
  96. В.й. О некоторых особенностях формирования логического запоминания у некоторых учащихся младших классов.//Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Харьков, из-во Харьк. ун-та, 1970.
  97. В.И. Формирование у школьников умения пользоваться классификацией материала как приемом запомина-• ния.//Развитие логической памяти у детей.М. .-Просвещение, 1976, с.107−125.
  98. Г. К. Память и деятельность (теоретическое и экспериментальное изучение природы человеческой памяти как функциональной системы): дисс. на соиск.уч.ст.д-ра психолог, наук.М.:1985.
  99. Г. К. Теоретическая модель памяти как механизма системной организаций индивидуального опыта. //Психология деятельности и познавательных процессов. Харьков: Вестн. ХГУ, 1970, N253,с.10−18.
  100. A.A. Психология запоминания.М.:из-во АПН РСФСР, 1948,328 с.
  101. A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966, 423 с.
  102. A.A. Развитие памяти (Психол.наука в СССР. Т.1.М.:Педагогика, 1959,226 с.
  103. E.H. Механизмы памяти. М.:из-во МГУ, 1969, 175 с.
  104. E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения. М. :Наука, 1981,140 с.
  105. ГГ1. Шадриков В. Д. Деятельность и способности, М.:Логос, 1994,320 с.
  106. В.Д. 0 содержании понятий «способности» и «одаренность».//Психол.журн, 1983, т, 4, N5,с, 3−11.
  107. Шадриков В. Д, 0 структуре познавательных способностей, //Психол, журн, т, б, N3,1985,с, 38−47.
  108. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.:Наука, 1982, с. 185.
  109. Шадриков В. Д, Философия и образовательные политики. М: Логос, 1993,181 с.
  110. В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.:Педагогика, 1990,176 с.
  111. А.Н. Непроизвольное и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками.//Вопр.психологии, '1986, N3, с. 158−162.
  112. Г. Основы психологии. СПб. .-Общественная польза, 1912,260 с.
  113. И.О. Роль мнемической деятельности в процессе усвоения знаний.//Среднее специальное образование, 1976, N4, с. 47−51.
  114. BartLeth F.Ch. Remembering: a study in esperimen-tal and social psychology, N4.1932,p.308.
  115. Barth B.-W. Presentation general: 1'emergence d’une psychologie culturelle et les processus d’education Revue fr. de pedagogie, 1995, N111,p.5−10.
  116. Burvliet «La memoire».P., 1912.
  117. Hering E. Uber dos Gedachtniss als allgemeine Funktion der organisierten Matherie. Akademie der Wissenchaf-ten, 1870.
  118. Janet P. devolution de la memoire et de la notion du temps. P, 1928.
  119. Schmid W. Gedachtnispsychologiche Erkenntnisse// Padagogische Welt, 1988, N1,s.30−38.
  120. Fischer J-P. La memorisation d’uncoursser la memoire: une experience pleine d’ensecignemerits/ZPsychologie et. education, 1994, N9,p.49−66.
Заполнить форму текущей работой