Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития
Диссертация
В подростковом периоде наибольшую проблему представляют правонарушения. В современном мире накоплен многолетний опыт применения различных профилактических и коррекционных программ (Tarnowski, Rohrbeck, 1993), однако оказалось, что многие из них неэффективны (Tremblay, Craig, 1995), а некоторые приводят к противоположному результату (Eckenrode et al., 1993; Goodman, Scott, 1998). Современные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Психологическая природа приспособления личности
- 1. 2. Приспособление личности в критические периоды развития
- 1. 3. Значение социальных факторов в процессе приспособления личности
- ГЛАВА 2. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ПРЕДМЕТ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
- 2. 1. Развитие представлений об индивидуальности человека
- 2. 2. Темперамент как индивидуальный стиль поведения
- 2. 3. Взаимосвязь индивидуальных и социальных факторов в процессе развития личности
- ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
- 3. 1. Методы исследования
- 3. 2. Особенности приспособления личности в раннем детстве
- 3. 3. Приспособленность, отклонения в поведении и эмоциональные расстройства в подростковом возрасте
- 3. 4. Социальные факторы приспособления в критические периоды развития
- ГЛАВА 4. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
- 4. 1. Методы исследования индивидуальных особенностей личности
- 4. 2. Темперамент и конституция в раннем детстве
- 4. 3. Темперамент в подростковом возрасте
- 4. 3. Взаимосвязь темперамента и социальных факторов в критические периоды развития
- 4. 4. Темперамент как фактор индивидуального стиля приспособления в критические периоды развития
Список литературы
- Аминев Г. А. Новое направление в изучении нейроструктурных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С.
- Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. Л., 1949.
- Анохин П.К. Психическая форма отражения действительности // Избранные труды (Философские аспекты теории функциональной системы). М., 1978. — С. 336−360.
- Анциферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С. 37−50.
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л.: Наука. — 1975. — С. 5−67.
- Афтанас Л. И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000, — 210 с.
- Белоус В. В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психологический журнал. 1996. — Т. 17, № 1. — С. 44−51.
- Берг Л.С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977. — 387 с.
- Бехтерев В. М. Психопатия (психонервная раздражительная слабость) и ее отношение к вопросу о вменяниию Казань, 1886. — 31 с.
- Бехтерев В М. Об индивидуальном развитии нервно-психической сферы по данным объективной психологии // Вестник психологии. 1910.
- Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Тонковой- Ямпольской Р. В., Шмидт-Кольмер Е., Хабинаковой Э. Москва: Медицина, 1984. — 207 с.
- Войтенко В.П., Полюхов A.M. Системные механизмы развития и старения. Л.: Наука, 1986. 184 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1957. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 3. — С. 126−141.
- Вяткин Б. А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь,.1992. С. 37−55.
- Галкин А. А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс. 1998. — № 10. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика // Избранные труды. М., 1964. — 292 с.
- Голдберг Л.Р., Шмелев А. Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках // Психологический журнал.1993. Т. 14, № 4. — С. 32−39.
- Голубева Э. А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Те-плова // Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997.-С. 163−187.
- Грей Дж. Нейропсихология эмоций и структура личности // Журнал высшей нервной деятельности. 1987. — Т. 37, Вып. 6. — С. 1011−1024.
- Гринене Э, Вайткявичюс В -Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников // Физиология человека. 1990. — Т. 16, № 1. — С. 88−93.
- Дарский Л. Е, Бондарская Г А. Брачное состояние женщин и рождаемость // Демографические процессы в СССР сб. науч.тр. М, 1990, — С. 28−57.
- Дементьева И.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М.: Наука, 1991. — 112 с.
- Дещекина М. Ф., Демин В. Ф., Балаболкина JI.M. и др. Многофакторный анализ причин, влияющих на характер адаптации детей раннего возраста к пребыванию в детском дошкольном учреждении // Материнство и детство. 1992. — № 10−11. — С. 25−26.
- Дзятковская Е.Н., Нодельман В.И, Восторотина З. И. Здоровье и образование. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1998. — 316 с.
- Ц Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997. 328 с.
- Ефимов Н И., Розендорн Э Р. Линейная алгебра и многомерная геометрия. М.: Наука, 1970. 528 с.
- Жариков Н.М., Иванова А. Е., Анискин Д. Б., Чуркин А. А. Самоубийства в Российской Федерации как социопсихиатрическая проблема // Ж. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. — Т. 97, № 6. — С. 9−15.
- Залевский Г В Сибирские психологи в реформировании современного образования в регионе//Сибирский психологический журнал. 1997. — № 4. — С 9−13.
- Зернов Н. Г, Бальмагия Т А. Конституция детей и подростков // Педиатрия. 1977. -№ 9. — С. 82−85.
- Иванов-Смоленский А. Г. Экспериментальное исследование высшей нервной деятельIности ребенка // Физиологический журнал СССР. 1935. — Т. 19, № 1,
- Кант И Собр соч., т.6. -М., 1966.
- Кендэл М Временные ряды М.- Финансы и статистика, 1981 — 199 с.
- Кендалл М., Стюарт А. Многомерный статистической анализ и временные ряды / Пер. с англ. М.: Наука, 1976. — 736 с.
- Кербиков О.В. Избранные трудыю М.: Медицина, 1971. — 312 с.
- Клиорин А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л.: Наука, 1979. 164 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Характер. Л. Изд. ЛГУ, 1957.
- Колдуэлл Б.М. Программы по раннему детству в Америке и за рубежом // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. -С. 227−243.
- Колпаков В.Г., Чугуй В. Ф., Макаров В В., Ровда Ю. И., Чепкасов И. Л. Определение темперамента у детей посредством родительских опросников // Известия СО АН СССР. Серия биологических наук. 1987. — № 6/1. — С. 128−132.
- Колпаков В.Г., Макаров В В., Хрячкова Н. А., Чугуй В. Ф., Чепкасов И. Л. Определение темперамента у детей первых лет жизни посредством родительских опросников // Известия СО АН СССР. Серия биологических наук. 1984. — № 13, Вып.2. — С. 115−121.
- Кольцова М.М., Усов А. Г. Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека // Возрастная физиология. Л., 1975. — С. 550−573.
- Кондратьев М.Ю. Типологические особенност психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 69−78.
- Корнетов Н А. Клиническая антропология в психиатрии. // Актуальные вопросы медицинской и клинической антропологии. — Томск, Издательство Томского университета, 1998. — 114 с.
- Красногорский Н.И. О типовых особенностях высшей нервной деятельности у детей // Журнал высшей нервной деятельности. 1953. — Т. 3, Вып.2.
- Кречмер Э Строение тела и характер. М.: Госиздат, 1924. — 283 с.
- Кривощеков С.Г., Леутин В. П., Чухрова М. Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптации. Новосибирск, 1998. — 100 с.
- Крупное А. И. Психологический анализ индивидуальных различий активности человека. Автореф. дис. д-ра. психол. наук. -М., 1984.
- Куприянова О.О., Нидеккер И. Г., Вульфсон И. Н. Математический анализ сердечного ритма здоровых подростков и детей с повышенным артериальным давлением // Физиология человека. 1978. Т. 4, № 4. — С. 734−741.
- Куприянова О.О., Нидеккер И. Г., Бродецкая Е. Е. Волновая структура сердечного ритма здоровых детей // Физиология человека. 1988. — Т. 14, № 2. — С. 328−331.
- Куприянова О.О., Нидеккер И. Г., Кожевникова О. В. Метод компьютерного анализа ритма сердца у детей по данным суточного мониторирования // Физиология человека. 1995. -Т. 21, № 2. С. 160−164.
- Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере. СПб., 1909. 354 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Пг. Госиздат, 1922.
- Левитов Н.Д. Психология характера. Изд. 3. М.: Просвещение. 1969.
- ЛеонгардК. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
- Леонтьев В.Г. Послесловие // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. — С. 260−261.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
- Лесгафт П.Ф. Темперамент // Избр. педагогические соч. М.: Педагогика, 1988. — С. 115−134.
- Лисина М И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
- Ломов Б Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. -С. 31−45.
- Макарова З.С. Знание степени отягощенности наследственности в оценке состояния здоровья детей раннего возраста // Здравоохранение Российской Федерации. 1992. — № 1. -С. 8−9.
- Макарова З.С., Черток Т. Я., Тонкова-Ямпольская Р.В. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей раннего возраста // Педиатрия. 1990. — № 5. — С. 59−64.
- Малых С Б., Егорова М. С., Мешкова Т А. Основы психогенетики. М.: Епидар, 1998.742 с.
- Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте. -Л. Практическая Медицина, 1925. 238 с.
- Матени-мл. А. П. Генетические основы развития детей// Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. — С. 90−89.
- Махинько В.И., Никитин В Н. Обмен веществ и энергии в онтогенезе // Возрастная физиология. Л.: Наука. — 1975. — С. 221- 262.
- Медведев О С. Эмоциональные напряжения и стресс // Физиология кровообращения. Регуляция кровообращения Л.: Наука. — 1986. — С. 507−525.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М. Просвещение, 1985. — 319 с.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. -303с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. М.: «Институт практической психологии», 1996. — 448 с.
- Миклашевская Н.Н., Соловьева B.C., Година Е. З. Ростовые процессы у детей и подростков. М. Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 184 С.
- Мирущенко И И. Динамика индекса напряжения в онтогенезе // Ж. эволюц. биохимии и физиол. 1991. — Т. 27, № 2. — С. 218−223.
- Морфология человека: Учеб.пособие. 2-е изд./Под ред. Б. А. Никитюка, В. П. Чтецова. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 344 с.
- Мостеллер Ф., Тьюки Дж. Анализ данных и регрессия: В 2-х вып. / Пер. с англ. Под ред. Ю. П. Адлера. М.: Финансы и статистика, 1982. — 317с.
- Мухина B.C. Детская психология: М.: Просвещение, 1985. 272 с.
- Мясищев В Н. Личность и неврозы. Л. Изд. ЛГУ, 1960. 426 с.
- Небылицын В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии. 1971. — № 6. — С.
- Небылицын В. Д. Темперамент // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М. Наука, 1976. — 336 с.
- Никитюк Б.А. Конституция человека// Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Антропология. 1991. — Т. 4. — С. 3−149.
- Никитюк Б.А., Корнетов Н А. Интегративная биомедицинская антропология. Томск, Изд-во Томского университета, 1998. — 182 с.
- Обухова Л. Ф Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -191 с.
- Общая физиология нервной системы. Л.: Наука, 1979. — 717 с.
- Олейник Ю Н. Формирование отечественной психологии индивидуальных различий как научной дисциплины // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990. — С. 137−146.
- Онтогенетические особенности адаптации детей: оценка здоровья, профилактика и реабилитация его нарушения у детей в условиях организованных коллективов. -Москва, 1985.
- Осколкова М. К, Вульфсон И. Н. Возрастная динамика основных функциональных показателей системы кровообращения у здоровых детей // Физиология человека. 1978. — Т. 4, № 4. — С. 723−733.
- Оутс Р К Плохое обращение с детьми // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. — С.179−198.
- Оценка типов конституции у детей и подростков. Сборник научн. трудов НИИ ОП АПН СССР / Под ред. Б. А. Никитюка. М., 1975. — 80 с.
- Павлов И, П. Естествознание и мозг (1910) Н 20-летний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных. М., 1951. — С. 72−80.
- Павлов И.П. Условный рефлекс (1935) И 20-летний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных. М., 1951. — С. 448−462.
- Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож//20-летний опыт объективного изучения ВНД (поведения) животных. М., 1951. — С. 295−301.
- Павлов И.П. Мозг и психика / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: «Институт практической психологии», 1996. — 320 с.
- Панасюк А.Ю. Адаптация и апробация личностного опросника Кэтелла (HSRQ) // Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978. -С. 61−69.
- Панасюк Т В. Телосложение и процессы роста детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: Дисс.. канд. биол. наук. М, 1983. — 179 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
- Пломин Р. Среда и гены. Что определяет поведение? // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых / Под ред. Е. Р. Слободской Новосибирск, 1994.-С. 71−89.
- Поливанова К Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С 20−33.
- Попович Д., Бранкович М., Бубань Р., Станкович С., Попович Р. Факторный анализ как альтернативный метод определения морфологических характеристик // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 3. — С. 54−57.
- Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Книга 1/ сост. Кузнецова И В., АхутинаТ.В. и д р. М., 1997. 118 с
- Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А. Г. Рузской. М. Педагогика, 1989. -216 с.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. — 332 с.
- Руководство по применению вопросника Р. Б. Кэтелла: Материалы народного предприятия «Психодиагностические и дидактические тесты», — Братислава, 1974.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.- 352 с.
- Русалов В.М. Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека. М.. Наука, 1988. — 176 с.
- Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий, некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований// Психологический журнал. 1991. Т. 12, N.5. — С. 3−17.
- Русалов В.М. Измерение темперамента человека//Психологический журнал. 1992. -Т. 13, № 2. — С. 133.
- Русалов В.М., Гусева О. В. Сокращенный вариант личностного опросника Кэтелла (8PF) // Психологический журнал. 1990. — Т. 11, N. 1. — С. 34−48.
- Рухманов А. А. Личностные аспекты психосоматических взаимоотношений при гипертонической болезни (Обзор) // Ж. невропатол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. — Т. LXXXY, Вып. 6. — С. 915−925.
- Рыбинский Е М. Конвенция ООН о правах ребенка и реальности детства в современной России II Семья в России. 1995. — N 3−4. — С. 54.
- Рыбинский Е.М. Детство в России: реальности и проблемы. М., 1996. — 152 с.
- Слободская Е.Р. Изучение общения сверстников в группе детских яслей // Клинические и экспериментальные аспекты общей патологии. Новосибирск. — 1980. — С. 71−75,
- Слободская Е.Р. Поведение и состояние вегетативной нервной системы детей раннего возраста, посещающих ясли. Автореф. Дис.. канд. мед. наук. — Новосибирск, 1989. — 19 с.
- Слободская Е.Р. Индивидуальные особенности поведения и вегетативного тонуса детей раннего возраста, посещающих ясли // Физиология человека. 1992. — Т. 18, № 4. — С. 8490.
- Слободская Е.Р. Развитие детей: современное научное мировоззрение и российская действительность (введение)// Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ. Новосибирск, 1994. — С. 10−32.
- Слободская Е.Р. Динамика ортоклиностаза и индивидуально-типологические особенности сердечного ритма у детей раннего возраста// Физиология человека. 1995. — Т. 21, № 2. — С. 54−60.
- Слободская Е.Р., Плюснин Ю. М. Внутригрупповые механизмы социалимзации детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 50−57.
- Смирнова Е.О., Гуськова Т В. Исследование общения дошкольников со сверстниками возраста // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 167−174.
- Состояние здоровья и профилактика заболеваний детей в организованных коллективах. Республиканский сборник научных работ/Под ред. А. И. Волкова, В. Ю. Альбицкого. -Горький: Горьковский медицинский институт, 1989.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Тонковой-Ямпольской Р. В, Шмидт-Кольмер Е., Атанасовой-Вуковой А. Москва: Медицина, 1980. -232 с.
- Строганова Т А., Цетлин М М. Психофизиологические характеристики темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию // Физиология человека. 1998. — Т. 24, № 3. — С. 27.
- Теплов Б. М. О понятии слабости и инерности нервной системы // Вопросы психологии. 1955. 6.-С. 3−15.
- Теплов Б. М. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. -М. 1956. — С. 5−123.
- Теплов Б М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 108−130.
- Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1963. — N® 5. -С. 38−47.
- Тэннер Дж. Рост и конституция человека // Биология человека. 1970. — С. 366−471.
- Умрихин В. В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1987. — 204 с.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. Москва. Медицина, 1987. — 304 с.
- Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ /Ким Дж.-О., Мьюл-лер ЧУ., Клекка У. Р. и др. М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 с.
- Физиология развития ребенка/Под ред. Б. И. Козлова, Д А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983. -296 с
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. Пер. с англ. Москва. Центр общечеловеческих ценностей, 1992. -511с.
- Фролькис В В. Сердечно-сосудистая система и возраст// Возрастная физиология. J1.: Наука. — 1975. — С. 109−156.
- Хит Б.Х., Картер Л. Дж. Современные методы соматотипологии. Часть II. Модифицированный метод определения соматотипов // Вопросы антропологии. 1969. — Вып. 33.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. Учеб. пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1997. -281 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. Санкт-Петербург: Питер, 1998. — 608 с.
- Чепкасов И.Л. Генетический анализ психометрических характеристик человека. Дисс.. канд. биол. наук. Новосибирск, 1992. — 223 с.
- Черток Т.Я., Нибш Г. Исследование острой заболеваемости по обращаемости у детей, посещающих ясли, в СССР и ГДР // Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста. Москва, 1987. — С. 52−57.
- Чеснис Г. Материалы к типологии детей раннего возраста // Вопросы антропологии. -1973. Вып. 44. — С. 97−108.
- Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. — С.111−122.
- Шмерлинг П.М., Кривощеков С. Г. Особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности у разных соматотипов // Физиологический журнал им. И М. Сеченова. -1992. Т. 78, № 1. — С. 90−99.
- Штефко В.Г., Островский, А Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов. М.-Л: Госмедиздат, 1929. 78 с.
- Шэффер Г. Р. Социальные взаимодействия у дошкольников // Детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. — С. 212- 226.
- Щедрина А. Г Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. Новосибирск. Наука, 1989. — 136 с.
- Щукин М. Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность // Психол. журн. 1995. — Т. 16, № 2. — С. 103−113.
- Эйнсворт М. Д. С. Привязанности за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее. Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. — С. 110- 130.
- Achenbach Т. М. Manual for the Youth Self-Report and 1991 Profile. Burlington: University of Vermont, 1991a. — 222 pp.
- Achenbach Т. M. Manual for the Child Behavior Checklist/4−18 and 1991 Profile. -Burlington: University of Vermont, 1991b. 288 pp.
- Achenbach Т. M. Manual for the Teacher’s Report Forms and 1991 Profile. Burlington: University of Vermont, 1991c. — 214 pp.
- Achenbach T.M. Empirically based taxonomy: How to use syndromes and profile types derived from the CBCL/4−18, TRF and YSR. Burlington: University of Vermont, 1993. — 212 pp.
- Achenbach Т. M" Howell С. Т., Quay H. C., Conners С. K. National survey of problems and competencies among four- to sixteen-year-olds: parents' reports for normative and clinical samples // Child Dev. Monogr. 1991. — Vol. 56, N. 3. -119 pp.
- Adler A. Understanding human nature. New York: Garden city publ., 1927. — 286 p.
- Ainsworth M.D.S., Blehar M. C ., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978.
- Ainsworth M.D.S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // Am. Psychol. 1991. — Vol.46, № 4. — P. 333−341.
- Amato P R. Single-parent households as settings for children’s development, well-being, and attainment a social network resources perspective // Sociological Studies of Children — 1995 — Vol. 7.-P. 19−47.
- Andersson B.-E. Effects of public day-care: A longitudinal study// Child Dev. 1989 — Vol. 60. — P. 857−866.
- Archer J. Childhood gender roles, social context and organization // Childhood social development: contemporary perspectives. Hove. Erlbaum, 1992a. — P. 31−61.
- Archer J. Ethology and human development. Barnes & Noble Books, 1992b. — 274 pp.
- Armstrong N" Williams J., Balding J. et al. Cardiopulmonary fitness, physical activity patterns, and selected coronary risk factor variables in 11- to 16-year-olds // Ped. Exer. Sci. 1991. -Vol. 3. — P. 219−228.
- Arlington R.E. Interrelations in the behavior of young children. N.Y.: Teachers College Columbia Univ., 1931.- 156 p.
- Asendorpf J.B. Development of inhibition during childhood: Evidence for situa-tional specificity and a two-factor model // Dev. Psychol. 1990. — Vol. 26. — P.721−730.
- Asendorpf J.B., van Aken M.A.G. Traits and relationship status: stranger versus peer group inhibition and test intelligence versus peer group competence as early predictors of later self-esteem // Child Dev. 1994. — Vol. 65. — P. 1786−1798.
- Astley C.A., Smith O A., Ray R.D. et al. Integrating behavior and cardiovascular responses, the code//Am. J. Physiol. 1991. — Vol. 261. — P. R172-R181.
- Barman S.M. Brainstem control of cardiovascular function//Brainstem Mechanisms of Behavior. New York, 1990. — P. 353−381.
- Bates J.E., Bayles K. Objective and subjective components in mothers' perceptions of their children from age 6 months to 3 years// Merrill-Palmer Quart. 1984. — Vol. 30. — P. 111−130.
- Bates J.E., Marvinney D., Kelly T. et al. Child-care history and kindergarten adjustment // Dev. Psychol. 1994. — Vol.30, N. 5. — P. 690−700.
- Bayne R. The Myers-Briggs versus the *Big Five'. Paper presented at the 9th European Conference on Personality, University of Surrey. Guldford, 1998.
- Behrman R. E" Vaughan III V. C. (Eds.) Nelson Textbook of Pediatrics, 12th edn. Philadelphia: W. B. Saunders Company, 1983.
- Beidel D C. Determining the reliability of psychophysiological assessment in childhood anxiety//! Anx. Dis 1991. — Vol. 5. — P. 139−150.
- Berg 1, Fombonne E, McGuire R, Verhulst F. A cross cultural comparison of French and Dutch disturbed children using the Child Behaviour Checklist (CBCL) // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 1997 — Vol. 6. — P. 7−11.
- Bemtson G.G., Quigley K.S., Jang J.F., Boysen S T. An approach to artifact identification. Application to heart period data//Psychophysiology. 1990. — Vol. 27, № 5. — P. 586−598.
- Berntson G.G., Cacioppo J.T., Quigley K.S. Respiratory sinus arrhythmia: Autonomic origins, physiological mechanisms, and psychophysiological implications // Psychophysiology. 1993. — Vol. 30. — P. 183−196.
- Besevegis E., Pavlopoulos V. Personality components in parental ratings of 12-year-olds: Mothers vs. fathers, boys vs. girls// Personality Psychology in Europe. Vol.7. Tilburg, 1999. — P. 129−140.
- Blurton-Jones N.G. Categories of child-child interaction // Ethological studies of child behaviour. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1972. — P. 97−127.
- Block J. Robins R.W. A longitudinal study of consistency and change in self-esteem from early adolescence to early adulthood // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development. -New York, 1995. P. 97−118.
- Bolger K.E., Patterson J.C., Thompson WW., Kupersmidt J.B. Psychosocial adjustment among children experiencing persistent and intermittent family economic hardship // Child Dev. -1995. Vol. 66. — P. 1107−1129.
- Bornstein M.H. Sensitive Periods in Development: Structural characteristics and causal interpretations //Psychol. Bull. 1989. — Vol. 105. — P. 179−197.
- Brier N. Predicting antisocial behavior in youngsters displaying poor academic achievement: A review of risk factors // J. Dev. Behav. Pediatr. 1995. — Vol. 16. — P. 271−276.
- Broberg A. Inhibition and children’s experiences of out-of-home care // Social withdrawal, inhibition, and shyness in Childhood. Hillsdale, 1993. — P. 151−176.
- Broberg A G., Lamb M.E., Hwang P. Inhibition Its stability and correlates in sixteen- to fortv-month-old children //Child Dev. 1990. — Vol. 61. — P. 1153−1163.
- Brook J.S., Newcomb M.D. Childhood aggression and unconventionality: Impact on later academic achievement, drug use, and workforce involvement // J. Genet. Psychol. 1995. — Vol. 156. — P. 393−410.
- Buss D M. Psychological sex differences Origins through sexual selection // Am. Psychol. -1995. — Vol. 50. — P. 164−168.
- Campbell S. B. Behavior problems in preschool children: a review of recent research//.!. Child Psychol. Psychiatry. 1995. — Vol. 36. — P. 113−149.
- Caring for children: Challenge to America /Lande J.S., Scarr S., Gunzenhauser N. (Eds.) -Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1989.
- Caryl P., Deary I.J., Jensen A.R. et al. Information processing approaches to intellegence: Progress and prospects // Personality Psychology in Europe. Vol.7. Tilburg, 1999. — P. 181−219.
- Charlebois P., LeBlanc M., Tremblay R.E. et al. Teacher, mother, and peer support in the elementary school as protective factors against juvenile delinquency // Int. J. Behav. Dev. 1995. -Vol. 18-P. 1−22.
- Chess S., Thomas A. Origins and evolution of behavior disorders. From infancy to early adult life. New York: Bmnner/Mazel, 1984, — 327 pp.
- Chess S" Thomas A. Know your child. New York: Basic Books, 1987. — 398 pp.
- Cheung S.K. Life events, classroom environment, achievement expectation, and depression among early adolescents // Soc. Behav. Pers. 1995. — Vol. 23. — P. 83−92.
- Cohen J. Statistical power analysis for the behavioral sciences. Second edition. New York: Academic Press, 1988.
- Cohen P., Brook J.S., Cohen J. et al. Common and uncommon pathways to adolescent psychopathology and problem behavior // Straight and devious pathways from childhood to adulthood. Cambridge, 1990. — P. 242−258.
- Compas В. E., Howell D. C., Phares V. et al. Risk factors for emotional/ behavioral problems in young adolescents: a prospective analysis of adolescent and parental stress and symptoms // J. Cons. Clin. Psychol. 1989. Vol. 57. — P. 732−740.
- Conger R. D., Ge X., Elder G. H. Jr. et al. Economic stress, coercive family process, and developmental problems of adolescents // Child Dev. 1994. — Vol. 65. — P. 541−561.
- Costa Jr. P.T., McCrae R. R, The Five-factor model of personality and its relevance to persoality disorders //J. Pers. Dis. 1992. — Vol. 6, N. 4. — P. 343−359.
- Costa Jr. P.T., McCrae R.M. Reply to Goldberg // Personality Psychology in Europe. Vol.7. -Tilburg, 1999. P. 29−31.
- Crijnen A. A.M., Achenbach T.M., Verhulst F.C. Problems reported by parents of children in multiple cultures: The Child Behavior Checklist syndrome Constructs // Am. J. Psychiatry. 1999. -Vol. 156. — P. 569−574.
- Derryberry D ., Rothbart M. K. Arousal, affect, and attention as components of temperament III. Pers. Soc. Psychol. 1988. — Vol. 55, № 6. — P. 958−966.
- Digman J.M. Personality structure: Emergence of the five-factor model// Annu. Rev. Psychol. 1990. — Vol. 41. — P. 417−440.
- Dubow E.F., Ippolito M.F. Effects of poverty and quality of the home environment on changes in the academic and behavioral adjustment of elementary school-age children // J. Clin. Child Psychol. 1994. — Vol. 23. — P. 401−412.
- Durnin J. V G A. Aspects of anthropometric evaluation of malnutrition in childhood // Acta Paediatr Scand Suppl. -1991. Vol. 374. — P. 89−94.
- Eckenrode J., Laird M, Doris J. School performance and disciplinary problems among abused and neglected children //Dev. Psychol. 1993. Vol. 29, № 1. — P.53−62.
- Eckerman C O., Davis C.C., Didow S.M. Toddlers' emerging ways of achieving social coordinations with a peer // Child Dev. 1989. Vol. 60. — P. 440−453.
- Edelstein W., Keller M., Schroder E. Child development and social structure: A longitudinal study of individual differences // Life-Span Development and Behavior. Vol. 10. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1990. -P 151−185.
- Ekblad S. The children’s Behaviour Questionnaire for completion by parents and teachers in a Chinese sample // J. Child Psychol. Psychiatry. 1990. — Vol. 31. — P. 775−791.
- Elliott B.J., Richards M.J. Children and divorce. Educational performance and behaviour before and after parental separation // Int. J. Law Family. 1991. — Vol. 5. — P. 258−276.
- Entwisle D R., Astone N.M. Some practical quidelines for measuring youth’s race/ethnicity and socioeconomic status // Child Dev. 1994. — Vol. 65. — P. 1521−1540.
- Eppinger H., Hess L. De Vagotonie, Sammlung beim Abhandlung uber Pathologie und Therapie. Berlin: Hrsg. von G. Noorden, 1910. 67 s.
- Eveleth P. В Nutritional implications of differences in adolescent growth and maturation and in adult body size // Nutritional Adaptation in Man.- London, 1985. P. 31−43.
- Ewart C.K., Kolodner K.B. Social competence interview for assessing physiological reactivity in adolescents // Psychosom Med. 1991. — Vol. 53. — P. 289−304.
- Eysenck H.J. Personality, genetics, and behaviour. New York. Praeger, 1982.
- Eysenck H.J., Eysenck M.W., Personality and Individual Differences. A natural science approach. New York- London. Plenum Press, 1985. — 424 pp.
- Farrington D P. The development of offending and antisocial behaviour from childhood: key findings from the Cambridge study in delinquent development // J. Child Psychol. Psychiatry. 1995. — Vol. 36. — P. 929−964.
- Field T. Attachment and separation in young children // Annu. Rev. Psychol. 1996. — Vol. 47. -P. 541−561.
- Field Т., Healy В., Leblanc W.G. Sharing and synchrony of behavior states and heart rate in nondepressed versus depressed mother-infant interactions // Inf. Behav. Dev. 1989. — Vol. 12. № 3. -P. 357−376.
- Fox N. A. Hert-rate variability and behavioral reactivity: individual differences in autonomic patterning and their relation to infant and child temperament // Perspectives on Behavioral Inhibition -Chicago, 1989a. P. 177−195.
- Fox N.A. Psychophysiological correlates of emotional reactivity during the first year of life // Dev. Psychol. 1989b. — Vol. 25, № 3. p. 364−372.
- Fox N. A., Field T.M. Individual differences in preschool entry behavior // Journal of Applied Deval Psychology. 1989. — Vol. 10. — Р.527−540.
- Fracasso M P., Porges S.W., Lamb M.E., Rosenberg A. A. Cardiac activity in infancy: reliability and stability of individual differences // Inf. Behav. Dev. 1994. — Vol. 17. — P. 277−284.
- Furedy J. J., Scher H. The law of initial values: Differentiated testing as an empirical generalization versus enshrinement as a methodological rule // Psychophysiology. 1989. — Vol. 26. P. 120−122.
- Galambos N.L., Lerner J.N. Child characteristics and the employment of mothers with young children: A longitudinal study // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Dev. New York, 1988. — P. 177−193.
- Garn S. M. Implications and applications of subcutaneous fat measurement to nutritional assessment and health risk evaluation // Anthropometric assessment of nutritional status. New York, 1991. — P. 123−140.
- Goldberg L.R. A broad-bandwidth, public-domain, personality inventory measuring the lower¦ level facets of several Five-Factor models // Personality Psychology in Europe. Vol.7. Tilburg, 1999. — P. 7−34.
- Goldsmith H.H., Buss A.H., Plomin R. et al. Roundtable. What is temperament? Four approaches // Child Dev. 1987. — V. 58, №. 2. — P. 505−529.
- Goldsmith H H, Rieser-Danner L A. Assessing early temperament // Handbook of Psychological and Educational Assessment of Children. Vol. 2. Personality, behavior, and context. New York, 1990. — P. 245−278.
- Goodman R, Scott S. Child Psychiatry. Blackwell Science, 1998 — 328 pp.
- Goodwin R., Emelyanova T. The perestroika of the family? Gender and occupational differences in family values in modern-day Russia//Sex Roles. 1995. — Vol. 32, — P. 337−351.
- Gray J. A. The Psychology of Fear and Stress. 2nd ed. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987.
- Gray J A. Fundamental systems of emotion in the mammalian brain // Coping with Uncertainty: Biological, Behavioral and Developmental Perspectives. Hillsdale, 1989. — P. 173−195.
- Greenberg M.T., Speltz M L., DeKlyen M. The role of attachment in the early development of disruptive behavior problems// Dev. Psychopathol. 1993. — Vol. 5. — P. 191−213.
- Grossman P. Respiration, stress and cardiovascular function // Psychophysiology. -1983. Vol. 20. — P. 284−300.
- Grossman P., Stemmler G., Meinhard E. Paced respiratory sinus arrhythmia as an index of cardiac parasympathetic tone during varying behavioral tasks // Psychophysiology. -1990. Vol. 27, №. 4. — P. 404−416.
- Grossman P., Karemaker J., Wieling W, Prediction of tonic parasympathetic cardiac control using respiratory sinus arrthmia: The need for respiratory control // Psychophysiology. 1991. — Vol. 28, №. 2. — P.201−216.
- Guerin D.W., Gottfried A.W., Oliver P H., Thomas C.W. Temperament and school functioning during early adolescence // J. Early Adolesc. 1994. — Vol. 14. — P. 200−225.
- Hamill P. V., Drizd T.A., Johnson C.L., Reed R.B., Roche A.F., Moore W.M. Physical growth. National Center for Health Statistics percentiles // Am J Clin Nutr. 1979. — Vol. 32. — P. 607−629.
- Healy ВТ. Autonomic nervous system correlates of temperament // Inf. Behav. Dev. 1989. -Vol. 12. — P. 289−304.
- Hinshaw S P Externalizing behavior problems and academic underachieve-ment in childhood and adolescence: causal relationships and underlying mechanisms. Psychol. Bull. 1992. — Vol. 111. -P. 127−155.
- Hubert N.C., Wachs T.D., Peters-Martin P., Gandour M.J. The study of early temperament Measurement and conceptual issues II Child Dev. 1982. — Vol. 53, № 3. — P. 571−600.
- Kagan J. The Second Year. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1981. — 163 pp.
- Kagan J. Galen’s prophecy: Temperament and human nature. New York: Basic Books, 1994.
- Kagan J., Reznick J.S., Snidman N. The physiology and psychology of behavioral inhibition in children // Child Dev. 1987. — Vol. 58. — P. 1459−1473.
- Magnusson D. Individual development: a longitudinal perspective // Eur. J. Pers. 1992. — Vol. 6.-P. 119−138.
- Magnusson D., Bergman L.R. A pattern approach to the study of pathways from childhood to adulthood // Straight and devious pathways from childhood to adulthood. Cambridge, 1990. — P. 101−115.
- Maliphant R., Davies J. Disruptive behaviour in school: some data and an additional view // Educ. Psychol. Pract. 1990. — January — P. 192−196
- Maliphant R, Hume F., Furnham A. Autonomic Nervous System (ANS) activity, personality characteristics and disruptive behaviour in girls // J. Child Psychol. Psychiat. 1990. — Vol. 31, № 4. -P. 619−628.
- Marszal-Wisniewska M., Jarmuz S. The structure of childern’s personality emerging from parental free descriptions // Eur J Psychol. Ass. 1995. — Vol. 11, Suppl. № 1 — P. 36−37.
- Martin R.P. The Temperament Assessment Battery for Children. Brandon, VT: Clinical Psychology, 1988.
- Martin R.P. The Temperamental foundation of developmental psychopathology: Toward a theory of temperamental types // Paper presented at the 9th Eur. conf. on Personality, Sorrey, U.K., July, 1998.
- Mateigka J. The testing of physical efficiency // Amer. J. Phys. Anthrop. 1921. — Vol. 4. — P. 223−230.
- Matheny Jr. A.P. Bayley’s infant behavior record: behavioral components and twin analyses // Child Dev.- 1980. Vol. 51. -P. 1157−1167.
- Matheny Jr. A.P. Children’s behavioral inhibition over age and across situations: Genetic similarity for a trait during change // J. Pers. 1989. — Vol. 57, № 2. — P. 215−235.
- Matthews K. A., Woodall K. L., Stoney, С. M. Changes in and stability of cardiovascular responses to behavioral stress, results from a four-year longitudinal study of children // Child Dev. -1990.-Vol. 61.-P. 1134−1144.
- Maziade M., Boutin P., Cote R., Thivierge J. Empirical characteristics of the NYLS temperament in middle childhood: Congruities and incongruities with other studies // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Dev. New York, 1987. — P. 241 -255.
- McCall R.B. Qualitative transitions in behavioral development in the first two years of life // Psychological development from infancy. Image to intention. New York, 1979. — P. 183−223.
- McCrae R.R., Costa Jr. P.T. Joint factors in self-reports and ratings: neuroticism, extraversion and openness to experience // Person, individ. Diff. 1983. — Vol. 4. — P.245−255.
- McGrew W.C. An ethological study of children’s behavior. New York. Academic Press, 1972. -257 p.
- MeltzofF A N., Moore M.K. Explaining facial imitation. A theoretical model // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Dev. New York, 1999. — P. 5−23.
- Mervielde I., De Fruyt F. Construction of the hierarchical Personality Inventory for Children (HiPIC). // Personality Psychology in Europe. Vol.7. Tilburg, 1999. — P. 107−127.
- Moffitt Т.Е. Juvenile delinquency and attention deficit disorder: boys' develop-mental trajectories from age 3 to age 15 // Child Dev. 1990. — Vol. 61. — P. 893−910.
- Moffitt Т. E. Adolescence-limited and life-course-persistent antisocial behavior: A developmental taxonomy // Psychol. Rev. 1993. — Vol. 100. — P. 674−701.
- Moskowitz D.S., Schwartzman A.E. Painting group portraits: Studying life outcomes for aggressive and withdrawn children // J. Pers. 1989. — Vol. 57. — P. 723−746.
- Mueller E. (Toddlers + Toys) = (An autonomous social system) // The child and its family. New York. 1972. — P.169−194.
- Myrtek M. Constitutional psychophysiology. Research in review. Orlando: Academic Press, 1984. — 289 pp.
- Niaura R., Herbert P.N., McMahon N., Sommerville L. Repressive coping and blood lipids in men and woman// Psychosom. Med. 1992. — Vol. 54. — P. 698−706.
- OlfFM., Brosschot J.F., Godaert G. Coping styles and health // Person, individ. Diff. 1993. -Vol. 15. — P. 81−90.
- Ostendorf F. Personality measurement and structure: Introduction // Personality Psychology in Europe. Vol.7. Tilburg, 1999. — P. 3−5.
- Parten M B. Social participation among preschool children// J. Abnorm. Soc. Psychol. 1932. — Vol. 27. — P. 243−269.
- Personality Psychology in Europe. Vol.7 / Mervielde I., Deary I.J., De Fruyt F., Ostendorf, F. (Eds). Tilburg: Tilburg University Press, 1999. — 399 pp.
- Persson-Blennow Г, McNeil T.F. Questionnaires for measurement of temperament in one- and two-year-old children: Development and standardization//J. Child Psychol. Psychiatry. 1980. -Vol. 21, № 1. — P. 37−46.
- Plomin R. The interaction between temperament and environment: Methodological considerations // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Dev. New York, 1985. — P. 253 267.
- Porges S.W. Cardiac vagal tone: A physiological index of stress // Neurosci. Biobehav. Rev. -1995. Vol. 19, № 2. — P. 225−233.
- Porges S.W. Emotion: An evolutionary by-product of the neural regulation of the autonomic nervous system // Ann. N.Y. Acad. Sci. 1997. — Vol. 807. — P. 62−77.
- Porges S. W., Byrne E. A. Research methods for measurement of heart rate and respiration // Biol. Psychol. 1992. — Vol.34. — P. 93−130.
- Porges S.W., Doussard-Roosevelt J. A., Maili A.K. Vagal tone and the physiolo-gical regulation of emotion //The development of emotion regulation, biological and behavioral considerations. Child Dev. Monogr. 1994. — Vol. 59, N.2−3. — P. 167−185.
- Prineas RJ, Gillum RF, Horibe H, Hannan PJ. The Minneapolis children’s blood pressure study. Part 2. Multiple determinants of children’s blood pressure//Hypertension. 1980. — Vol. 2, Suppl. 1. -P. 1−25−1-28.
- Prosser J., McArdle P. The changing mental health of children and adolescents: evidence for a detioration? // Psychol. Med. 1996. — Vol. 26. — P. 715−725.
- Pulkkinen L., Tremblay R. E. Patterns of boy’s social adjustment in two cultures and at different ages: a longitudinal perspective // Int. J. Behav. Dev. 1992. — Vol. 15. — P. 527−553.
- Quay H.C. The psychobiology of undersocialized aggressive conduct disorder: A theoretical perspective // Dev. Psychopatol. -1993. Vol. 5. — P. 165−180.
- Richards J.E. Infant visual sustained attention and respiratory sinus arrhythmia // Child Dev. -1987.-Vol. 58.-P. 488−496.
- Richards J.E. Heart rate responses and heart rate rhythms, and infant visual sustained attention // Adv. Psychophysiol 1988. — Vol. 3. — P. 189−221.
- Richards J.E. Reliability of respiratory sinus arrhythmia in R-R intervals, in 14-, 20-, and 26-week-old infants// Inf. Behav. Dev. 1995. — Vol. 18 — P. 155−161.
- Richards J.E., Cameron D. Infant heart-rate variability and behavioral developmental status // Inf. Behav. Dev. 1989 — Vol. 12 — P. 45−58.
- Richards J.E., Casey B.J. Heart rate variability during attention phases in young infants // Psychophysiology. 1991. — Vol. 28, № 1. — P. 43−53.
- Robins M., Rutter (Eds). Straight and devious pathways from childhood to adulthood. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 389 pp.
- Rogeness G.A., Javors M.A., Pliszka S R. Neurochemistry and child and adolescent psychiatry//Annual Progress in Child Psychiatry and Child Dev. New York, 1993. — P. 305−343.
- Rosenman R.H. Type A behavior pattern: a personal overview//J. Soc. Behav. Pers. 1990. -Vol. 5. — P. 1−24.
- Rothbart M.K., Mauro J.A. Temperament, behavioral inhibition, and shyness in childhood // Handbook of social and evaluation anxiety. New York: Plenum. — 1990. — P. 139−160.
- Rothbart M.K., Ahadi S.A., Hershey K.L. Temperament and social behavior in childhood // Merrill-Palmer Quarterly. 1994. — Vol. 40, N.l.-P. 21−39.
- Rutter M. School influences on children’s behavior and development: The 1979 Kenneth Blackfan Lecture // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Dev. New York, 1981. — P. 170 197.
- Rutter M., Maughan В., Mortimore P. et al. Fifteen thousand hours: secondary schools and their effects on children. London: Open Books, 1979.
- Rutter M., Rutter M. Developing minds. Challenge and continuity across the life span. -London: Penguin Books, 1993.
- Scarr S ., McCartney K. How people make their own environments. A theory of genotype —" environment effects // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Dev. New York, 1984 — P. 98−118.
- Schaffer H.R. Early social development // Inf. Dev. Hillsdale, 1987. — P. 2−33.
- Schechtman V.L., Harper R.M., Kluge K. A. Development of heart rate variation over the first 6 months of life in normal infants // Pediatr. Res. 1989. — Vol. 26, № 4. — P. 343−346.
- Schneirla T.C. An evolutionary and developmental theory of biphasic processes underlying approach and withdrawal // Nebr. Symp. on Motivation. Lincoln, 1959.
- Schoelmerich A., Broberg A G., Lamb M.E. Continuity and change in inhibition and shyness // International handbook of social anxiety: Research and interventions relating to the self and shyness. -Chichester, England and New York, 2000.
- Schouwenburg H. C ., Kossowska, M. Learning styles: Differential effects of self-control and deep-level information processing on academic achievement // Personality Psychology in Europe. Vol.7. -Tilburg, 1999. P. 263−281.
- Shapiro A.P., Miller R.E., King E. et al. Behavioral consequences of mild hypertension// Hypertension. 1982. — Vol. 4. — P. 355−360.
- Sheldon W.H., Stevens S., Tucker W.B. The Varieties of Human Physique. New York: Harper, 1940. — 347 pp.
- Siervogel R.M., Frey M.A.B., Kezdy P. et al. Blood pressure, electrolytes, and body size: their relationships in young relatives of men with essential hypertension // Hypertension. 1980. — Vol. 2, Suppl. 1. P. 1−83−1-92.
- Slobodskaya H.R. Competence, emotional and behavioural problems in Russian adolescents // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 1999. — Vol. 8. — P. 173−180.
- Slobodskaya H.R., Roifman M.D., Krivoschekov S.G. Competence and problems, physical development and autonomic nervous system (ANS) activity in Siberian adolescents // Int. J. Circumpolar Health. 1999. — Vol. 58,. — P. 176−187.
- Slobodskaya H.R., Savina N. N., Starkova N. V. Russian short forms of the Teacher Temperament Questionnaire and Child Behavior Checklist // 9th European Conference on Personality Abstracts. — Univ. of Surrey, 1998. — P. 154.
- Slobodskaya H. R., Safronova M. V., Russian schoolchildren reactions to reward and punishnment. a cross-cultural study of the Gray-Wilson personality questionnaire // Human Development at the Turn of the Century, 1999. P. 27 5
- Smith P.K. Temporal clusters and individual differences in the behavior of preschool children // Comparative ecology and behavior of primates. New York. — 1973. — P. 752−792.
- Snidman N. Behavioral inhibition and sympathetic influence on the cardio-vascular system // Perspectives on Behavioral Inhibition. Chicago, 1989. — P. 51−69
- Sonuga-Barke E.J.S. Annotation, on disfunction and function in psychological theories of childhood disorder // J. Child Psychol. Psychiatry. 1994. — Vol. 35, № 5. — P. 801−815.
- Sroufe L.A., Rutter M. The domain of developmental psychopathology // Child Dev. 1984. -Vol. 55. — P. 17−29.
- Staessen J., Fagard R., Lijinen P. et al. Reference values for ambulatory blood pressure: a meta-analysis // J. Hypertension. 1990. Vol. 8, Suppl. 6. — P. S57-S64.
- Strelau J. Temperament. Personality. Activity. London — New York: Academic Press, 1983. -375 pp.
- Strelau J. Temperament: A psychological perspective. New York: Plenum, 1999. -467 pp.
- Susman E.J. Psychological, contextual, and psychobilogical interactions: A developmental perspective on conduct disorder // Dev. Psychopathol. 1993. — Vol. 5. — P. 181−189.
- Susman E.J., Nottelmann E.D., Dom L.D. et al. The physiology of stress and behavioral development // Coping with uncertainty: behavioral and developmental perspectives. Hillsdale, 1989. — P. 17−37.
- Tanner J. M. Growth at adolescence, 2nd edn. Oxford: Blackwell Scientific Publications, 1962.
- Tarnowski K.J., Rohrbeck C. A. Disadvantaged children and families // Adv. Clin. Child Psychol. New York, 1993. — P. 41−79.
- Tremblay R.E., Craig W.M. Developmental crime prevention // Building a safer society: Strategic approaches to crime prevention. Chicago, 1995. — P. 151−236.
- Triandis H Individualism and Collectivism. Boulder, CO: Westview, 1995.
- Verhulst F. C., Achenbach Т. M. Empirically based assessment and taxonomy of psychopathology: cross-cultural applications. A review // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 1995. -Vol. 4. — P. 61−76.
- Walker J L., Lahey B.B., Russo M.F. et al. Anxiety, inhibition, and conduct disorder in children: I. Relations to social impairment // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1991. — Vol. 30. — P. 187−191.
- Walker R.N., Tanner J.M. Prediction of adult Sheldon somatotypes I and П from ratings and measurements at childhood ages // Ann. Hum. Biol. 1980. -Vol. 7, № 3. — P. 213−224.
- Weissberg R.P., Caplan M., Harwood R.H. Promoting compepent young people in competence-enhancing environments: A systems-based perspective on primary prevention // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development. New York, 1992. — P. 256−281.
- Windle M. A factorial replication study of the adult revised dimensions of temperament survey // J. Pers. Assess. 1989. — Vol. 53. — P. 685−692.
- Windle M. Revised dimensions of temperament survey (DOTS-R): simultaneous group confirmatory factor analysis for adolescent gender groups // Psychol. Assess. 1992. — Vol. 53, № 2. — P. 228−234.
- Windle M. Temperament and psychopathology: Alternative models and developmental pathways // Personality Psychology in Europe. Vol.7. Tilburg, 1999. — P. 159−173.
- Windle M., Lerner R.M. Reassessing the dimensions of temperamental individuality across the life span: The Revised Dimensions of Temperament Survey (DOTS-R) // J. Adolesc. Res. 1986. -Vol. 1. — P. 213−230.