Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Акты законодательные и иные (не являющиеся законодательными)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделение ст. 289 ДФС законодательных актов Союза порождает вопрос: а существуют ли акты ЕС, не являющиеся законодательными? Как пи странно — да, о чем прямо упоминают п. 1 ст. 290 и п. 2 ст. 297 ДФС, употребляя выражение non-legislative acts. Их определение не должно вызвать трудностей: к числу актов, не являющихся законодательными, следует отнести те, которые не соответствуют хотя бы одному… Читать ещё >

Акты законодательные и иные (не являющиеся законодательными) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пункт 3 ст. 289 ДФС устанавливает, что «…правовые акты [ЕС], принятые посредством законодательной процедуры [обычной, специальной или особой — ср. п. 1, 2 и 4 ст. 289 ДФС], выступают в качестве законодательных актов» . Три типа законодательных процедур (п. 1, 2 и 4 ст. 289 ДФС) — обычная, специальная и особая — имеют между собой две следующие общие черты — (1) совместное постановление правовых актов Европарламентом и Советом министров ЕС и (2) их постановление в формах регламентов, директив или решений. Можно, следовательно, определить законодательные акты ЕС как такие правовые акты, которые постановляются Европарламентом совместно с Советом министров ЕС[1] либо одним из этих органов при обязательном участии другого в формах регламентов, директив или решений. В этом — смысл предельно общего предписания п. 1 ст. 16 ДЕС о совместном осуществлении Европарламентом и Советом законодательной и бюджетной функции. Для российского юриста — привыкшего к понятиям о законе и законодательстве как актах органа законодательной власти, адресованных неопределенному кругу лиц и рассчитанных на неопределенное заранее число случаев применения, такой (процедурно-формальный) подход к определению этих понятий покажется, в лучшем случае, странным. Но каких-то еще норм, которые позволили бы его скорректировать, ни ДФС, ни иные акты Европейского Союза не содержат.

Выделение ст. 289 ДФС законодательных актов Союза порождает вопрос: а существуют ли акты ЕС, не являющиеся законодательными? Как пи странно — да, о чем прямо упоминают п. 1 ст. 290 и п. 2 ст. 297 ДФС, употребляя выражение non-legislative acts. Их определение не должно вызвать трудностей: к числу актов, не являющихся законодательными, следует отнести те, которые не соответствуют хотя бы одному из двух обязательных признаков законодательных актов ЕС, а именно — (1) во-первых, все акты euro-soft law, т. е. любые рекомендации и заключения, независимо от процедуры их принятия (хотя бы и совместно Европарламентом и Советом); (2) во-вторых — все регламенты, директивы и решения, принятые иначе, чем в соответствии с ординарной, специальной или особой законодательной процедурой. Выходит, стало быть, что юридически обязательные акты одного и того же наименования — регламенты, директивы и решения ЕС — могут как относиться к числу законодательных, так и не относиться к ним. Опять-таки, если вкладывать в понятие законодательного акта собственное содержание, если связывать с этим понятием какую-то особую юридическую силу, это может показаться удивительным. Но если за понятием законодательного акта не видеть ничего, кроме определенных способов оформления и принятия (а юридическую силу привязывать к способам оформления) — то ничего не будет и страшного.

Акты, не являющиеся законодательными, ст. 290 и 291 ДФС разделяют на акты делегированные и исполнительные. Делегированные акты — это акты общего действия, принимаемые исключительно Еврокомиссией с целью «…изменения или дополнения таких отдельных элементов законодательных актов, которые [элементы, конечно, а не законодательные акты] не имеют существенного значения», и вступающие в силу только при условии, что Европарламент или Совет министров ЕС не выскажет в течение установленного срока возражений против таких актов или не отменит их (п. 1 и 2 ст. 290 ДФС). Здесь даже не с чем провести аналогию, ибо нашему (российскому) праву таких актов неизвестно. Что же касается актов исполнительных, то здесь, напротив, подобрать аналогию очень легко — они наиболее близки к нашим актам подзаконным, ибо принимаются они «…когда необходимы единообразные условия исполнения юридически обязательных актов Союза». Правом издания исполнительных актов ЕС обладает, по общему правилу, Еврокомиссия, а в особых случаях — Совет министров Союза (п. 2 ст. 291 ДФС).

Насколько хорошо Вы усвоили материал? (вопросы для самопроверки) В результате изучения Лекции 22 Вы должны уметь ответить на следующие вопросы: (1) не могли бы Вы привести исторические примеры межгосударственных объединений, которые можно было бы назвать прообразом объединений наднациональных? Чем наднациональные объединения отличаются от межгосударственных организаций? (2) какая основная — с Вашей точки зрения — причина (или, может быть, совокупность причин) побуждает к образованию наднациональных объединений в современных условиях? (3) как соотносятся между собой: (а) Соединенные Штаты Европы? (b) Панъевропейский Союз? © Западноевропейский союз? (d) Европейское объединение угля и стали? (е) Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)? (О Европейский Союз (ЕС)? (g) Совет Европы? что из перечисленного является наднациональными организациями? (4) какое отношение к образованию современного Европейского Союза имеет послевоенная деятельность экс-премьера Великобритании сэра У. Черчилля? что обозначают названия «Цена величия»? «Мускулы мира»? «Европейская трагедия»? (5) какие акты называются документами-основателями Европейского Союза? что (в данном контексте) означают сокращения «Рим-57», «Маастрихт-92»? Амстердамский, Ниццкий и Лиссабонский договоры? (6) сколько государств являются членами ЕС? какие из европейских государств не входят в ЕС? на чем основываются и каковы с содержательной точки зрения современные взаимоотношения ЕС и России? (7) не могли бы Вы рассказать о системе органов Европейского Союза как наднационального образования?[2] как соотносятся и что представляют собой Европейский Совет, Совет ЕС, Совет министров ЕС и Совет Европы? как соотносятся между собой Европейский суд справедливости и Европейский суд по правам человека? (8) какие акты образуют систему права Европейского Союза? что такое акты первичного и вторичного права? существует ли (и если да — то в чем выражается) взаимная связь между видами (формой) актов ЕС и органами, издающими эти акты? какое значение имеет факт совместного принятия того или другого акта Европейским парламентом и Советом ЕС? (9) какие акты образуют законодательство ЕС? какие акты ЕС называются делегированными?

Задания на дальнейшее углубление приобретенных знаний. По изучении Лекции 22 представлялось бы полезным, чтобы Вы выполнили следующее: (1) написали эссе на 1000 слов на тему «Эволюция причин образования межгосударственных объединений: от военного подчинения до…»; (2) написали эссе на 1000 слов на тему «Доктрина вечного мира И. Канта: ее основания и современное воплощение»; (3) попробовали, руководствуясь нормами первичного права ЕС, установить значение существо и значение подразделения актов вторичного права Союза на законодательные, административные и регламентарные, особенно уделив внимание последнему понятию (что оно означает?); (4) будучи в Брюсселе, нашли несколько часов для посещения штаб-квартиры Европейского Союза и записались в библиотеку ЕС с правом получения on-line доступа к ее ресурсам (предварительно ознакомившись с условиями такой записи на официальном сайте).

  • [1] См. об этом также: Кешкин С. Ю., Четвериков А. О. Указ. соч. С. 151−152, 351−352. О самой совместной процедуре принятия актов ЕС — см. ст. 292−297 ДФС.
  • [2] Нужно, чтобы один из студентов дал общий обзор (схему), а несколько других рассказали о полномочиях и деятельности каждого из органов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой