Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ответственность исполнительного органа субъекта Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть определено, назначение каких именно членов правительства требует согласия законодательного органа субъекта Российской Федерации. Однако при этом не должен нарушаться баланс законодательной и исполнительной власти, и, следовательно, такой перечень не может включать всех членов правительства, а тем более — не входящих в него… Читать ещё >

Ответственность исполнительного органа субъекта Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционная ответственность может распространяться на высший исполнительный орган субъекта РФ в целом и на отдельных членов данного органа.

Мерой позитивной ответственности является отчет высшего исполнительного органа субъекта РФ перед парламентом, предусмотренный конституциями, уставами многих субъектов РФ.

Пример

Конституцией (Основным Законом) Республики Саха (Якутия) предусмотрены ежегодные отчеты Правительства. Кроме того, отчеты возможны по требованию Государственного Собрания (Ил Тумэн) (ст. 82). Руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ отчитывается о результатах деятельности данного органа, в том числе и по вопросам, поставленным законодательным органом (п. 7 ст. 103 Конституции Республики Тыва, п. 14 ст. 72 Конституции Чувашской Республики и т. д.).

Неблагоприятным последствием по итогам отчета высшего исполнительного органа субъекта РФ может быть его отставка.

Отставка высшего исполнительного органа субъекта РФ допустима по инициативе:

  • • высшего должностного лица субъекта РФ;
  • • законодательного органа субъекта РФ.

Глава субъекта РФ вправе отправить в отставку исполнительный орган в любое время. При этом законодательством субъектов РФ не устанавливаются основания отставки.

Пример

Согласно ст. 91 Конституции Республики Дагестан Президент Республики Дагестан может принять решение об отставке Правительства Республики Дагестан. Аналогичные нормы содержатся в конституциях Чувашской, Кабардино-Балкарской Республик, других субъектов РФ.

Отставка исполнительного органа, возглавляемого высшим должностным лицом субъекта РФ, неизбежна в случае принятия Президентом РФ решения об отрешении высшего должностного лица субъекта от должности.

Основанием отставки исполнительного органа субъекта РФ может быть выражение недоверия законодательным органом субъекта РФ. Данное основание ответственности исполнительного органа предусмотрено далеко не во всех субъектах РФ. Инициатива выражения недоверия исходит от парламента, хотя иногда инициатором может выступать также и высшее должностное лицо субъекта РФ.

Пример

Право внесения вопросов о доверии Правительству Республики Саха (Якутия) принадлежит Президенту Республики Саха (Якутия) и Государственному Собранию (Ил Тумэн).

Процедура выражения законодательным органом субъекта РФ недоверия высшему исполнительному органу может определяться конституцией (уставом), законом о правительстве и регламентом законодательного органа субъекта РФ.

Пример

По Конституции Кабардино-Балкарской Республики республиканский парламент может выразить недоверие правительству республики.

Постановление о недоверии правительству принимается большинством голосов от числа избранных депутатов парламента Кабардино-Балкарской Республики. В случае выражения парламентом недоверия правительству Президент Республики вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением парламента.

В случае, если парламент в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, приняв решение большинством голосов от числа избранных депутатов парламента, Президент КабардиноБалкарской Республики в течение месяца объявляет об отставке правительства (ст. 111 Конституции Кабардино-Балкарской Республики).

Нередко законодательством субъектов РФ предусматривается отставка должностных лиц исполнительного органа субъекта РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта РФ.

Перечень должностных лиц, которым законодательный орган субъекта РФ может выразить недоверие, определяется конституцией (уставом) субъекта РФ.

Пример

В Республике Карелия решение о недоверии может быть принято в отношении премьер-министра, его заместителей, министра финансов, министра по вопросам экономики. В Пермском крае Законодательное Собрание вправе выразить недоверие председателю правительства, а также руководителю финансового органа. К компетенции Воронежской областной Думы относится выражение недоверия губернатору и его заместителям.

Конституционный Суд РФ выразил позицию о том, что законодательный орган не должен включать в перечень должностных лиц, которым законодательный орган субъекта РФ может выразить недоверие, всех лиц, входящих в состав исполнительного органа.

Из судебной практики

" Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть определено, назначение каких именно членов правительства требует согласия законодательного органа субъекта Российской Федерации. Однако при этом не должен нарушаться баланс законодательной и исполнительной власти, и, следовательно, такой перечень не может включать всех членов правительства, а тем более — не входящих в него руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласие законодательного органа на назначение тех или иных членов правительства во всяком случае не означает, что они несут перед ним ответственность"[1].

Федеральный закон мерой ответственности руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ называет не отставку, а немедленное освобождение их от должности. Согласно закону принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. Как видим, федеральный законодатель оставляет решение вопроса о мере ответственности руководителей органов исполнительной власти субъекта РФ на усмотрение данного субъекта.

В качестве позитивной меры ответственности высшего органа исполнительной власти субъекта РФ рассматривается отмена правовых актов данного органа судом или высшим должностным лицом субъекта РФ.

Пример

В уставе одного из субъектов РФ содержалась норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным и исполнительным органами власти этого субъекта. Суд признал это положение противоречащим законодательству, указав следующее. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральный закон № 184-ФЗ определяет компетенцию законодательного органа субъекта РФ и устанавливает круг вопросов, по которым законодательный орган может принимать законы, постановления. Закон также определяет полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, предусматривая возможность издания по установленному кругу вопросов указов (постановлений) и распоряжений. Закон не предусматривает принятие совместных постановлений законодательными и исполнительными органами государственной власти субъекта РФ. Согласно Закону взаимодействие ветвей власти допускается лишь в формах, установленных данным Законом и законом субъекта РФ, который не должен противоречить федеральному закону[2].

Конституции, уставы субъектов РФ, предусматривающие отмену актов высшего исполнительного органа, как правило, в качестве основания применения данной меры называют противоречие Конституции РФ, федеральным законам, конститу ции (уставу) и законам субъекта РФ. Иногда к этому перечню добавляются нормативные правовые акты главы субъекта РФ.

Вместе с тем ряд основных законов субъектов не уточняет основания отмены главой актов исполнительного органа субъекта РФ.

Пример

Согласно п. 6 ст. 72 Конституции Республики Саха (Якутия) глава республики вправе отменять постановления Правительства Республики Саха (Якутия). В соответствии с п 4. ст. 89 Конституции Чувашской Республики постановления и распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики могут быть отменены Президентом Чувашской Республики.

Законами субъектов РФ может устанавливаться такая мера пресечения незаконного поведения членов исполнительного органа, как приостановление полномочий.

Пример

Закон г. Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» предусматривает приостановление полномочий члена Правительства Москвы в случае совершения им должностного проступка до принятия решения о дисциплинарной ответственности, но не более чем на месяц (ст. 8).

  • [1] Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П.
  • [2] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 12.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой