Методы международного валютного права
В настоящее время назрела объективная необходимость совершенствования механизма взаимоотношений ООН с ее кредитно-финансовыми организациями, которое должно пойти по пути установления их более тесной связи. Взаимное сотрудничество ООН с МВФ и МБРР стало бы намного эффективнее, если бы в соглашениях, заключаемых между ними, было закреплено, что они со своей стороны должны поддерживать постоянный… Читать ещё >
Методы международного валютного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Специфика методов правового регулирования валютных правоотношений определяется неоднородностью отношений в этой сфере, особым составом их участников, а также тем, что в регламентации этих правоотношений тесно взаимодействуют нормы международного публичного права, международного частного права и внутригосударственного финансового (валютного) права, некоторые нормы административного, предпринимательского, гражданского права. Тем не менее однородность валютных правоотношений заключается в том, что они представляют собой публично-правовые и частноправовые отношения, связанные с иностранной валютой, отношения по поводу валютного контроля и совершения валютных операций. В то же время методы правового регулирования в международном валютном праве недостаточно исследованы в международноправовой науке.
Валютные отношения регулируются нормами различных отраслей права, однако доля публичных правоотношений в составе валютных правоотношений весьма значительна.
Международное валютное право осуществляет целенаправленное воздействие на поведение государств, международных организаций и других участников этих отношений в международной валютной системе. Воздействие его методов направлено на поддержание международного правопорядка в международной валютной системе. К ним относятся: обязывание, запрет, дозволение. В некоторых сферах государства предпочитают регулировать отношения методом запрета.
И наоборот, есть сферы, которые государства открывают для участников валютных отношений, используя метод дозволения, например, в решении некоторых вопросов межбанковских отношений.
Государства предпочитают применять сочетание методов в зависимости от характера валютной политики, проводимой в конкретный период.
Необходимо выделить также жесткий и мягкий методы регулирования, причем наблюдается тенденция в современный период перехода с мягкого метода регулирования на все более жесткий.
Для российского валютного права свойствен разрешительный порядок правового регулирования, что связано с валютной политикой Российской Федерации.
Такое регулирование на сегодняшний день дает возможность упорядочить деятельность соответствующих государственных органов по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля.
Однако в перспективе после укрепления российского валютного рынка наша страна должна будет, опираясь на международно-правовые стандарты, осуществлять либерализацию методов валютного регулирования.
Субъекты международного валютного права
Для международного валютного права характерен особый состав субъектов, поскольку в международных финансовых (валютных) отношениях (в широком понимании этого термина) участвуют не только государства, другие субъекты международного публичного права, но также физические и юридические лица: преимущественно банки, биржи, фонды и другие учреждения.
Главные субъекты международного валютного права, как и общего международного права, — государства, поскольку они наделены суверенитетом (валютным суверенитетом), обладают международной правосубъектностью, универсальной правоспособностью, являются создателями норм международного валютного права. Возрастает также роль международных межправительственных организаций (валютно-финансовых организаций) в качестве субъектов международного валютного права.
В современных условиях функционируют три вида международных финансовых организаций, подразделяемых по признаку соотношения компетенции, перераспределяемой между государством и такой организацией:
- — межправительственные финансовые организации, осуществляющие координационные функции;
- — международные финансовые организации, выполняющие отдельные наднациональные функции;
- — полностью наднациональные международные финансовые организации.
Анализ уставных документов данных организаций позволит определить особенности международно-правовых норм, издаваемых ими, что будет способствовать более точной классификации международных финансовых организаций.
К первой категории межправительственных финансовых организаций, осуществляющих координационные функции, относятся: 1) Группа Всемирного банка (Всемирный банк, МБРР, МАР, МФК и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций), являющегося многосторонним кредитным учреждением, состоящим из шести тесно связанных между собой организаций, которые входят в систему ООН и общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран; 2) МВФ и БМР.
Ко второй категории международных финансовых организаций, выполняющих отдельные наднациональные функции, относятся: 1) региональные банки и фонды развития; 2) финансовые организации (институты) интеграционных сообществ (центральные банки, ассоциации банков, советы по координации кредитных рынков); 3) финансовые организации (институты), созданные группами транснационализированных корпораций (международные инвестиционные фонды, страховые компании, клиринговые центры, мировые депозитарии и др.).
К третьей категории полностью наднациональных международных финансовых организаций относятся: 1) международные финансовые органы, созданные по межправительственным соглашениям с участием финансовых органов государств; 2) международные финансовые центры по контролю за расчетами и фондовыми рынками.
Наднациональность международной организации представляет собой ее особое свойство, сущность которого заключается в способности этой организации самостоятельно, по своему усмотрению реализовывать переданные ей государствами суверенные права государств — членов организации в какойлибо сфере, которые действуют до тех пор, пока государства изъявляют на это свою суверенную волю.
Международный валютный фонд является организацией, наделенной ее Уставом некоторыми полномочиями наднационального характера в валютно-финансовой сфере, что дает основания для признания его организацией, обладающей элементами признака наднациональности. У МБРР отсутствуют какие-либо закрепленные правовыми актами полномочия наднационального характера, тем не менее признается, что практически сложившиеся условия тесной финансовой взаимозависимости государств позволяют МБРР проявлять в некоторых случаях элементы признака наднациональности в завуалированной форме. Такая практика не может быть признана правомерной и справедливо подвергается практике. При этом выход этого органа в своей деятельности за уставные рамки становится возможным благодаря отсутствию надлежащей системы контроля и надзора за правомерностью его действий со стороны ООН.
В настоящее время назрела объективная необходимость совершенствования механизма взаимоотношений ООН с ее кредитно-финансовыми организациями, которое должно пойти по пути установления их более тесной связи. Взаимное сотрудничество ООН с МВФ и МБРР стало бы намного эффективнее, если бы в соглашениях, заключаемых между ними, было закреплено, что они со своей стороны должны поддерживать постоянный контакт с органами ООН при разработке проблем, представляющих взаимный интерес и требующих совместных усилий.
В связи с тем что международное валютное право во все большем объеме включает в предмет своего регулирования внутригосударственные правовые режимы, опосредованно в сферу международно-правового регулирования подпадают и субъекты внутригосударственного права — физические и юридические лица. Однако субъекты внутригосударственного права не становятся субъектами международного валютного права, хотя и участвуют в международных валютных отношениях.
Все частные лица, принимающие участие в международных валютных отношениях, именуются либо участниками, либо операторами валютных отношений.
В международном валютном праве, кроме вышеназванных, к субъектам следует отнести:
- — региональные валютные союзы (Европейский валютный союз, Западноафриканский валютный союз и др.);
- — Всемирную торговую организацию.
Особенностью субъектного состава валютного права является выделение двух категорий — резидентов и нерезидентов, при этом единого для всех государств определения этих понятий нет.
По российскому праву резиденты — это физические лица, которые имеют постоянное место жительства в России; юридические лица, которые зарегистрированы на территории РФ и осуществляют предпринимательскую деятельность; филиалы и представительства иностранных юридических лиц; официальные представительства РФ за рубежом. В соответствии с Законом о валютном регулировании устанавливается открытый перечень субъектов, обладающих статусом нерезидента в валютных правоотношениях. В случае если субъект не входит в предусмотренный названным Законом состав резидентов и не относится ни к одной категории нерезидентов, то он должен признаваться нерезидентом для Российской Федерации.
Физические лица признаются нерезидентами в случае, если они не обладают статусом резидента.
Документы МВФ исходят из того, что резидент — это лицо, которое обладает более тесной связью с территорией соответствующей страны, чем с какой-либо другой страной.
Различие между резидентами и нерезидентами состоит в их правомочиях. Так, например, нерезиденты в отличие от резидентов не связаны с теми ограничениями, которые установлены российским законодательством для резидентов.
Таким образом, в российском праве критериями разделения лиц на резидентов и нерезидентов являются следующие: 1) для юридических лиц — создание в соответствии с национальным законодательством государства; 2) для физических лиц — место жительства или местонахождение на территории своего государства или на территории иностранного государства.