Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность права. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулятивное воздействие права осуществляется с помощью дозволений, запретов и обязываний, содержащихся в нормах. Наличие правил поведения общего характера говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, т. е. санкций. Общая мера поведения, сформулированная в правовой норме, отражает… Читать ещё >

Сущность права. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность права, в конечном счете, определяется ответом на вопрос: кто создает право и кому оно должно служить?

Право создавалось людьми для удовлетворения определенной потребности — в урегулировании социальных взаимодействий и их предсказуемости в условиях неравенства. Дело в том, что люди не могут существовать не взаимодействуя, не создавая коллективов, организаций. Только благодаря такому взаимодействию они удовлетворяют свои материальные, духовные, физиологические и иные потребности. Однако в большинстве своем интересы и потребности людей не совпадают, поскольку все люди обладают различными способностями и талантами, неодинаковым материальным положением, социальным статусом. Вследствие этого их совместная деятельность предполагает наличие четких правил поведения, которые должны соблюдаться всеми, быть обязательными для каждого. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям и поступкам предсказуемость, управляемость, а всему обществу — стабильность и упорядоченность его жизни.

Для отдельной личности право гарантирует свободу, независимость, индивидуальность, определенную границами этих правил. Право в нормативной форме «вводит» в человеческие отношения добро, справедливость, милосердие, гуманизм и т. д. Именно через право эти ценности становятся элементами человеческого поведения. В этом выражается общечеловеческое назначение права.

Однако стабильность и упорядоченность социальной жизни можно обеспечить не только согласованием разнородных интересов и достижением социального компромисса, но и подчинением одной части населения правилам, которые установила другая часть, обычно меньшая. Тогда право служит интересам правящего класса или правящей группы и выступает как властные веления этого класса или группы. В таком случае право становится неотъемлемым компонентом власти правящего класса и уже не несет в себе одинаковой меры свободы для всех. Право в данной ситуации есть свобода одних и несвобода других. Классовую направленность, т. е. функцию защиты интересов правящего класса, право приобретает в рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах, в которых классы-собственники использовали право для усмирения неимущих.

Таким образом, сущность права, как и сущность государства, имеет две стороны: общесоциальную и классовую. Каждая их них преобладала в определенный период исторической эволюции. В связи с этим в науке сформировалось широкое и узкое понимание сущности права.

Широкое понимание сущности права сложилось в рамках естественно-правовой парадигмы, согласно которой сущность права общесоциальна и состоит в том, что право конвенционально, выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Сторонники такой интерпретации сущности права исходят из субъективного понимания права как меры свободы и справедливости, обусловленной природой человека.

Право в рамках такого подхода представляет собой совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость, порядок, которые устанавливаются не государством, а даны человеку свыше.

Право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости, является силой мирового порядка. Обычно эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Этот подход основан на стремлении людей к созданию идеального миропорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности. Достоинством этого ряда определений является стремление содержательно определить право через ценности, которые оно защищает.

Недостатком является некоторая абстрактность, оторванность от жизни. Ведь ценности добра и справедливости всегда были конкретно-историческими. Например, каннибализм когда-то считался частью священного ритуала. В дальнейшем произошла переоценка смысла этих традиций.

Наряду с метафизичностью, абстрактностью общесоциальное понимание сущности права страдает еще одним недостатком — отсутствием указаний на то, кто и как обеспечивает обязательность следования этим ценностям и что наступает вслед за их нарушением.

В узком понимании право всегда связывали с нормой. Более конкретна и осязаема сущность права как воли господствующего класса. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который подчеркивал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими»[1]. Понимание права как воли экономически господствующего класса было характерно для марксизма. «Право по своей сущности, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни»[2]. Такое понимание сущности права представляется односторонним. Вряд ли право в состоянии эффективно регулировать общественные отношения, утверждать идеалы справедливости, если оно выступает орудием насилия меньшинства над большинством.

В отличие от общесоциальной и классовой интерпретаций сущности права нормативистское понимание связывает сущность права с волей государства и акцентирует внимание на формальных характеристиках права: на его происхождении, структуре, на том, как оно выражается, кто осуществляет нормы права. Так, по определению русского юриста В. М. Хвостова, правом являются «те нормы поведения, которые взяты иод защиту государством»[3], а по мнению Г. Ф. Шсршенсвича — те правила, которые выступают в виде «требований государства». Иначе говоря, согласно сторонникам данной точки зрения, правом признаются только те нормы, которые созданы государством и обеспечены его принудительной силой. Государство, по утверждению Г. Ф. Шершеневича, «являясь источником права… не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом»[4]. В этом случае государство рассматривается как организация, стоящая над обществом, и право выражает волю государства. Однако если государство отражает интересы всего общества или большинства, то право предстает как воля этого большинства. Но государство, как уже отмечалось, может быть отражением интересов класса, правящей группы.

На наш взгляд, сущность права заключается в выражении согласованной воли участников социальных взаимодействий, сформированной в результате компромиссов, взаимных уступок, формально закрепленной в системе общеобязательных правил поведения в обществе, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

В этом случае общесоциальная сущность права проявляется в том, что право отражает нормативно определенную в официальных источниках (законах, указах, постановлениях) и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения. Сущность права выражается в его содержании, которое проявляется в установлении равной меры поведения неравных людей, которую устанавливает каждая применяемая правовая норма, закрепляет формальное равенство всех перед законом.

5.6. Признаки права Содержание права раскрывается в его формальных признаках, или свойствах, позволяющих отличить право от других нормативных регуляторов, например норм морали, обычаев, ритуалов, традиций, религиозных норм и т. д. Совокупность этих признаков характеризует право как специфическую систему регуляции общественных отношений.

Перед изложением самих признаков права необходимо сделать два предварительных замечания: формальные признаки права с наибольшей полнотой позволяют выявить нормативистское понимание права, акцентирующее внимание на его юридической форме и связи с государством, которые обеспечивают эффективность упорядочивающего воздействия благодаря обязательности и принудительности; речь идет о свойствах позитивного права.

Выделим наиболее значимые признаки права.

1. Нормативность. Нормативная природа права выражается в установлении в нормах права общего образца поведения, который определяет границы дозволенного, запрещенного, обязательного. Этот образец закрепляется в правилах общего характера, регулирующих совокупность схожих случаев, ситуаций.

Регулятивное воздействие права осуществляется с помощью дозволений, запретов и обязываний, содержащихся в нормах. Наличие правил поведения общего характера говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, т. е. санкций. Общая мера поведения, сформулированная в правовой норме, отражает общезначимые интересы, преобладающие в обществе идеалов, представлений о добре, справедливости.

  • 2. Системность. Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны противоречить все иные нормы права, например нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, т. е. нормы гражданского права.
  • 3. Обязательность для исполнения. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны добровольно соблюдать и исполнять их требования. Нормы права являются властными предписаниями государства, в которых обнаруживается государственный суверенитет. Однако наряду с этим правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения. Оно выражается в защите субъективного права личности, в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны. Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы.
  • 4. Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: закреплены в нормативных правовых актах государства (законах, решениях судов, административных прецедентах). Этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами.
  • 5. Процедурностъ. Она выражается в том, что предписывает порядок принятия законов, механизм их реализации и средства контроля за их исполнением. Процедурный порядок указывает на тесную связь права с государством. Конечно, например, партийные нормы так же фиксируются в уставе, как и религиозные нормы — в священных книгах. Однако правовые нормы обретают официальную форму выражения в законе, что делает их общеобязательными как для граждан, организаций, так и для самого государства.
  • 6. Неперсонифицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Лишь в том случае, когда действие конкретного лица подпадает под сферу действия соответствующей нормы, он становится ее адресатом. Однако осуществление требований данной нормы нс прекращает ее действия во времени, она продолжает действовать вплоть до ее отмены уполномоченным на то государственным органом, чаще всего парламентом.
  • 7. Связь с государством. Этот признак выражается в том, что государство не только целенаправленно создает нормы права (правотворчество), но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов (применение права). Связь права с государством двусторонняя: государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют (по крайней мере, должны) строго на основе права. Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями.
  • [1] Гоббс Т. Левиафан… С. 214.
  • [2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 20.
  • [3] Хворостов В. М. Общая теория права. М., 1914. С. 55—56.
  • [4] Шершеневт Г. Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 1910. С. 300.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой