Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контрольные функции договорных (конвенционных) органов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первым конвенционным контрольным механизмом защиты прав человека стал утвержденный в 1966 г. в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (далее — Пакт) Комитет по правам человека (КПЧ), на которого была возложена обязанность контролировать исполнение государствами — участниками Пакта взятых обязательств. Каждое государство, согласно Пакту должно отчитаться… Читать ещё >

Контрольные функции договорных (конвенционных) органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Договорные (конвенционные) органы это комитеты, комиссии, суды, созданные по воле государств и действующие на основе включенных в соответствующий договор (пакт или конвенцию) процессуальных норм.

Они призваны контролировать соблюдение государствами содержащихся в этих договорах прав. Эти органы создаются, в отличие от постоянно-действующих уставных органов международных организаций, например правозащитных органов ООН, самими участниками международного договора. В их состав входят независимые эксперты. Порядок их создания и компетенция определяются нормами соответствующего договора. В сфере защиты прав человека действуют десять договорных органов ООН по правам человека, контролирующих выполнение основных международных договоров в области прав человека. Это:

  • • Комитет по правам человека;
  • • Комитет, но экономическим, социальным и культурным правам;
  • • Комитет по ликвидации расовой дискриминации;
  • • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;
  • • Комитет против пыток;
  • • Подкомитет по предупреждению пыток;
  • • Комитет по правам ребенка;
  • • Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов;
  • • Комитет по правам инвалидов;
  • • Комитет по насильственным исчезновениям.

Первым конвенционным контрольным механизмом защиты прав человека стал утвержденный в 1966 г. в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (далее — Пакт) Комитет по правам человека (КПЧ), на которого была возложена обязанность контролировать исполнение государствами — участниками Пакта взятых обязательств. Каждое государство, согласно Пакту должно отчитаться о соблюдении своих обязательств по обеспечению и защите каждого из прав, предусмотренных в Пакте — права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство перед судами и трибуналами, на свободу мысли, совести и религии, на защиту семьи, ряда других прав. Доклады государств — участников Пакта должны представляться в течение года после присоединения к нему, и далее во всех случаях, когда этого потребует КПЧ.

В первоначальном докладе, целью которого является предоставление КПЧ сведений о положении в области прав человека в данной стране, лается подробная справочная информация — о характере и структуре внутригосударственного права, о населении (численность, этнический состав и т. п.), а также общий обзор мер государства по практической реализации каждого из положений договора. В последующих докладах приводятся обновленные сведения в дополнение к предыдущим докладам, указываются произошедшие в законодательстве и практике изменения. Пункт 2 ст. 40 Международного пакта о гражданских и политических правах содержит указание на необходимость приведения в докладе сведений о факторах и затруднениях, влияющих на проведение в жизнь прав, предусмотренных в Пакте.

Все члены КПЧ тщательно изучают представленные в Комитет государствами в соответствии со ст. 40 Пакта, доклады и участвуют в их обсуждении, которое проходит на заседании в присутствии, представителей государства, представившего доклад. В ходе заседания члены КПЧ могут задавать вопросы представителям заинтересованных правительств и запрашивать у них или у самих правительств дополнительную информацию. Основным принципом, который лежит в основе системы представления докладов, является принцип «конструктивного диалога» между договорными органами и представителями государств, доклады которых рассматриваются по правам человека.

Изучив доклад, КПЧ направляет заинтересованному государству-участнику замечания по представленной в докладе картине фактического положения дел в области прав человека в стране. Далее отмечаются факторы и трудности, препятствующие применению Международного пакта о гражданских и политических правах, обращая внимание на проблемы, вызывающие особую озабоченность. КПЧ высказывает рекомендации по устранению тех или иных нарушений статей Пакта.

Формирование механизм контроля для рассмотрения докладов, которые должны периодически представлять государства — участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (далее — Пакт) прошло несколько этапов. Начиная с 1985 г. эти функции возложены на Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, в состав которого входит 18 членов-экспертов. В отличие от других договорных органов ООН по правам человека указанный Комитет был учрежден не на основании положений Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах (данным Пактом конвенционный комитет не предусматривался), а по решению ЭКОСОС.

Как и другие подобные органы, указанный Комитет рассматривает доклады государств-участников о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в Пакте. В частности, право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни; право на образование и др.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам стремится путем составления своих замечаний общего порядка сделать опыт, накопленный в результате рассмотрения докладов, доступным для всех государств-участников с тем, чтобы содействовать дальнейшему выполнению ими Пакта; обратить внимание государств-членов на недостатки, вскрытые во многих докладах; предложить улучшение процедуры предоставления докладов и активизировать деятельность соответствующих государств-участников, международных организаций и специализированных учреждений, направленную на прогрессивное и эффективное обеспечение полного осуществления прав, признаваемых Пактом.

В соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. государства-участники «обязуются представлять для рассмотрения Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин доклады о принятых мерах по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны, в частности, об обеспечении женщинам на равных условиях с мужчинами права на участие в выборах и референдумах, права избираться во все публично избираемые органы, участия в формулировании и осуществлении политики правительства, права на государственные посты, а также осуществление функций на всех уровнях государственного управления, о мерах, но ликвидации дискриминации в отношении женщин занятости, в области образования, здравоохранения, в других областях экономической и социальной жизни.

Рассмотрение докладов государств-участников о выполнении ими своих обязательств по Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. является одной из основных функций Комитета против пыток. Согласно указанной Конвенции государство-участник должно отчитаться о принятых законодательных, административных, судебных или других мерах для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.

Комитет по правам ребенка был создан в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. Эксперты, выборы которых проходят на основании определенной в данной Конвенции процедуры, рассматривают представляемые государствами-участниками доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении таких прав ребенка, как право на жизнь, на имя и приобретение гражданства, на заботу своих родителей; свободно выражать свое мнение; вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют уверенности в себе и облегчают активное участие в жизни общества.

Процедура подачи и рассмотрения докладов другими конвенционными органами как и процедура рассмотрения докладов других комитетов сходна с практикой комитетов по международным пактам и по правам человека. Но существуют и отличия. Так, например, в Комитете по ликвидации всех форм расовой дискриминации допускается процедура рассмотрения выполнения Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1969 г. в соответствующем государстве-участнике без доклада «принудительного рассмотрения докладов», если просрочка по представлению доклада со стороны государства-участника составляет пять лет и более Комитет также вправе вносить предложения и давать общие рекомендации, основанные на информации в отношении нарушений соблюдения Конвенции, полученной от других государств — участников Конвенции.

В целом деятельность конвенционных органов нс означает вмешательство международных структур во внутренние дела государства. Их роль субсидиарна, т. е. носит дополняющий характер и состоит в рассмотрении конкретных споров о нарушении прав и свобод человека, которые не удалось решить на национальном уровне. Межгосударственные органы не являются высшей инстанцией, но отношению к судебной системе государства, они не могут отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Защита прав и свобод, гарантированных международными пактами и конвенциями, это главным образом задача самих государств-участников. Каждое государство должно располагать необходимым внутригосударственным механизмом защиты прав и свобод человека. Деятельность конвенционных органов призвана оказывать содействие национальным правовым институтам в данной сфере.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой