Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Причины преступности несовершеннолетних

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом можно утверждать, что важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение общей социально-экономической ситуации наиболее бедных слоев населения, которые мало зарабатывают и много пьют, где всегда плохо учатся, мало знают и мало думают, где процветают грубость, насилие, где рано приобщаются к спиртным напиткам и даже к наркотикам, где девушки слишком рано начинают сексуальную… Читать ещё >

Причины преступности несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Причины преступности несовершеннолетних являются частью общих причин преступности в стране, но при этом надо учитывать, что сама преступность несовершеннолетних активно способствует всей преступности, о чем уже говорилось выше. Негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее незащищенной части населения на детях и подростках. В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому возрастает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Так, по выборочным данным, лишь 15—20% несовершеннолетних может считаться практически здоровыми. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможность в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, что в конечном счете приводит многих к противоправному поведению.

Несовершеннолетние — это такая социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений, а поэтому реагирует на них остро и очень часто насилием. Исходя из этого многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их установку уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив и ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство, невозможность реализоваться в общественно полезной деятельности. Все это активно криминализируют подростковую среду, особенно из необеспеченных и неблагополучных слоев общества. Но и состоятельные семьи отнюдь не могут считать себя застрахованными от того, что их дети не совершат правонарушений.

Отсутствие у государства возможности обеспечить должное воспитание и развитие детей и подростков не компенсируется семьей, которая, с одной стороны, сама не получает должной помощи, а с другой — за годы абсолютного советского государственного патронажа просто перестала проявлять себя как самостоятельная и действенная сила, умеющая решать собственные проблемы. Таким образом, в неблагополучных слоях общества несовершеннолетние оказались в положении, когда ни государство, ни семья не способны обеспечить их достойное развитие и воспитание.

В целом можно утверждать, что важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение общей социально-экономической ситуации наиболее бедных слоев населения, которые мало зарабатывают и много пьют, где всегда плохо учатся, мало знают и мало думают, где процветают грубость, насилие, где рано приобщаются к спиртным напиткам и даже к наркотикам, где девушки слишком рано начинают сексуальную жизнь, где кража или другое преступление считается не позором, а подвигом. Одним словом, это те слои, где формируются династии воров, убийц, насильников и проституток. Нельзя утверждать, что все наше население обеднело. Есть такие, которые не обеднели, а совсем наоборот, но увеличился, как известно, разрыв между бедными и богатыми, и положение некоторых бедных слоев населения часто становится безвыходным, что сказывается самым негативным образом на преступности несовершеннолетних.

Другой фактор — это негативные процессы в семье. В первую очередь здесь имеется в виду то, что семья не просто не может, но и не желает или не умеет оказать необходимую помощь подростку, контролировать его поведение, заботиться о нем, наконец, просто любить сто. Здесь фактор материальной обеспеченности не очень значим, а часто он не имеет никакого значения. Это происходит тогда, когда вполне обеспеченная семья, казалось бы, делает все для ребенка — контролирует его поведение и учебу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, заниматься спортом и т. д., но не обеспечивает главного — любви, создающей крайне необходимое эмоциональное тепло между ребенком (подростком) и его родителями. Тогда происходит скрытое отвержение его, его выталкивание из семьи, что, кстати, редко осознается и им, и семьей.

Но есть и явное жестокое обращение, оскорбление, изгнание из дома, отказ в еде, отсутствие заботы.

Другой криминогенный семейный фактор — отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего есть эмоциональный контакт. При наличии такого контакта он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. Если же названная эмоциональная связь отсутствует, подросток не воспринимает ни хорошего, ни плохого от взрослых и начинает искать признания поддержки и помощи в неформальных малых группах, т. е. среди сверстников на улице.

Можно ли считать неблагополучной неполную семью только потому, что она неполная? Можно, но лишь в том смысле, что сама природа распорядилась так, чтобы ребенка (подростка) воспитывали и мать, и отец. Каждый из них имеет по отношению к нему определенные обязанности, неисполнение которых, если их не компенсировать, может привести к нежелательным последствиям. Но если один из родителей, а тем более оба ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные поступки и преступления, то будет лучше, если подросток не будет с ними общаться. Следовательно, неблагополучной является та семья, в которой:

  • — ребенка не любят, не проявляют заботы о нем, отвергают в явной или скрытой форме, в последнем случае иногда не осознавая это, даже проявляя гиперопеку. Иными словами, здесь отсутствует эмоциональная связь между поколениями. При отсутствии таковой самые правильные наставления и назидания, самый праведный образ жизни старших не будут восприняты адресатом — подростком. Он будет глух к ним, потому что они исходят от эмоционально чужих ему людей;
  • — родители и другие старшие члены семьи ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные и противоправные действия. Они, конечно, втягивают в антиобщественный образ жизни подростка, подают ему дурной пример, особенно если с ним у них существуют тесные эмоциональные отношения.

Итак, на наш взгляд, полной катастрофой является неполная семья. И если удален из этой семьи пьющий или (и) ворующий отец или пьющая мать, которые не выполняют никаких обязанностей по отношению к своим детям, то это лучше, чем если бы семья была бы полной. Отвержение и эмоциональное непринятие ребенка может иметь место и во внешне благополучных, в обеспеченных семьях. Где вроде проявляется забота, казалось бы, родители делают все, что могут, для своего дитяти, но нет настоящей любви, заботы, которая заменена гиперили гипоопекой.

Подростки, которые выталкиваются из семьи, не имеют семьи, плохо учатся или вообще бросают учебу и совершают мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы. Малые группы, образно говоря, — некий коллективный отец, который их понимает, их принимает, их любит и у которого они находят поддержку и помощь. Эти группы, естественно, противостоят семье и школе. Чем меньше ребенок признается в семье, чем хуже у него успехи в школе, тем больше он привязан к неформальной группе сверстников, тем сильнее его общее отчуждение от позитивной среды.

Неформальная группа сверстников становится подлинной сферой жизнедеятельности несовершеннолетнего. Можно утверждать, что неформальные группы сверстников — это группы выброшенных семьей и школой подростков.

У несовершеннолетних преступников необходимо формировать чувство вины, поскольку без него не может быть нравственности. Однако столь очевидная и давно известная истина далеко не всегда практикуется в деятельности правоохранительных органов и средств массовой информации. Так, демонстрация на телеэкране или публикация в печати истории о подростке-убийце или разбойнике почти всегда сопровождается весьма трогательными рассказами о его бедственной судьбе, но без какого-либо упрека в его адрес. Убитые и ограбленные просто не принимаются во внимание, их как бы нет. Естественно, герои подобных репортажей ощущают себя незаслуженно гонимыми. Поэтому неудивительно, когда в воспитательной колонии в беседе со мной осужденный за убийство матери с целью ограбления здоровенное 17-летнее дитя сказало, что его пребывание за решеткой совершенно бессмысленно, поскольку этим его мать не оживить. Сострадание к преступнику, тем более к подростку, необходимо, но оно не должно вытеснять его вину, оно должно вести к его покаянию.

Часто возникают конфликты и даже драки между подростками и постоянно пьянствующими отцами и отчимами. Нередко они закапчиваются убийствами.

Недостатки школьного воспитания и обучения — также криминогенный фактор. Во все времена школу и семью упрекали в том, что они не обеспечивают надлежащее нравственное формирование личности подростка. И сейчас к ним можно предъявить самые серьезные претензии. Группы сверстников, которые формируются из числа школьников, состоят из них, плохо учатся, нарушают дисциплину. К ним нередко примыкают те, кто и не учится, и не работает. Подобные группы от мелких правонарушений постепенно переходят к более серьезным.

Недостатки в школьном образовании отечественные криминологи всегда относили к числу факторов, порождающих не только преступность несовершеннолетних, по и влияющих на всю преступность. Названные недостатки можно сгруппировать следующим образом:

  • — снижение значимости образования в обществе вообще и в глазах молодых людей в частности. В России фактически происходит переход от общего среднего образования к неполному среднему образованию. Это очень печально для страны, которая по праву гордилась уровнем и качеством системы образования, однако справедливости ради полезно вспомнить, что во времена всеобщего среднего образования далеко не все выпускники школ фактически обладали соответствующим уровнем знаний, поскольку такое образование требовалось властью и его достижение относилось к числу главных критериев оценки работы конкретной школы. Многим явным неучам просто ставились удовлетворительные оценки только ради того, чтобы перевести их в следующий класс или выпустить из школы;
  • — коммерциализация образования, которая чаще всего проявляется в том, что возникли многие платные школы, образование в которых стоит дорого и отличается высоким качеством. Это свидетельствует о появлении сословного образования и выступает в качестве одного из индикаторов поляризации общества. Но расслоение в школе существовало всегда, всегда богатые родители могли нанять своим детям репетиторов, а учителям делать подарки. И сейчас система подарков и подношений остается явным недостатком школы, но тем самым компенсируются нищенские заработки школьных учителей;
  • — появилось огромное количество негосударственных (коммерческих) вузов, обучение в которых не отвечает образовательным стандартам, но при этом выдаются дипломы. Такие выпускники-специалисты чаще всего не востребованы;
  • — сужение объема гуманитарных дисциплин, особенно литературы и истории. Между тем их преподавание всегда имело огромное нравственное значение. Попытки введения в некоторых школах религиозных дисциплин вряд ли могут компенсировать такой недостаток, к тому же это противоречит Конституции РФ;
  • — как и в прошлом, сельская школа по качеству образования отстает от городской. Если иметь в виду криминологический аспект, то на селе поведение его жителей направлялось всегда не столько качеством образования, сколько иными факторами: всеобщей социально-психологической зависимостью, высокой эффективностью контроля со стороны семьи и т. д. Однако сельские жители, желающие продолжить образование в городских вузах, нередко сталкиваются там с серьезными трудностями. Если же они не проходят по конкурсу в желаемый университет или институт, то очень часто пополняют ряды городских правонарушителей.

В результате усилий Русской православной церкви в средних школах введено раздельное обучение основам религиозной культуры. Такое нововведение разъединило учащихся не только на бедных и богатых, но еще и по признаку веры. Следствием этого, несомненно, будет дальнейший раскол общества и обострение этнорелигиозных противоречий.

Необходимо сказать о свертывании, во всяком случае — о сокращении, системы внешкольного воспитания в клубах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детского творчества, в различных объединениях по интересам. Нельзя забывать, что такие структуры всегда играли огромную антикриминогенную роль и занимали достойное место в профилактике правонарушений в микрорайонах. Это есть тот самый хорошо организованный досуг, который способен успешно конкурировать с неформальными малыми группами молодых людей, которые все время «поставляют» преступников. Сейчас основная часть досуговых учреждений еще находится в плачевном состоянии, хотя уже и прилагаются усилия к их полному восстановлению.

Резерв преступности несовершеннолетних, его постоянный источник составляют:

  • — лица, совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Таких лиц каждый год оказывается немало, они состоят на учете в полиции; совершаемые ими проступки составляют примерно 100 тыс. в год;
  • — лица, бежавшие из интернатных учреждений, и особенно из семьи. Главным образом это беглецы из неблагополучных семей;
  • — дети беженцев и мигрантов. Сейчас в России примерно 2 млн, по некоторым данным 3 млн мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Положение этих людей достаточно тяжелое. И дети в этих семьях, находясь в стадии формирования своей личности, естественно, испытывают огромные затруднения. Оказавшись в 8-, 10-, 12-летнем возрасте в незнакомом месте, попадают в среду мальчишек и девчонок, которые их не понимают, отвергают, отталкивают. Иногда смеются над ними. Это вызывает у них протест в виде насилия. Поэтому беженство и неуправляемую иммиграцию надо обозначить в качестве самостоятельного фактора преступности несовершеннолетних;
  • — подростки, состоящие на учете в полиции и достигшие возраста уголовной ответственности. По некоторым данным, такие несовершеннолетние составляют около 400 тыс. в год.

Принято считать, что в преступном поведении подростков обычно доминируют корыстные мотивы. Однако саму корысть разные исследователи понимают по-разному, часто разумея под ней только материальную выгоду. Но корысть — это выгода любого рода, а не только материальная, денежная. Можно получить выгоду, изменив свое положение, отношение к себе, утвердив себя и т. д. Не оспаривая того, что материальная корысть является наиболее распространенным мотивом (среди других мотивов) у подростков, совершающих преступления, необходимо отметить и другие мотивы: зависть, стремление к самоутверждению, «доказывание» себе себя, преодоление мучительных переживаний своей неадекватности и даже неполноценности, желание завоевать авторитет и уважение в глазах группы, а также удовлетворить свои элементарные физиологические потребности, особенно сексуальные. Как и у других людей, преступное поведение у подростков полимотивировано, т. е. одновременно действуют, переплетаясь друг с другом, разные мотивы, например самоутверждения и материальной корысти.

В то же время нельзя не отметить, что во многих насильственных и корыстно-насильственных преступлениях подростков заметно высок уровень жестокости, которая иногда становится избыточной и превращается в самоцель. Нужно признать, что и раньше несовершеннолетние совершали весьма жестокие преступления — достаточно вспомнить грубейшие вспышки молодежного группового насилия в 1970—1980;х гг. в городах Поволжья. Рост жестокости в преступлениях подростков свидетельствует о том, что сама жестокость и агрессия выступают в качестве мотива их поведения, с помощью жестокости они утверждают себя — в глазах группы и самих себя, с ее же помощью они компенсируют свою ущемленность и смутно ощущаемые обиды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой