Потребности человека.
Маркетинг
Потребность — основа спроса. Потребность — мотив, определяющий покупательское поведение субъекта. Потребность — разумная необходимость. Как использовать знание потребностей с пользой для фирмы (например, создавать и предлагать такие товары, которые будут нужны потребителям). Биологическое существо действует под влиянием внутренних и внешних стимулов, что обусловлено биологической природой… Читать ещё >
Потребности человека. Маркетинг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность потребностей человека
Потребности человека изучаются в настоящий момент несколькими дисциплинами. Попытаемся систематизировать взгляды на человеческие потребности с позиций разных наук.
Таблица 3.1
Понятие потребности с точки зрения разных наук.
Наука. | Трактовка потребности. | Цель изучения. | Трактовка потребителя. |
Биология. (физиология). | Потребность как биологическая реакция на стимул. | Исследование проявления физиологии человека в социальном поведении. | Биологическое существо действует под влиянием внутренних и внешних стимулов, что обусловлено биологической природой человека. |
Психология. | Потребность — ощущение дискомфорта на уровне реакций мозга и нервной системы от несоответствия реального состояния желаемому и стремление этот дискомфорт преодолеть. | Выявление факторов, определяющих состояние психологического равновесия человека. | Индивид, действующий под влиянием подсознательных и сознательных факторов. |
Философия. | Потребность — одно из проявлений существования человека. | Исследование процесса мышления, лежащего в основе мотивации. | Мыслящее и чувствующее существо. |
Социология. | Потребность — один из факторов социального поведения человека. | Исследование социальных причин, влияющих на формирование потребности и покупательского поведения. | Социальное существо, член общества. |
Наука. | Трактовка потребности. | Цель изучения. | Трактовка потребителя. |
Экономика. | Потребность — основа спроса. Потребность — мотив, определяющий покупательское поведение субъекта. Потребность — разумная необходимость. | Определение условий совершения транзакции «товар — деньги». Изучение вопроса полезности благ. | Рациональный человек. Принимает решения осознанно и обдуманно. |
Маркетинг. | Потребность — многогранное понятие. Интегрируются все прочие подходы к трактовке потребности. | Выявление факторов, влияющих на формирование потребности. Выявление факторов, влияющих на покупательское поведение. Определение характеристик товаров, необходимых потребителям. Определение инструментов воздействия на потребителя. | Субъект, являющийся носителем потребности, готовый и способный приобретать и потреблять товары. |
Кратко охарактеризуем наиболее важные моменты трех разных подходов к трактовке человеческих потребностей.
С точки зрения биологии потребность — это реакция индивида на стимул, возникающий изнутри или извне и побуждающий организм перейти в активное состояние. Соответственно, организм человека преимущественно реактивен, г. е. он реагирует на стимулы состоянием напряженности и деятельностью по ликвидации этой напряженности. Бездеятельность (состояние гомеостатического равновесия) — естественное (нормальное) состояние индивида. Субъект всегда стремится восстановить равновесие.
Модель «стимул — реакция»:
- • индивид (организм) в состоянии покоя (равновесия);
- • воздействие стимула;
- • возникновение напряженности;
- • побуждение индивида к активной деятельности с целью ликвидации напряженности;
- • удовлетворение потребности и ликвидация напряженности.
Индивид стремится только к ликвидации напряженности, но не к ее возникновению (человек хочет только удовлетворять потребности, а не испытывать их). Можно познать мотивацию человека, изучая его поведение и стимулы, которые на него воздействуют. Любое поведение человека зависит от вознаграждения (подкрепления), полученного в результате (если потребность может быть удовлетворена, то человек будет стремиться к ее удовлетворению; человек в принципе не будет испытывать потребности, которые невозможно удовлетворить). Человек обучаем: он склонен повторять действия, имеющие положительные последствия, и избегать действий, имеющих отрицательные последствия.
Гораздо сложнее и точнее определяет потребности психология — стремление достичь общего психологического благополучия: обеспечить психологический комфорт и предотвратить состояние дискомфорта. Особенности психологического подхода к потребностям можно свести к следующим моментам:
- • человек испытывает потребности не только ради их удовлетворения (результата), но и ради самого факта ощущения потребности: ее возникновения, процесса его удовлетворения и достижения результата. «Я мыслю (чувствую), значит, я существую»;
- • человек стремится не только к полезным благам, но также к обладанию такими объектами, которые могут принести вред его здоровью или жизни (стремление к риску, избавление от скуки, от «серого» течения жизни);
- • человек может стремиться не только к достижимым благам, но и к тем, которые в принципе не достижимы.
Наиболее интересен и полон маркетинговый подход к потребностям. Он объединяет все предшествующие подходы для достижения прагматических целей: изучать потребности потребителей (их природу, детерминанты, барьеры, потребительское поведение) для того, чтобы знать:
- • как удовлетворять существующие (осознанные) потребности;
- • как воздействовать на потребности и активизировать их;
- • как использовать знание потребностей с пользой для фирмы (например, создавать и предлагать такие товары, которые будут нужны потребителям).
Рассмотрим классификацию потребностей человека с точки зрения задач маркетинга.