Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка учителя к уроку биологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение урока завершается педагогической рефлексией, которая особенно важна для молодого учителя. При этом полезным является сочетать экспертную оценку со стороны и самооценку педагога. Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика… Читать ещё >

Подготовка учителя к уроку биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В. А. Сухомлинский

Профессиональное мастерство педагога определяют два фактора — система его работы и умение увидеть и спроецировать перспективу: цель — средство — результат. Нигде и никогда педагог не найдет таких предписаний, которые были бы проектом его действий. Труд преподавателя требует собственных размышлений, ответов на вопросы: «Какова моя позиция, мои функции?», «Для чего?», «Что?», «Как?», «Ради чего?». Ответы реализуются на каждом уроке — ступеньке в совершенствовании мастерства педагога, конкретного применения педагогики и методики.

Педагогическое мастерство достигается тогда, когда каждый урок проектируется не как статичная, а как вариативная и постоянно развивающаяся форма организации обучения, а главное направление этого развития — стремление добиться того, чтобы каждый урок стал результатом творчества педагога и учащихся.

Процесс подготовки учителя к уроку подразделяется на два периода: предварительный и непосредственный. В предварительный период учитель изучает нормативные документы, программу, осуществляет перспективное планирование. Одним из видов перспективного планирования является календарно-годовое планирование. Наиболее прогностичным и эффективным является тематическое планирование, т. е. составление тематического плана.

Приведем примерные схемы тематических планов.

Вариант А

Тема.

Образовательная цель.

Знания.

Умения.

Новые понятия.

Внутрипредметные связи.

Межпредметные связи.

Оборудование.

специальные.

обще;

учебные.

4а.

Вариант В

п/п

Дата

Тема

заня

тия

Форма

организации

обучения

Методы

Средства

обучения

Домашнее задание

Вариант С

п/п

Тема заня— тия

Форма организации обучения

Основ

ные

поня

тия

темы

Основ

ные

умения

темы

Меж

пред

метные

связи

Обо

рудова

ние

Литера

тура

Вариант D

п/п

Тема

заня

тия

Образовательная цель

Лабора

торная

работа

Обору-

дование

Повторение

внутрипред-

метные

межпредмет

ные

для учителя

для учащихся

6а.

7а.

В непосредственный период подготовки учителя к уроку выделяются четыре этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования, планирования.

Алгоритм подготовки урока. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе: на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.

Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу.

Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока. Она завершается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.

Программа управления — это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом:

  • • кого и когда спросить,
  • • где вводить проблему,
  • • как перейти к следующему этапу занятия,
  • • по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений.

Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

В плане-конспекте должны быть:

  • • дата проведения урока, и его номер по тематическому плану;
  • • название темы урока и класса, в котором он проводится;
  • • цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
  • • структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • • содержание учебного материала;
  • • методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
  • • учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
  • • задание на дом.

В последнее время в связи с технологизацией процесса обучения биологии все чаще используются технологические карты тем и уроков.

Технологическая карта — это паспорт проекта будущего учебного процесса, в которой предельно лаконично и однозначно представлены главные параметры учебного процесса: целеполагание, диагностика, дозирование домашнего задания, логическая структура проекта, коррекция.

При разработке урока в соответствии с требованиями ФГОС следует исходить из следующего алгоритма.

1. Определение места данного урока в системе уроков и изучаемой теме и его тип (вид).

  • 2. Формулировка цели урока (предметные (обучающие), метапредметные (развивающие), личностные (воспитательные)).
  • 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его типом (видом).
  • 4. Определение планируемых результатов всего урока в целом и каждого его этапа (формируемые УУД, образовательный продукт).
  • 5. Выбор форм работы на уроке.
  • 6. Выбор системы оценки и самооценки.
  • 7. Ориентация на дидактические требования к подготовке урока.
  • 8. Соблюдение методических требований к уроку биологии в соответствии с характером содержания (теоретическое, эмпирическое (морфолого-систематическое) и пр.).
  • 9. Учет схем анализа и самоанализа урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС.
  • 10. Разработка содержания и характеристики деятельности учителя и учеников.
  • 11. Составление технологической карты урока биологии.

Ниже представлены форма и образец модели урока биологии в соответствии с ФГОС основного общего образования (табл. 21.1, 21.2, 21.3).

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

Примечание. В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?» необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся.

  • • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют/классифицируют/сравнивают и др.
  • • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Самооценивание профессиональной деятельности педагога отражает одну из важнейших характеристик учителя — педагогической рефлексивности.

Таблица 21.2

Дея-

тель-

ность

учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осущест

вляемые

действия

форми

руемые

способы

деятель

ности

осущест

вляемые

дей

ствия

форми

руемые

способы

деятель

ности

осущест

вляемые

действия

форми

руемые

способы

деятель

ности

Этап I. «Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности».

Этап II. «Постановка и осмысление целей темы урока».

Этап III. «Усвоение содержания нового учебного материала».

Этап IV. «Применение содержания в решении учебных заданий».

Этап V. «Взаимоконтроль и самоконтроль усвоения содержания».

Этап VI. «Рефлексия деятельности на уроке».

Таблица 21.2

План-конспект урока по учебнику «Биология. Человек».

Авторы: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин Тема: «Витамины» (Технологическая карта изучения темы)

Тема

Витамины

Цель темы.

Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормах их потребления и содержание в продуктах питания.

Планируемый результат.

Предметные умения.

УУД.

В познавательной сфере:

  • — давать определение изученных понятий: обмен веществ, пластические, энергетические обмены, витамины
  • — описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ
  • — классифицировать

по различным признакам.

Личностные:

Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий. Признание ценности здоровья, своего и других людей. Чувство гордости за российскую химическую науку. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Тема

Витамины

В ценностно-ориентационной сфере:

— анализировать и оценивать роль витаминов в жизни человека В сфере безопасности жизнедеятельности:

Оказывать первую помощь при передозировке, следование инструкциям и нормам.

Регулятивные Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий. Познавательные: Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Основные понятия.

Обмен веществ, витамины, авитаминоз.

Организация пространства.

Межпредметные связи.

Формы работы.

Ресурсы.

Химия, технология (кулинария), ОБЖ, ИЗО, история, география.

Работа с инструкционной картой, в группах, презентация результатов.

Учебник Раздаточный материал Презентация, разработанная учителем.

Проведение урока завершается педагогической рефлексией, которая особенно важна для молодого учителя. При этом полезным является сочетать экспертную оценку со стороны и самооценку педагога. Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/учебника, тема урока, дата посещения (табл. 21.4).

Этапы уроков.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Познавательная.

Коммуникативная.

Регулятивная.

осуществляемые действия.

формируемые способы деятельности.

осуществляемые действия.

формируемые способы деятельности.

осуществляемые действия.

формируемые способы деятельности.

1-й этап. Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия.

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющийся информационный ресурс у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы.

Работа с ресурсами.

Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп.

Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

Проверяют наличие в пакете инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляет поведением и деятельностью.

Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности.

2-й этап. Целеполагание.

Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия.

Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи.

Выдвигая цели делают умозаключения.

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе.

Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.

Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Контроль за ответами одноклассников.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

3-й этап. Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний.

Учитель организует работу со схемой:

организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной картой.

Поиск и обработка ресурсов.

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи.

Работа в группах, организуют учебное сотрудничество.

Устанавливают партнерские отношения.

Добывают новые знания.

Оценивают объективные трудности.

4-й этап. Итоги занятия.

Организует обсуждение результатов.

Выстраивают причинно;

следственные связи.

Презентуют модель.

Взаимодействие в групповом коллективе.

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику.

Прогнозируют развитие процессов в живых организмах.

Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые

действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

5-й этап. Рефлексия.

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели.

Участвуют в обсуждении.

Осознанно строят выводы.

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Рефлексируют.

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.

Осуществляют итоговый контроль.

6-й этап. Домашнее задание.

Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Воспринимают информацию, выбирают уровень.

Осознанно фиксируют информацию.

Схема-образец анализа урока по ФГОС.

№ п/п.

Этапы анализа.

Количество баллов.

Основные цели Наличие предметной, метапредметной, личностной целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.

Какие способы мотивации применяет педагог?

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? Ориентированность на стандарты нового поколения. Развитие УУД.

Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.

Содержание урока

Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.

Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).

Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

6.

Методика проведения урока

Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.

Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?

Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?

№ п/п

Этапы анализа

Коли

чество

баллов

Использование диалога в качестве формы общения. Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.

Наличие обратной связи между учеником и учителем. Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.

Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.

Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?

Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

Психологические моменты в организации урока Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?

Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой