Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оспаривание нормативных правовых актов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в качестве критериев определения подведомственности арбитражным судом оспариваемых нормативных правовых актов законодатель признает, во-первых, статус заявителя, а во-вторых, оставил регулирование предпринимательской и иной экономической деятельности. Установлены более короткие, по сравнению со сроками рассмотрения гражданско-правовых споров, сроки рассмотрения дела об оспаривании… Читать ещё >

Оспаривание нормативных правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До принятия АПК РФ 2002 г. практически все дела об оспаривании нормативных правовых актов находились в подведомственности судов общей юрисдикции. В постановлениях Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П и от 28.05.1999 № 9-П была сформулирована правовая позиция, согласно которой положения ст. 125−127 Конституции РФ не исключают возможности осуществления, в том числе арбитражными судами, проверки соответствия перечисленных в п. «а» и «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ. Данные постановления были приняты во внимание разработчиками АПК РФ.

В соответствии с АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, допускались лишь в тех случаях, когда федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Такие положения содержатся, в частности, в ст. 43 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-?3 «О рынке ценных бумаг», п. 2 ст. 138 НК РФ, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-?3 «О защите конкуренции»; ст. 36 Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» .

Таким образом, в качестве критериев определения подведомственности арбитражным судом оспариваемых нормативных правовых актов законодатель признает, во-первых, статус заявителя, а во-вторых, оставил регулирование предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом разбирательства является правовой спор в сфере нормотворчества. Судебный контроль в сфере нормотворчества (нормоконтроль) является важным элементом судебной защиты субъектов арбитражных процессуальных отношений.

Для возникновения правового конфликта необходимы следующие условия (процессы и явления):

  • • юридический факт (предпосылка возникновения юридической конфликтной ситуации);
  • • юридическая конфликтная ситуация (объект и субъект конфликта; конфликтное юридическое отношение);
  • • инцидент (действия, предпринятые одной из сторон для отстаивания своих интересов)[1].

Такой конфликт не обязательно должен вести к негативным последствиям для обращающегося, и нет необходимости, чтобы лицо воспользовалось нормативным правовым актом. Достаточно, чтобы заявитель выявил несоответствие нормативного правового акта основному закону государства, международному договору, которые свидетельствуют о возможном нарушении субъективного права или угрозы нарушения в будущем. Условием обращения в суд является наличие предпосылок к нарушению прав, свобод и законных интересов субъекта. Вместе с тем в отношении нормативных правовых актов действует презумпция законности, поэтому обращение заявителя в суд не побуждает арбитражный суд применять обеспечительные меры в процессе разбирательства дела об оспаривании нормативного акта.

Арбитражный суд, разрешая правовой конфликт, оценивает соответствие спорного нормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, проверяет:

  • • субъектный состав конфликтных правоотношений;
  • • наличие у должностного лица полномочий на принятие оспариваемого акта;
  • • наличие признаков нормативности акта;
  • • факт действительного или возможного применения оспариваемого акта;
  • • существование для субъекта обращения юридического интереса в его оспаривании.

Установлены более короткие, по сравнению со сроками рассмотрения гражданско-правовых споров, сроки рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта — не свыше трех месяцев со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 194).

  • [1] Ромашов Р. А. Социально-юридический конфликт: институциональная и функциональная характеристика // Право и общество: от конфликта к консенсусу: монография / под ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова. СПб., 2004. С. 204.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой