Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностно-профессиональное развитие руководителя в условиях инновационной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние разработанности проблемы. В настоящее время в исследованиях различных наук, школ и течений проблеме инновационной деятельности и технологиям ее осуществления придается боль Опрошено более 350 руководителей различных типов образовательных учреждений гг. Москвы. Ульяновска. Пензы (1997;1998гг.). шое значение. Проблема инноваций изучалась системной методологией (О.С.Анисимов, В. С… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Генезис и современное состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Сущностные характеристики инновационной деятельности руководителя образовательного учреждения
    • 1. 3. Теоретико-методологические подходы к исследованию личности руководителя образовательного учреждения
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Теоретическая модель и психодиагностическое обеспечение исследования
    • 2. 2. Особенности личностно-профессионального развития руководителей в условиях инновационной деятельности
    • 2. 3. Оптимизация личностно-профессионального развития руководителей учреждений образования в инновационной деятельности

Личностно-профессиональное развитие руководителя в условиях инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена изучению особенностей личностно-профессионального развития руководителя образовательных структур в условиях инновационной деятельности. Выделенная проблема рассматривается с позиций комплексного психолого-акмеологического подхода.

Инновационная деятельность рассматривается как одно из существенных условий, обеспечивающих личностно-профессиональное развитие руководителя.

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время достаточно заметным явлением в Российской действительности стали инновационные изменения 1 в системе образования.

Современная система образования действует в нестабильном, изменяющемся мире, предъявляющем к ней все более возрастающие требования, обусловленные рядом достаточно острых социальных противоречий между:

•конкретным состоянием социально-экономического развития общества и существующей системой образования;

•запросами общества на формирование творческой, активной, социально ответственной, свободной, развитой личности и реальным содержанием образования и воспитания;

•необходимостью изменений в образовании и отсутствием отработанной системы определения критериев и показателей оценки возможностей осуществления руководителем инноваций.

1 В контексте нашего исследования мы используем понятия '" инновации", «инновационные изменения». «нововведения», «новшества» как синонимы, несущие одинаковую смысловую нагрузку.

Преодоление выделенных противоречий возможно путем внедрения в образовательные системы управленческих и педагогических новшеств, качественно меняющих методы работы и результаты их функционирования. На этом фоне особый интерес представляет инновационная деятельность и особенности ее реализации различными руководителями.

Однако не каждый руководитель избирает путь нововведений, поиска нетрадиционных способов развития своего образовательного учреждения. По данным проведенного нами опроса2, 92,6% руководителей считают, что эффективная деятельность школы невозможна без изменения традиционных подходов в системе образования, введения инноваций, но лишь 43% - изъявили желание проводить инновационную политику. 26,4% из числа опрошенных высказали боязнь быть непонятыми коллегами, а 17,8% сомневаются в собственных способностях осуществлять инновации. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что инновационная деятельность приводит к усложнению задач управления образовательным учреждением, порождает потребность в новых научно-обоснованных способах их решения, что требует развития у руководителя определенных качеств. В связи с этим становятся актуальными проблемы выделения сущностных личностно-профессиональных особенностей руководителя, необходимых для эффективной инновационной деятельности, и поиска оптимальных путей их развития.

Состояние разработанности проблемы. В настоящее время в исследованиях различных наук, школ и течений проблеме инновационной деятельности и технологиям ее осуществления придается боль Опрошено более 350 руководителей различных типов образовательных учреждений гг. Москвы. Ульяновска. Пензы (1997;1998гг.). шое значение. Проблема инноваций изучалась системной методологией (О.С.Анисимов, В. С. Дудченко, В. Г. Ополев, Г. П. Щедровицкий и др.), социологией (А.И.Пригожин, Н. И. Лапин и др.), социальной (Ю.Л.Неймер, Л. А. Петровская и др.), педагогической психологией (М.С.Бургин, С. В. Дмитриев, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Н. Р. Юсуфбекова и др.), педагогикой (Ш.А.Амонашвили, Б. З. Вульфов, Л. В. Занков, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, С. Д. Поляков и др.), ак-меологией (В.И.Долгова, И. Н. Семенов, Н. Ю. Синягина, С. Ю. Степанов и др.). Широко изучаются виды и типы нововведений (И.В.Бестужев-Лада, Е. Т. Гребнев и др.), структура инновационной деятельности, в том числе и в системе образования (В.С.Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков и др.). В психологической традиции тема инноваций рассматривается с позиций психологии творчества (Н.Г.Алексеев, Д. Б. Богоявленская, Д. Н. Завалишина, Б. Ф. Ломов, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров и др.), рефлексивного аспекта профессионального мышления (В.М.Дюков, М. И. Найденов, Е. А. Сиротина, А. В. Советов и др.), с точки зрения управленческой деятельности (А.В.Лосев, С. Н. Маслов, О. А. Полищук, И. Н. Семенов, С.Ю.Степанов).

Значительное число исследований посвящено изучению личности руководителя, особенностям его управленческой деятельности (Т.Ю.Базаров, А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский, Л. Д. Кудряшова, А. В. Филиппов, Р. Х. Шакуров, В. М. Шепель и др.), важнейшим психологическим аспектам подготовки управленческих кадров (К.А.Абульханова, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Д. Шадриков, Е. А. Яблокова и др.) и становлению профессионализма в различных видах деятельности (Н.В.Кузьмина, А. К. Маркова, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, С. И. Съедин и др.).

Вместе с тем роль руководителя образовательного учреждения в осуществлении инновационной деятельности, проблема выявления и развития системы личностно-профессиональных особенностей руководителя, обеспечивающей эффективность ее реализации, изучались в меньшей степени.

Комплексно рассмотреть выделенную проблему, определить лич-ностно-профессиональные особенности руководителя-инноватора позволяет психолого-акмеологический подход, широко разрабатываемый в современной науке (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева,.

A.А.Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова,.

B.А.Пономаренко, И. Н. Семенов, Е. А. Яблокова и др.), который, с одной стороны, способен дать многостороннюю характеристику инновационной деятельности, особенностей ее осуществления в системе образования, возможностей личностно-профессионального роста в ней руководителя, а с другой стороны, обосновать важные системные характеристики педагога-руководителя, необходимые, для успешной реализации инноваций, технологии их выявления и развития.

Цель исследования: изучение влияния инновационной деятельности на развитие личностно-профессиональных особенностей руководителя.

Объект исследования: личность и инновационная деятельность руководителя.

Предмет исследования: личностно-профессиональные особенности руководителя и пути их развития в условиях инновационной деятельности.

Основные гипотезы исследования:

Участие руководителя образовательного учреждения в инновационной деятельности является существенным условием его личностнопрофессионального развития. В качестве показателей такого развития выступает специфика мотивационно-потребностной сферы личности, ее характерная направленность, особое сочетание личностно-профессиональных качеств. Особенности развития личности руководителя в условиях инновационной деятельности определяются его психолого-акмеологическими характеристиками: возрастом, должностным статусом, успешностью профессиональной деятельности, особенностями индивидуальной карьеры, трудовым и управленческим стажем.

Оптимальное личностно-профессиональное развитие руководителя образовательного учреждения может быть обеспечено путем специально организованной развивающей работы, которая предполагает включение руководителя в инновационный процесс образовательного учреждения, моделирование разнообразных элементов инновационной деятельности, отработку различных стратегий инновационного поведения.

В рамках цели и выдвинутых гипотез определены задачи исследования:

1 .Осуществить теоретический анализ современного состояния выделенной проблемы, наметить наиболее эффективные пути ее решения.

2.Исследовать личностно-профессиональные особенности руководителя образовательного учреждения, развивающиеся в его инновационной деятельности.

3.На основе теоретического анализа и эмпирического исследования обосновать выделение в качестве одного из условий личностно-профессионального развития руководителя его инновационную деятельность.

4.Выявить зависимость развития личностно-профессиональных особенностей руководителя, включенного в инновационную деятельность, от его возраста, должностного статуса, опыта управленческой деятельности, трудового стажа.

5.Разработать методический инструментарий и технологию определения и развития личностно-профессиональных особенностей руководителя в условиях инновационной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы системности, целостности, детерминизма, единства внешней и внутренней сторон деятельности, а также работы по теории личности и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин,.

A.В.Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов и др.), по психологии развития (Л.И.Анциферова, А. В. Брушлинский, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, В. В. Рубцов,.

B.И.Слободчиков и др.), по психологии труда и профессий (Е.А.Климов, Л. Г. Лаптев, Б. Ф. Ломов, В. Г. Михайловский, К. К. Платонов и др.), современные педагогические теории (Ш.А.Амонашвили, Б. З. Вульфов, Л. В. Занков, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, С. Д. Поляков, Н. Ю. Синягина, В. А. Сластенин и др.), работы по школоведению (В.С.Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова и др.), исследования по теории и психологии управления, личности и деятельности руководителя (Т.Ю.Базаров, А. А. Деркач, Ю. Н. Емельянов, Р. Л. Кричевский, Н. В. Кузьмина, А. И. Пригожин, А. Л. Свенцицкий, Ю. В. Синягин, А. В. Филиппов, Р. Х. Шакуров, В. М. Шепель и др.), работы, раскрывающие основные положения психолого-акмеологического подхода, (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, Е. А. Яблокова и др.).

В качестве основных применялись следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ, обобщение научных данных, ретроспективный анализ, наблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок. Основной методикой, позволившей достичь цель исследования, выступал специально разработанный методический комплекс, включающий: адаптивный вариант методики В. Э. Мильмана, позволяющий определить особенности мотивационно-потребностной сферы личностиметодику определения направленности личности (Б.Басс) — специально разработанный опросник, направленный на решение собственно задач исследования личностно-профессиональных качеств руководителя образовательного учреждения в условиях инновационной деятельности. Результаты подвергались математической обработке при помощи пакета компьютерных программ «EXCEL» и «Statistica for Wmdows'95» .

Эмпирическая база и основные этапы исследования.

Эмпирическое исследование проводилось в течение пяти лет. Общая численность принявших в нем участие составила более 840 человек в возрасте от 22 до 62 лет: руководители, кадровый резерв, педагоги, родители, ученики различных типов образовательных учреждений гг. Москвы, Пензы, Ульяновска, ВДЦ «Орленок».

На первом этапе диссертационного исследования (1993;1995г.г.) изучалась литература по выделенной проблеме, формулировались теоретико-методологические положения, цели и задачи исследования.

На втором этапе (1995;1996 г. г.) продолжался анализ литературы, было проведено пилотажное исследование, позволившее построить теоретическую модель и схему диссертационной работы.

На третьем этапе (1996;1998 г. г.) обобщались, анализировались и интерпретировались полученные результаты, разрабатывались рекомендации по личностно-профессиональному развитию руководителя в инновационной деятельности.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

В результате теоретико-методологического анализа проблемы развития личности руководителя образовательного учреждения в условиях инновационной деятельности показано, что инновационная деятельность, предъявляющая особые требования к личности руководителя, является одним из существенных условий его личностно-профессионального роста.

Обнаружено, что характерными особенностями развития личности руководителя образовательного учреждения, включенного в инновационную деятельность, являются: специфика мотивационно-потребностной сферы, направленность личности, особое сочетание личностно-профессиональных качеств. Показано, что мотивационный профиль руководителей-инноваторов характеризуется заметным превышением общего уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания и в целом относится к креативному типу. У большинства руководителей инновационных образовательных структур выявлена ярко выраженная личностная направленность «на дело». Анализ сочетаний личностно-профессиональных качеств позволил разделить руководителей на три типа в зависимости от сферы приложения инновационных преобразований: в обеспечивающей (материально-технической, финансовой и др.), в образовательной системах школьной организации и в системе межличностных отношений.

Обнаружена динамика личностно-профессиональных особенностей руководителя образовательного учреждения и ее зависимость от возраста, должностного статуса, опыта управленческой деятельности, трудового стажа руководителя. Отмечена отрицательная возрастная динамика показателей по шкалам «комфорт» и «социальный статус» и положительная возрастная динамика по шкалам «творческая активность» и «общественная полезность».

Разработан методический инструментарий (диагностическая процедура по оценке личностно-профессиональных особенностей в условиях инновационной деятельности) для повышения эффективности процесса подбора и оценки управленческих кадров системы образования. Предложена технология развивающей работы (индивидуальные, групповые тренинги, деловые игры), позволяющая строить индивидуальные программы личностно-профессионального роста руководителей образовательных учреждений.

Обосновано и описано выделение инновационного потенциала личности руководителя, обеспечивающего эффективность инновационной составляющей его управленческой деятельности, как особого совокупного интегрального и динамичного психологического явления.

Полученные результаты вносят определенный вклад в развитие психологии развития, управленческой психологии, управленческой акмеологии, педагогики.

Практическая значимость исследования.

Результаты проведенной работы позволяют рассматривать и изучать инновационную деятельность руководителя как одно из условий его личностно-профессионального роста.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы для изучения инновационного потенциала личности руководителя, построения модели его развития и путей оптимизации инновационной деятельности.

Разработанный в ходе исследования методический комплекс, включающий методики исследования особенностей мотивационно-потребностной сферы, направленности личности и личностно-профессиональных качеств руководителя, может быть использован при диагностике личностно-профессионального развития педагога-руководителя в процессе оценки эффективности его деятельности и для определения перспектив его дальнейшего профессионального роста, а также при отборе кандидатов в резерв на выдвижение.

Материалы исследования составили основу спецкурса «Психологические факторы инновационной деятельности в образовательных системах» для студентов факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, а также применением математических методов обработки и анализа результатов с помощью различных автоматизированных статистических пакетов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

В течение шести лет автор проводила практическую работу в качестве руководителя инновационного образовательного учреждения «Экспериментальная авторская школа» г. Ульяновска и возглавляла Поволжскую ассоциацию инновационных школ.

Теоретические и экспериментальные результаты работы докладывались и обсуждались на методологических семинарах кафедры психологии Ульяновского государственного университета (Ульяновск, 1991;98г.г.), кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ (Москва, 1997;98г.г.), на ежегодных межрегиональных научно-методологических семинарах «Психологические проблемы образования» (Ульяновск, 19 961 998гг.), а также на различных научно-практических конференциях (Москва, 1994, 1997, 1998 гг., Пенза, 1996 г., Ульяновск, 1994;98гг.), Всероссийском семинаре-конкурсе авторских школ «Эврика-96» (Москва, 1996 г.), международной конференции по проблемам нетрадиционного образования (USA, Stors, 1997 г.).

По теме диссертации опубликовано 6 научных работ. Результаты проведенной работы нашли свою реализацию в муниципальном образовательном учреждении «Экспериментальная авторская школа» и двух ее филиалах (г.г. Ульяновск, Пенза) — ВДЦ «Орленок» и ряде образовательных учреждений разного типа г. г. Ульяновска, Пензы, Москвы в процессе оценки эффективности деятельности руководителей с последующим анализом и рекомендациями по оценке их личностно-профессиональных особенностей и развитию инновационного потенциала.

Основные положения, выносимые на защиту: Инновационная деятельность руководителя образовательного учреждения является одним из существенных условий его личностно-профессионального развития, проявляющимся в позитивном изменении степени выраженности личностно детерминированных профессионально-важных особенностей субъекта деятельности.

Использование психолого-акмеологических знаний для исследования личностно-профессионального развития в условиях инновационной деятельности дает возможность объяснять особенности поведения и выявлять характерные черты личности руководителя, проявляющиеся в процессе специально организованного изменения окружающей социальной действительности.

Личностно-профессиональное развитие руководителя образовательного учреждения, обусловленное инновационной деятельностью, проявляется в динамике его личностно-профессиональных особенностей. что находит отражение в специфике мотивационно-потребностной сферы личности, характерной личностной направленности, особом сочетании личностно-профессиональных качеств.

На динамику личностно-профессиональных особенностей руководителя образовательного учреждения в процессе специально организованного изменения окружающей социальной действительности в условиях инновационной деятельности в значительной степени влияют его психолого-акмеологические характеристики: возраст, должностной статус, успешность профессиональной деятельности, особенности индивидуальной карьеры, трудовой и управленческий опыт.

Средствами личностно-профессионального развития руководителя могут выступать: специально разработанный методический инструментарий, оптимизирующий диагностическую процедуру оценки личностно-профессиональных особенностей, и акмеологическая технология, включающая дидактическое, социально-психологическое, интегративное, управленческое, организационное, методическое обеспечение, способствующая участию руководителя в инновационном процессе, моделированию разнообразных элементов инновационной деятельности, выбору стратегии инновационного поведения.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка лите ратуры, включающего 247 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, и приложения, содержащего материалы экспериментального исследования и результаты статистической обработки дан ных. Основной текст диссертации изложен на 143 страницах, содер жит 19 рисунков и таблиц. Общий объем диссертации 183 страницы.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование проблемы формирования личностно-профессиональных качеств руководителя, обусловленных инновационной деятельностью, позволило впервые рассмотреть профессиональную инновационную деятельность в качестве одного из условий лич-ностно-профессионального развития руководителя образовательного учреждения. Изучаемый предмет рассмотрен в системе психолого-акмеологических знаний.

Применение комплексного психолого-акмеологического подхода позволило выявить зависимость развития личностно-профессиональных особенностей руководителя образовательного учреждения от психолого-акмеологических характеристик: возраста, должностного статуса, опыта управленческой деятельности, трудового стажа и определить пути профессионального роста в условиях инновационной деятельности.

В диссертационном исследовании нашли подтверждение гипотезы о том, что личностно-профессиональные особенности руководителя образовательного учреждения, включенного в инновационную деятельность проявляются в специфике мотивационно-потребностной сферы личности, характерной направленности личностиособом сочетании личностно-профессиональных качеств, которые взаимосвязаны между собой и образуют совокупность, которая может быть представлена как психологическая интегральная и динамическая характеристика личности руководителя — инновационный потенциал.

Проведенное исследование позволило обосновать выделение инновационного потенциала личности руководителя, обеспечивающего эффективность инновационной составляющей его управленческой деятельности.

Результаты проведенной работы убедительно показывают, возможности формирования личностно-профессиональных особенностей педагога-руководителя в условиях инновационной деятельности, путем разработанной технологии и методического инструментария, позволяющих оптимально организовать включение руководителя в инновационную деятельность, и способствующих развитию его инновационного потенциала. Все это повышает эффективность процесса подбора и оценки управленческих кадров системы образования.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы для построения модели развития инновационного потенциала личности руководителя, изучения его сущностных характеристик, качественных особенностей, составных частей, оптимизируя при этом саму инновационную деятельность.

Разработанный в ходе исследования методический комплекс, включающий методики, направленные на исследование особенностей мотивационно-потребностной сферы, направленности личности и личностно-профессиональных качеств руководителя, может быть использован при диагностике личностно-профессиональных особенностей педагога-руководителя в процессе оценки эффективности его деятельности и для определения перспектив его дальнейшего профессионального роста, а так же при отборе кандидатов в резерв на выдвижение.

В целом, проведенная работа показала необходимость продолжения серии подобных исследований и наметила их перспективные направления, среди которых психолого-акмеологический анализ инновационного потенциала как свойства личности и инновационной компетентности как акмеологической категории профессионализма руководителей различных уровней занимаемых должностей и профессий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.-335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991,-299с.
  3. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. /Под ред. А. В. Филиппова. М.: Московский институт управления, 1989, — 153с.
  4. К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. -159с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.Т. 1.-230с.
  6. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1973. — 32с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, — 380с.
  8. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.-Кн.1.-318с.- Кн.2.-295с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 415с.
  10. Ю.Анисимов О. С. Акмеологическая концепция самоорганизации педагога: творчество и рефлексивная культура мышления: Автореф. дисс. докт. наук. М.: РАО, 1994. — 55с.
  11. П.Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. /ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991. — 416с.
  12. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой ак-меологии. М., Новгород, 1995. — 272с.
  13. С.А., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др. Методы акмеоло-гических исследований. Кострома: Упр. образ., 1994. — 102с.
  14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. /Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990, — 603с.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976, — 158с.
  16. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
  18. И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих: Автореф. канд. наук. М.: РАГС, 1997. -22с.
  19. Е.С., Черпинский Н. В. Руководство работой школы. Киев: Наукова думка, 1970. — 262с.
  20. В. Реформируется ли образование? // Мир образования. -№ 0, — 1995.
  21. Бестужев-Лада И. В. Социальный прогноз и социальное нововведение. //Социологические исследования. № 8, — 1990.
  22. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. /Сост. М. Г. Данильченко, А.А. Никольская- Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т.1.-301с.- Т.2.-399с.
  23. М.В. Идеальная школа XX века почему не получилось? // Мир образования. — № 10. — 1996.
  24. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -187с.
  25. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.
  26. Л.Ф., Мороз С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200с.
  27. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Дело, 1990. — 178с.
  28. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1969. — 159с.
  29. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990. 283с.
  30. ЗГВудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. /Пер. с англ. — М.: Дело, 1991. — 320с.
  31. .З. Профессиональная карьера учителя. //Мир образования. -№ 1. 1996.
  32. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. //Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1982. — Т.З. — 365с.
  33. В.К., Захаров В. А. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982.-167с.
  34. П.Я. Проблема деятельности в советской психологии. //Проблема деятельности в советской педагогике. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 118с.
  35. Ф. Психология управления: основные проблемы. М.: Прогресс, 1982. -424 с.
  36. B.C. Справочник менеджера образования. В 2х томах. -М.: Новая школа, 1995. T. l 252с., Т.2. — 247с.
  37. У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991. — 184с.
  38. Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982. -463с.
  39. Е.Т. Управленческие нововведения. М.: Экономика, 1985.- 160с.
  40. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. -М., 1995. с.
  41. А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993. — 156с.
  42. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32с.
  43. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993.- 75с.
  44. В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 120с.
  45. Ю.И. Организаторский потенциал личности руководителя. //Промышленная социальная психология. Л.: ЛГУ, 1982. -360с.
  46. В.В. Если вы выбираете частную школу. Мир образования.- № 0. 1985.
  47. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во Минобразования РФ, 1992. — 40с.51.3анков JI.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1996. -424с.
  48. М.Г. Организация труда директора школы. М.: Просвещение, 1971. 176с.
  49. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 93с.
  50. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы. //Сб. научн. тр. Псков: Изд-во Псковского пед. Института, 1992. — С.44−58
  51. Исследование проблемы психологии творчества. /Под ред. Я. А. Пономарева и др. М.: Наука, 1983. — 336с. бГКабаченко Т. С. Психология управления. 4.1-М.: Наука, 1996. -340с.
  52. С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.-224с.
  53. И.В. Об одном из подходов к проблеме кадров в управленческую группу //В сб.: Психолого-педагогические проблемыуправления и организации учебно-воспитательных процессов. -Ульяновск: фМГУ, ЛЭПИ, 1995. С.89−98.
  54. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный: Чечено-ингушский Госуниверситет им. JT. Толстого, 1990. — 138с.
  55. В.А. Директор-учитель-ученик. М.: Знание, 1982. -67с.
  56. В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, -№ 8 — 1979.
  57. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. М.: Педагогика, 1984. — 124с.
  58. А.И. Экспериментальное исследование процесса руководства // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: АПН СССР, 1974. — 184с.
  59. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 223с.
  60. Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400с.
  61. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. — 56с.
  62. Коллектив, личность, общение: словарь социально-психологических понятий /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 143с.
  63. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: МГУ, 1983. с.
  64. Е.И. Женщина-руководитель. М.: Московский рабочий, 1989.- 173с.
  65. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
  66. Концепция современной общеобразовательной и профессиональной школы. //Народное образование. № 2−3. — 1994.
  67. Г. Б. Всемирная история педагогики. М.: Педагогика, 1994. -442с.Ш
  68. Ю.Д. Руководитель трудового коллектива. -М.: Наука, 1987. 86с.
  69. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского,
  70. М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  71. В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Автореф. канд. наук. СП б, 1993. — 24с. ф 81. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. — М.: Дело, 1993. — 352с.
  72. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991. — 207с.
  73. В.В. Организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа: Автореф. канд. наук. Брянск, 1994. — 21с.
  74. Л.Д. Каким быть руководителю. Психология управленческой деятельности. Л.: Лениздат, 1986. — 158с.
  75. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.
  76. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 119с.
  77. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. /Междун. академия акмеол. наук, Научно-исследовательский центр разв. творч. СП б: ЛГУ, 1993. — 53с.
  78. А. Школы нового типа как зеркало перемен. //Частная школа. № 3, 1995.
  79. B.C., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. Н. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: Новая школа, 1995. — 220с.
  80. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М., 1994.-242с.
  81. Н.В., Семирягина Л. М., Симоненко И. Л. Диагностика латентной структуры деловых качеств руководителя. //Социологические исследования. № 10. — 1991.
  82. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. -М.: Изд-во МГУ, 1971. -40с.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  84. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. — 17с.
  85. Э.В. Критерии и методика отбора на должность директора общеобразовательной школы: Автореф. канд. наук М., 1995. -22с.
  86. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318с.
  87. А.С. Соч. в 7-ми т., т.5. М.: Мысль, 1960. — 588с.
  88. С.Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989. -239с.
  89. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.:ЛГУ, 1975. — с.432.
  90. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя.//Советская педагогика. № 8. — 1990.
  91. А.К. Психология профессионализма. М.: Межд. гума-нит. фонд «Знание», 1996. — 308с.
  92. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  93. С.Д. Профессионалы в управлении.-Л. Лениздат, 1991,-143с.
  94. Ю4.Маслов С. Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя. Автореф. канд. наук. -М.: РАУ, 1994. 20с.
  95. Ю5.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. -287с.
  96. Материалы Всероссийского семинара «Проблемы теории и практики инновационных процессов в системе образования». Новгород, 1990. — 56с.
  97. B.C. Психология индивидуальности. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -448с.
  98. Методы акмеологического исследования. /Под ред. С.А. Аниси-мова, А. А. Деркача, Н. И. Конюхова. М., 1994. — 286с.
  99. Ю9.Мильман В. Э. Мотивация и эмоциональность: их измерение и взаимосвязь у учащихся. //Эмоции в физическом воспитании ^ школьников и молодежи. Воронеж, 1986. — С.87−103.
  100. ПО.Мильман В. Э. Производительная и потребительная мотивация. // Психологический журнал. № 1. — 1988.
  101. Ш. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Изд-во Центр «Академия», 1997. -432с.
  102. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: Изд-во МГПИ, 1985. — 103с.
  103. Нововведения в организации управления образования.,'Под ред. Г. И. Оглоблина М.: Знание, 1992. — 143с.
  104. Л.И. История русской общественной мысли. М.: Изд-во МЭГУ, 1993. — 166с.
  105. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа, 1991. — 78с.
  106. Первая вершина. //Сб. Школа Радости. Выпуск 3. /Под ред. Н. Ю. Синягиной, Е. Г. Чирковской. Ульяновск, УлГУ, 1997. — 36с.
  107. И. Нововведение в организациях. М.: Экономика. 1980. — 144с.
  108. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  109. Т., Уотермент Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. -418с.
  110. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 175с.
  111. К.К. Проблемы личности в социальной психологии. /В сб.: Проблемы социальной психологии (Материалы Всесоюзного совещания). М.: Политиздат, 1970. — С.28−35
  112. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993, — 64с.
  113. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Автореф. дисс. доктора наук. М., 1994, — 24с.
  114. И.Б. Об оптимальном соотношении компонентов структуры деятельности руководителя //Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: АПН СССР, 1974. — 184с.
  115. Я.А. Психология творчества /Я.А. Пономарев- АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1976. -303с.
  116. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996, — 70с.
  117. М.М., Моисеев А. О многообразии видов образовательных учреждений. //Мир образования. № 9 — 1996.
  118. Практикум по психодиагностике. Псидиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. — 160с.
  119. Практическая психология. /Под ред. Тутушкина М. К. СП б.: Прогресс, 1994. — 325с.
  120. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Знание, 1989. — 271с.
  121. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ. /Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987. -168с.
  122. Проектирование и организация нововведений. //В сб. Трудов ВНИИСИ, Вып. 17. М, 1987. — 112с.
  123. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. .М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — 232с.13 8. Психологическая наука в России XX. /Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1997. — 406с.
  124. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. М.: Педагогика, 1995. — 56с.
  125. Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского и М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.141 .Психология развивающейся личности. /Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1987. — 238с.
  126. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: просвещение, 1991. 303с.
  127. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). /Под ред. А. А. Деркача, М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996, — С. 102−132, С. 398.
  128. Э., Роджерс Р. Коммуникации в организациях. /Под ред. Л. И. Евенко, М.: Экономика, 1980. — 176 с.
  129. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ. М.: Просвещение, 1993.-79с.
  130. Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности. -С-Пб., С-Пб. ГУ, 1994.- 156с.
  131. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. /Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. Лазарева B.C. М.: Новая школа, 1995. — 532с.
  132. СЛ. Основы общей психологии. В 2-х т. АПН СССР.- М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-485с.- Т.2.-322с.
  133. АЛ. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1973. 175с.
  134. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. //Вопросы психологии. -№ 2.-1983.
  135. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. — 215с.
  136. A.M. Пособие для начинающих робеспьеров. Стиль работы и образ жизни руководства. — М.: Экономика, 1985. — 145с.
  137. Ю.В. Руководитель организации и его команда. М., 1996.- 112с.
  138. Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. М.: РАГС, 1996.- 118с.
  139. Н.Ю. Диагностика, развитие, контроль. //Народное образование. -№ 2−3 1994.
  140. Н.Ю. Задача с 14 известными. //Народное образование. -№ 2−3. 1994.
  141. Н.Ю. Основы познавательного и личностного развития учащихся в авторской школе. М. — Ульяновск: Darp, 1996. — 134с.
  142. Н.Ю. Психологические проблемы образования. Ульяновск: Darp, 1995. — 112с.
  143. Н.Ю., Синягин Ю. В. Авторская экспериментальная школа в Ульяновске //Приоритеты образования младшего школьника. Ульяновск: фМГУ, 1996. — С.3−12
  144. Н.Ю., Синягин Ю. В., Трифонова Л. И. Концепция начального образования в авторской школе. //Частная школа. № 3 -1995.
  145. Н.Ю., Лебедева Л. Д. Психология развития младшего школьника в авторской школе. Ульяновск: Darp, 1996. — 124с.
  146. Словарь иностранных слов. 19 изд., стер. М: Рус.яз., 1990. — 624с.
  147. Словарь русского языка./ Институт рус.яз. АН СССР.-М.: ГИС, 1961. 520с.
  148. Словарь русского языка: В 4-х т./ Гл. ред. А. П. Евгеньева. изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., — 1982. — Т.2. — 736с.
  149. В.В. Искусство управления. Киев: Молодь, 1982. -174с.
  150. О.С. Инновационные диспозиции личности, их взаимосвязь и влияние на отношение к социальным изменениям: Автореф. канд. наук, СП б., 1991. 24с.
  151. Советский энциклопедический словарь. /Под ред. A.M. Прохоров, и др. 4-е.изд., испр. и доп. М.: Сов. энцикл., 1989. — 1632с.
  152. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая ин-новатика: рефлепрактические методы. М.: Луч, 1993. — 63с.
  153. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. -Санкт-Петербург: СП б. акмеол. академия, 1995. — 168с.
  154. Г. В. Математика для психологов. JL: ЛГУ, 1972. -428с.
  155. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Наукова думка, 1972. -204с.
  156. В.А. Сто советов учителю. Киев: Наукова думка, 1984. — 188с.
  157. С.И. Основы управления. Курс лекций. М.: РИО РТА, 1995.-120с.
  158. Г., Кустабаева Е. Инновации: подлинное и мнимое. //Директор школы. № 2. — 1996.
  159. Теоретические проблемы психологии личности. Сборник статей. /Под ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1974. — 319с.
  160. .М. Психология. Учеб. для средн. шк. Изд. 6-е, испр. М.: Учпедгиз, 1952. — 254с.
  161. П.И. Модели развития школьной организации. М.: Новая школа, 1995. — 58с.
  162. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Из-во Акад. наук Грузин. ССР, 1961. 210с.
  163. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160с.
  164. У правление образованием: Состояние и перспективы. /Под ред. Г. И. Оглоблина. М.: Прогресс, 1991. 346с.
  165. Управление школой: теоретические основы и методы. /Под ред. B.C. Лазарева. М: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336с.
  166. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. /Сост. Г. П. Подвойский. — М.: Республика, 1992. -349с.
  167. А.А. Избранные труды /Под ред. Е. М. Крепса, -Л.: Наука, 1978. 358с.
  168. К.Д. и русская школа /Под ред. Е. П. Белозерцева. М.: Педагогика, 1994. — 164с.
  169. М.Р. Энциклопедия современного управления. Т. З М.: Экономика, 1992. — 465с.
  170. Д.И. Психология развивающей личности. М.: Изд-во «Институт практ. психол.», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -512с.
  171. Философский словарь. /Под ред. И. Г. Фролова. 6-е изд. перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. — 560с.
  172. Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. — 839с.
  173. Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989. -206с.
  174. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. -М.: Прогресс, 1987. 270с.
  175. В. Человек в поисках смысла. /Под ред. Л. Д. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  176. Фридман JIM. Педагогический опыт глазами психолога. М.:Просвещение, 1987. 257с.
  177. А.У. Руководитель, его личность и деятельность. М. Знание, 1981, — 68с.
  178. X. Мотивация и деятельность (В 2 Т.: Пер. с нем.). М. Педагогика. — Т.1.-1986. — 408с.- Т.2.-1986. — 391с.
  179. О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. Методическое пособие для руководителя образовательного учреждения. М.: Новая школа, 1994. — 64с.
  180. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1996. -26с.
  181. Р.Х. Опыт успешного руководства. М.: Экономика, 1981. -126с.
  182. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студ-тов пед. ин-тов. / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 447с.
  183. А., Зиглер Д. Теории личности. СП б.: Питер-Пресс, 1997. -608с.
  184. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. / Под ред. Е. Д. Дорофеева, JI.A. Седова. М.: Институт психологии РАН, 1997.- 95 с.
  185. Человек производство — управление: Психологический словарь -справочник руководителя. /Под ред. А. А. Крылова. — Л.: ЛГУ, 1982. — 348с.
  186. Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителя в условиях инновационных школ: Автореф. доктора наук. Казань, 1995. — 240с.
  187. Е.Г., Пазекова Г. Е. К вопросу о школе до школы. П Диагностика и коррекция психофизического развития младшего школьника: Материалы всероссийской научно практической конференции. — Ульяновск: УлГПУ, 1998. — С. 10−11
  188. Е.Г. Организация учебно-воспитательной работы в авторской школе. // Развитие личности. Теоретические подходы. Опыт. Перспективы. / Под ред. В. Тарасова. Пенза, НМД, 1997.-С.105−108
  189. Е.Г. Первая авторская школа в Ульяновске. //Частная школа, № 2, 1995.
  190. Е.Г. Роль родителей в подготовке детей к школе. // Психологические проблемы образования. Материалы научно-практической конференции. Ульяновск: фМГУ, 1996.-С.12−16
  191. Е.Г., Синягина Н. Ю. Стараемся минусы превращать в плюсы. // Мир образования, № 9. — 1996.
  192. Е.Г., Синягина Н. Ю. Школа задолго до первого сентября или когда интересно учиться. // Народное образование, № 34, — 1996.
  193. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185с.
  194. Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского кол-лектива.-М.: Знание, 1979. 48с.
  195. Р.Х. О структуре функций управления школой. Радянь-ска школа. — № 4. — 1974.
  196. Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: Руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208с.
  197. Т.П., Ахлестин А. И. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. М: изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. -146с.
  198. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1985. — 246с.
  199. П.Б. Метод экспертных оценок. М.: МГУ, 1987. — 268с. 225. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В.
  200. , В.П. Зинченко- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. -554с.
  201. Эффективность управленческого труда. Киев: Наукова думка, 1974. 184с.
  202. Юнг К. Психологические типы. /Под ред. В. Зелинского, С. П. Ювенюта. М.: Изд. Фирма «Прогресс-Универс», 1990. — 240с.
  203. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. -М.: Просвещение, 1991. 127с.
  204. Е.А. Субъекты общественной психологии //Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: Мысль, 1988. — 285с.
  205. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. — 295с.
  206. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317с.
  207. Е.А. Педагогический ансамбль школы. М.: Знание, 1987.-79с.
  208. М.Г. История психологии. 2-е перераб. изд. М.: Мысль, 1976. -463с.
  209. Arkes H.R., Garske J.P. Psychological theories of motivatio. Monterey: Brooks, 1982. -450p.
  210. Bass B.M., Barrett G.V. People, work and organizations: An introduction to industrial 2. Organizational psychology. 2d ed. — Boston ets.: Al-lyn& Bacon, 1981. — 673p.
  211. Bechtler H. Gruppenarbeit mit alteren Menschen. Freiburg: Lamber-tus, 1991. -208s.
  212. Chirkovskaya H., Varlamova S. Parens & Teachers: their cooperation in developing talented and gifted children at the elementary school /Confrantute.-Storrs:Universitet of Connecticut, 1997.-p.78
  213. Englander M.E. Strategies for classroom discipline. N.Y.- London: Praeger, 1986. — 359p.
  214. Forgas J.P. Soziale Interaktion und Kommunikation. Weinheim: Psych. Verl. Univ. 1992.12. — 324s.
  215. Fraisse P. Psychologie der Zeit. Munchen- Basel: E. Reinhardt, 1985. -334s.
  216. Gebert D. Organisationspsychologie: Person and Organisation. Stuttgart: Kohlhammer, 1992. — 343s.
  217. Guthke I. Psychodiagnostik. Berlin: Dt. Verl. der Wiss., 1991. — Bd.2. -361s.
  218. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y.: Harper, 1954. — 41 lp.
  219. Maslow А.Н. Toward a Psychology of Being. N.Y.: Van Nostrand
  220. Reinhold, 1968. 240p. 245. Sinyagina N.Y. New approache to creativy Development in Schoois. -10-th World Congress of Giffed and Talented Education. — Toronto, 1993, pp.14−19.
  221. Steers R.M., Porter L.W. Motivation and work behavior. N.Y. etc.:
  222. McGraw-Hill, 1983. 658p. 247. Torrance E.P. Creativity und Futurism in Education // Educ. — 1980. -Vol.100. -N4-P.298−311.
Заполнить форму текущей работой