Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Leges Barbarorum. 
Средневековье. 
Новое и новейшее время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До нас дошло довольно много Правд. Самая старая, как считают, Салическая правда (Pactus Legis Salicae) датируется началом VI в., а самая старая — концом XIII. Все они однотипны по своей структуре, содержанию и языку. За исключением англосаксонских и скандинавских Правд они написаны на латыни. В этой связи имеет смысл указать, что язык Правд способствовал определенной романизации тех идей, которые… Читать ещё >

Leges Barbarorum. Средневековье. Новое и новейшее время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Barbarorum как памятники права

Варвары, несмотря на явное присутствие филиаций в собственном менталитете архаичных форм сознания, тем не менее, считали право и закон одним из важнейших фундаментов общества. В этой связи можно только повторить вслед за Кантом, что понятие права и справедливости суть априорные понятия человеческого разума. Это осознание ценности права и закона хорошо видно на примере преамбулы самой последней, как считают, Варварской правды — Ютландской правды (Jydske Lov) 1241 г. — где встречаем следующее утверждение: «шеЭ logum skal land byggja en meS ologum еуба» («Страна устрояется правом и разоряется отсутствием права»). Формой выражения этого права и служили Правды.

До нас дошло довольно много Правд. Самая старая, как считают, Салическая правда (Pactus Legis Salicae) датируется началом VI в., а самая старая — концом XIII. Все они однотипны по своей структуре, содержанию и языку. За исключением англосаксонских и скандинавских Правд они написаны на латыни. В этой связи имеет смысл указать, что язык Правд способствовал определенной романизации тех идей, которые в них изложены. Особенно ярко это видно на примере Бургундской правды (Lex Burgundionum)[1]. Кроме того, от готов до нас дошли памятники законодательства, такие как Edictum Theodorici, Lex Visigothorum (Forum Iudicium) и Codex Euricianum, из которых видно, что в некоторых случаях германское право практически полностью заменено римским в его вульгаризированном варианте. Причем эти памятники следует отличать от бревиариев (Leges Romana) — тех законов, которые готы и бургунды издавали для своих римских подданных.

По своему содержанию Правды — это сборники постановлений, определяющие в первую очередь размеры виры и штрафов за разного рода преступления, включая имущественные. Затем, но убывающей следуют нормы, регулирующие судопроизводство; довольно заметны нормы брачно-семейного права, для которого характерно влияние христианства; содержат Правды и нормы поручительства и круговой поруки. Особняком стоят нормы, посвященные поземельным отношениям.

Техника Правд самая примитивная, она излишне казуистична. Например, в Салической правде законодатель выделяет не только отдельные виды краж разных домашних животных (титулы: III—VII), но и различает как отдельные виды преступлений кражу, например, охотничьего сокола с дерева, с шеста, из-под замка: VII § 1−3. Также могут поражать своей дотошностью (до 73 видов) квалификации членовредительства, например, у алламанов: L. AL LIX— LXVI. Нормы, посвященные регулированию однотипных отношений, находятся в Правдах в хаотичном состоянии. Например, в титуле VII Салической правды, посвященном краже птиц, мы находим почему-то параграфы, посвященные порче плодовых деревьев, виноградника и краже садового инвентаря: VII § 4.7−10.

В большинстве своем Варварские правды выходят из употребления к началу IX в., когда начавшаяся феодализация Европы потребовала принятия нового законодательства. Необходимо заметить, что действие свое некоторые Варварские правды сохраняли очень долго. Например, Lex Visigothorum в переводе на испанский язык продолжила свое действие в Кастилии до середины XIII в., в Скандинавии некоторые Правды действовали до середины XIV в. Нормы варварского общества к новому строю совершенно не подходили, хотя в памятниках зрелого феодализма (типа Саксонского зерцала) мы вполне можем встретить нормы, явно почерпнутые из Lex Saxonum — Саксонской правды. Поэтому совершенно неверно именовать Правды памятниками феодального или раннефеодального права, что иногда еще встречается в учебных курсах. Никаких феодальных норм и отношений в их тексте вы нс встретите.

  • [1] Бургундов современники считали «почти римлянами». Так о нихвыразился один позднеримский писатель. Хотя, если вспомнить Ницше, наверняка они были просто не такие уж «цельные звери» [Ницше, 1990, т. 1, с. 379].
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой