Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пенсионное обеспечение военнослужащих и иных приравненных к ним лиц

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает обеспечение семей погибших или умерших военнослужащих пенсией по случаю потери кормильца. Право на пенсию имеют члены семьи, чей кормилец был лицом, на которое распространяется действие данного закона. Пенсия назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы… Читать ещё >

Пенсионное обеспечение военнослужащих и иных приравненных к ним лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особые условия военной службы, связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, физическими и нервно-эмоциональными перегрузками, невозможностью по условиям службы обеспечить полноценный отдых, требуют повышенного внимания к социальной защите данной категории граждан. Пенсионное обеспечение — один из важнейших элементов социальной защищенности военнослужащих.

Правила пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц установлены Законом РФ от 12.02.1993 № 4468−1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих). Этот закон распространяется:

  • • на граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах СССР, РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, во внутренних и железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, пограничной службе, органах внешней разведки, других воинских формированиях РФ;
  • • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органах, но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Эти лица имеют специальные звания или классные чины и по терминологии Федерального закона «О системе государственной службы Российской

Федерации» относятся к гражданам, замещающим должности федеральной государственной службы иных видов (до 1 января 2016 г. — должности 11равоохран ительной службы).

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих распространяется также на членов семей перечисленных лиц.

Прокурорские работники, сотрудники таможенных органов также обеспечиваются пенсиями применительно к правилам, установленным Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих[1].

Данным законом установлены следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

  • • пенсии за выслугу лет;
  • • пенсии по инвалидности;
  • • пенсии по случаю потери кормильца.

Особенностью назначения пенсий военнослужащим и приравненным к ним категориям граждан (в отличие от страховых пенсий) является правило о том, что такие пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения граждан со службы.

Пенсия за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих назначается военнослужащим, если они на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лет и более. При этом возраст военнослужащего и причина увольнения со службы значения для пенсионного обеспечения не имеют.

Закон учитывает и интересы лиц, которые к моменту увольнения со службы не имеют требуемой для назначения пенсии выслуги лет, но ранее приобрели длительный трудовой стаж в тех или иных организациях. Такие лица приобретают право на пенсию по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих при одновременном наличии следующих условий:

  • • если они уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями;
  • • если они на день увольнения достигли 45-летнего возраста;
  • • если они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет или более;
  • • если из общего трудового стажа не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба.

Выслуга лет — это разновидность специального стажа. Правила ее исчисления установлены Правительством РФ[2]. Выслуга лет исчисляется как календарный период прохождения службы, а служба в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении. Так, например, засчитывается за три месяца выслуги один месяц службы на работах, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; один месяц службы на атомных надводных кораблях, на подводных лодках засчитывается за полтора месяца выслуги. Дополнительная льгота установлена Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»: военнослужащим, проходившим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции — один день службы за три дня.

Пенсия лицам, которые на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лет и более, установлена в следующем размере: за выслугу 20 лет — 50% денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3% денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.

Лицам, не имеющим к моменту увольнения со службы 20-летней выслуги, но удовлетворяющим указанным выше требованиям в отношении возраста, основания увольнения и трудового стажа, размер пенсии рассчитывается иначе: за общий трудовой стаж 25 лет — 50% денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет — 1% денежного довольствия.

В сумму денежного довольствия входит оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Закон предусматривает возможность увеличения пенсии за выслугу лет и выплату надбавок к пенсии.

Право на пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих имеют лица, на которых этот закон распространяется, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы. Лицо приобретает право на пенсию по данному закону и в том случае, если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Размер пенсии зависит от группы инвалидности и причины инвалидности. Для лиц, на которых распространяется действие Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, причиной инвалидности может быть военная травма или заболевание, полученное в период военной службы. Инвалидность считается наступившей вследствие военной травмы, если она стала результатом ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Заболевание, полученное в период прохождения службы, — это увечье в результате несчастного случая либо заболевания, если они не связаны с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей)[3].

Пенсия инвалидам вследствие военной травмы, отнесенным к инвалидам I и II группы, установлена в размере 85%, III группы — в размере 50% сумм денежного довольствия. Пенсия инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, назначается: инвалидам I и II группы — в размере 75%, III группы — 30% денежного довольствия. При определенных условиях выплачиваются надбавки к пенсии по инвалидности.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает обеспечение семей погибших или умерших военнослужащих пенсией по случаю потери кормильца. Право на пенсию имеют члены семьи, чей кормилец был лицом, на которое распространяется действие данного закона. Пенсия назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы. Пенсия может быть назначена, если кормилец умер и позднее этого срока, но лишь в том случае, когда смерть наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена и семьям пенсионеров из числа лиц, на которых распространяется Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих. В этом случае пенсия назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены его семьи, если они состояли на его иждивении (в отношении нетрудоспособных детей и некоторых других членов семьи требование о состоянии на иждивении не применяется). Круг членов семьи, имеющих право на пенсию, но случаю потери кормильца, но Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, аналогичен установленному Законом о страховых пенсиях. Однако есть особенности в условиях установления права на пенсию для отдельных членов семьи. Так, супруги лиц, погибших вследствие военной травмы, занятые уходом за детьми умершего, не достигшими восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста, трудоспособности и от того, работает супруга или нет. Кроме того, родителям умерших от военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).

Исчисление размера пенсии по случаю потери кормильца производится исходя из денежного довольствия кормильца. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, пенсия назначается в размере 50% сумм денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи. Семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, размер пенсии составляет 40% денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Закон предусматривает начисление к пенсии по случаю потери кормильца надбавки на уход за пенсионером. Еще один вид надбавки касается детей-инвалидов и инвалидов с детства I и II группы.

Наряду с названными надбавками и увеличением отдельных видов пенсий Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает в определенных случаях повышение пенсий, которое распространяется в равной мере на все виды пенсии, назначаемых по этому закону. Так, предусмотрено повышение пенсий Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины, участникам боевых действий за границей, лицам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и ряду других лиц.

Судебная практика Гражданин 3. обратился в суд с иском о признании права на пенсию по случаю потери кормильца — сына, проходившего военную службу, но призыву и погибшего при выполнении задач военной службы, в назначении которой ему было отказано на том основании, что сам 3. является получателем пенсии за выслугу лет как военнослужащий, а ст. 3 Закона о государственных пенсиях (в действовавшей на тот момент редакции) получение двух пенсий в этом случае не предусмотрено.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что лишение истца, являющегося военным пенсионером, возможности на получение пенсии по случаю потери кормильца, если последний погиб при исполнении обязанностей военной службы, не согласуется с конституционными принципами пенсионного обеспечения, закрепленными в положениях ст. 2, 19 (ч. 1 и 2), 39 Конституции РФ.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что закрепление права на получение двух пенсий, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции РФ не вытекает и является прерогативой законодателя.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала, что приведенные выводы суда кассационной инстанции основаны на неверном толковании норм, регулирующих возникшие правоотношения.

Возможность одновременного получения пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца предоставляется родителям только тех военнослужащих, которые проходили службу по контракту и погибли вследствие военной травмы (ч. 3 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих). Следовательно, граждане, относящиеся к одной и той же категории социальной защищенности (родители погибшего военнослужащего), оказались в неравном положении из-за характера их профессиональной деятельности. Так, лица, получающие трудовую пенсию по старости или по инвалидности, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях, имеют право па получение второй пенсии по случаю потери кормильца на основании Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, а лица, получающие пенсию за выслугу лет на основании Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих лишены возможности на получение второй пенсии — пенсии по случаю потери кормильца, что порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения.

Таким образом, выводы суда первой инстанции правомерны и согласуются с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.06.2010 № 122-ФЗ в поди. 3 и. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении[4].

Назначение, пересмотр размера и выплата пенсии. Назначение и выплата пенсий по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих возложены на пенсионные органы тех министерств (ведомств), в которых проходят службу военнослужащие и служащие правоохранительных органов. Пенсия назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении.

Пенсия выплачивается полностью независимо от наличия у пенсионера заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от предпринимательской деятельности, не выплачивается только надбавка к пенсии, предусмотренная для неработающих пенсионеров, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Размер пенсии подлежит пересмотру в следующих случаях:

  • • одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
  • • с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих (поскольку с 1 января 2012 г. денежное довольствие учитывается для исчисления пенсии не в полном размере).

Дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа военнослужащих, которые на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лег и более, и членов их семей могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов органы государственной власти субъектов РФ.

Пенсии, но государственному пенсионному обеспечению военнослужащим, проходившим военную службу, но призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членам их семей. В соответствии со ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении военнослужащим указанной категории, ставшим инвалидами, назначается пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. Условия, при которых может быть назначена пенсия, аналогичны условиям, установленным для назначения пенсии по инвалидности по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих.

Размер пенсии по инвалидности зависит от причины наступления инвалидности и группы инвалидности. При наступлении инвалидности вследствие военной травмы размер пенсии составляет от 175 до 300% размера социальной пенсии, установленной Законом о государственном пенсионном обеспечении. При наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, размер пенсии составляет от 150 до 250% размера социальной пенсии.

Если на иждивении инвалида находятся нетрудоспособные члены семьи, то размер пенсии увеличивается на определенную устанавливаемую законом сумму на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам его семьи в случае гибели (смерти) военнослужащего:

  • • в период прохождения военной службы, но призыву;
  • • не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы;
  • • позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

В определенных законом случаях право нетрудоспособных членов семьи на пенсию связывается с состоянием их на иждивении погибшего (умершего).

Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца (военная травма или заболевание, полученное в период военной службы) и составляет 200 или 150% размера социальной пенсии.

Достигшие возраста 55 и 50 лет родители, а также вдовы военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости (инвалидности) или социальной пенсии или пенсии за выслугу лет (инвалидности), предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих.

  • [1] См.: Пункт 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации»; и. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службев таможенных органах Российской Федерации».
  • [2] См.: Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчислениявыслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившимвоенную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либослужбу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учрежденияхи органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
  • [3] См.: Постановление Минтруда России от 15.04.2003 № 17 «Об утверждении разъяснения „Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы причин инвалидности“».
  • [4] См.: Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2011 № 25-В10−9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой