Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники семейного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что Россия относится к странам с романогерманской системой права, где в качестве основного источника права выступает нормативный правовой акт. Следовательно, прецедент (постановление судебной инстанции, судебное решение) не имеет на территории России силы источника права. Вместе с тем постановления пленумов высших судебных органов России, в которых даются разъяснения по применению… Читать ещё >

Источники семейного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источники семейного права — это формы выражения норм семейного права: нормативные правовые акты РФ, законы субъектов РФ, а также акты международного права, закрепляющие нормы семейного права.

Семейное законодательство находится в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Сказанное означает, что регулирование отношений, составляющих предмет семейного права, осуществляется нормами, закрепленными как федеральным, так и региональным законодательством. При этом субъекты РФ вправе в целях регулирования семейных отношений принимать законы, соответствующие положениям СК РФ, а также иным федеральным законам. Иные нормативные акты субъектов РФ в круг источников семейного права не входят.

При возникновении противоречий между положениями федерального и регионального нормативного акта подлежит применению норма федерального законодательства, что не всегда, к сожалению, соблюдается на практике. Например, подавляющее большинство законов субъектов РФ о патронатной воспитании напрямую противоречит положениям федерального законодательства в части установления этой формы опеки (попечительства), полномочий патронатных воспитателей, органов опеки и попечительства, а также администрации организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в таком виде данная форма устройства на воспитание детей продолжает развиваться и поддерживаться из собственных бюджетных средств субъектами РФ.

Субъекты РФ не могут произвольно принимать законы, регулирующие семейные отношения. В соответствие с абз. 2 п. 2 ст. 3 СК РФ законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ, и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Сказанное означает, что законотворчество субъектов РФ должно четко соответствовать изложенным критериям. Как показывает законодательная практика, субъекты РФ принимают законы только по вопросам, прямо отнесенным СК РФ к их компетенции. Так, п. 2 ст. 13 СК РФ допускает принятие закона, устанавливающего порядок и условия вступления в брак до достижения возраста 16 лет. Этим допущением воспользовались некоторые субъекты РФ[1]. Кроме того, на территориях ряда субъектов РФ[2] введено патронатное воспитание как форма устройства на воспитание в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 123 СК РФ.

Следует обратить внимание на то, что нормы семейного права содержатся не только в нормативных актах, отнесенных к семейному законодательству, но и в источниках иных отраслей права. Семейный кодекс РФ допускает возможность субсидиарного применения гражданского законодательства к регулированию семейных отношений. Согласно ст. 4 СК РФ к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Обращаясь к гражданскому законодательству при регулировании семейных отношений, всегда необходимо помнить об их существе. Например, абз. 2 п. 2 ст. 115 СК РФ устанавливает, что получатель алиментов вправе взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, нс покрытой неустойкой. Для правильного применения данного положения необходимо обратиться к ст. 15 ГК РФ, где дается понятие убытков, включающих в себя реальный ущерб и упущенную выгоду.

Представляется, что при определении размера убытков, причиненных просрочкой алиментных платежей, не должна учитываться упущенная выгода, поскольку ее взыскание напрямую связано с получением дохода с суммы, выплата которой просрочена. Поскольку существом алиментных обязательств является предоставление средств на содержание, то их расходование должно быть осуществлено на приобретение продуктов питания, одежды, предметов первой необходимости, обеспечение потребностей в жилье и т. п. исключительно в интересах получателя алиментов, но не предполагает извлечение из этих средств какого-либо дохода. Сказанное позволяет заключить, что применительно к алиментным отношениям под «всеми причиненными просрочкой убытками» следует понимать только реальный ущерб, по не упущенную выгоду[3].

Характерным для семейного права является также большое количество процессуальных или процедурных норм, часть которых содержится не только в источниках гражданского процессуального законодательства, но и в СК РФ (правила о расторжении брака, установление круга лиц, имеющих право обращаться с иском, направленным на защиту семейных прав, и т. д.). В ГПК РФ устанавливаются правила о подсудности споров, вытекающих из семейных отношений, а также, например, закреплены специальные правила о рассмотрении судами дел об усыновлении (удочерении); Закон об исполнительном производстве содержит правила об особенностях взыскания алиментов и т. п.

Изложить систему источников семейного права можно, отталкиваясь, во-первых, от системы семейного права как отрасли права (деление его норм на институты), а во-вторых, выстроив все нормативные акты, регулирующие семейные отношения, по их иерархии (юридической силе).

В первом случае все источники можно разделить по содержанию норм, содержащихся в них. При этом СК РФ как кодифицированный акт семейного права присутствует во всех группах. Можно выделить следующие основные группы источников:

  • — закрепляющих общие положения семейного права (СК РФ);
  • — регулирующих отношения по заключению, прекращению брака и признанию брака недействительным (помимо СК РФ к ним можно отнести, например, ГПК РФ, Закон об актах гражданского состояния, законы субъектов РФ);
  • — посвященных личным неимущественным и имущественным отношениям супругов (помимо семейно-правовых источников сюда входят источники гражданского права, такие как ГК РФ, Закон об актах гражданского состояния, а также Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462−1 и др.);
  • — устанавливающих права и обязанности родителей и детей (к ним относятся кодифицированные источники: С К РФ, ГК РФ, ГПК РФ, а также федеральные законы, например Закон об опеке, и подзаконные нормативные акты);
  • — регулирующих алиментные обязательства (помимо СК РФ здесь следует обратить внимание на источники гражданского процессуального права, например ГПК РФ, Закон об исполнительном производстве);
  • — предусматривающих формы и порядок устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (это самая многочисленная группа источников, так как в нее входят помимо трех кодифицированных федеральных источников — СК РФ, ГК РФ, ГПК РФ — большое количество федеральных законов, в том числе Закон об актах гражданского состояния, Закон об опеке, Закон о банке данных о детях, постановления Правительства РФ, а также законы субъектов РФ).

Построение системы источников семейного права по иерархии нормативных актов является универсальным для всех отраслей нрава в Российской Федерации. Однако ниже приведена иерархия только федеральных источников, поскольку источники субъектов РФ представлены исключительно законами субъектов РФ.

Возглавляют «вертикаль» источников семейного права акты международного права. В соответствие с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора. Именно это обстоятельство придает международным договорам приоритетную силу по отношению к федеральным законам и иным нормативным актам РФ.

Среди источников этого уровня в первую очередь следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989 г.[4], участником которой Россия является как правопреемник СССР, а также Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ратифицированную Российской Федерацией 30 марта 1998 г.

Кроме того, Российская Федерация является участником двусторонних и многосторонних договоров. Большое значение имеет Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные между Россией и государствами — бывшими республиками СССР. После распада СССР члены многих семей стали невольно проживать на территориях разных независимых государств, порой вынужденно получив их гражданство, утратив единое гражданство СССР. Однако вопросы, вытекающие из их семейных отношений, нуждаются в решении и поддержке со стороны данных государств.

Российская Федерация выстраивает договорные отношения в семейной сфере не только с ближайшими соседями. Наша страна является участницей двусторонних договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с такими странами, как Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Ирак, Италия, Китай, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Тунис, Финляндия, Чехия, Словакия и др.

Конституция РФ традиционно занимает ведущее место в иерархии нормативных актов, которые регулируют отношения, входящие в предмет различных отраслей российского права, в том числе семейного права. Для развития системы источников семейного права определяющим является отнесение семейного законодательства к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, о чем уже говорилось выше. Конституция РФ провозглашает защиту семьи, материнства, отцовства и детства государством и закрепляет принцип равенства прав мужчины и женщины, что служит отправными точками для построения семейного законодательства.

Семейный кодекс РФ не просто является кодифицированным источником, но и занимает особое место, включив в себя подавляющее большинство норм семейного права. Действующий сегодня СК РФ стал четвертым кодексом, регулирующим семейные отношения па территории России, начиная с 1917 г.

Однако и в Российской империи в Своде Законов гражданских была специальная книга 1 тома X, посвященная вопросам семейного права, которая именовалась «О правах и обязанностях семейственных». Данная книга как аналог современного кодифицированного акта включала в себя такие разделы, как «О союзе брачном», «О союзе родителей и детей», «О власти родительской» .

После Октябрьской революции 1917 г., изменившей не только экономическую и политическую остановку в России, церковь была отделена от государства, в связи с чем необходимость изменения семейного законодательства не вызывала сомнений. Тем более что семейное законодательство Российской империи отличалось «во-первых, органической связью с церковными правилами и канонами, во-вторых, своим сословным характером»[5].

В октябре 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В нем регулировались вопросы заключения гражданского брака (в органах ЗАГС), который мог расторгаться по желанию супругов, провозглашалось равенство прав брачных и внебрачных детей. Установление происхождения детей от родителей удостоверялось в книге записей рождений в органах ЗАГС. Брак не создавал общности имущества супругов, но допускал возможность получения нуждающимся супругом содержания от другого супруга, если тот был в состоянии оказать такую поддержку. Также большой раздел Кодекса был посвящен вопросам установления опеки над несовершеннолетними и душевнобольными, но был исключен институт усыновления.

Вторым по счету стал Кодекс законов о браке, семье и опеке, введенный в действие с 1 января 1927 г. Этим Кодексом стали в большей степени защищаться права женщин путем введения общей собственности на имущество, нажитое супругами в браке, в интересах женщины признавались фактические брачные отношения. Много внимания в Кодексе уделялось интересам детей, был вновь введен институт усыновления.

Данный Кодекс просуществовал достаточно долго, вплоть до введения в действие с 1 ноября 1969 г. Кодекса о браке и семье РСФСР, созданного на базе Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, начавшего действовать с 1 октября 1968 г. Данный Кодекс впервые включал в себя не только преамбулу, но и общие положения, четко регламентировал порядок заключения брака, устранял ненужные препятствия к разводу, допустив расторжение брака в органах ЗАГС, закреплял равенства долей супругов при разделе их общего имущества и устанавливал виды личной собственности супругов. Помимо прочего было введено добровольное установление отцовства наряду с судебным порядком, как никогда подробно регламентировались алиментные обязательства, выделялся отдельный раздел, посвященный актам гражданского состояния.

Пришедший ему на смену СК РФ стал первым кодифицированным актом семейного права, принятым после распада СССР и призванным отразить кардинальные изменения политической и экономической жизни России, произошедшие с конца 80 — начала 90-х гг. прошлого века, применительно к семейным отношениям. Кодекс вступил в силу с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действия (ст. 169 СК РФ).

В структуре СК РФ выделено восемь разделов: «Общие положения», «Заключение и прекращение брака», «Права и обязанности супругов», «Права и обязанности родителей и детей», «Алиментные обязательства членов семьи», «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» и «Заключительные положения» .

Отличительной особенностью СК РФ по сравнению с предыдущими кодексами стало отсутствие в нем положений, регулирующих акты гражданского состояния, которые отнесены теперь к предмету гражданско-правового регулирования (ст. 47 ГК РФ), что вряд ли, на наш взгляд, следует считать оправданным. Закон об актах гражданского состояния закрепляет, что законодательство об актах гражданского состояния основывается на положениях не только ГК РФ, но и СК РФ и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов России. Кроме того, акты гражданского состояния, подлежащие государственной регистрации, имеют самое непосредственное отношение к реализации физическим лицом своего семейно-правового статуса, но лишь отчасти гражданско-правового[6].

Другим ярким отличием от предыдущего Кодекса о браке и семье РСФСР стало то, что СК РФ вслед за нормами международного права признает ребенка самостоятельной личностью, прямо называет его в качестве субъекта права и посвящает его правам отдельную главу. В СК РФ появилась новая, ранее неизвестная действующему законодательству, форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей — приемная семья. Ее появление отчасти было обусловлено позицией Комитета ООН по правам ребенка, выразившего озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовавшего развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях[7].

Впервые СК РФ предусмотрел возможность заключения членами семьи договоров, направленных на регулирование семейных отношений между ними, как имущественного, так и неимущественного характера.

Еще одной отличительной особенностью СК РФ является выделение отдельного раздела, содержащего нормы, регулирующие семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Существенной новеллой является допустимость применения к семейным отношениям с их участием норм иностранного права, которое основано на общепризнанных принципах международного частного права.

Следующую ступень в иерархии источников семейного права занимают федеральные законы, принятые в соответствии с СК РФ. К ним относятся, например, Закон об актах гражданского состояния, Закон о банке данных о детях, Закон об опеке.

Значение данных законов для регулирования семейных отношений нельзя недооценить. Принятые в различное время, они решили важные регулятивные и охранительные задачи в области семейных прав и обязанностей участников семейных отношений.

Вслед за законами в иерархии нормативных источников идут подзаконные акты. Согласно п. 3 ст. 3 СК РФ на основании и во исполнение СК РФ, других законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ, другими законами, указами Президента РФ.

На сегодняшний день принято большое количество постановлений Правительства РФ по вопросам, предусмотренным указанными выше нормативными актами. В качестве примера можно привести следующие постановления Правительства РФ: от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей», от 04.04.2002 № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием», от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, оставшихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» .

Данный вид источников решает очень важные задачи: развивает и конкретизирует положения законов, в результате чего позволяет реализовывать нормы семейного права, содержащиеся в них, наиболее эффективным образом.

Иные подзаконные акты, например акты министерств и ведомств, не входят в систему источников семейного права. Вместе с тем Министерство образования и науки РФ ранее неоднократно предпринимало попытки «вмешаться» в процесс семейно-правового регулирования, рассылая, например, письма рекомендательного характера, которые на местах воспринимались, к сожалению, как нормативные акты прямого действия[8].

Сегодня на данное Министерство постановлением Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» возложено установление порядка отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления некоторых полномочий органа опеки и попечительства, порядка проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, формы акта обследования, разработка примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами. Осуществляя, по сути, методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства, Министерство своими актами оказывает влияние на реализацию субъектами семейных отношений своих прав.

Семейный кодекс РФ допускает применение аналогии закона и аналогии права для восполнения пробелов в семейном законодательстве.

Согласно ст. 5 СК РФ в случае, если отношения между членами семьи нс урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

При их отсутствии права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного и гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

Как видно из приведенной нормы, применение аналогии закона и аналогии права в семейном праве имеет свои особенности. Связаны они с тем, что в обоих случаях допускается применение соответственно норм и принципов двух отраслей права: семейного и гражданского. В связи с этим необходимо остановиться на порядке, который должен быть соблюден при применении данных аналогий.

Исходя из того, что семейные отношения имеют свое уникальное существо, отличное от существа гражданскоправовых отношений, необходимо в обоих случаях сначала попытаться найти норму или принцип семейного права, которые должны быть применены при рассмотрении судом дела, и лишь потом обратиться к поиску соответствующей нормы или принципа гражданского права. И только не обнаружив соответствующие нормы и принципы в названных отраслях, следует разрешить спорную ситуацию, руководствуясь принципами гуманности, разумности и справедливости.

Под принципом гуманности следует понимать сложившееся в обществе представление о ценности человека, его жизни и здоровья, иных принадлежащих человеку нематериальных благ, позволяющих реализовать полноту образа члена семьи как представителя человеческого общества.

Под принципом разумности следует понимать оценку принадлежащих субъектам семейных отношений прав и обязанностей, исходя из существующих и устоявшихся в обществе представлений о должном поведении члена семьи с учетом его ролевой функции и выполнении семьей ее социальных функций, и возможном поведении конкретного члена семьи исходя из конкретной жизненной ситуации.

Под принципом справедливости следует понимать стремление к поиску компромисса (балансу интересов) между участниками семейных отношений, исходя из их частных интересов, а также из публичного интереса государства, присутствующего в данном конкретном отношении.

Немаловажным при рассмотрении вопроса об источниках права является обращение к постановлениям высших судебных инстанций (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) для регулирования семейных отношений.

Известно, что Россия относится к странам с романогерманской системой права, где в качестве основного источника права выступает нормативный правовой акт. Следовательно, прецедент (постановление судебной инстанции, судебное решение) не имеет на территории России силы источника права. Вместе с тем постановления пленумов высших судебных органов России, в которых даются разъяснения по применению судами законодательства, обязательны для исполнения нижестоящими судами соответствующей юрисдикции. Поэтому содержание данных актов необходимо знать и ориентироваться на их положения при осуществлении и защите семейных прав в судебных органах. В таких постановлениях высшие судебные органы дают разъяснения и толкования норм права для их единообразного применения всеми судами на территории РФ на основании обобщения судебной практики.

Для правильного применения судами семейного законодательства при рассмотрении споров, вытекающих непосредственно из семейных отношений, приняты постановления Пленумов Верховного Суда РФ об установлении отцовства и взыскании алиментов; по спорам, связанным с воспитанием детей; о расторжении брака; об усыновлении.

Особое место в судебной системе занимает Конституционный Суд РФ. В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Юридическое последствие принятия постановления Конституционным Судом РФ, которым выявляется конституционно-правовой смысл той или иной нормы, заключатся в том, что с момента вступления решения Конституционного Суда РФ в силу она не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле. Если же та или иная норма признана Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции РФ, то на будущее время она утрачивает свою юридическую силу.

Жалобы на несоответствие отдельных положений СК РФ Конституции РФ неоднократно выносились на рассмотрение Конституционного Суда РФ, но на сегодняшний день ни одна из норм Кодекса не была признана противоречащей Конституции РФ.

  • [1] На сегодняшний день таким право воспользовались 27 субъектов РФ (Владимирская, Вологодская, Калужская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Челябинская область, Республики Башкортостан и Татарстан и др.).
  • [2] Соответствующие законы приняты более чем в 30 регионах РФ (например, в городе Москве, в Пермском, Забайкальском краях, Ивановской, Костромской, Архангельской, Сахалинской областях, Республиках Марий Эл, Адыгеи, Хакасии и др.).
  • [3] Такой вывод, в частности, поддерживается Е. А. Чефрановой (см.: Чефранова Е. А. Имущественные отношения в российской семье. М., 1997. С. 127); О. Н. Низамиевой (см.: Низамиева О. Н. Договорное регулирование имущественных отношений в семье. Казань, 2005. С. 175); М. В. Антокольской (см.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / отв. ред. И. М. Кузнецова. М., 2000. С. 297−298). Противоположную позицию занимает Л. М. Пчелинцева, которая считает, что п. 2 ст. 115 СК РФ не дает оснований для такого вывода, так как в ней идет речь о праве получателя алиментов взыскать с виновного должника все причиненные просрочкой исполнения обязательства убытки, а не только реальный ущерб (см.: Пчелинцева Л. М. Указ. соч. 446−447), а также А. М. Рабец, которая утверждает, что в ст. 115 предусмотрено право получателя алиментов требовать возмещения всех причиненных убытков, что соответствует положениям ст. 15 ГК РФ. Согласно данной статье по общему правилу убытки подлежат возмещению в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором (см.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. М. Нечаева. С. 345).
  • [4] Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
  • [5] Нечаева А. XI. Указ. соч. С. 64.
  • [6] В этой связи хотелось бы привести мнение Е. А. Катковой, считающей целесообразным регулировать отношения по поводу актов гражданского состояния брачно-семейным законодательством. По ее словам, это объясняется тем, что факты, подлежащие регистрации, являются чаще всего семейно-правовыми, сами акты гражданского состояния служат необходимой предпосылкой для возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений, а также тем, что большинство фактов целиком зависит и определяется соответствующими материальными семейно-правовыми нормами (см.: Каткова Е. А. Семейное право как самостоятельная отрасль права: методич. указания. Иркутск, 1988. С. 7−8).
  • [7] Комитет ООН по правам ребенка является международным избираемым органом, оценивающим результаты, достигнутые государствами в выполнении обязательств, принятых ими на себя при ратификации Конвенции ООН «О правах ребенка». Страна — участник данной Конвенции с периодичностью пять лет должна отчитываться о соблюдении прав ребенка данным государством. Первый доклад представляется спустя два года с момента ратификации Конвенции.
  • [8] См.: например, письмо Минобразования России от 29.10.2001 № 1293/28−5 «Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями»; письмо Минобразования России и Минтруда России от 09.07.2001 «О порядке оформления трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой