Развитие мнемических способностей: Сравнит.
исслед.
детей и подростков конца 20-х и нач. 90-х гг
Диссертация
Полученные экспериментальные данные позволили раскрыть внутреннюю сторону процесса развития непосредственного и опосредованного запоминания на возрастном отрезке от б до 14 лет. Однако представляет интерес изучение процесса развития памяти в онтогенезе. Интересно было бы проследить появление и развитие операционных механизмов мнемичееких способностей у детей дошкольного возраста (к сожалению… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Проблема развития мнемических способностей
- 1. 1. Понятие мнемических способностей
- 1. 2. Развитие мнемических способностей
- Глава 2. Экспериментальное изучение развития памяти с использованием функциональной методики двойной стимуляции
- 2. 1. Планирование эксперимента, методика его проведения
- 2. 2. Результаты экспериментального исследования
- 2. 3. Сравнительный а^йё'^азвития мнемических способностей детей' й шдростков конца 20-х и начала 90-х годов
- Глава 3. Экспериментальное изучение развития памяти с использованием функциональной методики развертывания мнемической деятельности
- 3. 1. Планирование эксперимента, методика его проведения
- 3. 2. Характеристика развития функциональных механизмов
- 3. 3. Характеристика развития операционных механизмов
Список литературы
- Аверина И.О. Соотношение генетических и социальных компонентов в процессе развития образной памяти человека. //Новые исследования в психологии/, м.: 1982, N1, с, 14−19.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекозна-ния. М.: Наука, 1977,380 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т., т.2, М.: Педагогика, 1982,336с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975,448с.
- Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека. //"Материалы симпозиума по соотношению биологического и социального в человеке.: М.:1975,с.301−318.
- Анцыферова Л. И. Психологическая концепция П.Жане .//Вопр.психологии, 1969, N5, с.
- Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т., т.4,М.: Мысль, 1984,830с.
- Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. М.: из-во Моск. ун-та, 1985,103с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980,580с.-
- Борисова М.Н. Методика определения соотношения первой и второй систем в условиях зрительного запоминания.//Биологические особенности высшей нервной деятельности человекам.: 1956.
- Бархотова С, г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников.//Возрастные и индивидуальные различия памяти.М.: Просвещение, 1967, с.112−242.
- Батова Н.Я., Хомская Е. Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала./УВопр.психологии, 1984, N3,0.132−139.
- Батуев А.С., Соколов Л, В. О соотношении биологического и социального в природе человека.//Вопр.психологии, 1994, N1,0.81−92.
- Белоус А.Н. Соотношение приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. на соиск. уч.ст.канд.психолог.наук. Минск: 1986,18 с.
- Берельковский И.В. Теория и практика деятельности педагогического коллектива в отечественной школе 1920−1930 гг.: Автореф. дисс, на соиск, уч, степ, д-ра педагог. наук, Нижний Новгород:1994,22 с.
- Блонский П.П. Избран.педагог, и психолог. сочинения: в 2 т., М.:Педагогика, 1979, тЛ, 304 с., т.2,399 с.
- Блонский П.П. Память и мышление. М.-Л.:Соцэк-гиз, 1935,214 с,
- Блонский П.П. Психологический анализ припоминания. М.:Учпедгиз, 1940, 25 с.
- Богоявленская Д.Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка.//Психолог.служба в вузе: принципы и опыт работы. М.:1993,с, 56−67, — 1 pji-j
- Богуславский M.B. Армирование концепции содержания общественного среднего образования в Единой Трудовой школе РСФСР, М.: Педагогика, 1994, с.
- Бочарова С.П., Ячинина A.C. Формирование способов произвольного логического запоминания у младших школьников. /УВестн.Харьк.ун-та, 1970, N58, Вып.3,с.47−55.
- Брушлинский A.B. Зона ближайшего развития субъекта деятельности.//Психол.журн., т.15, N3,1994,0.17−27.
- Брушлинский A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание, 1977,64с.
- Бурешова 0., Буреш Я. Физиология непосредственной памяти. /УВопр.психологии, 1963, N6,с.75−86.
- Векслер й. Итоги обследования школ 2 ступени.//Народ .просвещение, 1927, N7,с.8−25.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. гйз-во МГУ, 1982,336 с.
- Воронин Л.Г., Коновалов В. Ф. Электрографические следовые процессы и память.М.:Наука, 1976,166 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений- в 6 т., М.:Педагогика, т.1,1982,485 е., т.2,1982,504 с., т.3,1983,368 с.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения, М. :Педагогика-Пресс, 1993,222 с.
- Годфруа 1. Что такое психология: в 2 т., М.:Мир, 1992, Т.1,496 С., Т.2,376 с.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.М.: Прогресс, 1976,495 с.
- Гнедова Н.М. Самоконтроль в процессах памяти у детей дошкольного возраста:Автореф.на соиск.уч.степ, канд. психолог, наук, М. :1972,175 с.
- Голубева З.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М. .-Педагогика, 1980,151 с.
- Голубева З.А. Способности и индивидуальность. М.:Прометей, 1993,306 с.
- Готтсданкер Р. Основы помологического эксперимента. М.:МГУ, 1982,463 с. 3?. Дружинин В.н. Структура и логика психологического эксперимента.М.:ин-т психологии РАН, 1993,117 с.
- Житникова Л.М. К вопросу о генезисе операций мнеми-ческого действия.//Проблемы инженерной психологии.М.:ин-т психол. АПН, вып.3,1965.
- Житникова Л.М. Формирование способов логического запоминания у дошкольников: Автореф. дисс. на соиск.уч.степ. канд.психолог.наук, М.:1966,24 с.
- Зеленко А.К. К вопросу о типах нашей средней школы. //На путях к новой школе, 1928, N12,с.68−79.
- Зинченко В.П., Величковский Б. М., Вучетич Г.Г, Функциональная структура зрительной памяти.М.:из-во МГУ, 1980,271 с.
- Зинченко П.И. Вопросы развития процессов запоминания. //Вопр. психологии, 1960, N6,с.75−86.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.М.: из-во АПН РСФСР, 1961,562 с.
- Зинченко П.И. О непроизвольном и произвольном запоминании в процессе усвоения знаний.//Совет.педагогика, 1960, N5, с, 53−62.
- Зинченко П.И., Ляудис В. Я. Об изучении структуры мнемического действия.//Тезисы докладов на 2 съезде Общества психологов.Вып.1,М.:1963.
- Иванов С.М. Отпечаток перстня.М.:ЗнаниеД974,223 с.
- Иванова И, П. Обучаемость и память учащихся первого класса. /УВопр.психологии, 1980, N3,с, 53−62.
- Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе./УВопр.психологии, 1986, N3,c.53−62.
- Изюмова O.A. Уровни памяти человека и их психологические характеристики.//Вопр, психологии, 1984, N6,с, 110−118.
- Исследования памяти (ред.H.H.Корж), М.:Наука, 1900, 214 с.
- Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте.//Возрастные и индивидуальные различия памяти. М. :Просвещение, 1967, с.15−111.
- Истомина З.М. Развитие памяти.М. .-Просвещение, 1978, 210 с.
- К 90-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева. //Вестн.Моск.ун-та, сер.14,N2,1993,с.
- Кладки Р. Память человека: структуры и процессы.М.: Мир, 1978,319 с.
- Крупская Н.К. К вопросу о программах.//На путях к новой школе.1922,N1,с, 3−10.
- Коул М. Культура и мышление.М.:Прогресс, 1977,216 с.
- Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.М.:Прогресс-Универс, 1993,208 с.
- Леонтьев А.Н. Опосредованное запоминание детей с недостаточным и болезненно измененным интеллектом.//Вопр.дефектологии, 1928, N4,с.
- Леонтьев А.Н. 0 формировании способностей.//Тезисы докладов на 1 съезде Общества психологов.М., 1959, вып.3,с.140−144.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики,М.:из-во Моек, ун-та, 1983,584 с,
- Леонтьев А, Н, Развитие памяти, М,-Л, Учпедгиз Д931,277 с,
- Липкина А. И, Самооценка школьника и его память.// Вопр. психологии, 1981, N3,с.79−88.
- Литвин Л. Н, Развитие и содержание воспитательной работы в советских дошкольных учреждениях. Л., РГПУ им. А. И. Герцена,!993,90 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии, М.: Педагогика, 1991,296 с.
- Ломов Б. Ф, Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984,445 с.
- Лурия А.Р. Внимание и память.//Материалы к курсу лекций по общей психологии, М.:МГУ, вып.3,1975,104 с,
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти.М.^Педагогика, 1976, 191 с,
- Лурия А.Р. Память и строение психических процессов. //Вопр.психологии, 1969, N1,с.145−155.
- Ляудис В.Я. Генетический и структурно-функциональный анклиз памяти в трудах А.Н.Леонтьева.//А.Н.Леонтьев и современная психология.М.:МГУ, 1983, с.178−183.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития,М.:из-во Моск. ун-та, 1976,253 с.
- Ляудис В. Я, Психологические проблемы развития памяти. //Исследования памяти.М.:Наука, 1990, с.20−43.
- Мальцева К.П. Наглядные и словесные опоры при запоминании у школьников. //Вопр. психологии памяти.М.:из-во АПН РСФСР, 1958, с.87−109.
- Мальцева К.П. Особенности памяти младшего школьника, //Психология младшего школьника.М.:i960,с.50−92,
- Мальцева К.П. Формирование у школьников умения пользоваться планом текста как приемом осмысленного запоминания, //Развитие логической памяти у детей, М: Педагогика Д 976, 256 с,
- Махлах Е.С., Рапопорт И. А. Соотношение памяти и волевых качеств личности,//Бопр.психологии, 1980, N1,с, 125−129.
- Немов P.C. Психология: в 3 т., М.: Просвещение: Владом, 1995, т, 1, с, 576, т.2,с, 496, т.3,512 с.
- Образование в РФ в 1994 году, М: Госкомиздат, Респ. информ. центр, 1995.
- Общественное дошкольное образование на современном этапе (ред. М. И. Журавлева.), М. .-Просвещение, 1981,143 с.
- Общественное среднее образование в России.М.: Новая школа, 1994, с.
- Память и следовые процессы.//Тезисы докладов на 2 конференции по проблемам памяти и следовым процессам. Пущине- на-Оке, 1970,227 с.
- Пере-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М.:Педагогика, 1991,248 с.
- Пистрак М. К вопросу о системе общеобразовательной школы.// На путях к новой школе.1928,N7−8,с, 12−24,
- Платон, Диалог «Тезтет», М. -Л. .-Соцэкгиз, 19:36,191 с.
- Познавательная активность в системе процессов памяти (ред. Н. И. Чуприкова.). М.- Педагогика, 1989, с. 192.
- Познавательные процессы и способности в обучении (ред. В. Д. Шадриков), М.:Просвещение, 1990,141 с.
- Проблемы инженерной психологии, (ред.В. П. Зинченко, Б. Ф, Ломов), М-:ин-т психологии АПН. Психология памяти. Вып. 3,1965, 150 с,
- Проблемы психологии памяти (ред.П.И.Зинченко), Харьков: ив-во Харьк. ун-та, 1969,127 с.
- Программы ГУСа (На путях к новой школе).1926, N8, с.15−45.
- Рибо Т. Память в ее нормальном и болезненном состоянии, СПб, 1884,150 с,
- Роговин М. С, Проблемы теории памяти. М:Высшая школа, 1977,183 с.
- Рожкова Л. А, Злектрофизиологические исследования следовых процессов.//Автореф.дисс.на соиск.уч.ст.канд.биолог, наук, М.:1985,19 с.
- Розанова Т.В. О непроизвольном запоминании различных компонентов в зависимости от их роли в деятельности.// Вопр, психологии, 1969, N4,с,
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека (ред.Равич-Щербо И, В,), М: Педагогика, 1988,335 с.
- Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ, М: Центр социологии образования РАО, 1993,143 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1946,704 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976, 416 с.
- Рыжиков Т.В., Мещяриков В, П. Физиологические корреляты закрепления, сохранения и извлечения информации из памяти у человека.//Психол.журн., 1981, N2,т.2,с.79−82
- Самохвалова В.й. О некоторых особенностях формирования логического запоминания у некоторых учащихся младших классов.//Психологические механизмы памяти и ее закономерности в процессе обучения. Харьков, из-во Харьк. ун-та, 1970.
- Самохвалова В.И. Формирование у школьников умения пользоваться классификацией материала как приемом запомина-• ния.//Развитие логической памяти у детей.М. .-Просвещение, 1976, с.107−125.
- Середа Г. К. Память и деятельность (теоретическое и экспериментальное изучение природы человеческой памяти как функциональной системы): дисс. на соиск.уч.ст.д-ра психолог, наук.М.:1985.
- Середа Г. К. Теоретическая модель памяти как механизма системной организаций индивидуального опыта. //Психология деятельности и познавательных процессов. Харьков: Вестн. ХГУ, 1970, N253,с.10−18.
- Смирнов A.A. Психология запоминания.М.:из-во АПН РСФСР, 1948,328 с.
- Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966, 423 с.
- Смирнов A.A. Развитие памяти (Психол.наука в СССР. Т.1.М.:Педагогика, 1959,226 с.
- Соколов E.H. Механизмы памяти. М.:из-во МГУ, 1969, 175 с.
- Соколов E.H. Нейронные механизмы памяти и обучения. М. :Наука, 1981,140 с.
- ГГ1. Шадриков В. Д. Деятельность и способности, М.:Логос, 1994,320 с.
- Шадриков В.Д. 0 содержании понятий «способности» и «одаренность».//Психол.журн, 1983, т, 4, N5,с, 3−11.
- Шадриков В. Д, 0 структуре познавательных способностей, //Психол, журн, т, б, N3,1985,с, 38−47.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.:Наука, 1982, с. 185.
- Шадриков В. Д, Философия и образовательные политики. М: Логос, 1993,181 с.
- Шадриков В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.:Педагогика, 1990,176 с.
- Шлычкова А.Н. Непроизвольное и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками.//Вопр.психологии, '1986, N3, с. 158−162.
- Эббингауз Г. Основы психологии. СПб. .-Общественная польза, 1912,260 с.
- Якиманская И.О. Роль мнемической деятельности в процессе усвоения знаний.//Среднее специальное образование, 1976, N4, с. 47−51.
- BartLeth F.Ch. Remembering: a study in esperimen-tal and social psychology, N4.1932,p.308.
- Barth B.-W. Presentation general: 1'emergence d’une psychologie culturelle et les processus d’education Revue fr. de pedagogie, 1995, N111,p.5−10.
- Burvliet «La memoire».P., 1912.
- Hering E. Uber dos Gedachtniss als allgemeine Funktion der organisierten Matherie. Akademie der Wissenchaf-ten, 1870.
- Janet P. devolution de la memoire et de la notion du temps. P, 1928.
- Schmid W. Gedachtnispsychologiche Erkenntnisse// Padagogische Welt, 1988, N1,s.30−38.
- Fischer J-P. La memorisation d’uncoursser la memoire: une experience pleine d’ensecignemerits/ZPsychologie et. education, 1994, N9,p.49−66.