Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

На пути развития индивидуальной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После Первой мировой войны Адлер выводит на первый план своей концепции «чувство общности», которое ранее присутствовало у него только неявно, использовалось им без особой теоретической проработки и не выдвигалось на первый план. В 1927 г. выходит его книга «Понимание природы человека», где индивидуальная психология излагается несколько по-новому. Прежде всего Адлер по-новому объясняет чувство… Читать ещё >

На пути развития индивидуальной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человек и общество. Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству

После Первой мировой войны Адлер выводит на первый план своей концепции «чувство общности», которое ранее присутствовало у него только неявно, использовалось им без особой теоретической проработки и не выдвигалось на первый план. В 1927 г. выходит его книга «Понимание природы человека», где индивидуальная психология излагается несколько по-новому. Прежде всего Адлер по-новому объясняет чувство общности. Так, он говорит о нем как о всеобщем чувстве зависимости человека от космической жизни. Именно эта зависимость, согласно Адлеру, позволяет человеку испытывать эмпатию к человечеству, а также и ко всему живому на Земле. Но это чувство, эта способность к эмпатии могут быть по-разному развиты у различных людей. Иногда чувство общности может ограничиться своей семьей, а иногда расширяться на целую нацию или даже на все человечество и все живое на Земле.

Теперь особое внимание Адлера привлекает изучение характера взаимоотношений индивида и сообщества. Идеальными условиями развития индивида он считает условия, когда у человека существует устойчивое равновесие между чувством общности и стремлением к самоутверждению. Но в реальности это равновесие может быть нарушено очень рано, и это связано с появлением у ребенка чувства неполноценности в раннем детстве, или, как теперь его Адлер часто называет, чувства униженности. Причинами формирования чувства неполноценности, как и ранее, называются, с одной стороны, природные (объективные), которые связаны с природной недостаточностью ребенка (например, его ростом по отношению к взрослому и другим детям, болезнями и природными дефектами и т. п.). Но с другой стороны, чувство неполноценности представляет результат собственной оценки себя или некоторой части себя как малозначимых. В ходе обсуждения понятия «чувство неполноценности» А. Нойер в 1926 г. разложил синкретическое до этого понятие на понятия «положение неполноценности» и собственно «чувство неполноценности». В таком случае формирование чувства неполноценности оказывается обусловленным соответствующим положением ребенка внутри его непосредственного социального окружения. Хотя может случиться и так, что положение неполноценности и нс приведет к формированию чувства неполноценности, если эти объективные трудности своего положения ребенком с упорством преодолены. Это будет зависеть от напористости ребенка и других его личных качеств. Впоследствии Адлер и сам вынужден был определить разницу между естественным чувством недостаточности чего-то и субъективным чувством, или комплексом неполноценности.

Теперь Адлер считает, что, несмотря на то что существует определенная предрасположенность органов к заболеванию или ослаблению, для формирования чувства неполноценности важна все же не сама эта предрасположенность органа к неполноценному функционированию, а именно реакция на этот факт индивида. Другим источником формирования у ребенка чувства неполноценности Адлер называет ошибки воспитания. Это может быть предъявление ребенку завышенных требований, превращение ребенка родителями в игрушку своих настроений, упреки ребенку в том, что он является обузой для семьи, насмешки над ним, а также ложь родителей по отношению к ребенку. Адлер говорит также о социальных причинах формирования у детей чувства неполноценности, которые связаны, например, с социальным и экономическим положением детей бедных классов населения.

Но независимо от того, какова причина формирования чувства неполноценности, оно будет развиваться в сторону компенсации этого чувства. Ребенок будет ставить перед собой цель достижения превосходства, но разные дети пытаются добиться этой цели различными путями. Так, Адлер говорит о двух направлениях достижения превосходства, которые можно обнаружить уже в раннем детстве. В первом случае ребенок стремится добиваться превосходства перед другими непосредственно, прямым путем. Он направит все свои силы, сосредоточит все свои психические усилия на достижение этой цели. Вся его энергия будет сконцентрирована в этом направлении, а его усилия будут развивать характер ребенка. Он может стать дерзким, ревнивым, злым. Здесь Адлер ссылается на Ницше и говорит о проявлении в данном случае «воли к власти», которая, с точки зрения Адлера, является одним из проявлений комплекса превосходства. И, как показывает Ницше, эти агрессивные побуждения могут принимать самые различные маски.

В другом случае ребенок стремится достичь превосходства на косвенном пути. Он укроется за баррикадами слабости, робости и беспокойства, а также упрячется в ограниченном круге семьи. Такое положение позволяет ребенку тиранить, по крайней мере, несколько человек и осуществлять над ними настоящее господство. В этом случае также можно наблюдать большое разнообразие вариантов поведения (ребенок — любимец семьи, ребенок-невротик, ребенок-психопат, больной ребенок и т. п.). Адлер считает, что, как правило, ребенок вначале выбирает первый, прямой путь. А прибегает ко второму пути он в том случае, если терпит неудачу на первом пути, что часто происходит уже в раннем детстве. Но во всех случаях резкое расхождение между заданной индивидом себе высокой целью и реальной способностью ее достичь приводит его в конечном счете к поражению.

В течение долгого времени такой ребенок или невротик будут пытаться предотвратить свое поражение. Они будут прибегать к так называемому «дистанцированию»: при приближении к цели (а также к непосредственному испытанию себя по отношению к своей цели) они будут внезапно отступать. Подойдя вплотную к цели, он начинают останавливаться, занимать колеблющуюся позицию или будут создавать себе хитроумные препятствия, мешающие достижению реального успеха. Если же такая работа по организации дистанцирования окажется недостаточной, то индивиду придется столкнуться с ситуацией, когда его цель, представление о себе, его фантазия встречаются с реальностью. И тогда во избежание окончательной катастрофы невротик прибегает к тому, что Адлер называет «организуемая ситуация», т. е. отступление в собственно болезнь (или другие виды социальных девиаций). Это может быть просто беспокойством, депрессией или амнезией. Но это может стать и фобией, собственно неврозом. А может принимать и форму физического заболевания или даже психоза.

Задача организуемой ситуации состоит именно в том, чтобы скрыть от окружающих и от себя самого это неизбежное поражение индивида в процессе его стремления к недостижимой цели. Становясь на эту точку зрения, следует заключить, что многочисленные формы неврозов, депрессий, вредных привычек, перверзий, преступлений и даже психозов являются следствием этой организуемой ситуации перед лицом эмоциональной катастрофы. Л следовательно, это лишь конечные (финальные) проявления нарушений во взаимоотношениях между индивидом и обществом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой