Производство в суде надзорной инстанции
Надзорное производство — самостоятельная стадия гражданского процесса. Постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат. Обращение в суд надзорной инстанции возможно не просто в исключительных, а в особых, специально указанных в законе случаях. Определения Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам и Военной коллегии ВС РФ… Читать ещё >
Производство в суде надзорной инстанции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения гл. 28 студент должен:
знать
- • понятие и назначение надзорного порядка обжалования судебных актов;
- • круг субъектов, имеющих право обращения в суд надзорной инстанции;
- • круг объектов надзорного обжалования;
- • сущность и значение критериев приемлемости для надзорного пересмотра;
- • порядок производства в суде надзорной инстанции;
- • требования к надзорной жалобе, требования к надзорному постановлению;
уметь
- • давать квалифицированные юридические консультации, связанные с реализацией права надзорного обжалования, составлять необходимые процессуальные документы;
- • правильно применять, соблюдать и толковать нормы в сфере надзорного пересмотра судебных актов;
- • правильно интерпретировать судебную практику;
владеть навыками анализа судебной правоприменительной практики в сфере надзорного пересмотра судебных актов.
Право надзорного обжалования и условия его осуществления
Надзорное производство — самостоятельная стадия гражданского процесса. Постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат. Обращение в суд надзорной инстанции возможно не просто в исключительных, а в особых, специально указанных в законе случаях.
На протяжении ряда лет множественность надзорных инстанций в российских судах была предметом критики со стороны ЕСПЧ[1].
Судебная практика (позиция ЕСПЧ): В деле по жалобе гражданина Бердзенишвили ЕСПЧ отметил повторяемость (дублирование) надзорных инстанций в российской судебной системе, причем без временных ограничений. Дела должны рассматриваться в разумный срок, как власти, так и иные лица, должны быть защищены от состояния длительной неопределенности. Российское надзорное производство не в состоянии предоставлять возможность эффективного и достаточного устранения нарушения, а потому ЕСПЧ не рассматривает его как внутреннее средство правовой защиты, необходимость исчерпания которого следовало бы соблюдать перед обращением в ЕСПЧ (Постановление ЕСПЧ от 12.07.2010 «Бердзенишвили против Российской Федерации» (Berdzenishvili v. Russia)).
Позиция ЕСПЧ — основная причина реформирования надзорного производства. В предыдущей главе уже было отмечено, что в действующем законодательстве кассационное и надзорное производство — это две части бывшего единого целого — надзорного производства. Надзорное производство до 1 января 2012 г. осуществлялось в трех надзорных инстанциях: в Президиуме суда субъекта РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Президиуме ВС РФ. Эта множественность была устранена «механически»: две из трех надзорных инстанций были переименованы в «кассационные», а собственно «надзорной» остался Президиум ВС РФ (ч. 1 ст. 391.1 ГПК). Этим объясняется сходство надзорного и кассационного порядка пересмотра.
Объекты надзорного обжалования
В соответствии с ч. 2 ст. 391.1 ГПК выделяются объекты надзорного обжалования, а именно:
- 1) вступившие в законную силу решения судов субъекта РФ, принятые ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
- 2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
- 3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
- 4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;
- 5) определения Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам и Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
- 6) определения Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам и Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.
Из этого перечня видно, что для решений судов субъектов РФ и ВС РФ существуют апелляционное и надзорное производства (кассационное для них не предусмотрено).
Для решений мировых судей и районных судов выход на Президиум ВС РФ, в принципе, возможен, но является опосредованным: постановления Президиума суда субъекта РФ — объект второго кассационного обжалования, теперь уже в Судебную (административную) коллегию ВС РФ; а кассационные определения последних — объект надзорного обжалования.
Таким образом, для дел, рассмотренных в первой инстанции ВС РФ и судом среднего звена (субъекта РФ), система пересмотра состоит из двух звеньев: апелляции и надзора. Но для подавляющего большинства судебных актов по прежнему остается множественность контролирующих инстанций, только теперь они носят другое название.
- [1] Терехова Л. А. Надзорное производство в гражданском процессе: проблемы развития и совершенствования. М., 2009. С. 26−35.