Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы, структура, виды и методы государственной власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод убеждения, аккумулируя нравственно-гуманистические начала, используется власть имущими при помощи системы идеологических средств для внушения и формирования положительных эмоций и представлений о действующей государственной власти. Механизм убеждения включает совокупность организационных, психологических, идеологических, информационных средств и форм активного воздействия на разум и волю… Читать ещё >

Принципы, структура, виды и методы государственной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве основополагающих начал формирования и функционирования государственной власти следует рассматривать следующие принципы:

  • — принцип суверенитета, означающий верховенство и независимость государственной власти;
  • — принцип законности, имеющий сквозное значение для всех видов и уровней власти, для всех государственных органов, должностных лиц и заключающийся в неукоснительном соблюдении ими норм конституции, законов и иных нормативных правовых актов;
  • — принципы выборности и назначения, которые определяют процесс формирования власти; в разных ветвях государственной власти возможно их сочетание;

принципы разделения и соединения властей, которые рассматриваются в разные исторические периоды как способы рациональной организации государственной власти;

  • — принципы единоначалия и коллегиальности, отражающие специфику той или иной ветви власти и помогающие оперативно и ответственно решать вопросы;
  • — принцип иерархичности, соподчинении, который отражает специфику государственной власти как единой целостной системы (вертикаль власти), способной проводить свои решения в жизнь;
  • — принцип профессионализма, означающий наличие системы подготовки кадров, их стабильность и своевременное продвижение по службе, контроль за соответствием уровня профессиональных знаний и навыков занимаемой должности.

Структуру государственной власти как весьма сложного и труднопостижимого явления нельзя определить однозначно. В зависимости от ракурса исследования, методологических подходов она может выглядеть следующим образом.

  • 1. Социальная (человеческая) природа государственной власти предопределяет ее структуру как состав властеотношения, где властвующим субъектом выступает соответствующий государственный орган или должностное лицо, которое обладает средствами и методами, обеспечивающими реализацию его веления, подвластным субъектом — подчиненный орган, должностное лицо и конкретный гражданин, также имеющий соответствующие средства и возможность выполнить предписание властвующего субъекта, а содержанием является совокупность властных полномочий, с одной стороны, и совокупность ответственностей, функциональных обязанностей — с другой; объектом выступает организационная деятельность подвластного субъекта или его поведение.
  • 2. Анализ политико-идеологической природы государственной власти выявляет переплетение психологических, нравственных, интеллектуальных и политико-организационных аспектов. И если рассматривать государственную власть в качестве относительно самостоятельного и реального явления, которое можно представить образно, увидеть воочию, даже «потрогать», то становится ясно, что она состоит из совокупности (системы) государственных органов, возникших в результате политической борьбы или политического консенсуса. Но сами по себе органы — это лишь организационно-фактическая, предметно-материальная основа государственной власти, они должны думать, принимать решения, влиять на поведение людей, деятельность их организаций. В качестве таких сущностных, интеллектуально-волевых элементов структуры могут выступать:
    • — объективированный разум соответствующих социальных слоев и организационных властных учреждений, позволяющий в конечном счете вырабатывать решения, не противоречащие здравому смыслу, преимущественной системе нравственных координат и направленные на обеспечение безопасности данного государства;
    • — объективированная политическая воля, «способная» принимать разумные решения и заставлять действовать в нужном направлении;
    • — объективированная организованная сила, которая опирается на силу реальных вещественных придатков, на силу традиций, обычаев, на организованность, структурированность социальных и политических институтов и концентрируется одновременно на разных уровнях власти, осознается людьми и выступает незримым, но надежным фактором реализации принятых решений.
  • 3. С позиций нормативно-правовой характеристики государственной власти ее структура, не противореча ранее изложенному, приобретает хотя и усложненный, но юридически завершенный вид. В качестве властвующего субъекта могут выступать социальные общности (народ, нация, население региона, муниципального образования), государство, его органы, учреждения, должностные лица. Объектом властеотношений могут оказаться действия или бездействия подвластных субъектов, в качестве которых выступают подчиненные органы, учреждения, должностные лица и граждане. Интеллектуально-фактическое содержание составляют объективированные разум, воля и сила, юридическое содержание — совокупность политико-правовых полномочий (компетенция) и политико-правовых ответственностей (обязанностей) соответствующих властных и подвластных субъектов.
В соответствии с принципом разделения властей в демократических государствах различают законодательную, исполнительную и судебную власть.

Законодательная власть — это выборная, коллегиальная власть, осуществляемая высшим законодательным органом (парламент, конгресс, федеральное собрание) и иными законодательными органами.

Исполнительная власть — это, как правило, назначаемая, производная от законодательной власть, носящая подзаконный характер, осуществляемая высшим должностным лицом (президентом), правительством и его органами на местах.

Судебная власть предназначена для отправления правосудия, она играет важную роль в системе сдержек и противовесов различных ветвей государственной власти.

Методы осуществления государственной власти обусловлены сущностью, формой государства и иными факторами. В качестве основных, традиционных различают метод убеждения и метод принуждения.

Метод убеждения, аккумулируя нравственно-гуманистические начала, используется власть имущими при помощи системы идеологических средств для внушения и формирования положительных эмоций и представлений о действующей государственной власти. Механизм убеждения включает совокупность организационных, психологических, идеологических, информационных средств и форм активного воздействия на разум и волю людей, их индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Метод принуждения означает насильственное воздействие властвующего субъекта на подвластных субъектов с целью принудить их действовать в интересах существующей государственной власти. Механизм принуждения включает совокупность принудительных психологических, организационных, материальных средств и форм активного воздействия на волю и поведение подвластных субъектов. Любое государственное принуждение должно носить правовой характер, т. е. его вид, мера, сроки должны соответствовать действующим правовым нормам и применяться в четких процессуальных формах. Когда игнорируется право и метод принуждения становится основным, тогда власть становится жесткой и государство неизбежно приобретает тоталитарный, деспотический характер.

Древневосточная притча

Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: «Вы так убиваетесь — похоже, скорбите не впервой?» — «Так оно и есть, — ответила женщина. — Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын». — «Отчего же вы не покинете эти места?» спросил Конфуций. — «Здесь нет жестоких властей» , — ответила женщина.

" Запомни это, ученик, — сказал Конфуций. — Жестокая власть — свирепее тигра" .

Помимо указанных методов органами государственной власти используются методы морального и материального стимулирования, методы наказания и поощрения, методы формирования и выявления общественного мнения, дозированной информации и дезинформации и др.

Природа и структура государственной власти представлена на рис. 7.

Государственная власть.

Рис. 7. Государственная власть.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой