Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 2. Государство и право в современную эпоху

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ныне как никогда актуально звучат слова, написанные анонимным автором в журнале «Квотерли ревыо», вошедшие в «Капитал» К. Маркса: «…капитал боится отсутствия прибыли или маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение; при 20% он становится оживленным, при 50… Читать ещё >

Заключение. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 2. Государство и право в современную эпоху (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Закономерности, тенденции, ценностное содержание истории государства и права

В учебнике по истории государства и нрава зарубежных стран можно было бы развить каждое из основных государственно-правовых явлений, которые были рассмотрены выше и являются постоянными составляющими исторических процессов. Выделив таким образом основные черты, можно было бы проследить их изменения па протяжении столетий.

Но это не тот путь, которым решил следовать автор данного учебника. Если бы такой принцип был принят, то, несмотря на тот интерес, который он представляет, мы бы скоро пришли к параллельному сопоставлению нескольких государственно-правовых историй всего мира, не отдавая себе отчета в том, как же составляющие этих историй могли взаимодействовать в течение многих веков.

История государства и права соткана из взаимодействий, соединений, противопоставлений, именно они и привлекли внимание автора. На это ориентируют и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Исходя из этого можно выделить общее и особенное в развитии государства и права.

Государство. Государство — сложнейший механизм. На его форму влияли различные факторы: политика господствующего класса, формы собственности, менталитет народа, его религия, географическое положение, климат[1]. Многое зависело от уровня государственного мышления представителей власти, патриотизма, трудолюбия, моральных ценностей, правосознания народа, мирного развития[2]. В своем величии, как и в своей жестокости, история всегда является творением людей.

Вклад во всемирную историю внесли народы всех континентов, а не только «типичные», «эталонные», преимущественно западноевропейские.

Существуют не только западные, но и восточные государственноправовые традиции. Если смотреть на мир непредвзято, объективно, то Азия — это отнюдь не оплот дикости и варварства. Именно здесь возникли великие цивилизации: арабская, индийская, китайская.

Всякое государство, в отличие от родоплеменной организации общества, имеет свои специфические признаки: публичную власть, налоги, территориальное устройство, правовую систему. При всем своеобразии их становления и развития государствам были присущи сходные признаки, свойства. Выбор модели государственно-правового развития был тесно связан с типом культуры, состоянием экономики, зрелости общественных отношений, национальных и международных факторов.

Создание государства оказалось единственно возможным путем организации всей общественной жизни. Только через посредство государства человечество смогло подняться до более высоких форм социальной организации.

С древнейших времен и до XXI в. государства сталкивались с периодами подъема и упадка, восхождения, застоя, обратного движения общественных систем в ходе их развития. Так, в странах Древнего Востока государства возникли раньше, чем в античном мире, но их развитие по пути прогресса шло гораздо медленнее. Многие народы Африки, Американского континента имели высокий уровень производства и культуры еще до вторжения европейцев, но по ряду причин задерживались на ранней стадии. К сожалению, их политические и государственные системы, в том числе правовые, нормы того периода изучены слабо.

Деятельность государства, его функции были направлены прежде всего на сохранение устоев общества, оборону страны, охрану общественного порядка. Государство следило за тем, чтобы избежать социальных конфликтов, стремилось сохранить равновесие общественных сил.

Исторический опыт свидетельствует, что любая попытка реформаторов одним судорожным рывком сразу поднять социум на гораздо более высокую ступень общественного развития обыкновенно только разрушала достигнутое ранее и вовсе не способствовала достижению цели.

Особенно пагубным было огульное навязывание другим народам так называемых западных ценностей с помощью колонизации, культурной и религиозной экспансии (прежде всего католической).

Поспешное внедрение или усвоение западных государственных конструкций само по себе не могло гарантировать успеха проводимых преобразований. Многим странам Азии, Африки, Латинской Америки пришлось заплатить немалую цену за то, что в основу их были заложены сомнительные (прежде всего в плане практической реализации) государственные модели и схемы.

Еще в древности государство являлось не только орудием угнетения, но и организующей силой, что было шагом вперед в развитии любого общества. При необходимости оно вмешивалось в общественные и хозяйственные отношения, проводило мобилизацию трудовых ресурсов, особенно для сооружения систем водоснабжения, строительства храмов, царских усыпальниц, при защите от стихийных бедствий и охране окружающей среды. Вместе с тем опыт государственного строительства дает возможность сделать вывод о том, что чрезмерное вмешательство государства в дела общества мешает прогрессу.

Незащищенность тех или иных групп населения, прав человека приводили к деспотической власти государства. Так было в Древнем Египте, Древнем Вавилоне и в других странах в древнейшее время.

При этом защита прав граждан была одной из причин живучести античных государств. Особенно это проявилось в таких формах государственного устройства, как город-государство, античный полис. Последний с точки зрения своей внутренней организации представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужакииностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т. д.

Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные формы государственного режима — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т. п.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились повсеместно и способствовали укреплению частной собственности, ликвидации привилегий аристократии.

История знала деспотические и теократические режимы правления, различные формы государства: сословно-представительную, абсолютную монархии, аристократические и демократические республики. В результате войн, насилия создавались огромные империи, которые рано или поздно распадались.

Политические, государственно-правовые системы в рамках одной общественно-экономической формации имеют много общего, а значимость отдельных институтов государства не остается бесследной. Любую государственную структуру целесообразно развивать лишь до определенных пределов, дальше она начинает пожирать саму себя, перестает реализовывать заданные функции, лишь умножая управленческий аппарат.

Мировая история государств развивалась под влиянием двух идей.

Первая идея — идея всемирного светского государства — зародилась еще во времена Римской империи, она определяла отношение Рима к иностранным государствам и народам.

Римский народ поддерживал идею политического единства, стремился провести ее даже в международных отношениях. Этот политический идеал Рима наложил печать на всю его историческую судьбу. Ради нее Рим жертвовал духовной стороной индивидуальной и общественной жизни, при этом вовсю использовал результаты деятельности народов, уже сошедших со сцены всемирной истории. Вместе с тем Рим осуществил иное историческое назначение — он объединил Древний мир, соединив все существовавшие тогда государства под своей верховной властью.

Сила была мерилом для определения прав и обязанностей римлян по отношению к другим народам. Они следовали известному афоризму международного права: «Право без силы — мечта». Римляне сформулировали ряд положений, определявших обязанности государства по отношению к «друзьям римского народа». Они считались гостями Рима, жили за счет государственной казны и пользовались особыми почестями, приписываемыми законом. Подобное не распространялось на варваров.

Таким образом, в период римской государственности войны и завоевания римлян служили орудием не только порабощения других народов, но и фактором сближения с ними, ознакомления с их культурой и цивилизацией, продуктами умственной и экономической деятельности.

Идеи Рима воплотилась при создании Священной Римской империи германской нации в Средние века. Эта империя объединяла многие существовавшие в то время государства.

Вторая идея связана с деятельностью христианской церкви, претендующей на всемирное господство. Она заключалась в том, что только всемирное христианское государство, объединяющее всех христиан, независимо от их национальности, может обеспечить справедливую жизнь и вечный мир.

Политическая карта мира после распада Римской империи на протяжении длительного времени была весьма пестрой. Наравне с государствами в различного рода отношения вступали и такие образования, как города и римская церковь. При этом римская церковь и папство долгое время претендовали на роль главной политической силы. Обычным явлением было принесение монархами присяги верности римской церкви. В сущности, власть монархов становилась легитимной только в том случае, если они получали благословение.

Средние века показали, что «чистых» явлений в общественном развитии не бывает. Варварский мир, уничтожая, перекраивая античное общество по своему образу и подобию, одновременно впитывал в себя все, что в той или иной мере годилось для новой жизни, что могло укрепить, усилить его мощь. Это во многом зависело и от того, в какой форме, с какой быстротой варварские королевства создавали свои государственные образования на новой территории. И еще это зависело от того, как справедливо отметил А. Н. Сахаров, с какой долей последовательности, глубины и ярости варвары разрывали традиции, связывающие мир уходящий и мир нарождающийся[3]. В ранних варварских королевствах сохранились спорадические явления старых социально-экономических отношений, не говоря уже о государственно-правовом наследии Рима.

Развитие в эпоху феодализма, особенно в период феодальной раздробленности, такого института, как сюзеренитет, привело к тому, что в межгосударственные отношения вступали и отдельные вассалы. В связи с этим весьма сложным являлся вопрос о правосубъектности всех образований, вступавших в эти отношения. С правовой точки зрения тех времен все названные образования являлись субъектами права.

Здесь нужно иметь в виду, что в Средние века и позже, вплоть до образования централизованных государств, не возникали вопросы о том, кто может вступать в разного рода отношения. Роль всевозможных образований (не только вассалов, но и их сюзеренов, включая монархов), вступавших в те или иные государственные отношения, определялась главным образом их экономической и военной мощью. Основой такой мощи выступала земля, территория. Территория являлась собственностью монарха (сюзерена). Только собственность на землю давала монарху, как и его вассалам, власть.

Поэтому Средние века, эпоха феодализма, характеризуются постоянными войнами, главным образом за территории, господством кулачного права, грубого произвола.

С древних времен конфликты были жестокими. Не щадились ни раненые, ни женщины, ни дети и старики. Уничтожались строения и посевы. Неизвестен был и институт военного плена. Пленные подвергались уничтожению либо продавались в рабство.

Все это обусловило появление различных проектов нового устройства христианского мира и других миров.

В Новое время человечество впервые осознало, что оно обречено жить в одном географическом пространстве. Миссионерский порыв Средневековья, постепенное освоение человеком Мирового океана приблизили друг к другу страны и народы. Однако это сближение далеко не всегда было добровольным. История сложилась так, что Западная Европа осуществляла всемирную экспансию (распространение влияния), сделав свой тип цивилизации господствующим на планете. Некоторые европейские государства выдвинули в качестве важнейшей ценности — личность, признание ее прав и свобод, что привело, с одной стороны, к ускорению политических процессов в странах Запада и становлению там гражданского, «открытого» общества, а с другой — к улучшению условий существования человека.

Европейской цивилизации противостояли общества, построенные на приоритете традиции, обычно имеющей сакральный (священный) характер. В традиционных цивилизациях распространялась вера в невозможность и ненужность изменения хода вещей и предназначенной человеку судьбы.

К началу Нового времени практически весь неевропейский мир был представлен традиционными обществами, подвергшимися трансформации. Но и в самих странах Запада Новое время стало эпохой великих изменений, определивших облик современного мира. Наиболее крупными из них были буржуазные революции, создание и распад колониальных империй.

Периодизация новой истории во многом связана с представлением об этом периоде как об уже ушедшем в прошлое времени безраздельного господства капиталистических отношений и класса буржуазии. Однако можно предположить, что мы все еще живем в Новое время, поскольку продолжает свое существование государственность, основанная на западных ценностях тех лет.

Ныне как никогда актуально звучат слова, написанные анонимным автором в журнале «Квотерли ревыо», вошедшие в «Капитал» К. Маркса: «…капитал боится отсутствия прибыли или маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение; при 20% он становится оживленным, при 50%, положительно, готов сломать голову, при 100% он попирает ногами все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы… Доказательство: контрпропаганда и торговля рабами».

Новейшее время (период XX—XXI вв.) стало поистине противоречивым в государственно-правовой истории. Сегодня капитализм переживает не лучшие времена. Это признают даже те представители мировой буржуазии, которые после падения социализма в Европе пребывали в эйфории. Тогда многие твердили, что социализм и коммунизм «мертвы».

Через два десятилетия после падения социализма в части Европы победное настроение стран с капиталистической экономикой исчезло. Первый затяжной капиталистический кризис XXI столетия показал, что встал вопрос о неопределенности будущего буржуазного государства.

Есть ли будущее у капиталистических стран? Допустим, что апологеты этого государственного строя правы и этот строй будет существовать еще долго. Но тогда возникает вопрос: какое будущее ждет человечество, если сохранится государственный строй стран Западной Европы и США, возникший более двух столетий назад?

Для большинства народов мира оно стало переломной вехой в их развитии. Целые регионы были охвачены социальными и национальноосвободительными революциями, в результате крушения колониальных империй возникли новые государства, шел трудный процесс смены социального и государственного строя, в ряде стран возникла социалистическая государственность. Государство и право претерпевали важные и вместе с тем далеко не однозначные изменения.

Вместе с тем XX в. был жестоким временем, отмеченным гражданскими и мировыми войнами, впервые охватившими большую часть населения земного шара. Между многими народами сохранялась отчужденность самого различного порядка (идеологического, религиозного, национального и т. д.), в значительной мере обусловленная неравномерностью их исторического развития. Это особенно отчетливо проявилось во взаимоотношениях между социалистическими и капиталистическими странами.

Государственно-правовая история многих стран была насыщена кризисами, «скачками», «зигзагами». В Новейшее время раскрылись подлинные реалии государств «либеральной демократии», ее позитивные и негативные стороны. Поэтому в современном движении к демократии следует помнить о необходимости дифференцированного подхода к демократическим институтам, недопустимости бездумного копирования иностранного опыта. Необходимы глубокое и всестороннее осмысление и учет национальной истории.

В связи с огромным влиянием, которое в Новейшее время экономические, информационные и экологические процессы оказывали почти на все стороны жизни, применительно к государству более остро встает вопрос о соотношении и роли внутренне заложенной предопределенности и внешних условий, их влиянии на развитие государства. Внешние факторы не могут перечеркивать духовное состояние народа. Поэтому, например, Китай, Вьетнам и Куба имеют такое же право на коммунизм, какое имеют многие арабские страны на ислам как идеологическую основу своей государственности.

Существенное влияние на стабильность политического строя, как показывает государственный опыт Китая, Индии, оказывают обычаи населения, сложившаяся система духовных ценностей. Они устойчивы и даже консервативны, уходя своими корнями в историческую память народа и обретая силу традиции. Оберегая устойчивость общества, они нередко сдерживают процесс его обновления. Никто не в силах разорвать пуповину, связывающую его с прошлым. Все лучшее, все ценное из истории — святость труда, благополучие семьи, дух инициативы, предприимчивости, уважение к личному достоинству каждого — укрепляло стабильность государства.

История государства имеет свою специфику. О ней можно судить по документам: памятникам права, свидетельствам политической истории и другим официальным источникам, — но все они требуют объективной оценки с учетом происхождения документа, его автора и конкретной обстановки его создания. Без письменных источников государственно-правовая история может стать лишь сборником легенд и анекдотов. Необходимо привлечение не только политико-юридических данных, но и знания истории хозяйственного быта, культуры народов, их общественного сознания.

Право. Право — одна из вершин человеческой цивилизации. Уже в древности появились суждения о том, что закон и право не только средства удержания власти, повиновения, послушания подданных. Право следует рассматривать как часть общечеловеческой культуры. В нем юридически закреплялись не только угнетение, но и социальные, нравственные представления, имеющие гуманное содержание.

В своем развитии право также прошло несколько исторических этапов. Периодизация его истории носит условный характер, так как правовые нормы возникали по мере объективной необходимости.

Существовали и ныне существуют разные правовые системы: континентальная (романо-германская), англосаксонская, исламо-индуистская и социалистическая. Каждая из систем имеет свою основную правовую идею. Так, в англосаксонской системе общее право дополняется правом справедливости. Поскольку Великобритания была крупнейшей колониальной державой, ее право получило распространение во многих странах мира. В результате и ныне почти треть населения Земли живет по нормам англосаксонского общего права.

Право появляется одновременно с государством в качестве обязательных правил поведения, им формулируемых, применяемых и охраняемых от нарушения. Вначале оно действует в виде фиксированных обычаев, выгодных имущему сословию, позднее их дополняют и заменяют нормы нрава, законы. Правовые предписания заняли ведущее место среди других социальных норм: обычаев, традиций, норм морали, религиозных канонов.

Происхождение нрава подчинено действию тех же закономерностей, что и возникновение государства. Оно порождено теми же условиями: общественным разделением труда, частной собственностью, эксплуатацией, имущественным неравенством, социальным расслоением. Право ускорило разрушение остатков родового строя, прежних социальных норм. Разделение умственного и физического труда также диктовало отказ от родовых традиций и обычаев.

Памятники права стран Азии испытали влияние индуизма, буддизма, конфуцианства, ислама. Как известно, в наши дни три религии — буддизм, христианство и ислам — являются мировыми. Все они взаимодействовали и взаимодействуют с правом. Их взаимодействию с правом присущи закономерности, свойственные диалектике общего, особенного и единичного[4].

Соблюдение норм права, законов в отличие от обычаев, норм морали обеспечивалось силой государственного принуждения. Право выполняло функции социального регулирования общественных отношений. Оно долгое время закрепляло неравенство. Законы и другие правовые нормы отражали волю, интересы знати, господствующего слоя общества.

Право неразрывно связано с нравственностью. По мнению знаменитых юристов древности, оно призвано утверждать идеи уважения личности, способствовать достижению социальной справедливости для свободных людей. Многие мыслители издревле осознавали глубинные связи между нравственностью и социальным развитием общества. Закон милующий лучше закона карающего. Законы обычно содержали перечень, реестры преступлений и наказаний, осуждали злую волю, умысел. Но в них можно было обнаружить понятия совести, гуманности, справедливости и даже милосердия. В них косвенно отражались нормы общественной морали.

Особую значимость для всякого народа имеют идеалы, которые отражают достижения культуры, этики. К ним относятся понятия общечеловеческой морали, демократии и свободы, защиты достоинства человека и гражданина. Где их нет, там отсутствует прогресс.

Сами по себе эти идеалы не сулят ни совершенного общества, ни совершенного человека. Но их соблюдение положительно влияло на качество цивилизации, ее политической системы. Эти незыблемые ценности по-разному воспринимались в условиях деспотизма или демократии.

Там, где законы нравственные и юридические расходились, возникала почва для анархии, что усугубляло трагедию народа. Росла преступность, шел процесс упадка государства. Без социальных норм, без писаных законов общество придет к хаосу.

На протяжении всей истории мыслители пытались понять сущность законов. Интересные суждения принадлежат правителю Древнего Вавилона Хаммурапи, составителям Законов Ману, китайским мыслителям Конфуцию, Шан-Яну и др.

Знаменитые правоведы Древней Греции, Рима знали, что монархия и суровые законы предпочтительнее тирании, где царят произвол и беззаконие. Они высоко оценивали свободу мнений и принципы народовластия. Право понимали как меру свободы личности и государства, между этими понятиями не было антагонизма.

Право всегда действует среди людей, оно в какой-то степени является посредником между людьми и государством. И в древности человек искал в законе покровительство, безопасность, надеялся на защиту своих прав и интересов, а при экстремальных ситуациях видел в законе свой последний шанс на спасение.

С развитием цивилизации и принципов гуманизма все более проявлялась общечеловеческая ценность права.

Вместе с тем в перечне наказаний в период Древнего мира и Средневековья преобладали суровые санкции, применялись жестокие и мучительные наказания. Они считались универсальным средством кары, возмездия. Такой взгляд соответствовал правовым воззрениям тех лет.

Один из взглядов на преступление состоял в том, что преступники — это просто плохие люди; единственный способ, которым с ними можно иметь дело, — это наказывать их. Чем серьезнее преступление, тем сильнее должны сломить совершившего его. Эта позиция сохранялась в течение многих веков, поддерживается она порой и сегодня.

В период Средневековья в Европе на протяжении многих лет наказания были настолько жестокими, насколько можно было вообразить. Людей вешали за кражу куска хлеба, клеймили, калечили. Некоторых правонарушителей, особенно обвиняемых в религиозных и государственных преступлениях, пытали до смерти.

Наказания становились публичным спектаклем. Чтобы наблюдать казнь, собирались толпы, люди заключали пари на то, как долго будет вопить преступник, поджариваемый на костре. Однако жестокие наказания не срабатывали. Преступность не снижалась на протяжении сотен лет, несмотря на все ужасы казней. Это происходило потому, что сами наказания делали людей бессердечными. Постепенно крайние меры наказания поощрялись все менее и менее и, наконец, полностью исчезли.

Еще в древности и в Средневековье сознавали, что страх хотя и в состоянии обуздать порок, но ему не дано превратить порок в добродетель.

Однако даже самые продуманные законы неспособны сдержать бесконтрольность репрессивного аппарата, защитить человека перед тоталитарным государством, если общество не имеет рациональной организации судебной системы.

Право призвано защищать жизнь и личное достоинство человека, охранять его имущество, собственность, быть гарантом против любых форм произвола и беззакония. Умаление его роли порождает правовой нигилизм. Во многих странах веками власть стояла выше закона. Их культуре была чужда идея «естественного права», признающего изначальную свободу личности. Поэтому в таких странах никогда не существовало подлинного гражданского общества.

В идеале власть закона должна стоять выше силы власти. Сила права, законов определяется не их логической безупречностью и не могуществом карательного аппарата. Она основана на способности права выражать волю народа и его устремления.

Первое десятилетие нового, XXI в. не стало обнадеживающим, предвещающим обновление и умиротворение по сравнению с жестоким и драматическим минувшим столетием. Незатухающие кризисы во многих регионах Земли, угроза, а затем и проявление массового террора, крупномасштабные военные действия, революции, чреватые не только реальным противостоянием цивилизаций, по и реальной войной, — все это порождения начала XXI в.

  • [1] Климат влиял на цивилизации прошлого гораздо сильнее, чем казалось ранее, полагают современные ученые (См.: New Scietist. 2012. № 12. Р. 8). Цивилизации, не успевшиеприспособиться к новым условиям, исчезали из-за масштабных изменений климата, а менеерезкие его колебания становились причиной мятежей и войн, смены правящих режимов. Этоважно отметить, так при анализе государственного развития тех ли иных стран присутствуетлишь политический фактор.
  • [2] Специалисты подсчитали, что за 55 веков своего существования (а отсчет велся со времени появления письменности) человечество пережило около 15 тыс. войн. В этих войнахбыли понесены утраты в 3,6 млрд человеческих жизней, не считая исчезновения государстви целых народов. На этот период пришлось лишь 300 мирных лет — всего три века (см.:Сахаров А. II. Русь на путях к «Третьему Риму». М., 2010. С. 155).
  • [3] Сахаров А. II. Русь на путях к «третьему миру». М., 2010. С. 149.
  • [4] По прогнозам В. К. Самигуллина, религиозно-правовая карта мира уже к серединеXXI в. будет сильно отличаться от существующей в настоящее время. Если век назад буддисты составляли 20% мирового населения, то ныне их 5%. Сегодня в мире 2 млрд христиан, ожидается, что через пол века их будет 2,6 млрд, причем наибольшее количество их будетприходиться на южные страны. Эра западного христианства прошла, наступает эра южногохристианства. Точного числа мусульман никто нс знает. Сегодня число арабов, исповедующих ислам, — 240 млн, предполагается, что их число будет исчисляться миллиардами. В общей численности населения стран Европы и других континентов их доля будет возрастать. Предполагается, что среди 25 наиболее крупных стран мира в 2050 г. будет преобладатьлибо христианство, либо ислам, что США, Бразилия, Мексика будут преимущественно христианскими странами, а Пакистан, Саудовская Аравия, Турция, Иран — преимущественномусульманскими, Россия, Филиппины, Германия, Конго (Киншаса) будут преимущественнохристианскими странами со значительным числом мусульман, а Египет, Индонезия, Судан —преимущественно мусульманскими странами со значительным христианским меньшинством (см.: Самигуллин В. К. Правовая традиция. Казань, 2009. С. 113).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой