Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль и место прокуратуры в государственно-правовой системе Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Органы прокуратуры в силу их правового статуса как самостоятельного единого централизованного надзорного органа занимают особое место в государственной системе РФ. Дело в том, что они, имея функциональное отношение к каждой из трех закрепленных в Конституции РФ ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), тем не менее не относятся ни к одной из них, хотя и имеют признаки каждой… Читать ещё >

Роль и место прокуратуры в государственно-правовой системе Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Органы прокуратуры в силу их правового статуса как самостоятельного единого централизованного надзорного органа занимают особое место в государственной системе РФ. Дело в том, что они, имея функциональное отношение к каждой из трех закрепленных в Конституции РФ ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), тем не менее не относятся ни к одной из них, хотя и имеют признаки каждой из них. Такое особое положение прокуратуры в государственном устройстве способствует уравновешиванию ветвей власти, обеспечению их оптимального функционирования. Выявляя дефекты (нарушения законов, упущения) в деятельности законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов и принимая меры к их устранению, органы прокуратуры способствуют совершенствованию деятельности всех ветвей власти, повышению правовой культуры соответствующих должностных лиц этих органов, судей, рейтингов их профессиональной деятельности, авторитета, а следовательно, и укреплению нашего государства — Российской Федерации, что и является одной из основных целей функционирования всех ветвей власти.

Прокуроры, с одной стороны, осуществляют полномасштабный надзор за исполнением законов такими федеральными органами исполнительной власти как министерства, службы, агентства, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальными органами, способствуя укреплению законности в их деятельности, а с другой — они, участвуя в заседаниях судов как участники процесса, обжалуют (опротестовывают) незаконные, необоснованные и несправедливые решения, принимаемые судьями, защищая тем самым интересы физических и юридических лиц и совершенствуя практику работы судов.

Встречаясь с фактами принятия или издания незаконных правовых актов государственными органами, за исполнением законов которыми прокурорский надзор не осуществляется (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ), Генеральный прокурор РФ информирует об этом соответственно руководителей палат российского Парламента, главу государства и Председателя высшего органа исполнительной власти страны.

Прокуроры активно сотрудничают с органами всех ветвей власти, работают в тесном контакте с ними, имея целью совершенствование функционирования государственно-правового механизма. Это выражается, в частности, в участии прокуроров в мероприятиях, организуемых органами представительной и исполнительной власти (парламентских и иных слушаниях по обсуждению проектов законов, заседаниях исполнительных органов по вопросам укрепления законности и правопорядка); присутствии руководителей прокуратур, их заместителей и по их поручению других прокуроров на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, заседаниях представительных органов регионального и муниципального уровней; даче заключений на проекты законов и подзаконных актов; подготовке ответов на запросы депутатов; участии в заседаниях судов общей юрисдикции и арбитражных судов; представлении Генеральным прокурором РФ ежегодного доклада Президенту РФ о состоянии законности, правопорядка и проделанной работе по их укреплению; информировании органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности в стране, регионе, муниципальном образовании; даче консультаций по правовым вопросам представителям всех ветвей власти и других направлениях сотрудничества, о чем речь будет идти в последующих главах.

Из всего сказанного можно сделать выводы о том, что, во-первых, прокурорский надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности в деятельности всех ветвей власти РФ в стране, регионах и муниципальных образованиях, способствуя обеспечению единого правового пространства по всей территории страны как непременного условия ее нормального функционирования и, во-вторых, роль и место органов прокуратуры в функционировании государственно-правового механизма России исключительно велики. Более того, с усложнением задач в государственном управлении, экономике, проявлением ряда негативных явлений (терроризм, коррупция и многое другое) роль и значение правоохранительной деятельности прокуратуры будут возрастать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой