Личностно-профессиональное развитие руководителя в условиях инновационной деятельности
Диссертация
Состояние разработанности проблемы. В настоящее время в исследованиях различных наук, школ и течений проблеме инновационной деятельности и технологиям ее осуществления придается боль Опрошено более 350 руководителей различных типов образовательных учреждений гг. Москвы. Ульяновска. Пензы (1997;1998гг.). шое значение. Проблема инноваций изучалась системной методологией (О.С.Анисимов, В. С… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Генезис и современное состояние проблемы исследования
- 1. 2. Сущностные характеристики инновационной деятельности руководителя образовательного учреждения
- 1. 3. Теоретико-методологические подходы к исследованию личности руководителя образовательного учреждения
- ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Теоретическая модель и психодиагностическое обеспечение исследования
- 2. 2. Особенности личностно-профессионального развития руководителей в условиях инновационной деятельности
- 2. 3. Оптимизация личностно-профессионального развития руководителей учреждений образования в инновационной деятельности
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.-335с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991,-299с.
- Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. /Под ред. А. В. Филиппова. М.: Московский институт управления, 1989, — 153с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. -159с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.Т. 1.-230с.
- Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1973. — 32с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, — 380с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.-Кн.1.-318с.- Кн.2.-295с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 415с.
- Ю.Анисимов О. С. Акмеологическая концепция самоорганизации педагога: творчество и рефлексивная культура мышления: Автореф. дисс. докт. наук. М.: РАО, 1994. — 55с.
- П.Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. /ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991. — 416с.
- Анисимов О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой ак-меологии. М., Новгород, 1995. — 272с.
- Анисимов С.А., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др. Методы акмеоло-гических исследований. Кострома: Упр. образ., 1994. — 102с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. /Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990, — 603с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976, — 158с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
- Байер И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих: Автореф. канд. наук. М.: РАГС, 1997. -22с.
- Березняк Е.С., Черпинский Н. В. Руководство работой школы. Киев: Наукова думка, 1970. — 262с.
- Беспалько В. Реформируется ли образование? // Мир образования. -№ 0, — 1995.
- Бестужев-Лада И. В. Социальный прогноз и социальное нововведение. //Социологические исследования. № 8, — 1990.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. /Сост. М. Г. Данильченко, А.А. Никольская- Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т.1.-301с.- Т.2.-399с.
- Богуславский М.В. Идеальная школа XX века почему не получилось? // Мир образования. — № 10. — 1996.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -187с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.
- Бурлачук Л.Ф., Мороз С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200с.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Дело, 1990. — 178с.
- Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1969. — 159с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990. 283с.
- ЗГВудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. /Пер. с англ. — М.: Дело, 1991. — 320с.
- Вульфов Б.З. Профессиональная карьера учителя. //Мир образования. -№ 1. 1996.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. //Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982. — Т.З. — 365с.
- Гайда В.К., Захаров В. А. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982.-167с.
- Гальперин П.Я. Проблема деятельности в советской психологии. //Проблема деятельности в советской педагогике. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 118с.
- Генов Ф. Психология управления: основные проблемы. М.: Прогресс, 1982. -424 с.
- Гиршович B.C. Справочник менеджера образования. В 2х томах. -М.: Новая школа, 1995. T. l 252с., Т.2. — 247с.
- Глассер У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991. — 184с.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982. -463с.
- Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М.: Экономика, 1985.- 160с.
- Деркач А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. -М., 1995. с.
- Деркач А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993. — 156с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32с.
- Деркач А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993.- 75с.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 120с.
- Емельянов Ю.И. Организаторский потенциал личности руководителя. //Промышленная социальная психология. Л.: ЛГУ, 1982. -360с.
- Жуков В.В. Если вы выбираете частную школу. Мир образования.- № 0. 1985.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во Минобразования РФ, 1992. — 40с.51.3анков JI.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1996. -424с.
- Захаров М.Г. Организация труда директора школы. М.: Просвещение, 1971. 176с.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 93с.
- Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы. //Сб. научн. тр. Псков: Изд-во Псковского пед. Института, 1992. — С.44−58
- Исследование проблемы психологии творчества. /Под ред. Я. А. Пономарева и др. М.: Наука, 1983. — 336с. бГКабаченко Т. С. Психология управления. 4.1-М.: Наука, 1996. -340с.
- Каверин С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.-224с.
- Калинин И.В. Об одном из подходов к проблеме кадров в управленческую группу //В сб.: Психолого-педагогические проблемыуправления и организации учебно-воспитательных процессов. -Ульяновск: фМГУ, ЛЭПИ, 1995. С.89−98.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный: Чечено-ингушский Госуниверситет им. JT. Толстого, 1990. — 138с.
- Караковский В.А. Директор-учитель-ученик. М.: Знание, 1982. -67с.
- Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, -№ 8 — 1979.
- Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. М.: Педагогика, 1984. — 124с.
- Китов А.И. Экспериментальное исследование процесса руководства // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: АПН СССР, 1974. — 184с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 223с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. — 56с.
- Коллектив, личность, общение: словарь социально-психологических понятий /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 143с.
- Колошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: МГУ, 1983. с.
- Комаров Е.И. Женщина-руководитель. М.: Московский рабочий, 1989.- 173с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
- Концепция современной общеобразовательной и профессиональной школы. //Народное образование. № 2−3. — 1994.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. М.: Педагогика, 1994. -442с.Ш
- Красовский Ю.Д. Руководитель трудового коллектива. -М.: Наука, 1987. 86с.
- Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского,
- М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
- Кричевский В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Автореф. канд. наук. СП б, 1993. — 24с. ф 81. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. — М.: Дело, 1993. — 352с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991. — 207с.
- Крыжко В.В. Организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа: Автореф. канд. наук. Брянск, 1994. — 21с.
- Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Психология управленческой деятельности. Л.: Лениздат, 1986. — 158с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. /Междун. академия акмеол. наук, Научно-исследовательский центр разв. творч. СП б: ЛГУ, 1993. — 53с.
- Кузякин А. Школы нового типа как зеркало перемен. //Частная школа. № 3, 1995.
- Лазарев B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. Н. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: Новая школа, 1995. — 220с.
- Лаптев Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М., 1994.-242с.
- Левицкая Н.В., Семирягина Л. М., Симоненко И. Л. Диагностика латентной структуры деловых качеств руководителя. //Социологические исследования. № 10. — 1991.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. -М.: Изд-во МГУ, 1971. -40с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. — 17с.
- Литвиненко Э.В. Критерии и методика отбора на должность директора общеобразовательной школы: Автореф. канд. наук М., 1995. -22с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318с.
- Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т., т.5. М.: Мысль, 1960. — 588с.
- Макаров С.Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989. -239с.
- Мангутов И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.:ЛГУ, 1975. — с.432.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя.//Советская педагогика. № 8. — 1990.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. гума-нит. фонд «Знание», 1996. — 308с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении.-Л. Лениздат, 1991,-143с.
- Ю4.Маслов С. Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя. Автореф. канд. наук. -М.: РАУ, 1994. 20с.
- Ю5.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. -287с.
- Материалы Всероссийского семинара «Проблемы теории и практики инновационных процессов в системе образования». Новгород, 1990. — 56с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -448с.
- Методы акмеологического исследования. /Под ред. С.А. Аниси-мова, А. А. Деркача, Н. И. Конюхова. М., 1994. — 286с.
- Ю9.Мильман В. Э. Мотивация и эмоциональность: их измерение и взаимосвязь у учащихся. //Эмоции в физическом воспитании ^ школьников и молодежи. Воронеж, 1986. — С.87−103.
- ПО.Мильман В. Э. Производительная и потребительная мотивация. // Психологический журнал. № 1. — 1988.
- Ш. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Изд-во Центр «Академия», 1997. -432с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.: Изд-во МГПИ, 1985. — 103с.
- Нововведения в организации управления образования.,'Под ред. Г. И. Оглоблина М.: Знание, 1992. — 143с.
- Новикова Л.И. История русской общественной мысли. М.: Изд-во МЭГУ, 1993. — 166с.
- Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа, 1991. — 78с.
- Первая вершина. //Сб. Школа Радости. Выпуск 3. /Под ред. Н. Ю. Синягиной, Е. Г. Чирковской. Ульяновск, УлГУ, 1997. — 36с.
- Перлаки И. Нововведение в организациях. М.: Экономика. 1980. — 144с.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
- Питере Т., Уотермент Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. -418с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 175с.
- Платонов К.К. Проблемы личности в социальной психологии. /В сб.: Проблемы социальной психологии (Материалы Всесоюзного совещания). М.: Политиздат, 1970. — С.28−35
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993, — 64с.
- Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Автореф. дисс. доктора наук. М., 1994, — 24с.
- Пономарев И.Б. Об оптимальном соотношении компонентов структуры деятельности руководителя //Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: АПН СССР, 1974. — 184с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества /Я.А. Пономарев- АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1976. -303с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996, — 70с.
- Поташник М.М., Моисеев А. О многообразии видов образовательных учреждений. //Мир образования. № 9 — 1996.
- Практикум по психодиагностике. Псидиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. — 160с.
- Практическая психология. /Под ред. Тутушкина М. К. СП б.: Прогресс, 1994. — 325с.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Знание, 1989. — 271с.
- Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ. /Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987. -168с.
- Проектирование и организация нововведений. //В сб. Трудов ВНИИСИ, Вып. 17. М, 1987. — 112с.
- Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. .М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — 232с.13 8. Психологическая наука в России XX. /Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1997. — 406с.
- Пряникова В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. М.: Педагогика, 1995. — 56с.
- Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.141 .Психология развивающейся личности. /Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1987. — 238с.
- Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: просвещение, 1991. 303с.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). /Под ред. А. А. Деркача, М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996, — С. 102−132, С. 398.
- Роджерс Э., Роджерс Р. Коммуникации в организациях. /Под ред. Л. И. Евенко, М.: Экономика, 1980. — 176 с.
- Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ. М.: Просвещение, 1993.-79с.
- Рудкевич Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности. -С-Пб., С-Пб. ГУ, 1994.- 156с.
- Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. /Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. Лазарева B.C. М.: Новая школа, 1995. — 532с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2-х т. АПН СССР.- М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-485с.- Т.2.-322с.
- Свенцицкий АЛ. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1973. 175с.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. //Вопросы психологии. -№ 2.-1983.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. — 215с.
- Сидоркин A.M. Пособие для начинающих робеспьеров. Стиль работы и образ жизни руководства. — М.: Экономика, 1985. — 145с.
- Синягин Ю.В. Руководитель организации и его команда. М., 1996.- 112с.
- Синягин Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. М.: РАГС, 1996.- 118с.
- Синягина Н.Ю. Диагностика, развитие, контроль. //Народное образование. -№ 2−3 1994.
- Синягина Н.Ю. Задача с 14 известными. //Народное образование. -№ 2−3. 1994.
- Синягина Н.Ю. Основы познавательного и личностного развития учащихся в авторской школе. М. — Ульяновск: Darp, 1996. — 134с.
- Синягина Н.Ю. Психологические проблемы образования. Ульяновск: Darp, 1995. — 112с.
- Синягина Н.Ю., Синягин Ю. В. Авторская экспериментальная школа в Ульяновске //Приоритеты образования младшего школьника. Ульяновск: фМГУ, 1996. — С.3−12
- Синягина Н.Ю., Синягин Ю. В., Трифонова Л. И. Концепция начального образования в авторской школе. //Частная школа. № 3 -1995.
- Синягина Н.Ю., Лебедева Л. Д. Психология развития младшего школьника в авторской школе. Ульяновск: Darp, 1996. — 124с.
- Словарь иностранных слов. 19 изд., стер. М: Рус.яз., 1990. — 624с.
- Словарь русского языка./ Институт рус.яз. АН СССР.-М.: ГИС, 1961. 520с.
- Словарь русского языка: В 4-х т./ Гл. ред. А. П. Евгеньева. изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., — 1982. — Т.2. — 736с.
- Смоловин В.В. Искусство управления. Киев: Молодь, 1982. -174с.
- Советова О.С. Инновационные диспозиции личности, их взаимосвязь и влияние на отношение к социальным изменениям: Автореф. канд. наук, СП б., 1991. 24с.
- Советский энциклопедический словарь. /Под ред. A.M. Прохоров, и др. 4-е.изд., испр. и доп. М.: Сов. энцикл., 1989. — 1632с.
- Степанов С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая ин-новатика: рефлепрактические методы. М.: Луч, 1993. — 63с.
- Степанова Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. -Санкт-Петербург: СП б. акмеол. академия, 1995. — 168с.
- Суходольский Г. В. Математика для психологов. JL: ЛГУ, 1972. -428с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Наукова думка, 1972. -204с.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев: Наукова думка, 1984. — 188с.
- Съедин С.И. Основы управления. Курс лекций. М.: РИО РТА, 1995.-120с.
- Тахтамышева Г., Кустабаева Е. Инновации: подлинное и мнимое. //Директор школы. № 2. — 1996.
- Теоретические проблемы психологии личности. Сборник статей. /Под ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1974. — 319с.
- Теплов Б.М. Психология. Учеб. для средн. шк. Изд. 6-е, испр. М.: Учпедгиз, 1952. — 254с.
- Третьяков П.И. Модели развития школьной организации. М.: Новая школа, 1995. — 58с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Из-во Акад. наук Грузин. ССР, 1961. 210с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160с.
- У правление образованием: Состояние и перспективы. /Под ред. Г. И. Оглоблина. М.: Прогресс, 1991. 346с.
- Управление школой: теоретические основы и методы. /Под ред. B.C. Лазарева. М: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336с.
- Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. /Сост. Г. П. Подвойский. — М.: Республика, 1992. -349с.
- Ухтомский А.А. Избранные труды /Под ред. Е. М. Крепса, -Л.: Наука, 1978. 358с.
- Ушинский К.Д. и русская школа /Под ред. Е. П. Белозерцева. М.: Педагогика, 1994. — 164с.
- Фалмер М.Р. Энциклопедия современного управления. Т. З М.: Экономика, 1992. — 465с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающей личности. М.: Изд-во «Институт практ. психол.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -512с.
- Философский словарь. /Под ред. И. Г. Фролова. 6-е изд. перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. — 560с.
- Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 839с.
- Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989. -206с.
- Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. -М.: Прогресс, 1987. 270с.
- Франки В. Человек в поисках смысла. /Под ред. Л. Д. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
- Фридман JIM. Педагогический опыт глазами психолога. М.:Просвещение, 1987. 257с.
- Хараш А.У. Руководитель, его личность и деятельность. М. Знание, 1981, — 68с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность (В 2 Т.: Пер. с нем.). М. Педагогика. — Т.1.-1986. — 408с.- Т.2.-1986. — 391с.
- Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. Методическое пособие для руководителя образовательного учреждения. М.: Новая школа, 1994. — 64с.
- Хомерики О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1996. -26с.
- Хорст Р.Х. Опыт успешного руководства. М.: Экономика, 1981. -126с.
- Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студ-тов пед. ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 447с.
- Хьел А., Зиглер Д. Теории личности. СП б.: Питер-Пресс, 1997. -608с.
- Ценностное сознание личности в период преобразования общества. / Под ред. Е. Д. Дорофеева, JI.A. Седова. М.: Институт психологии РАН, 1997.- 95 с.
- Человек производство — управление: Психологический словарь -справочник руководителя. /Под ред. А. А. Крылова. — Л.: ЛГУ, 1982. — 348с.
- Чинкина Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителя в условиях инновационных школ: Автореф. доктора наук. Казань, 1995. — 240с.
- Чирковская Е.Г., Пазекова Г. Е. К вопросу о школе до школы. П Диагностика и коррекция психофизического развития младшего школьника: Материалы всероссийской научно практической конференции. — Ульяновск: УлГПУ, 1998. — С. 10−11
- Чирковская Е.Г. Организация учебно-воспитательной работы в авторской школе. // Развитие личности. Теоретические подходы. Опыт. Перспективы. / Под ред. В. Тарасова. Пенза, НМД, 1997.-С.105−108
- Чирковская Е.Г. Первая авторская школа в Ульяновске. //Частная школа, № 2, 1995.
- Чирковская Е.Г. Роль родителей в подготовке детей к школе. // Психологические проблемы образования. Материалы научно-практической конференции. Ульяновск: фМГУ, 1996.-С.12−16
- Чирковская Е.Г., Синягина Н. Ю. Стараемся минусы превращать в плюсы. // Мир образования, № 9. — 1996.
- Чирковская Е.Г., Синягина Н. Ю. Школа задолго до первого сентября или когда интересно учиться. // Народное образование, № 34, — 1996.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185с.
- Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского кол-лектива.-М.: Знание, 1979. 48с.
- Шакуров Р.Х. О структуре функций управления школой. Радянь-ска школа. — № 4. — 1974.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208с.
- Шамова Т.П., Ахлестин А. И. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. М: изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. -146с.
- Шепель В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1985. — 246с.
- Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. М.: МГУ, 1987. — 268с. 225. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В.
- Давыдова, В.П. Зинченко- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. -554с.
- Эффективность управленческого труда. Киев: Наукова думка, 1974. 184с.
- Юнг К. Психологические типы. /Под ред. В. Зелинского, С. П. Ювенюта. М.: Изд. Фирма «Прогресс-Универс», 1990. — 240с.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. -М.: Просвещение, 1991. 127с.
- Яблокова Е.А. Субъекты общественной психологии //Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: Мысль, 1988. — 285с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — 295с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317с.
- Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. М.: Знание, 1987.-79с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е перераб. изд. М.: Мысль, 1976. -463с.
- Arkes H.R., Garske J.P. Psychological theories of motivatio. Monterey: Brooks, 1982. -450p.
- Bass B.M., Barrett G.V. People, work and organizations: An introduction to industrial 2. Organizational psychology. 2d ed. — Boston ets.: Al-lyn& Bacon, 1981. — 673p.
- Bechtler H. Gruppenarbeit mit alteren Menschen. Freiburg: Lamber-tus, 1991. -208s.
- Chirkovskaya H., Varlamova S. Parens & Teachers: their cooperation in developing talented and gifted children at the elementary school /Confrantute.-Storrs:Universitet of Connecticut, 1997.-p.78
- Englander M.E. Strategies for classroom discipline. N.Y.- London: Praeger, 1986. — 359p.
- Forgas J.P. Soziale Interaktion und Kommunikation. Weinheim: Psych. Verl. Univ. 1992.12. — 324s.
- Fraisse P. Psychologie der Zeit. Munchen- Basel: E. Reinhardt, 1985. -334s.
- Gebert D. Organisationspsychologie: Person and Organisation. Stuttgart: Kohlhammer, 1992. — 343s.
- Guthke I. Psychodiagnostik. Berlin: Dt. Verl. der Wiss., 1991. — Bd.2. -361s.
- Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y.: Harper, 1954. — 41 lp.
- Maslow А.Н. Toward a Psychology of Being. N.Y.: Van Nostrand
- Reinhold, 1968. 240p. 245. Sinyagina N.Y. New approache to creativy Development in Schoois. -10-th World Congress of Giffed and Talented Education. — Toronto, 1993, pp.14−19.
- Steers R.M., Porter L.W. Motivation and work behavior. N.Y. etc.:
- McGraw-Hill, 1983. 658p. 247. Torrance E.P. Creativity und Futurism in Education // Educ. — 1980. -Vol.100. -N4-P.298−311.