Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Брачно-семейное право Китая

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По форме брак регулировался договором купли-продажи. Обязательным элементом брачной церемонии было сы юе — заключение формального соглашения между сторонами, где оговаривались все меркантильные стороны брака, в том числе свадебные подарки. По своему характеру такой договор был консенсуальным. Интересно отметить, что расторжение брачного контракта наказывалось, причем наказывали телесно только… Читать ещё >

Брачно-семейное право Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Древнекитайский термин чиа означал то же самое, что и древнегреческий oikos. В ранние эпохи рабы также входили в состав семьи, тогда она получала наименование чиа шеи цзу, равное по значению oiketes. Считалось обязательным, чтобы все члены семьи носили одну и ту же фамилию. Глава семьи был истинным ее paterfamilias, власть его была неограниченной.

Исследователи давно подметили, что брак по-китайски начисто был лишен какой бы то ни было религиозной формы. Китаянка совершенно свободно могла выходить замуж за иностранца, правда, при этом ему и ей запрещалось навсегда покидать пределы страны. Самым сильным препятствием на пути вступления в брак был запрет инцеста. Запрет был настолько строг, что исключались браки между однофамильцами (Тан люй шуи. 182). Подобный запрет было довольно трудно выполним, так как на весь Китай (в древности, конечно, населения было гораздо меньше) насчитывалось только 350 родовых имен (т.е. фамилий понашему). Из трудного положения китайцы выходили довольно традиционно — занимались «похищением сабинянок». Однако в минскую эпоху китайцы были вынуждены установить систему брачных классов, и тогда браки между однофамильцами, но из разных брачных классов, стали разрешаться. Наличие родства в четвертом колене также служило препятствием к браку.

По форме брак регулировался договором купли-продажи. Обязательным элементом брачной церемонии было сы юе — заключение формального соглашения между сторонами, где оговаривались все меркантильные стороны брака, в том числе свадебные подарки. По своему характеру такой договор был консенсуальным. Интересно отметить, что расторжение брачного контракта наказывалось, причем наказывали телесно только сторону невесты, если она выступила инициатором расторжения соглашения, подарки возвращались. Также подлежала наказанию эта сторона за подмену невесты, за подмену жениха, впрочем, наказание было еще строже.

Китайский брак знал полигамию в полной ее форме, т. е. наличие нескольких законных жен, и конкубинат. Старшинство жены особо оговаривалось при заключении брака. Правда, старшей считалась всегда первая по вступлении в брак. Ее власть в женской половине дома была огромной. Даже остальные законные жены были обязаны ее слушаться. Здесь же стоит упомянуть, что китайская полигамия наиболее предпочтительной формой считала сорорат. Об этом мы говорили выше. В эпоху Тан, впрочем, полигамия была запрещена, за двоеженство наказывали, но этот запрет не был действительным для верхов общества, конкубинат оставался в силе вплоть до установления республиканских порядков в Китае.

Китайский брак знал развод. Прежде всего он допускался по взаимному согласию сторон. Жена могла потребовать развода у мужа только в одном случае: при нарушении последним долга и цзюе, который заключался в следующем:

«Когда муж причинит побои деду, бабке жены по отцу или матери или убьет… ее дядей по отцу, старшего и младшего братьев, сестер…» и пр. [Кычанов, 1986, с. 179].

У мужа право на развод было шире. Называют семь поводов потребовать на законных основаниях развода: 1) отсутствие детей; 2) прелюбодеяние жены; 3) ссоры со свекром и свекровью; 4) болтливость жены, причем здесь законодатель под этим понимал скорее сварливый характер жены; 5) воровство, совершенное женой; 6) ревность, если она его чрезмерно замучит; 7) неизлечимое заболевание жены. Однако муж не мог воспользоваться этими поводами, если: 1) жена носила траур по свекрови и свекру; 2) во время брака они разбогатели; 3) жене не к кому было уйти. В этой связи надо особо заметить, что особенностью брачно-семейного права китайцев было полное незнакомство их с институтом левирата. Вернее, они его знали, соседние с ними племена его практиковали, но сами китайцы так никогда и не захотели его перенять:

«Те западные варвары жуп и северные ди [обладают] лицом человека и сердцем зверя, [по отношению к ним] праздность и покой — [все равно, что| отрава ядовитой лекарственной настойкой: [и к тому, и к другому нельзя пристраститься]. [Они] считают что убивать и предавать смерти — эго [проявление] умения следовать по истинному пути и духовной внутренней силы; полагают, что прелюбодействовать с [овдовевшими] женами [отцов, дядей и братьев] — это человеколюбие и справедливость» [Кроль, 1973, с. 15].

Последствия развода были следующими: китайское право допускало здесь фикцию о том, что брачный контракт в случае развода никогда не был заключен. Разведенная жена при этом возвращалась в дом своих родителей. Дети от брака оставались с отцом. Приданое, однако, возвращалось в дом родителей жены.

Китайское право знало институт усыновления. Усыновление имело форму договора купли-продажи. Наибольшее предпочтение китайцы оказывали племянникам. Также бездетные супруги могли договориться с братом мужа об усыновлении детей собственных племянников, каковые, правда, при этом считались их внуками.

Эмансипация была известна китайцам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой