Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники получения прокурором информации о нарушениях закона, прав, свобод и интересов различных субъектов. 
Оценка полученной информации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прежде чем предъявить заявление в суд, прокурор должен проверить соответствуют ли основания его участия, предусмотренные законом, конкретным обстоятельствам дела. При формировании требований в заявлении по делам, по которым прокурор как представитель государства обязан инициировать производство, он должен исходить из того, насколько существенно нарушены интересы государства, общества или граждан… Читать ещё >

Источники получения прокурором информации о нарушениях закона, прав, свобод и интересов различных субъектов. Оценка полученной информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источниками получения информации о правонарушениях в гражданском обороте могут служить: письменные и устные заявления и письма граждан, должностных лиц; публикации в печати; сообщения в иных СМИ; результаты проведенных прокурорских проверок[1].

Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется следующими актами: Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Законом о прокуратуре, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» .

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает единый порядок рассмотрения обращений в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Этот закон распространяется и на деятельность органов прокуратуры, которые обязаны на основании ст. 10 Закона о прокуратуре в соответствии с их полномочиями разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

В соответствии с указанной статей Закона о прокуратуре решение прокурора, принятое по результатам рассмотрения обращения, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Более того, если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должно быть в обязательном порядке разъяснено право обращения в суд, а если таковое не предусмотрено законом, право обжалования принятого решения в ином порядке, в том числе с указанием, конкретно какому вышестоящему прокурору может быть обжаловано принятое решение.

Более подробная информация о порядке рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры содержится в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее — Инструкция).

Согласно п. 1.3 указанной Инструкции обращения могут быть индивидуальными, т. е. поданными самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными, и коллективными. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Обращения (запросы), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу, информационным системам общего пользования.

Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры (п. 2.3 Инструкции).

Согласно п. 2.8 Инструкции письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме (абз. 3 п. 2.8 Инструкции).

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение семи дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. По обращениям, поступившим в форме электронного документа, на адрес электронной почты заявителя в течение семи дней со дня регистрации направляется уведомление о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные (п. 2.9 Инструкции).

Обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, может быть оставлено без рассмотрения. Об этом в течение семи дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение, которое подписывается начальником главного управления или управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта РФ, прокурором нижестоящей прокуратуры (п. 2.10 Инструкции).

В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом в семидневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения поданному вопросу. Копии таких обращений хранятся в номенклатурных делах или имеющихся надзорных (наблюдательных) производствах (п. 2.11 Инструкции).

Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой (п. 2.12 Инструкции).

Без разрешения может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства (п. 2.13 Инструкции).

Решение об оставлении обращения без ответа по существу (без разрешения) на основании рапорта исполнителя принимается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, старшим помощником прокурора, начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта РФ, прокурором нижестоящей прокуратуры и его заместителем (п. 2.14 Инструкции).

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи (п. 4.2 Инструкции).

Обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам проверяются, как правило, с выездом на место либо за результатами проверок таких обращений устанавливается контроль (п. 4.3 Инструкции).

Ответ на обращение должен быть мотивирован. Заявителю необходимо со ссылкой па закон разъяснить, почему те или иные его доводы не приняты во внимание, либо указать, что в ходе разъяснения обращения не добыто достаточных объективных данных, подтверждающих нарушение прав заявителя[2].

После получения информации прокурор наделяется правом обращения в суд с исковым заявлением при соблюдении следующих условий:

  • 1) если иными средствами закона устранить выявленное нарушение невозможно;
  • 2) если есть объективные основания полагать, что реагирование прокурора в иной форме не приведет к надлежащему, своевременному, полному устранению нарушений законности, а обращение прокурора в суд будет максимально эффективным с точки зрения оперативности, наличия сил и средств[1].

Первоначальные подготовительные действия прокурора по формированию исковых требований

Деятельность прокурора (помощника прокурора), связанная с подготовкой заявления (иска), является многоаспектной как с точки зрения технической подготовки, так и в плане законности предъявления иска (заявления).

Прежде чем предъявить заявление в суд, прокурор должен проверить соответствуют ли основания его участия, предусмотренные законом, конкретным обстоятельствам дела. При формировании требований в заявлении по делам, по которым прокурор как представитель государства обязан инициировать производство, он должен исходить из того, насколько существенно нарушены интересы государства, общества или граждан в том или ином деле, поскольку в своем заявлении он обязан мотивировать — в защиту чьих интересов он обращается в суд. При этом им не должен быть нарушен принцип диспозитивности при обращении в суд и т. д.

Кроме того, прежде чем предъявить в суд иск (заявление), прокурор должен:

  • 1) определить лиц, которые будут выступать в качестве истца и ответчика по делу, а также иных заинтересованных в исходе дела лиц;
  • 2) определить подведомственность и подсудность дела, возбуждение производства по которому инициируется им;
  • 3) определить условия, необходимые для осуществления права на иск;
  • 4) сформировать круг доказательств, подтверждающих основание иска, и др.

При этом прокурор должен иметь в виду, что суд вправе отказать ему в принятии заявления, возвратить либо оставить заявление без движения.

К заявлению, направляемому прокурором в суд, должны быть приложены все необходимые документы, которые могут потребоваться в суде, чтобы по причине отсутствия какого-либо из них рассмотрение судом дела не было отложено и не пострадал авторитет прокурора, так как это не заявление рядового гражданина, где возможны упущения, а иск (заявление) прокурора, который должен соответствовать всем требованиям материального и гражданского процессуального законодательства.

Заявление (иск) прокурора должно быть направлено в суд с копиями по числу ответчиков. Предъявляя исковое заявление, прокурор должен подавать его по форме, руководствуясь теми требованиями, которые указаны в ст. 131, 132 ГПК РФ.

Если при предъявлении иска в суд возникает необходимость в обеспечении исковых требований (например, по имущественному спору), то прокурор в исковом заявлении должен поставить вопрос о том, чтобы судья принял меры к обеспечению иска.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14.02.2002 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 140 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л. Б. Фишер» указал, что с ходатайством об обеспечении иска может обратиться и прокурор. Однако при этом следует учитывать, что в силу принципов диспозитивности, состязательности и процессуального равноправия сторон прокурор не может действовать вопреки воле лица, в чьих интересах подан иск.

  • [1] Бахарева О. А., Ерохина Т. П. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве: курс лекций / под ред. О. В. Исаенковой. С. 22.
  • [2] Кобзарев Ф. М. Организация работы с обращениями граждан в органах прокуратуры: лекция / Академия Генеральной прокуратуры РФ. М., 2009. С. 9.
  • [3] Бахарева О. А., Ерохина Т. П. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве: курс лекций / под ред. О. В. Исаенковой. С. 22.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой