Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подведомственность и подсудность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на очевидную значимость института подведомственности, он не всегда имел нормативное закрепление. Так, например, ГИК РСФСР 1923 г. в противовес своему предшественнику (Уставу гражданского судопроизводства 1864 г.) не содержал норм, позволяющих определить понятие «подведомственности», критерии огнесения рассмотрения определенных категорий дел к компетенции судов и последствия нарушения… Читать ещё >

Подведомственность и подсудность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие подведомственности и подсудности гражданских дел;
  • • виды подведомственности и подсудности;
  • • значение институтов подведомственности и подсудности гражданских дел;
  • • основания и порядок передачи дела по подсудности;
  • • последствия нарушения правил подведомственности и подсудности;

уметь

  • • определять орган (-ы), в ведении которого (-ых) находится рассмотрение и разрешение спора;
  • • определять родовую и территориальную подсудность гражданского дела;

владеть

  • • навыками поиска в законодательстве норм, регулирующих правила подсудности и подведомственности;
  • • навыками применения норм, регулирующих правила подсудности и подведомственности;
  • • навыками преодоления негативных последствий нарушения правил подведомственности и подсудности гражданского дела.

Понятие и виды подведомственности гражданских дел

Важнейшим условием эффективной защиты нарушенных или оспоренных прав и интересов является правильный выбор органа (ведомства), уполномоченного в соответствии с законодательством на рассмотрение и разрешение конкретного гражданского дела, т. е. верное определение его подведомственности. ГК РФ в ст. 11 декларирует, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом, арбитражным судом или третейским судом, а также в административном порядке.

Исторический экскурс

Несмотря на очевидную значимость института подведомственности, он не всегда имел нормативное закрепление. Так, например, ГИК РСФСР 1923 г. в противовес своему предшественнику (Уставу гражданского судопроизводства 1864 г.) не содержал норм, позволяющих определить понятие «подведомственности», критерии огнесения рассмотрения определенных категорий дел к компетенции судов и последствия нарушения подведомственности. Данный институт был возрожден лишь в ГПК РСФСР 1964 г. и в дальнейшем нашел отражение в современном законодательстве, в том числе в Федеральном конституционном законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 4) и ГПК РФ (ст. 22).

Вместе с тем, несмотря на значительное внимание законодателя к вопросам подведомственности, законодательное закрепление дефиниции данного термина в настоящее время отсутствует, что порождает неоднородность его понимания.

Проблемы терминологии В науке гражданского процессуального права встречаются различные трактовки данной категории. В частности, подведомственность понимается как разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав (Н. А. Авдеенко); круг дел, отнесенных законом к ведению того или иного органа (В. Ф. Тараненко); свойство дела, в силу которого оно подлежит разрешению определенным органом (П. Ф. Елисейкин, И. М. Зайцев и другие); относимость гражданских дел к ведению соответствующего органа (А. А. Мельников, В. А. Мусин, К. А. Чудиновских и другие). Полагаем, что последнее определение в наибольшей мере отражает сущность рассматриваемой категории и является предпочтительным с точки зрения смысла современного законодательства и практики правоприменение.

Поэтому в дальнейшем под подведомственностью мы будем понимать относимость споров о праве к компетенции определенных государственных и негосударственных органов.

Нередко подведомственность смешивают со смежными, но не тождественными понятиями «юрисдикция» и «компетенция», что недопустимо.

Мнение специалиста

М. Ю. Лебедев отмечает, что юрисдикция является сложной категорией, включающей в себя институты подведомственности и компетенции, и представляет собой правомочия, предоставленные на основании федерального закона компетентным государственным или негосударственным органам, осуществляемые в установленном процессуальном или процедурном порядке, по рассмотрению правовых вопросов, подведомственных данному органу, и закреплению своих выводов в соответствующих юридически обязательных актах.[1][2][3][4][5]

Изучение правил подведомственности позволяет выделить ее виды.

Одной из наиболее распространенных является классификация подведомственности в зависимости от органа, компетентного рассматривать гражданское дело. С этой точки зрения выделяются следующие виды:

  • 1) подведомственность спора государственным органам. Данный вид в свою очередь делится на подвиды:
    • а) подведомственность спора органам судебной власти (КС РФ; судам общей юрисдикции, арбитражным судам). В соответствии со ст. 118 Конституции РФ органы судебной власти рассматривают и разрешают гражданские дела в порядке уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства. Арбитражное судопроизводство с точки зрения Конституции РФ является частью гражданского судопроизводства в широком его понимании;
    • б) подведомственность спора органам исполнительной власти (административный порядок). Данный порядок рассмотрения и разрешения спора может использоваться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Как правило, речь идет об обжаловании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц в порядке подчиненности. Например, рассмотрение в порядке подчиненности жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя регулируется ст. 123 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом рассмотрение жалоб в порядке подчиненности вышестоящими органами или должностными лицами не является препятствием для обращения за судебной защитой, в случае, если гражданин не удовлетворен решением, вынесенным в административном порядке;
  • 2) подведомственность спора негосударственным органам (в том числе третейским судам, комиссиям по трудовым спорам, медиаторам, посредникам и пр.).

Порядок деятельности третейских судов регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», пришедшим на смен}' Федеральному закону от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Третейские суды представляют собой негосударственные органы, которые могут функционировать как на постоянной основе, так и создаваться сторонами для решения конкретного спора, наделенные полномочиями разрешать любые гражданско-правовые споры. Изъятие из их компетенции может быть установлено только федеральным законом. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 409-ФЗ ГПК РФ был дополнен ст. 22.1, исходя из содержания которой обязательным условием возможности передачи на рассмотрение третейского суда является наличие между сторонами спора действующего арбитражного соглашения, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, обозначенная статья содержит перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (к ним относятся, в частности, споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества; споры, возникающие из трудовых отношений; споры о выселении граждан из жилых помещений; споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; споры, возникающие из наследственных отношений, и др.). Споры между участником юридического лица и самим юридическим лицом и споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом, если у участников юридического лица есть право на подачу такого иска в соответствии с федеральным законом, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда в соответствии с ч. 4 ст. 22.1 ГПК РФ только в случае, если это юридическое лицо, все его участники, а также иные лица, которые являются истцом или ответчиком в указанных спорах, заключили арбитражное соглашение о передаче в третейский суд указанных споров. Указанные споры могут рассматриваться третейским судом только при передаче их на рассмотрение третейского суда с местом арбитража на территории РФ, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, утвердившим и опубликовавшим специальные правила разбирательства корпоративных споров в порядке, предусмотренном федеральным законом. Медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника для урегулирования спора. Круг споров, которые отнесены к подведомственности медиаторов, определяется Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Комиссия по трудовым спорам (КТС) является негосударственным органом, созданным по инициативе работников и работодателя на определенном предприятии или в организации для рассмотрения индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, для которых установлен другой порядок рассмотрения (ст. 385 ТК РФ). Помимо КТС во многих организациях создаются специальные органы, уполномоченные рассматривать споры. Так, например, согласно ст. 38 Устава Российского футбольного союза (РФС) к числу его юрисдикционных органов относятся контрольно-дисциплинарный комитет; апелляционный комитет; Палата по разрешению споров; комитет по статусу игроков; комитет по этике; комиссия по работе с посредниками. Как правило, обращение граждан для разрешения споров в негосударственные органы не исключает права на обращение в суд за защитой, иными словами данные органы являются альтернативой рассмотрения и разрешения гражданских дел в порядке гражданского судопроизводства. Однако есть и исключения из правил. Так, анализ Устава РФС (ст. 46) позволяет сделать вывод, что РФС, его членам, а также лигам, клубам, игрокам, официальным лицам, иным субъектам футбола, признающим данный Устав запрещено выносить спор на рассмотрение государственных судов, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а также, если это не оговорено для конкретных случаев в Уставе РФС и в регламентах ФИФА, УЕФА. Любое разногласие передается в юрисдикцию ФИФА, УЕФА или РФС. В качестве последней судебной инстанции такие споры должны быть рассмотрены либо в российском третейском суде, указанном в Уставе РФС либо в Спортивном арбитражном суде (международном арбитражном органе, разрешающем споры, имеющие отношение к спорту).

Также широкое распространение получила классификация подведомственности в зависимости от количества органов, уполномоченных на рассмотрение гражданского дела. С этой точки зрения подведомственность делится на следующие виды:

  • 1) единичная (исключительная) подведомственность означает, что из всей совокупности юрисдикционных органов только один имеет право на рассмотрение и разрешение данного конкретного дела. Как правило, единичной является судебная подведомственность. Так, например, заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим рассматривается только судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства;
  • 2) множественная подведомственность предполагает возможность или необходимость рассмотрения определенных дел несколькими компетентными органами. Множественную подведомственность разделяют на следующие подвиды: императивную, условную, альтернативную, договорную.

Императивная подведомственность имеет место в тех случаях, когда законодательством устанавливается строго последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам.

Условная подведомственность означает, что рассмотрение и разрешение конкретного дела в суде поставлено под условие. Так, ст. 797 ГК РФ устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Альтернативная подведомственность означает, что рассмотрение дела отнесено к ведению различных юрисдикционных органов, при этом право выбора рассматривающего органа принадлежит заинтересованному лицу. Наиболее распространенным примером применения альтернативной подведомственности являются трудовые споры. Исходя из содержания ст. 352 ТК РФ у работника по ряду категорий дел есть право выбора на обращение за разрешением спора в КТС или государственные органы. Кроме того, работник вправе сначала обратиться за разрешением спора в КТС, а в случае несогласия с решением КТС обжаловать его в суд общей юрисдикции.

Договорная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено в нескольких органах, выбор которого зависит от обоюдной воли сторон.

  • [1] Значение института подведомственности сложно переоценить, оносостоит:
  • [2] в упорядочении деятельности различных органов по разрешению юридических дел с целью оптимального сочетания публичных и частных начал;
  • [3] обеспечении реализации права на защиту, в первую очередь, судебную;
  • [4] способствовании наиболее правильному рассмотрению и разрешению дела с учетом его специфики;
  • [5] способствовании освобождению судов от рассмотрения и разрешениянеосновательно заявленных требований, не подлежащих рассмотрениюсудебными органами.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой