Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы современного правопонимания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеалистический и материалистический подходы к изучению права выделяются при решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания. Для первого характерны теологические учения о праве: утверждения, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность, а позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных… Читать ещё >

Проблемы современного правопонимания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие правопонимания и основные теории права

Понятие «правопонимание» относится к идеальной сфере правовой действительности. Правопонимание — результат отражения в сознании человека всех проявлений права. Такое отражение происходит в процессе целенаправленной мыслительной деятельности человека. Мыслительной, как и любой социальной деятельности, присущи субъект, объект и содержание.

Субъектом правопонимания всегда являются люди: индивиды и их общность. Поскольку каждый человек индивидуален, то и правопонимание индивидуально. Например, гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, с проблемами права, имеет одно правопонимание. У профессионального юриста с достаточным запасом теоретических знаний о праве и умеющим толковать и применять правовые нормы будет другое правопонимание. Научный работник, владеющий определенной методологией исследования, имеет уже третий вариант правопонимания. Совокупность научных работников или научное сообщество могут иметь сходные представления об этом социальном институте и влиять на формирование в обществе господствующей правовой идеологии. Таким образом, правопонимание всегда носит субъективный характер, но представление о праве могут совпадать у группы лиц, у целых слоев населения и в обществе в целом.

Объектом правопонимания являются различные проявления права в мировом масштабе или в конкретном обществе. Различные проявления права в конкретном обществе представляют собой структурные элементы правовой системы, которые взаимодействуют с общественными явлениями и несут важную познавательную нагрузку. Сходные правовые системы, как известно, образуют правовые семьи. Поэтому в государствах одной правовой семьи имеет место если не единое, то весьма близкое правопонимание. В мировом масштабе единого правопонимания объективно быть не может, потому что под влиянием различных факторов в мире исторически сформировались разные правовые семьи, имеющие разные структурные элементы, которые воспринимаются человеческим сознанием.

Содержание правопонимания складывается из восприятия структурных элементов правовой системы, их оценки и отношения к праву как целостному социальному явлению. Восприятие разных проявлений права влечет и разное правопонимание.

Таким образом, правопонимание — это научная категория отражающая процесс и результат мыслительной деятельности людей по восприятию и оценке проявлений права в обществе. Похожие определения правопонимания содержатся и в работах других авторов[1].

Понимание права осуществляется в определенных временных и культурно-исторических традициях соответствующей эпохи, и такие элементы правопонимания, как знания и оценки в виде письменных представлений о праве передаются последующим поколениям людей. То есть образ права, сложившийся в сознании наших предшественников и отразившийся в той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование современного правопонимания. Эти концепции сформулированы в различных теориях права.

Существующие теории права оказывают влияние на формирование современного правопонимания. Поэтому необходим их теоретический анализ. Для вычленения рационального знания о праве вообще необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • — исторические условия функционирования права и временные рамки культуры, в которых жил и работал исследователь — автор той или иной теоретической школы права;
  • — философские, нравственные, религиозные, идеологические позиции субъекта, познающего право, всегда влияют на формирование правопонимания;
  • — основу той или иной концепции: источник правообразования или сущность самого явления;
  • — понятие источника права;
  • — понимание сущности права;
  • — устойчивость концепций или их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев. Например, взгляды представителей ряда философских течений, рассматривавших право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицавшие социально-ценностный характер права (Л. Толстой, В. Соловьев), формировали негативное правопонимание. Негативное отношение к праву высказывали анархисты. В рамках марксистской правовой теории активно обсуждались проблемы отмирания права с построением коммунизма и т. д.

Идеалистический и материалистический подходы к изучению права выделяются при решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания. Для первого характерны теологические учения о праве: утверждения, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность, а позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека (Фома Аквинский); позднее предпринимались попытки увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений (неотомисты).

Основными постулатами марксистской, материалистической теории права выступали обусловленность права экономическим базисом, общеклассовый характер права, жесткая зависимость права от государства и его обеспеченность принудительной силой государства.

В зависимости от источника правообразования (государство или природа человека) можно различать позитивистскую и естественноправовую теории права.

Естественно-правовые взгляды связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенного самой природой человека. Наибольшее развитие естественно-правовой теории права всегда было связано со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему в эпоху Возрождения, эпоху буржуазных революций и современную эпоху перехода к правовому государству.

Положительное значение естественно-правовой теории заключается в том, что она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека, различении права и закона, в концептуальном соединении права и нравственности. Однако не всегда представления о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Ф. Шершеневич) возникла в противовес естественному праву. Позитивизм отождествляет право, и закон вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую, совершенную систему.

Положительным в этой теории является возможность становления стабильного правопорядка, детального изучения сущности права, структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм права и нормативных правовых актов, интерпретации правовых норм и его видов. К негативным моментам этой теории следует отнести отказ от исследования содержания права, его целей, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений.

В зависимости от основы права (норма права, правосознание, правоотношение) в рамках позитивистской теории права сформировались три ее разновидности: нормативистская, психологическая и социологическая теории права. Восприятие разных представлений о праве влечет и разное правопонимание.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считается Г. Кельзен.

Современное понимание права в рамках этой теории имеет следующие аспекты:

  • — право — эта система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных правовых актах;
  • — нормы права издаются государством или другими субъектами по его уполномочию, в них выражается государственная воля;
  • — нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • — в необходимых случаях само право и его реализация обеспечиваются принудительной силой государства;
  • — от правовых норм зависит формирование правосознания.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что:

  • — он позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, а также создавать и совершенствовать систему законодательства;
  • — обеспечивает единообразное понимание норм и индивидуальновластных велений;
  • — содействует формированию «нормативного» представления о праве;
  • — правовые предписания позволяют четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения.

Ущербность нормативного подхода к пониманию права усматривается в его абсолютизации государственного влияния на правовую систему, отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм.

Психологическая теория, родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает правовые эмоции человека, т. е. конкретную психическую реальность, подразделяется на: переживание позитивного права, установленного государством и переживание интуитивного, личного права, которое выступает регулятором поведения человека, и поэтому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным в этой теория следует признать обращение внимания на психологическую сторону правовой системы, то есть на господствующую правовую идеологию. Нельзя готовить и издавать законы, а также их применять, не изучая уровень правосознания в обществе, не учитывая психологические особенности индивидов.

Недостатками данной теории являются невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социальных регуляторов, ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности.

Социологическая теория права зародилась в середине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Эта теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Закон, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

  • а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
  • б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
  • в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешиванию социального интереса с самим правом.

Каждая из названных теорий со своими преимуществами и недостатками оказывает в отечественной юриспруденции определенное влияние на формирование представлений о современном правопонимании.

  • [1] См., напр.: Оксамытный В. В. Личность в правовой системе государства: избр.труды. М.: Спутник-!-, 2016. С. 58; Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебникдля бакалавров. 3-е изд., испр. и доп. 2015. С. 150.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой