Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реформы Петра I в сфере государственного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 1722 г., когда коллегиям окончательно перешла часть управленческих функций по текущим делам, Петр I стал привлекать Сенат к предварительному обсуждению и разработке законопроектов. Царские указы стали направляться в Сенат не к исполнению, как раньше, а к «рассмотрению», в результате чего он приобрел значение законосовещательного органа, полномочного разрабатывать законопроекты для утверждения… Читать ещё >

Реформы Петра I в сфере государственного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главная причина и порядок проведения реформ обусловливались необходимостью военного решения Балтийского вопроса и защиты южных рубежей от Турции и Крыма. Для этого требовалось создание современной регулярной армии, что повлекло за собой реформирование и модернизацию всех сфер жизни общества и государства. Определенного плана проведения реформ у Петра I не было, несмотря на оставшиеся ему в наследство идеи и дела его предшественников. Он руководствовался задачами войны, и его преобразовательная деятельность проводилась по мере необходимости и по частям, в зависимости от военных потребностей. Постепенно расширяясь, она охватила все элементы государственного и общественного строя. Административные реформы сыграли ключевую роль в деле успешного проведения остальных преобразований.

Сенат

История его образования связана с падением роли Боярской думы. С 1699 г. Петр I прекратил пожалования в думные чины, и значительно сократившаяся Боярская дума в 1701 г. была переименована в Консилию (Совет) министров. В 1705 г. в ней числилось всего 38 бояр, окольничих и думных дворян, которые постоянно находились в разъездах по поручениям царя, и высший правительственный орган собирался на заседания от случая к случаю и в неполном составе.

В результате губернской реформы приказное управление также пришло в упадок — территориальные приказы (Сибирский и Казанский) были превращены в ведомства соответствующих губерний, а отраслевые — в учреждения Московской губернии. Таким образом, губернии оказались без центрального управления и даже без столицы, поскольку Москва фактически утратила столичный статус, а Петербург его еще не приобрел. Объединительным центром являлся лишь сам монарх, который постоянно находился в отлучках, в связи с чем возникала необходимость создания правительственного органа для управления государством во время его отсутствия.

Задачи, функции, структура Сената. Перед Прутским походом 22 февраля 1711 г. Петр издал Указ о создании Правительствующего Сената в составе девяти сановников и обер-секретаря. В состав Сената в качестве отдельного стола был включен бывший Разрядный приказ. В 1718 г. в Сенат вошли президенты коллегий, но с 1722 г. они были выведены из его состава (за исключением президентов коллегий Иностранных дел, Военой и Адмиралтейской), поскольку не справлялись с работой одновременно и в Сенате, и в своих ведомствах. К тому же нарушалась их подчиненность Сенату, так как они сами были сенаторами.

Функции Сената были определены Указом от 2 марта 1711 г. На него возлагались высший надзор за судом, расходами и доходами государства, контроль над деятельностью администрации, организация внешней торговли и кредита. Таким образом, Сенат становился высшим административным, судебным и финансовым органом государства.

С 1722 г., когда коллегиям окончательно перешла часть управленческих функций по текущим делам, Петр I стал привлекать Сенат к предварительному обсуждению и разработке законопроектов. Царские указы стали направляться в Сенат не к исполнению, как раньше, а к «рассмотрению», в результате чего он приобрел значение законосовещательного органа, полномочного разрабатывать законопроекты для утверждения их монархом. В периоды отлучек монарха Сенат имел право самостоятельно решать неотложные дела и издавать письменные указы. Кроме того, Петр присвоил ему функции «хранителя законов» .

Сенат состоял из присутствия (общего собрания сенаторов), канцелярии и сенатских контор. Канцелярия находилась в ведомстве обер-секретаря и состояла из столов (отделов), каждый из которых ведал своей отраслью управления — приказными палатами, губернскими делами, секретной частью и т. д. В качестве чиновников выступали традиционные дьяки и подьячие, которые с 1718 г. были переименованы в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой