Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовая охрана конституций (уставов) субъектов Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современный период наблюдается вялая динамика роста числа субъектов РФ, формирующих данный вид судебной власти. В качестве основных причин представители самих субъектов РФ называют недостаток кадров и финансовых средств. Учеными называются и иные причины: новизна института, т. е. отсутствие традиций конституционного (уставного) контроля в прошлом, недостаточная ясность и определенность места… Читать ещё >

Правовая охрана конституций (уставов) субъектов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено образование специальных судебных органов — конституционных (уставных) судов субъектов РФ, обеспечивающих правовую защиту конституций, уставов субъектов РФ. С этой целью республики учреждают конституционные суды, а другие субъекты РФ — уставные суды. Вопрос об учреждении конституционных (уставных) судов находится на усмотрении субъектов РФ. По состоянию на 1 августа 2014 г. конституционные, уставные суды созданы и действуют в 17 субъектах РФ: в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карелии, Коми, Марий Эл, Саха (Якутии), Северной Осетии-Алании, Чеченской Республике, Татарстане, Тыве, а уставные суды — в Санкт-Петербурге, Свердловской, Калининградской областях.

В соответствии со ст. 27 вышеназванного Закона конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу), а также для толкования конституции (устава). Субъекты РФ, как правило, расширяют в своем законодательстве компетенцию конституционных (уставных) судов. Они относят к их ведению разрешение споров о компетенции между органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления; осуществление контроля за решением законодательного органа субъекта РФ о назначении референдума субъекта РФ или проверке соблюдения конституционных (уставных) требований для назначения такого референдума, а также устанавливают иные полномочия.

Развитие компетенции, закрепленной Законом, должно осуществляться в рамках правового статуса субъектов РФ. К сожалению, установленные границы не всегда соблюдаются. Некоторые республики в ранних редакциях конституций, вторгаясь в ведение других судов, к полномочиям республиканских конституционных судов относили вынесение заключений о соответствии конституции республики действующих на ее территории федеральных законов и других нормативных актов и международных договоров РФ; о нарушении республиканского суверенитета федеральными органами государственной власти; о конституционности деятельности партий и общественных объединений и др.

Эффективность деятельности конституционного (уставного) суда предопределяется во многом кругом субъектов, обладающих правом обращения в него. В ныне действующих законах субъектов РФ в этом вопросе имеются различия, обусловленные системой организации власти, структурой законодательного собрания, численностью депутатского корпуса, наличием некоторых специфических институтов в субъектах РФ (например, уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка). Там, где правом обращения в суд наделены отдельные депутаты законодательного органа, прокурор субъекта РФ и население, интенсивность работы судов довольно высока и число рассматриваемых дел постоянно растет.

В современный период наблюдается вялая динамика роста числа субъектов РФ, формирующих данный вид судебной власти. В качестве основных причин представители самих субъектов РФ называют недостаток кадров и финансовых средств. Учеными называются и иные причины: новизна института, т. е. отсутствие традиций конституционного (уставного) контроля в прошлом, недостаточная ясность и определенность места и роли данных видов судебной власти в системе государственной власти в регионах, невысокий авторитет самих конституций и уставов субъектов РФ, отсутствие необходимой политической и правовой культуры руководителей и населения[1].

Между тем в современных исследованиях приводятся данные о возрастании роли конституционных, уставных судов субъектов РФ в защите прав граждан, обеспечении конституционной, уставной законности[2]. На это обращается внимание Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции. В постановлении VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития» говорится о том, что незаслуженно без внимания остаются конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые играют роль дополнительного гаранта прав граждан, в том числе на судебную защиту.

Преодоление факторов, препятствующих развитию конституционной (уставной) юрисдикции в субъектах РФ, должно стать общегосударственной задачей, ибо дополняя Конституционный Суд РФ, данный вид судебной власти не только обеспечивает конституционность на уровне субъектов РФ, но и служит важным инструментом гармонизации конституционно-правового пространства России.

  • [1] См., например: Кряжков В. А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999. С. 30−31.
  • [2] См.: Бессарабов В. Г. Обеспечение прокуратурой и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации прав человека и единства конституционного правового пространства страны // Законность. 2013. № 10; Цалиев А. М. Образование конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: состояние и перспективы // Журнал российского права. 2013. № 10.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой