Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить единую природу конституционно-правовой (государственно-правовой), муниципально-правовой ответственности, что проявляется в тождественности и взаимосвязанности не только лежащих в их основе положений Конституции РФ и законодательства, но и субъектов, санкций, оснований и порядке наступления указанных видов юридической ответственности. Позитивная ответственность органов… Читать ещё >

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве

С принятием Конституции 1993 г. в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых институтов государственной и местной (муниципальной) власти на основе демократических принципов их организации и деятельности, что, безусловно, свидетельствует об огромных переменах, происходящих в нашей стране.

Вполне закономерно, что формирование демократического правового государства обусловило возрастание роли и значения юридической ответственности, в том числе ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о понятии ответственности в муниципальном праве, большинство авторов прежде всего выделяют субъекты такой ответственности, а также неблагоприятные для них правовые последствия, которые могут наступить при определенных условиях.

Так, В. И. Фадеев определяет, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — эго неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций[1].

По мнению Н. В. Постового, ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагоприятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другим участникам правоотношений[2].

Согласно ст. 70, 71, 76 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъектами муниципально-правовой ответственности являются:

  • — органы местного самоуправления;
  • — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные и иные должностные лица местного самоуправления.

Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством (ст. 70), физическими и юридическими лицами (ст. 76), депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления — перед населением (ст. 71 указанного закона).

Следует отметить единую природу конституционно-правовой (государственно-правовой), муниципально-правовой ответственности, что проявляется в тождественности и взаимосвязанности не только лежащих в их основе положений Конституции РФ и законодательства, но и субъектов, санкций, оснований и порядке наступления указанных видов юридической ответственности.

Муниципально-правовые санкции могут быть классифицированы на правовосстановительные, предупредительные и меры взыскания.

К числу правовосстановительных санкций следует отнести факты признания судом муниципального правового акта не соответствующим Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам) и законам субъектов РФ и прекращения действия такого акта.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 74 Закона об общих принципах организации местного самоуправления принятие судом такого рода решения является основанием для издания высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) правового акта об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации.

Предупредительные санкции направлены на предостережение субъекта муниципально-правовой ответственности о наступлении в его отношении мер взыскания в случае неисполнения им правовых предписаний суда. Такими санкциями можно считать содержащиеся в указанных статьях положения о том, что в случае непринятия представительным органом местного самоуправления в пределах своих полномочий мер по исполнению решений суда в течение трех месяцев, а главой муниципального образования (главой местной администрации) — двух месяцев, принимаются меры по досрочному прекращению их полномочий.

К мерам взыскания могут быть отнесены муниципально-правовые санкции, связанные с досрочным прекращением полномочий органов, должностных лиц местного самоуправления. Например, согласно ч. 2 ст. 73 Закона об общих принципах организации местного самоуправления полномочия представительного органа муниципального образования досрочно прекращаются на основе закона субъекта РФ о его роспуске.

В соответствии с ч. 1 ст. 74 указанного закона глава муниципального образования может быть досрочно отрешен от должности высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Такая санкция муниципально-правовой ответственности, как отзыв, предусматривается только применительно к избранным населением депутагам и выборным должностным лицам местного самоуправления, и членам выборных органов местного самоуправления.

Муниципальные служащие, осуществляющие свою трудовую деятельность в органе местного самоуправления на основе трудового контракта (договора), такой ответственности не несут, а могут привлекаться на общих основаниях к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — это самостоятельное правовое явление, характеризующее процесс осуществления местного самоуправления и тем самым находящееся в сфере правового регулирования муниципального права. Такая ответственность проявляется в единстве позитивного и негативного аспектов. В самом общем виде ее позитивный смысл возникает из обязанности субъектов юридической ответственности осуществлять положительные действия, точно следуя требованиям текущего законодательства и муниципальных правовых актов. Негативный аспект связан с наступлением для ответственных субъектов неблагоприятных последствий в случаях нарушения ими правовых норм, ненадлежащего осуществления своих задач и функций.

Позитивная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предусматривается за решение соответствующих вопросов местного значения, а негативная — наступает в результате утраты доверия населения, а также в случае нарушения действующего законодательства (ответственность перед государством, физическими и юридическими лицами).

Особенностью отношений, регулируемых институтом муниципальноправовой ответственности, является то, что они возникают в области местного самоуправления, которое согласно Конституция РФ определяется не только как область гражданской инициативы и общественной активности населения, но и как самостоятельный уровень организации муниципальной власти, создаваемой для решения вопросов местного значения.

Таким образом, под ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления следует понимать совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые могут наступать за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.

  • [1] См.: Муниципальное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. С. 540.
  • [2] См.: Постовой Н. В., Таболин В. В., Черпогор Н. Н. Муниципальное право России: учебник для вузов / под ред. Н. В. Постового. С. 322.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой