Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Третейское разбирательство в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно сложившейся правовой доктрине в процедуре третейского разбирательства могут быть рассмотрены гражданско-правовые споры между частными лицами. Гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров… Читать ещё >

Третейское разбирательство в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно сложившейся правовой доктрине в процедуре третейского разбирательства могут быть рассмотрены гражданско-правовые споры между частными лицами. Гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о третейском разбирательстве арбитраж (третейское разбирательство) определяется как процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом (решения третейского суда).

Целью третейского разбирательства является урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств, на основе принципов независимости и беспристрастности арбитров, диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения к сторонам. Правовое регулирование третейского разбирательства представляет собой систему источников, включающую в себя международный уровень, представленный унификационными международными актами, и национальный уровень, представленный источниками федерального, локального и индивидуального уровня.

К международным источникам третейского разбирательства можно отнести различные конвенции, ратифицированные Россией[1].

Основными источникам федерального уровня являются: Конституция РФ, ГК, АПК, ГПК, Закон о третейском разбирательстве, Закон о МКА. Локальные источники третейского разбирательства представлены актами постоянно действующих арбитражных учреждений (регламенты, положения и пр[2].).

Источники индивидуального уровня представлены соглашениями сторон, в которых индивидуализирована процедура третейского разбирательства, например, прямое соглашение, которое заключается сторонами для определения правил избрания состава арбитров, в том числе и не из рекомендованного списка, процедура отвода арбитра, прекращение полномочий арбитра, исключения возможности оспаривания постановления третейского суда предварительного характера по вопросу компетенции, порядок слушания по делу и рассмотрения документов, вопросы окончательности решения третейского суда. Такое соглашение имеет приоритет по отношению к правилам арбитража, т. е. к локальным источникам третейского разбирательства.

Действующее российское законодательство о внутреннем арбитраже устанавливает две формы проведения третейского разбирательства: при постоянно действующем арбитражном учреждении и арбитраж, образованный сторонами, для разрешения конкретного спора при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (ad hoc).

Под администрированием арбитража в соответствии со ст. 1 Закона о третейском разбирательстве понимается выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

Постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях, которые получили право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ, на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Третейское разбирательство при администрировании постоянно действующего арбитражного учреждения проводится по правилам арбитража. Такие правила размещаются на сайте постоянно действующего арбитражного учреждения в сети Интернет и депонируются в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. Постоянно действующее арбитражное учреждение может иметь правила арбитража как общего назначения, так и специального назначения (например, правила международного коммерческого арбитража, правила арбитража внутренних споров, правила арбитража «онлайн», правила ускоренного арбитража, правила арбитража конкретных видов споров, правила арбитража корпоративных споров).

Порядок образования третейского суда ad hoc определяется по соглашению сторон. При заключении соглашения о передаче спора в третейский суд ad hoc стороны могут предусмотреть в арбитражном соглашении, что выполнение отдельных функций по администрированию арбитража будет возложено на постоянно действующее арбитражное учреждение по правилам этого арбитражного учреждения.

При этом выполнение указанных отдельных функций по администрированию спора постоянно действующим арбитражным учреждением при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, не влечет за собой признание такого арбитража в целом как администрируемым со стороны указанного учреждения.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона о третейском разбирательстве третейское разбирательство осуществляется третейским судом.

Третейский суд рассматривается как состав арбитров непосредственно разрешающих спор, который может быть как коллегиальным, так и единоличным.

Одним из основополагающих принципов российского права является принцип свободного, сформулированного в соглашении, отказа участников гражданского оборота от государственного правосудия в пользу альтернативных способов разрешения споров (в частности, третейского разбирательства). Данный принцип реализуется путем заключения арбитражного соглашения, на основании которого спор передается на рассмотрение в арбитраж. В соответствии со ст. 7 Закона о третейском разбирательстве под арбитражным соглашением понимается заключенное в письменной форме соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Письменная форма арбитражного соглашения считается надлежащей, если оно:

  • — содержится в документе, подписанном сторонами;
  • — заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу, иными средствами электросвязи, которые обеспечивают фиксацию такого соглашения;
  • — включено в правила организованных торгов или правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ;
  • — включено в устав юридического лица, который должен быть утвержден решением высшего органа управления (собрания участников) юридического лица и принят единогласно всеми участниками этого юридического лица[3].

Выделяют три вида арбитражных соглашений:

  • 1) арбитражный договор — это самостоятельное соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем или в связи с каким-либо конкретным контрактом (группы контрактов), заключенным между этими сторонами;
  • 2) арбитражная оговорка — соглашение сторон об арбитражном порядке разрешения споров, могущих возникнуть из контракта в будущем, прямо вносится в контракт и становится его частью;
  • 3) третейская запись — отдельное от контракта соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве уже возникшего между ними спора.

Правовые последствия заключения арбитражного соглашения выражаются в следующем:

  • 1) оно становится обязательным для сторон, которые его заключили, т. е. стороны, заключившие соглашение, принимают на себя обязательство передать возникший между ними спор на рассмотрение негосударственного юрисдикционного органа и приобретают право требовать от контрагента исполнения данных обязанностей;
  • 2) закон связывает с заключением сторонами арбитражного соглашения изменение подведомственности дела или прекращение процессуальных правоотношений в государственном суде;
  • 3) любой третейский суд принимает спор к рассмотрению при наличии соглашения между сторонами.

Арбитражное соглашение обладает юридической самостоятельностью и автономностью в отношении контракта. Это означает, что юридическая действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности основного контракта и вопрос о действительности соглашения, включенного в арбитражную оговорку, может быть предметом третейского суда.

Действующее законодательство о третейском разбирательстве выделяет отдельный вид арбитражного соглашения — прямое соглашение. В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона о третейском разбирательстве — это соглашение, в котором стороны могут ограничить функции содействия и контроля компетентного суда в отношении деятельности третейских судов. Ограничения функции содействия касаются отвода арбитров, прекращения их полномочий, исключения возможности оспаривания компетенции третейского суда, проведения устного слушания, окончательности решения.

По итогам рассмотрения и разрешения спора третейским судом в письменной форме принимается решение третейского суда, которое подписывается единоличным арбитром или арбитрами при коллегиальном рассмотрении. Решение считает принятым, если оно подписано большинством членов коллегии арбитров, которые рассматривали спор и послед подписания каждой стороне направляется экземпляр.

В целях реализации принципа независимости арбитров Законом о третейском разбирательстве предусмотрена возможность формулировки особого мнения арбитра, которое прилагается к арбитражному решению.

Статьей 34 Закона о третейском разбирательстве установлены требования к форме и содержанию решения, однако содержание решения может быть изменено сторонами по договоренности.

Решение, принимаемое третейским судом по результатам разрешения спора, является обязательным для сторон и по общим правилам должно исполняться ими добровольно.

Решение третейским судом принимается в соответствии:

  • — с нормами российского права;
  • — с нормами права, которые стороны указали в качестве применимых к существу спора, но только в случаях, когда в соответствии с российским правом стороны могут избрать к своим правоотношениям в качестве применимого иностранное право;
  • — с нормами материального права, определенными третейским судом в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми в тех случаях, когда стороны не сделали соответствующего указания. В таком случае любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства;
  • — с условиями договора и с учетом применимых обычаев.

При сравнении деятельности третейского суда и государственных юридисдикционных органов можно выделить следующие особенности:

  • 1) правовой конфликт рассматривается и разрешается органом, созданным частными лицами, которому государство делегировало ряд своих полномочий по разрешению гражданско-правовых споров;
  • 2) орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права и волеизъявления лиц, заключивших третейское соглашение;
  • 3) конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями;
  • 4) решение, принятое по конфликту, обязательно только для сторон и не имеет преюдициального значения.

Частноправовая природа третейского разбирательства предполагает наличие контрольного механизма со стороны государства за деятельностью арбитража.

Выделяют следующие формы контроля.

  • 1. Доарбитражный контроль — осуществляется в отношении постановлений третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции в отношении спора, переданного на его рассмотрение (ст. 235 АПК) и действительности арбитражного соглашения (п. 5 и 6 ст. 148 АПК).
  • 2. Постарбитражный контроль осуществляется в отношении арбитражных решений и обеспечивает соблюдение публичного порядка и основополагающих принципов права. Постарбитражный контроль реализуется компетентным судом в порядке производства по делам об оспаривании решений третейских судов и производства по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Контрольные функции и функцию содействия в отношении третейского суда законодатель возложил на арбитражные суды, которые они выполняют в соответствии с положениями гл. 30 АПК.

  • [1] См.: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция 1958 г.); Европейская конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.; Конвенция о разрешении инвестиционных споров междугосударствами и иностранными лицами (Вашингтонская конвенция 1965 г); Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1976);Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г.; Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре2002 г.; Рекомендации Комитета министров Совета Европы о принципах, применяемыхк органам, ответственным за внесудебное разрешение споров с участием потребителей, 2001 г.
  • [2] Например, Регламент Третейского суда при Российском союзе промышленникови предпринимателей (утвержден распоряжением Президента РСПП от 14 марта 2013 г.№ РП-36); Положение о спортивном арбитраже при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утверждено приказом ТПП РФ от 21 апреля 2009 г. № 21).
  • [3] Законодательство предусматривает исключение возможности внесения арбитражного соглашения в устав юридического лица для некоторых видов акционерныхобществ — с числом акционеров-владельцев голосующих акций 1 тыс. и более, а такжедля публичного акционерного общества.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой