Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внутренняя организация. 
Право Европейского союза. Т 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому после вступления в силу Лиссабонского договора механизм председательства в Совете был подвергнут реформе. Эта реформа была оформлена специальным решением Европейского совета, который согласно ст. 256 ДФЕС наделен правом устанавливать условия председательства в Совете ЕС (Решение 2009/881/ЕС Европейского совета от 1 декабря 2009 г. об осуществлении председательства в Совете). Во исполнение… Читать ещё >

Внутренняя организация. Право Европейского союза. Т 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совет ЕС обладает сложной внутренней организацией. Ее элементами выступают Председатель как руководящий орган Совета (А), многочисленные комитеты, а также другие структурные подразделения, играющие роль его вспомогательных органов (Б).

А. Председатель

Руководство работой Совета ЕС осуществляет его Председатель (используется также термин «председательство» в Совете). В связи с тем, что Совет не имеет фиксированного состава и заседает в разных формациях, данный пост невозможно доверить конкретному физическому лицу. Поэтому изначально (с 1950;х гг.) было установлено правило, согласно которому в Совете председательствуют государства-члены, сменяя друг друга «согласно системе равноправной ротации» (§ 9 ст. 16 ДЕС). Соответственно, министры государства-председателя руководят работой всех формаций Совета, а нижестоящие должностные лица правительства этого государства осуществляют аналогичные функции во вспомогательных комитетах, состоящих при Совете. Срок председательства в Совете был установлен длительностью в полгода.

Такой порядок со временем выявил не только достоинства (каждое государство-член в определенный период председательствует в Совете и, тем самым, начинает лучше понимать масштабы и значимость проблем, решаемых на европейском уровне), но и недостатки. Шестимесячный срок председательства является достаточно коротким, чтобы государство-член успело надлежащим образом войти «в курс дел». Но удлинить этот срок вряд ли возможно, поскольку в условиях, когда Союз насчитывает 27 государств-членов, каждому из них приходится ожидать своей очереди 13,5 лет.

Поэтому после вступления в силу Лиссабонского договора механизм председательства в Совете был подвергнут реформе. Эта реформа была оформлена специальным решением Европейского совета, который согласно ст. 256 ДФЕС наделен правом устанавливать условия председательства в Совете ЕС (Решение 2009/881/ЕС Европейского совета от 1 декабря 2009 г. об осуществлении председательства в Совете[1]). Во исполнение этого акта Совет принял дополнительное решение, устанавливающее новые правила ротации государств-членов при осуществлении председательства (Решение 2009/908/ЕС Совета от 1 декабря 2009 г. об установлении мер применения Решения Европейского совета об осуществлении председательства в Совете и о председательстве в подготовительных инстанциях Совета[2]). В соответствии с указанными актами государства-члены, как и ранее, продолжают осуществлять функции Председателя Совета. Однако они теперь делают это не единолично, а совместно, в виде заранее установленных групп из трех государств-членов. Согласно ст. 1 Решения 2009/881/ЕС председательство в Совете «осуществляют заранее определенные группы из трех государств-членов на протяжении периода в 18 месяцев, т. е. полтора года. Данные группы составляются на основе равноправной ротации государств-членов с учетом их разнообразия и географического равновесия внутри Союза» .

" Каждый член группы поочередно, в течение шести месяцев, председательствует во всех формациях Совета", а «остальные члены группы содействуют председательствующему в выполнении всех его обязанностей, исходя из общей программы» (§ 2 ст. 1 Решения 2009/881/ЕС).

На базе этих принципов Совет в Решении 2009/908/ЕС скорректировал график председательства, установленный им в 2007 г. и рассчитанный до 2020 г.[3]

До вступления в силу новых правил государства-члены председательствовали в Совете индивидуально в следующем порядке:

  • 2007 г.: Германия (первое полугодие) и Португалия (второе полугодие);
  • 2008 г.: Словения (первое полугодие) и Франция (второе полугодие);
  • 2009 г.: Чехия (первое полугодие) и Швеция (второе полугодие).

С 2010 г., после вступления в силу правил о коллективном председательстве, график выглядит следующим образом:

2010 г. — первое полугодие 2011 г:. Испания (первое полугодие 2010 г.), Бельгия (второе полугодие 2010 г.) и Венгрия (первое полугодие 2011 г.);

второе полугодие 2011 г. — 2012 г:. Польша (второе полугодие 2011 г.), Дания (первое полугодие 2012 г.) и Кипр (второе полугодие 2012 г.);

2013 г. — первое полугодие 2014 г.: Ирландия (первое полугодие 2013 г.), Литва (второе полугодие 2013 г.) и Греция (первое полугодие 2014 г.);

второе полугодие 2014 г. — 2015 г:. Италия (второе полугодие 2014 г.), Латвия (первое полугодие 2015 г.) и Люксембург (второе полугодие 2015 г.);

2016 г. — первое полугодие 2017 г.: Нидерланды (первое полугодие 2016 г.), Словакия (второе полугодие 2016 г.) и Мальта (первое полугодие 2017 г.);

второе полугодие 2017 г. — 2018 г:. Великобритания (второе полугодие 2017 г.), Эстония (первое полугодие 2018 г.) и Болгария (второе полугодие 2018 г.);

2019 г. — первое полугодие 2020 г:. Австрия (первое полугодие 2019 г.), Румыния (второе полугодие 2019 г.) и Финляндия (первое полугодие 2020 г.).

Таким образом, исходя из приведенного графика в первой половине 2011 г. в формациях Совета председательствовали министры правительства Венгрии. Это государство-член завершило 18-месячный срок председательства в Совете ЕС, которое с 2010 г. оно осуществляло совместно с Испанией и Бельгией.

Рассмотренный механизм председательства имеет одно исключение, относящееся к формации, в рамках которой принимаются акты Совета по вопросам внешней политики ЕС. В соответствии с § 3 ст. 18 ДЕС постоянным председателем формации «Совет по иностранным делам» является Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности, который одновременно занимает должность вице-председателя Европейской комиссии и наделен рядом самостоятельных полномочий (см. 3.5).

В соответствии с ВР его Председатель осуществляет разнообразные полномочия по руководству работой данного института и его вспомогательных подразделений. К ним относится, прежде всего, созыв заседаний Совета, формирование повестки дня для всех его формаций. Приступая к выполнению своих полномочий, государства-председатели совместно с Верховным представителем Союза по иностранным делам (как председателем формации «Совет по иностранным делам») разрабатывают проект деятельности Совета на период в 18 месяцев, исходя из которого формируются проекты повесток дня всех формаций Совета на каждое из составляющих этот период трех полугодий и проекты повестки дня каждой отдельной сессии Совета (ст. 2, 3 ВР).

Как уже отмечалось, Председатель в лице конкретного министра осуществляет руководство заседаниями Совета и его вспомогательных органов, в том числе ставит вопросы на голосование, а затем подписывает принятые акты (акты Совета подписывает министр государства-члена, которое в данное полугодие председательствует в формациях Совета, а в формации «Совет по иностранным делам» — Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности).

На практике функции Председателя по руководству работой Совета далеко выходят за рамки функций простого «ведущего заседания». Председатель стремится выполнить (а если возможно, то и перевыполнить) свою программу. Поэтому в ходе сессий Совета он обычно выступает в качестве «лоббиста» обсуждаемого проекта, активно старается добиться его утверждения. Если возникают серьезные разногласия, он принимает меры по выработке такого компромиссного варианта, который смог бы получить необходимое количество голосов «за» .

Председатель также является официальным представителем Совета ЕС перед Европейским парламентом и парламентскими комиссиями (ст. 26 ВР). В течение каждого полугодия руководитель государства-члена, которое председательствует в этот период в формациях Совета, представляет Европарламенту сначала «приоритеты своего председательства», а затем «результаты, достигнутые за полугодие»[4].

Ответственность Председателя носит исключительно политический характер, причем может быть как негативной, так и позитивной. Председатель, принимая на себя ответственность за работу Совета ЕС, в глазах общественного мнения рассматривается как движущая сила работы этого института.

В зависимости от того, насколько успешно работает Совет, определяется неформальный рейтинг и авторитет самого Председателя. Занимая этот влиятельный пост, государства-члены стремятся как можно эффективнее выполнить свои задачи и даже соревнуются друг с другом, кто это сделает лучше.

Малоэффективная работа на посту Председателя не дает оснований для лишения этой должности (срок председательства не подлежит сокращению, а график председательства может быть пересмотрен Советом только единогласно, т. е. с общего согласия представителей всех государств-членов). Однако такая работа способна нанести ущерб репутации премьер-министра и правительства государства-председателя — ущерб, которого они стараются не допускать.

  • [1] JO L 315 du 2.12.2009. Р. 50.
  • [2] JO L 322 du 9.12.2009. Р. 28.
  • [3] Приводимый ниже график в дальнейшем может быть дополнен и скорректирован в случае вступления в ЕС новых государств-членов, которые необходимо будет поставить в очередь председательства в Совете.
  • [4] Соответствующая обязанность закреплена во внутреннем регламенте не Совета F. C, а Европейского совета (ст. 5), в состав которого руководитель государства-председателя входит наряду с другими главами государств или правительств стран ЕС.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой