Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выездная налоговая проверка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осмотр помещений и территорий может осуществляться только в рамках выездной налоговой проверки. В качестве объектов осмотра могут выступать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Что касается круга лиц, участвующих в осмотре, то в качестве обязательных… Читать ещё >

Выездная налоговая проверка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выездная налоговая проверка в отличие от камеральной более затратна, поскольку предполагает выезд проверяющих по месту нахождения проверяемого лица, но дает значительно больший эффект в связи с тем, что предусматривает проведение мероприятий не только документарного, но и фактического контроля. Ее проведение основывается, как правило, на данных, полученных в результате документального контроля, т. е. камеральной проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

При назначении выездной налоговой проверки налоговым органом должен быть четко определен предмет проверки. Под предметом проверки в п. 2 ст. 89 НК РФ понимаются те налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке.

НК РФ не содержит запрета относительно возможности изменения в ходе выездной налоговой проверки состава проверяемых налогов. Расширение состава проверяемых налогов должно быть оформлено путем внесения изменений в решение о проведении проверки или путем принятия дополнительного решения.

В решении налогового органа должны быть указаны периоды, за которые проводится проверка. Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Как предусмотрено п. 1 ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка может проводиться как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки. В связи с этим в целях воспрепятствия необоснованному переводу проверки в помещение налогового органа (если для проверяемого лица такой перевод нежелателен) на решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверки может быть сделана в произвольной форме отметка о том, что помещение для проверяющих может быть предоставлено.

Согласно п. 5 ст. 89 НК РФ налоговые органы, во-первых, вообще не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, т. е. сохраняется запрет на проведение повторных выездных проверок (исключение составляет лишь повторная выездная проверка, которая назначается в особом порядке, установленном п. 10 ст. 89 НК РФ).

Во-вторых, налоговые органы не вправе в отношении одного налогоплательщика проводить более двух выездных проверок в год. Однако из данного правила предусмотрено одно исключение. Руководитель ФНС РФ может принять решение о необходимости проведения дополнительной (третьей в течение одного года) выездной проверки налогоплательщика. При этом законодатель не указывает, что понимается под необходимостью проведения дополнительной выездной проверки. Поэтому полагаем, что определение этой необходимости целиком отдано на откуп налоговым органам.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.

Общий срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

С учетом предусмотренного ст. 89 НК РФ максимального срока продления и максимального срока приостановления выездная налоговая проверка не может проводиться с учетом максимальных сроков продления и приостановления более 15 месяцев.

Как установлено п. 4 ст. 89 НК РФ, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Перечень процедур налогового контроля, применяемых при проведении выездной проверки, определен НК РФ и носит закрытый, исчерпывающий характер.

1. Истребование документов. Обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы служит обеспечению исполнения каждым конституционной обязанности по уплате налогов, согласуется с принципом равенства всех перед законом и не может рассматриваться как необоснованная либо ухудшающая положение налогоплательщиков (Определения Конституционного Суда РФ от 19.02.1996 № 5−0 и от 05.07.2005 № 301−0).

Помимо ознакомления с документами непосредственно в ходе осуществления проверочных мероприятий сотрудники налогового органа могут отдельно истребовать те или иные документы (ст. 93 НК РФ).

Как предусмотрено п. 3 ст. 93 НК РФ, документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При этом следует учитывать, что согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Поскольку в п. 3 ст. 93 НК РФ не указано, что имеются в виду календарные дни, то истребованные в ходе выездной налоговой проверки документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней.

Правом истребования документов у налогоплательщика налоговый орган может воспользоваться только в рамках налоговой проверки.

  • 2. На основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
  • 3. Выемка осуществляется, как правило, в тех случаях, когда проверяемое лицо не представило документы, которые были запрошены налоговым органом в порядке ст. 93 НК РФ. В налоговом законодательстве понятие выемки отсутствует.

Выемка представляет собой принудительное изъятие документов и предметов. При производстве выемки могут быть вскрыты помещения и иные места (бухгалтерия, касса, сейфы), где могут находиться документы и предметы.

Фактическими основаниями производства выемки в п. 4 ст. 93 НК РФ названы: 1) отказ проверяемого лица представить истребованные документы и 2) непредставление указанных документов. Кроме того, третье основание предусмотрено п. 14 ст. 89 НК РФ и заключается в том, что у должностных лиц налогового органа, осуществляющих проверку, имеются достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены.

Формальным основанием является мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Документы у проверяемого лица изымаются, как правило, в виде копий. Однако, если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, тогда могут быть изъяты подлинники документов.

Согласно п. 3 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. Без понятых и проверяемого лица (его представителя) выемка производиться не может.

4. Осмотр территории, помещений, предметов и документов можно определить как визуальное изучение должностными лицами налоговых органов указанных территорий, помещений, предметов и документов с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты налоговой проверки.

Осмотр помещений и территорий может осуществляться только в рамках выездной налоговой проверки. В качестве объектов осмотра могут выступать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Что касается круга лиц, участвующих в осмотре, то в качестве обязательных участников данного процессуального действия законодатель назвал только понятых. Как и во всех иных случаях, понятые должны быть представлены в количестве не менее двух.

О производстве осмотра в обязательном порядке составляется протокол. Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, которые установлены ст. 99 НК РФ. По результатам осмотра может быть принято решение о проведении инвентаризации.

5. Право налоговых органов на проведение инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества закреплено в подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ. В то же время самим НК РФ порядок проведения данного контрольного мероприятия не определен. В п. 13 ст. 89 НК РФ указано лишь, что инвентаризация проводится уполномоченными должностными органами налогового органа при необходимости. Следовательно, налоговый орган сам решает, следует ли проводить инвентаризацию.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация проводится на основании распоряжения, которое принимает руководитель налогового органа (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. В указанном распоряжении определяются порядок и сроки проведения инвентаризации, а также состав инвентаризационной комиссии.

  • 6. Экспертиза, как правило, назначается, когда необходимо:
    • — установить подлинность документов;
    • — восстановить документ;
    • — уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг;
    • — определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются на фирме, объему продукции или технологии ее производства;
    • — определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

В ст. 95 НК РФ не оговаривается, кто именно может быть привлечен в качестве эксперта. В качестве эксперта может быть привлечено как конкретное физическое лицо, так и специализированная организация.

7. Специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела. Аналогичные требования предъявляются и к эксперту.

Как следует из названия ст. 96 НК РФ, специалист привлекается для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. В отличие от эксперта, специалист не составляет письменного заключения, поскольку он не проводит каких-либо исследований. Однако, в некоторых случаях привлеченные налоговым органом специалист может составить краткую справку с пояснением отдельных вопросов, требующих специальных знаний. В этих случаях у проверяемого лица может возникнуть сомнение, не была ли под видом участия специалиста проведена экспертиза. Между тем экспертиза, в отличие от участия специалиста, более формализована, и законодатель предусмотрел определенный комплекс прав налогоплательщика при назначении и проведении экспертизы (в том числе, право на ознакомление с постановлением о назначении экспертизы, на ознакомление с заключением).

Как и эксперт, и специалист, переводчик привлекается на договорной основе.

8. Свидетель — это физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Свидетельские показания не должны выходить за рамки налогового контроля. Свидетель должен давать показания по фактически известным ему непосредствен либо через иных лиц обстоятельствам дела.

НК РФ предусматривает особую форму оформления результатов отдельных процессуальных действий — составление протокола.

Протокол составляется:

  • — при аресте имущества (п. 10 ст. 77 НК РФ);
  • — допросе свидетеля (п. 1 ст. 90 НК РФ);
  • — осмотре территорий, помещений, документов и предметов (п. 5 ст. 92 НК РФ);
  • — выемке документов и предметов (п. 6 ст. 94 НК РФ);
  • — ознакомлении эксперта с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении ему прав (п. 6 ст. 95 НК РФ);
  • — предупреждении переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод (п. 4 ст. 97 НК РФ)

Общие требования к протоколу установлены ст. 99 НК РФ.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика

на основании п. 10 ст. 89 НК РФ признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Проведение повторной выездной налоговой проверки является исключением из общего правила, установленного п. 5 ст. 89 НК РФ, согласно которому налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

В п. 10 ст. 89 НК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований, по которым может проводиться повторная проверка. Проведение повторной выездной проверки возможно только в 3-х случаях:

  • а) вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, который такую проверку проводил у налогоплательщика. Данное положение, и ранее существовавшее в НК РФ, в процессе обсуждения Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ особенно критиковалось сообществом налогоплательщиков за обтекаемость формулировок и за злоупотребления при их назначении и проведении со стороны налоговых органов. Однако законодатель это положение все-таки сохранил.
  • б) налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в соответствии с которой налогоплательщик уменьшает свои налоговые обязательства, причем, как следует из данной нормы, налоговые органы вправе проверять не только непосредственно уточняемые эпизоды, а весь налоговый период в целом.
  • в) при реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика.

Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Составление справки об окончании выездной налоговой проверки означает, что с этого момента налоговый орган не вправе проводить какие-либо контрольные мероприятия, которые могут проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.

В силу п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной проверки должностные лица налогового органа, проводившие проверку, в обязательном порядке составляют акт в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке. По результатам же камеральной проверки акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания проверки, но только в том случае, если в ходе проверки выявлены нарушения налогового законодательства.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы признаки налогового контроля?
  • 2. Какие методы документального и фактического налогового контроля вам известны?
  • 3. Каковы правовые основы и порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов?
  • 4. Каков порядок постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?
  • 5. Какой момент считается началом камеральной налоговой проверки?
  • 6. Какие ограничения по количеству и срокам проведения выездных налоговых проверок установлены НК РФ?
  • 7. Какие процедуры налогового контроля используются при проведении выездной проверки?
  • 8. Каковы основания производства выемки?
  • 9. Каков порядок проведения инвентаризации?
  • 10. Что такое повторная выездная налоговая проверка и каковы основания ее назначения?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой