Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изменения в праве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рост преступности в начале XX в. обусловил принятие новых законов в сфере уголовного права, его кодификацию. Уголовные кодексы 1909 и 1926 гг. стали частью Свода законов США. В области уголовного процесса продолжали действовать статьи Билля о правах, содержавшие гарантии против необоснованных обысков и изъятий: ордера могли выдаваться только при наличии достаточного основания. Утверждалось, что… Читать ещё >

Изменения в праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XX в. в США появилась новая тенденция. Право перестали рассматривать только как средство разрешения споров… Оно стало представлять в глазах граждан и юристов средство, способное создать общество нового типа.

Рене Давид

Источниками права США являются конституции (федеральная и штатов), законы федерации и штатов, судебные решения, акты административных учреждений. Конституции, как правило, содержат главным образом ограничительные положения. Для американского права характерно верховенство федеральной конституции.

Американские юристы, участвовавшие в процессе становления и развития права, руководствовались почти исключительно интересами юридической практики. В связи с этим обычаи (общее право), которыми эта практика закреплялась, пользовались особым уважением.

Подходя к делу практически, правоведы видели перед собой прежде всего клиента, частное лицо, пострадавшее в результате того или иного действия государственного органа. Эта коллизия между частным лицом и государственным органом, т. е. между частным и публичным интересом, до сих пор рассматривается как основной вопрос регулирования общественных отношений.

В XX в. были предприняты попытки по систематизации американского права. США не избежали общей для подавляющего большинства стран Запада тенденции к кодификации законодательства, в том числе к кодификации общего права отдельных штатов и федерального права. В 1926 г. был составлен федеральный Свод законов, который периодически обновляется и один раз в шесть лет переиздается. Он состоит из 50 разделов, каждый из которых связан с определенной сферой правового регулирования.

В Новейшее время, как и прежде, гражданское право США, по существу, складывалось из отдельных правовых институтов — права собственности, договорного права, права корпорации и г. д. Регулирование гражданских правоотношений в основном входило в компетенцию отдельных штатов, в некоторых из них действовали (и действуют) гражданские кодексы. Федеральное законодательство лишь частично затрагивает гражданско-правовые отношения.

Большие изменения претерпело правовое положение юридических и физических лиц. В американском обществе утвердилось равенство темнокожих американцев в реализации ими гражданских прав. Были смягчены ограничения в гражданском обороте для иммигрантов.

Существенные изменения произошли в регулировании права собственности. Американские реформы привели не только к изменению соотношения индивидуальной и коллективной частной собственности, но и вызвали саму модификацию частной собственности, которая стала больше связанной с общественным интересом.

Под влиянием различных экономико-технических и международноправовых факторов претерпел изменения институт договора. Появляются и получают закрепление новые многочисленные виды договоров. Приобретают новые формы и традиционные договоры гражданского права[1].

США решили сделать рынок более справедливым и цивилизованным. Появилось так называемое антитрестовское законодательство. В 1890 г. был принят закон Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные для значительной части групп населения результаты экономической деятельности крупных корпораций, которые заключали соглашения с целью установления монопольных цен на рынке. Признавалось незаконным особое объединение между ними, прежде всего в виде треста, направленное на монополизацию торговли и производства. В результате достаточно было установить факт сговора, и суд привлекал виновных к ответственности. От истца даже не требовалось доказывать факт причинения ему вреда от этого сговора. К антитрестовскому законодательству непосредственно примыкало законодательство о защите прав потребителей.

Закон Клейтона 1914 г. запретил корпорациям, занятым в торговле, приобретать, прямо или косвенно, полностью или частично акции других корпораций, если результатом такого приобретения стало бы существенное ослабление конкуренции между торговыми фирмами или ограничение торговли в какой-либо части страны или возникла бы тенденция к установлению монополии в какой-либо сфере торговли.

Был установлен запрет однотипным магазинам прибегать к «недобросовестному преимуществу» и «нечестной практике» путем снижения цен на товары или в оплате услуг личного найма. Облегчалось положение мелких торговцев и сбытовиков.

Суды принуждали бизнесменов соблюдать законодательство. Отдельные отступления оговаривались. Были разрешены соглашения лиц, занятых торговлей на экспорт, если они не преследовали цели устранения конкурентов путем искусственного изменения цен.

Получило развитие трудовое и социальное законодательство. В силу разных причин США, но вопросам регулирования труда занимали одно из последних мест в мире. Только в конце XIX в. для отдельных государственных предприятий был установлен сокращенный рабочий день.

В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера). Он не только впервые в истории США провозгласил официальное признание прав профсоюзов, но и предусмотрел законодательные гарантии этих прав. В законе перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие «нечестной трудовой практики». Предпринимателям запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, дискриминировать членов профсоюза при их приеме на работу. Закон закреплял при этом так называемое правило большинства, согласно которому от имени рабочих в договорных отношениях с предпринимателем могла вступать лишь та организация, которая признавалась большинством рабочих, т. е. их профсоюз. Закон закреплял и право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов.

Долгое время действовала доктрина, согласно которой профсоюзы считались преступным заговором. По законам некоторых штатов забастовка квалифицировалась как преступление. Для ее подавления применялись так называемые судебные приказы — разновидность английского суда справедливости. Предприниматель под предлогом того, что забастовка может нанести «непоправимый» вред его собственности, мог обратиться в суд с просьбой о выдаче такого приказа. Организаторы забастовки подвергались уголовному преследованию. Высокая зарплата рабочих и благонриягная экономическая конъюнктура позволили монополиям не стесняться в выборе средств подавления выступлений трудящихся.

Положение стало меняться после Первой мировой войны: сказалось влияние Советской России, где правам трудящихся уделялось особое внимание. В 1935 г. впервые вводилось социальное обеспечение по безработице, инвалидности и старости (с 65 лет). Спустя три года был установлен восьмичасовой рабочий день. Рабочая неделя не должна была превышать 40 часов.

Было учреждено Управление социального страхования — специальное ведомство при президенте. Впоследствии был создан новый Департамент здравоохранения, образования и благосостояния. Его деятельность охватывала и сферу применения социального законодательства.

После окончания Второй мировой войны в области регулирования прав трудящихся наметился некоторый регресс. В 1947 г. был принят Закон Тафта — Хартли, в соответствии с которым было затруднено ведение стачечной борьбы. Предупреждение о намечаемой забастовке должно было последовать заблаговременно. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку. Запрещалось участие в забастовках государственных служащих. Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой. Устанавливался контроль за профсоюзными средствами. Были приняты законы, ограничивающие права профсоюзов.

Вся законотворческая деятельность подвергалась систематизации. Результатом этой работы стало многотомное издание «Обновленное изложение права», впервые вышедшее в свет в 1952 г. Систематизации подверглись главным образом правовые институты, слабо урегулированные законодательством: гражданские деликты, договоры, доверительная собственность.

Получило развитие административное право. В 1966 г. конгресс кодифицировал пятый раздел Свода законов США, получивший название «Правительственная организация и служащие». Он был почти полностью посвящен учреждениям в системе исполнительной власти, в том числе и административным. Этот раздел делится на три части: «Учреждения», «Управление гражданской службой» и «Служащие». Среди других законов, устанавливавших нормы административного права, следует упомянуть Федеральный закон о претензиях из причинения вреда 1946 г., который предусматривал имущественную ответственность федеральной казны за вред, причиненный неправомерными действиями государственных служащих.

Рост преступности в начале XX в. обусловил принятие новых законов в сфере уголовного права, его кодификацию. Уголовные кодексы 1909 и 1926 гг. стали частью Свода законов США. В области уголовного процесса продолжали действовать статьи Билля о правах, содержавшие гарантии против необоснованных обысков и изъятий: ордера могли выдаваться только при наличии достаточного основания. Утверждалось, что никто не будет принуждаться свидетельствовать против самого себя по уголовному делу, уголовное наказание не будет применяться иначе, чем на основе надлежащей правовой процедуры.

Вместе с тем на практике проявлялась рассогласованность в законодательстве. Отдельные законопроекты нс соответствовали Конституции США. Принятые Законы Смита (1940 г.), Маккарэна — Вуда (1950 г.), Закон о контроле за подрывной деятельностью (1954 г.), а также другие нормативные акты, в частности некоторые исполнительные приказы президентов, настолько явно нарушали важнейшие конституционные права граждан, что это был вынужден признать Верховный суд США. В 1977 г. был принят новый Уголовный кодекс.

В уголовном законодательстве США усилились демократические начала. Этому в немалой мере способствовал принятый в 1962 г. примерный Уголовный кодекс, рекомендованный для использования в отдельных штатах, что ускорило движение американского уголовного права по пути кодификации, особенно на рубеже XX—XXI вв.

Сегодня система уголовного права США состоит из параллельно функционирующих норм федерального уголовного законодательства, а также уголовных кодексов отдельных штатов. Разграничение уголовного закона федерации и штатов в конечном счете определяется Конституцией. Конкуренция законодательств в ряде случаев стимулирует судопроизводство.

В целом в американском праве проявились следующие черты.

  • 1. Двухуровневая правовая система, при которой параллельно и в то же время во взаимодействии существуют правовые системы федерации и штатов.
  • 2. Осуществление судебного контроля за конституционностью законов Верховным судом.
  • 3. Сочетание сохранения приоритета судебной практики с интенсивным развитием отраслевого законодательства и консолидацией нормативноправовых актов.
  • 4. Унификация права в масштабе федерации. Федеративное устройство США ставит на повестку дня вопрос о единстве правовой системы страны.
  • 5. «Подвижность» прецедента. Так, Верховный суд США и верховные суды штатов не связаны своими прецедентами. При рассмотрении конкретного дела суд вправе переоценить факты применяемого прецедента, отнесенные к основным обстоятельствам.

Судебная система США в Новейшее время претерпела мало изменений. В 1911 г. был принят Судебный кодекс США, который закрепил основные принципы правосудия. Механизм правого регулирования, одним из ключевых рычагов которого остается судебный прецедент, по своей сути изменяется очень медленно. И это закономерно, ибо он имеет многовековую историю и просуществует еще не один год. А юридические, судебные механизмы, складывавшиеся веками и постоянно модернизировавшиеся, коренным образом изменить практически невозможно.

Главную роль играет Верховный суд США. Он служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штаты, но в основном он выступает как апелляционная инстанция.

Был учрежден институт независимых прокуроров, не подчиненных министру юстиции, который в США выполняет некоторые функции генерального прокурора и государственного адвоката. Один из таких независимых прокуроров (К. Стар) впоследствии возбудил и вел расследование, но поводу обвинения президента Клинтона в «сексуальных домогательствах».

Теория американского судебного процесса тесно связывает такие институты, как презумпция невиновности и правило о бремени доказывания. Обвиняемого нельзя принуждать давать показания против себя. Закон гарантирует право обвиняемого на защиту. Суд может выделить ему бесплатного адвоката.

Уголовное наказание не применяется без надлежащей правовой процедуры. Немалые возможности для усиления уголовных репрессий и даже распространения их на действия, которые законодательством криминальными не считаются, предоставляет так называемое судебное правотворчество. Объективно этому способствуют нечеткие формулировки некоторых норм уголовного законодательства, а подчас и пробелы в нем, что и восполняют и уточняют суды при рассмотрении конкретных дел.

При этом сохраняется единая правовая политика, поскольку нижестоящие суды при вынесении приговоров следуют правовым установлениям, сформулированным в приговоре, вынесенном вышестоящим судом по аналогичной категории дел. Суды штатов, как правило, следуют указаниям вышестоящих судов своего штата, а федеральные суды — указаниям вышестоящих судов федерации. Последние не считаются связанными своими же ранее вынесенными приговорами и решениями.

Судебные гарантии прав личности основаны на трех постулатах: 1) каждое лицо, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на судебное разбирательство в соответствии с законом с целью установления, виновно ли оно; 2) сторона обвинения для доказательства вины обвиняемого может использовать лишь определенные, ограниченные средства; 3) возможности обвинителя обвинять почти всегда сильнее возможности отдельного человека защищать себя.

Если арестованного до прихода адвоката принуждали к признанию, суд может вынести вердикт о его невиновности. Защитник и обвинитель могут дать отвод любому кандидату в присяжные. Подсудимый не несет бремя доказывания своей невиновности. Кроме того, существует «правило об исключении». Оно требует от судьи исключить все доказательства вины человека, добытые незаконными средствами. Если право человека нарушено — все дело прекращается безусловно.

Борьба за отмену неправосудного вердикта требует времени, больших средств на оплату труда адвоката. Иногда на ходатайство, возбуждение нового процесса, вторичное рассмотрение дела уходят годы.

Конституция гарантирует обвиняемому право на рассмотрение его дела в суде присяжных. Участие последних обязательно в случаях разбора особо тяжких преступлений. При наличии разумного сомнения в виновности подсудимого присяжные и судьи должны его оправдать. В то же время обвиняемый может отказаться от суда присяжных и просить о рассмотрении его дела единоличным судьей без жюри. Если подсудимый признает себя виновным, вынесения вердикта присяжных не требуется.

Громоздкая судебная система создает почву для оговора и судейского произвола. Так, сведущий адвокат может отыскать в деле подсудимого факты, которые, по его мнению, свидетельствуют о нарушении надлежащей правовой процедуры, и получить возможность апеллировать в вышестоящие суды.

В США с судьей не спорят. Он единственный, кто наделен правом толковать законы применительно к каждому казусу. Судебная система этой страны стремится выполнять роль третьей ветви власти. Она призвана обеспечить действие Конституции, не допустить принятия антиконституционных законов, осуществлять правосудие в рамках законности. Суд рассматривается как наилучшее средство охраны права частной собственности, личных прав и свобод от любых, в том числе и государственных, посягательств.

Американская юстиция, как и всякая другая, имеет на своем счету немало судейских ошибок, незаконных приговоров, фактов посмертного оправдания осужденных к смертной казни.

Сегодня, в начале XXI в., идет трансформация судебно-правовой системы. Время ставит перед американским обществом целый комплекс важных проблем, среди которых и необходимость совершенствования системы судопроизводства.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какая форма правления утвердилась в США на рубеже XX—XXI вв.
  • 2. Что представляет собой правительство США?
  • 3. Каковы особенности американского федерализма?
  • 4. Какова структура государственных органов субъектов федерации?
  • 5. Какова система местного самоуправления и управления в штатах?
  • 6. Какие сдвиги произошли в систематизации американского законодательства?
  • 7. Какие изменения произошли в трудовом и социальном законодательстве?
  • 8. Каковы особенности судебной системы США?
  • 9. Какие изменения произошли в судопроизводстве и судебном процессе?
  • 10. В чем заключалась роль присяжных заседателей по гражданским и уголовным делам в судебном процессе?

Тесты

  • 1. Кто является главой правительства в США:
    • а) президент;
    • б) премьер-министр;
    • в) специальный госсекретарь; д) суды общей юрисдикции?
  • 2. Из скольких судей состоит Верховный Суд США:
    • а) из 9;
    • б) из 15;
    • в) из 29?[2]
  • 4. Дуализм американской федерации основан:
    • а) на предметной компетенции федерации и штатов;
    • б) на разделении власти между президентом и конгрессом;
    • в) па действии английского общего права и статутов новых властей;
    • г) на разделении власти между президентом и вице-президентом?
  • 5. По Конституции США 1787 г. президент избирался:
    • а) неограниченное число раз;
    • б) только на один срок;
    • в) не более двух раз подряд;
    • г) до четырех сроков подряд.
  • 6. Губернаторы в США:
    • а) избирались;
    • б) назначались президентом;
    • в) назначались Конгрессом;
    • г) утверждались легистратурами штатов.
  • 7. В США существует система наказаний:
    • а) смертная казнь, лишение свободы, пробация, штраф;
    • б) лишение свободы, пробация, штраф;
    • в) лишение свободы и штраф.
  • 8. В каких инстанциях могут быть обжалованы приговоры к смертной казни:
    • а) в Верховном Суде США
    • б) в апелляционных судах;
    • в) в обращениях к губернатору?
  • 9. В окружных судах гражданские иски слушаются с участием присяжных заседателей в соответствии с конституционными правами граждан в случае:
    • а) суммы иска свыше 20 долл.;
    • б) суммы иска свыше 200 долл.;
    • в) суммы иска свыше 2000 долл.
  • 10. Конституционный контроль в США осуществляют:
    • а) президент;
    • б) конгресс;
    • в) конституционный суд;
    • г) верховный суд?

Задания

  • 1. Назовите типичные черты эволюции государственного аппарата США в Новейшее время.
  • 2. Расскажите о роли «нового курса» Рузвельта в государственно-правовой истории США. Охарактеризуйте политическую фигуру Ф. Рузвельта.
  • 3. Опишите характерные черты двухпартийной системы США, которые проявились в послевоенные годы.
  • 4. Охарактеризуйте нормы антитрестовского законодательства США 1890— 1914 гг. Как Закон Тафта-Хартли урегулировал вопрос о забастовках служащих?
  • 5. Перечислите законы, которые были приняты в сфере гражданского административного и уголовного права. Покажите их роль в государственно-правовой жизни.
  • [1] История государства и права зарубежных стран. Т. 2 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 596.
  • [2] Входит ли в компетенцию верховных судов штатов право толкованияКонституции: а) да; б) нет; в) с разрешения Верховного Суда США?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой