Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование печати, иных средств массовой информации, кинотеатральной деятельности, библиотечного дела

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В КоАП РФ предусмотрено достаточно много составов административных правонарушений, которые могут совершаться в отраслях социально-культурного комплекса и влекут за собой возможность привлечения к административной ответственности: непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13); пропаганда наркотических… Читать ещё >

Государственное регулирование печати, иных средств массовой информации, кинотеатральной деятельности, библиотечного дела (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российское государство — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Сфера культуры является сложным и специфическим объектом государственного управления. Следует отметить, что в связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время имеется пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.

В Конституции РФ (ст. 44) закреплено положение о свободе доступа граждан к информации. Большую роль в этом принадлежит средствам массовой информации. Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, а под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

В ст. 3 данного Закона говорится, что ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения. В остальных случаях цензура массовой информации, т. е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается, как не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

В Законе РФ «О средствах массовой информации» содержатся требования о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Специальная гл. VII посвящена ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации: как за злоупотребление свободой массовой информации, так и за ущемление свободы массовой информации.

Государственная политика в области кинематографии направлена на дальнейшее развитие отечественной киноотрасли с целью обеспечения зрительской аудитории (как массовой зрительской аудитории, так и аудиторий специальных видов, а также как отечественной, так и зарубежной) конкурентоспособной кинопродукцией отечественного производства.

Принципы государственной политики в сфере кинематографии закреплены в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Согласно ст. 6 этого Закона формами государственной поддержки кинематографии являются: принятие законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии; частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов; полное государственное финансирование кинолетописи.

В киноотрасли успешно действуют общественные организации, например, Гильдия продюсеров, Ассоциации телеи кинопродюсеров, некоммерческое партнерство «Киноальянс», объединяющий кинотеатры, Союз кинематографистов и КиноСоюз.

В целях обеспечения необходимых правовых, социальноэкономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства в постановлении Правительства РФ от 25 марта 1999 г. № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» были определены приоритетные направления в области театрального искусства:

  • а) сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела;
  • б) осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ;
  • в) обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работников, их рентабельности и т. п.

В последующем распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 1019-р была одобрена Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года и План мероприятий по ее реализации. Главные цели данной Концепции — определить пути и способы сохранения достижений отечественного сценического искусства, обеспечить динамичное развитие театрального дела в традиционных для нашей страны формах.

Библиотеки России выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны, вносят весомый вклад в экономическое развитие страны. Цели и задачи развития библиотечного дела в условиях реформирования социальноэкономической сферы России должны соответствовать происходящим в стране переменам и международной практике.

Законодательную и нормативную базу библиотечного дела в Российской Федерации составляют: Конституция РФ, которая определяет права граждан на беспрепятственный доступ к информации, культурным ценностям и пользование учреждениями культуры; федеральные законы от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» и № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», определившие правовые основы деятельности библиотек в Российской Федерации, обеспечивающие также права на свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность; нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам библиотечного дела, стандарты и нормативы в области библиотечного дела.

Библиотечная система РФ насчитывает, по экспертным оценкам, примерно 130 тыс. библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению различных министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.

Самая многочисленная библиотечная сеть входит в ведение Минобрнауки России: приблизительно 66 тыс. школьных и более 3 тыс. библиотек средних специальных и высших учебных заведений. Российской академией наук создано 379 библиотек. В сфере промышленности, транспорта и связи работают 3500 научно-технических библиотек, в области сельского хозяйства — 720 специальных библиотек, в медицине и здравоохранении — 1500 библиотек.

Процесс внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотеках России стремительно развивается. В результате федеральные и крупнейшие региональные библиотеки имеют достаточно высокий уровень технической оснащенности, что делает их заметными участниками информационной инфраструктуры страны. Созданы и активно используются специальные автоматизированные библиотечные системы практически во всех библиотеках этого уровня, на основе европейского разработан российский формат обмена библиографическими данными. Вместе с определенными достижениями в области библиотечного дела существует целый ряд серьезных проблем, среди которых несоответствие законодательной базы потребностям развития библиотечного дела и библиотечного обслуживания населения; недостаточные темпы информатизации российских библиотек; неудовлетворительное состояние фондов и материальной базы многих библиотек России; неравномерность развития библиотек различных регионов; низкий уровень оплаты труда библиотечных работников; отсутствие единой системы государственного управления библиотеками на общероссийском уровне, недостаточность статистических сведений, по состоянию библиотечного дела в целом, а также ведомственная разобщенность российских библиотек в определенной степени снижает эффективность использования совокупных информационных ресурсов — все вышеназванное требует безотлагательного внимания и принятия конкретных мер, с помощью которых библиотеки смогут значительно увеличить вклад в развитие образования, науки, экономики и производства, культуры, существенно повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке, ускорить и качественно улучшить ход экономических и социальнополитических преобразований.

Книгоиздание тесно переплетается с библиотечным делом. Программа бюджетной поддержки книгоиздания как таковая существует в России с начала 1990;х гг. А с 2001 г. в ее рамках поддерживается литература гуманитарная, некоммерческая, социально значимая. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы «Культура России (2001−2005 годы)», благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Новый пятилетний этап государственной поддержки российского книгоиздания начался с принятием постановления Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 740 «О Федеральной целевой программе „Культура России (2006−2011 годы)“». В период с 2006 по 2011 г. в рамках федеральной целевой программы «Культура России» была оказана финансовая помощь в выпуске более 2 тыс. изданий. Помощь в издании за последние пять лет получили около 3 тыс. книг. Большая их часть — книги общественной направленности, следующим по количеству изданных книг идет жанр художественной литературы, около четверти изданных книг — научно-техническая литература и книги по культуре и искусству.

Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 «О федеральной целевой программе „Культура России (2012−2018 годы)“» утверждена новая программа поддержки книгоиздания на 2012−2018 гг., в которой особое место занимает создание книжной литературы для инвалидов по зрению (61 наименование ежегодно). Ее заказчик — Минкультуры России, а основной партнер — Роспечать.

Следует отметить, что на традиционный книжный рынок оказывает все большее влияние становление нового сегмента — электронных книг. Учитывая, что все большая часть населения стремится обладать теми или иными видами устройств для чтения, в ближайшем будущем необходимо изменение университетской библиотечной системы, в также всей системы торговли и распространения книг. Это означает, что доля традиционной, бумажной книги существенно сократится.

Развитие электронных книг идет параллельно с федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009−2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. № 985. Широкополосный Интернет постепенно достигает различных регионов России, поэтому электронная книга — это перспективное направление, которое в свою очередь потребует решение задачи по созданию легального национального ресурса для распространения книг в электронном виде.

Одной из приоритетных задач, на решение которой должны быть направлены усилия всего культурного сообщества — это преодоление падения интереса к чтению у подрастающего поколения. На ее решение направлена разработанная Российским книжным союзом и Роспечатью Национальная программа поддержки и развития чтения, которая начала реализовываться с 2007 г. и предусмотрена до 2020 г. В ней констатируется, что снижение интереса к чтению у населения, следует рассматривать как системный кризис читательской культуры, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Реализация Программы поможет существенным образом изменить и в обществе, и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре и стать стартовой площадкой для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной национальной политики в области поддержки и развития чтения.

Административная ответственность в социально-культурном комплексе

Основы законодательства о культуре (ст. 62) устанавливают принцип ответственности за нарушение законодательства о культуре, отсылая к отраслевому законодательству о видах правонарушений и ответственности за них. Мерами административной ответственности, например, согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» являются: прекращение и приостановление регистрации по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая является регистрирующим органом (ст. 16 Закона); приостановление (на срок не более трех месяцев), прекращение действия и аннулирование лицензии по решению суда (ст. 31.7 Закона), а также отзыв прокатного удостоверения на кинои видеофильмы (ст. 4−6 Положения о регистрации кинои видеофильмов, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 396).

Еще две санкции можно отнести к разряду мер восстановительных: опровержение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство лица (ст. 43, 44, 45 Закона РФ «О средствах массовой информации»), а также возмещение морального вреда в денежном выражении (по тем же основаниям, как и опровержение) — ст. 62 того же Закона, которая применяется судом.

В КоАП РФ предусмотрено достаточно много составов административных правонарушений, которые могут совершаться в отраслях социально-культурного комплекса и влекут за собой возможность привлечения к административной ответственности: непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13); пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13); злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15); воспрепятствование распространению средства массовой информации (ст. 13.16); нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20); нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22); нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра издания (ст. 13.23) и другие нарушения установленных правил.

Целый ряд должностных лиц социально-культурной сферы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 58−59 ст. 28.3 КоАП РФ):

  • — должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.5, 5.10, 5.11, 5.13, 5.51, 6.13, ст. 7.12 (за совершение нарушений в сфере массовых коммуникаций), ч. 1 и 2 ст. 13.5, ч. 5 ст. 13.12, ст. 13.15, 13.16, 13.20, 13.21, 13.23, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ;
  • — должностные лица Федерального архивного агентства, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.20, ч. 2 ст. 13.25, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Должностные лица Минкультуры России рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.13, 7.14, 7.16, 7.33 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.13, 5.25, 6.13, 13.15, 13.23, ч. 1, 12−16 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, рассматривают судьи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой